Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федерация: понятие и виды



2015-12-04 345 Обсуждений (0)
Федерация: понятие и виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

1.Федерация: понятие и виды……………………………...……………………..3

2.Понятие и принципы федеративного устройства Российской Федерации….6

Практические задачи 1-3 ………………………………………………………..11

Список НПА и литературы…………………………………………….………..17

Федерация: понятие и виды

 

Под государственным устройством понимается полити­ко-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централиза­ции и децентрализации власти (соотношение между частя­ми и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую ок­раску в более крупных государствах[1].

Определение оптимальной формы государственного ус­тройства особенно важно для многонационального государ­ства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной на­циональности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные груп­пы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих наци­ональных групп. Каждая нация обладает своеобразным суве­ренитетом, который предполагает и решение вопроса о на­циональной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стре­мятся не допустить дискриминации и обеспечить себе сво­бодное развитие, а объединяющее их государство — исклю­чить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализа­ция. Цивилизованное государство заинтересовано в макси­мально возможной интеграции своего хозяйства при обеспе­чении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное эконо­мическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении. регионов. В наше время в "спокойных" странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

Унитарное государство — централизованное государ­ство, в котором законодательная, исполнительная и судеб­ная власти имеют единые высшие органы, функции кото­рых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в админист­ративно-территориальных единицах местного самоуправле­ния, которое в пределах своей компетенции действует са­мостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частя­ми этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государ­стве гражданство бесспорно признается единственным. Уни­тарное государство может быть многонациональным, на­пример Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку не­которые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Груп­пы граждан отдельных национальностей, организуя свои об­щины, не претендуют на автономию или собственную госу­дарственность[2].

Федеративное государство — это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание — политическое и правовое — весьма неоднородно. Сами фе­дерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов .формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федера­лизма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрали­зации управления ("горизонтальное разделение власти"), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие наро­ды, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя Л некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Кана­да, Индия), развивается кризис федерализма и. сильны се­паратистские тенденции[3].

Федеративные государства юридически закрепляют доб­ровольность объединения народов, но, как правило, не пре­дусматривают права выхода того или иного субъекта феде­рации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т.е. в неправовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ог­раничивают свою компетенцию в пользу федерации и при­знают высшую юридическую силу федеральной конститу­ции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными го­сударствами, хотя внутри них могут создаваться автоном­ные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государствен­ных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, не­редко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов[4].

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более Прочно в тех странах, где ликви­дирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором дости­жения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может исключить всех кризисов, раз­ногласий и различий в способах решения общегосударствен­ных проблем, но она, и особенно в крупных государствах создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

 

 



2015-12-04 345 Обсуждений (0)
Федерация: понятие и виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федерация: понятие и виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)