Понятие и принципы федеративного устройства Российской Федерации
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993, в ст. 1 провозгласила, что Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство, с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. В ст. 65 главы «Федеративное устройство» Конституция установила, что в составе РФ находятся 89 субъектов: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Алтайский край. Краснодарский край, Красноярский край, Приморский, край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область. Владимирская область. Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область. Ивановская область. Иркутская область. Калининградская область. Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область. Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область. Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область. Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область. Челябинская область, Читинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения; Еврейская автономная область; Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Федерация включает 32 весьма Неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода: 1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство; 2) республики — субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения; 3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства — Российской Федерации. Незавершенность процессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки, в которой принималась Конституция 1993 г., порождает асимметрию прав экономически неоднородных субъектов Федерации, которая часто приобретает национальную окраску. В дотациях и субвенциях из федерального бюджета допускается двадцатикратный и даже тридцатикратный разрыв. Неравенство прав и обязанностей порождает иждивенчество во взаимоотношениях многих субъектов с федеральной властью. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России. В 2000 г. Конституционный Суд РФ постановлением от 7 июня и определением от 27 июня дезавуировал суверенитет республик как не соответствующий Конституции РФ[5]. Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм. Государственная целостность гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только РФ, а не ее субъектам. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. В определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-0 «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» определяется[6]: 1. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, Помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает существование 2 уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ; Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе РФ, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в РФ который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве. Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете Предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ в целом. По смыслу Преамбулы, ст. 3, 4, 5, 15 (ч. 1), 65 (ч. 1), 66 и 71 (п. «б») Конституции РФ в их взаимосвязи, республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства. 2. Территориальное, единство - РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, на эту территорию распространяется суверенитет РФ. 3. Единство государственной власти - единство системы органов государственной власти - в соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В пределах единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. 4. Юридическое равноправие субъектов РФ - согласно ст. 5 Конституции РФ Россия состоит из равноправных субъектов РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие означает равные возможности в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Фактически различные субъекты РФ обладают различными политическими, экономическими правами. 5. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, законодатель имеет в виду не самоопределение их в виде собственного государства. Данный принцип федерализма понимает под понятием народ (население) субъект РФ как территориально-политическую общность. 6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами' государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип должен применяться при обязательном соблюдении принципов - конституционности, верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, равноправия субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ, баланса интересов Федерации и регионов, добровольности заключения договоров и соглашений, обеспеченности финансовыми, материально-техническими, природными, энергетическими и другими ресурсами. Задача № 1
Россию как федеративное государство характеризуют следующие признаки: двухпалатная структура парламента; верхняя палата отражает интересы территориальных единиц; изменение границ между субъектами РФ утверждает Совет Федерации; заключение договоров между Россией и ее субъектами о разграничении предметов ведения; субъекты РФ перечислены в ст.65 Конституции РФ; субъекты между собой равноправны; территория субъекта не изменяется без его согласия; субъекты РФ создают свою систему органов государственной власти; субъекты РФ имеют право на государственную атрибутику: герб, флаг, гимн; наличие в составе РФ субъектов разного типа; субъекты РФ имеют право на собственное законодательство; Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов. 1.Выберите признаки, необходимые и достаточные для утверждения: Россия – федеративное государство. 2.Сравните достоинства и недостатки симметричной и асимметричной федерации. 3.Сравните достоинства и недостатки территориального и национально-территориального подхода к построению федерации.
Решение 1.Выберите признаки, необходимые и достаточные для утверждения: Россия – федеративное государство. субъекты РФ перечислены в ст.65 Конституции РФ; субъекты между собой равноправны; заключение договоров между Россией и ее субъектами о разграничении предметов ведения; Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов. 2.Сравните достоинства и недостатки симметричной и асимметричной федерации. Каждая модель симметричной и асимметричной федерации имеет свои недостатки и достоинства. Теоретически симметричная федерация исходит из того, что все ее структурные составляющие являются субъектами и равноправны и это может способствовать снятию напряженности между федерацией и ее составными частями. Однако жесткое конкретно-практическое проведение этой идеи в жизнь способно привести к игнорированию интересов тех или иных этнических общностей и территориальных коллективов, которые сильно разнятся по своей численности, уровню развития и другим характеристикам. Симметрия может не учесть экономических, исторических и иных особенностей отдельных регионов. Асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей, из привилегий для одних и приниженного положения других. В этом ее огромный минус. Но в то же время она в определенной степени опирается на объективно существующие социально-экономические, исторические, этнические, географические и иные различия частей государства. В этом ее сильная сторона. Стремление игнорировать объективные факторы путем искусственного выравнивания правового статуса всех частей федерации в определенных условиях может принести только вред. 3.Сравните достоинства и недостатки территориального и национально-территориального подхода к построению федерации. Преувеличение роли национального момента в строительстве федерации может не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. Поэтому, например, в африканской Нигерии при создании федерации не только не учитывался национальный (племенной) фактор, а, напротив, штаты были созданы с расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам, чтобы ни в одном из них не доминировало какое-либо одно племя. Такой подход призван содействовать созданию единой нигерийской нации, чего вряд ли можно достигнуть путем «автономизации» племенных структур. Территориальный подход к федерации способствует укреплению государственности путем централизации, стимулирует процессы интеграции, единство гражданской общности. Он показал свою полезность в США, где были отвергнуты марксистские идеи создать негритянскую автономию на юге США, в так называемом Черном поясе. Территориальный подход не опирается на какой-то один постулат (национальную самобытность), а имеет многофакторный характер, позволяет учесть экономические, географические, исторические и иные данные. На практике – это комплексно-территориальный подход. Он может быть полезен в тех странах, где нации находятся в процессе становления, а размежевание территории по племенным перегородкам ведет к отчуждению народов. Этот подход тяготеет к излишней централизации, так как не учитывает коллективные права компактно проживающих национальных групп. Поэтому, реализуя территориальный подход, нельзя игнорировать коллективные права различных этносов, равно как и законные права и интересы всего народа, населения государства как целого. При территориальном подходе нужно учитывать как национальные интересы, так и социально-экономические факторы, исторические условия, вопросы коммуникаций, географические условия и др. Словом, территориальный подход должен быть действительно комплексным, что обеспечит жизнеспособность федеративного государства. В необходимых случаях территориальный подход к федерации должен быть дополнен культурно-национальной автономией. Она успешно осуществляется в Финляндии, Швеции, Норвегии. В Австрии в парламенте резервируются места для объединений, представляющие рассеянные национальные группы страны. Такой же принцип принят в соответствии с законом 1993 г. в постсоциалистической Венгрии. Возможности культурно-национальной автономии широки, она может иметь множество форм.
Задача № 2
В 19 республиках (из 21), в 29 областях (из 49) и 4 автономных округах (из 10) приняты конституционные акты, которые противоречат Конституции РФ. Из принятых субъектами РФ 26 тысяч нормативных актов 12 тысяч противоречат законодательству РФ. В некоторых субъектах РФ существуют нормы, регламентирующие деятельность органов судебной власти и прокуратуры. Другие претендуют на право ратификации международных договоров РФ, объявления военного положения, создания собственной таможни и т.п. 1.Могут ли субъекты РФ осуществлять указанные полномочия? 2.Предложите меры, необходимые для обеспечения соответствия Конституций, Уставов и законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству.
Решение 1.Могут ли субъекты РФ осуществлять указанные полномочия? Нет, не могут, т.к. субъекты РФ претендуют на полномочия высших государственных органов РФ, а именно на полномочия Государственной Думы и Совета Федерации в сфере ратификации международных договоров (ст.106 Конституции РФ[7]), на полномочия Президента РФ в сфере объявления военного положения (ч.1 ст.4 ФЗ «О военном положении»[8]). 2.Предложите меры, необходимые для обеспечения соответствия Конституций, Уставов и законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству. Первичным и необходимым условием для полноценного «обеспечения соответствия актов» является соответствующее качество «эталонного уровня», т.е. Конституции РФ и федеральных законов.
Задача № 3
Выберите из предложенных вопросов те, которые подлежат законодательному регулированию Томской области: определение размеров трансфертов, направляемых Томской области из фонда финансовой поддержки субъектов РФ; изменение границ Томской области; порядок обращения беженцев, зарегистрированных органом миграционной службы Томской области, в органы внутренних дел по вопросу о приобретении гражданства РФ; права и обязанности физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения драгоценными металлами; реорганизация таможенного управления Томской области, создание таможенных постов; регулирование тарифов на электроэнергию и тепловую энергию; установление налогов и сборов Томской области; избирательная система по выборам главы администрации Томской области; передача объекта из муниципальной собственности в собственность Томской области; использование атомной энергии на химкомбинате (г.Северск); слияние региональных управлений ФСБ и службы внешней разведки; переименование города Томск-7 в г.Северск; порядок передачи предприятий фармацевтической промышленности в муниципальную собственности; изменение границ Томского района; установление государственного образовательного стандарта по направлению «юриспруденция»; порядок реализации Закона РФ «О ветеранах»; порядок создания Уставного Суда Томской области. Обоснуйте свою позицию с точки зрения действующего законодательства.
Решение
реорганизация таможенного управления Томской области, создание таможенных постов; регулирование тарифов на электроэнергию и тепловую энергию; установление налогов и сборов Томской области; избирательная система по выборам главы администрации Томской области; использование атомной энергии на химкомбинате (г.Северск); слияние региональных управлений ФСБ и службы внешней разведки; переименование города Томск-7 в г.Северск; порядок передачи предприятий фармацевтической промышленности в муниципальную собственности; изменение границ Томского района. Все перечисленные полномочия отнесены к ведению субъектов РФ Конституцией РФ.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1953)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |