Регулирования отраслевого рынка в Российской Федерации
Система органов государственного регулирования отраслевого (например, фармацевтического) рынка в Российской Федерации построена с учетом федеративного устройства России. Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области фармацевтической деятельности установлено Конституцией, а также разделом II Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. На федеральном уровне система государственного регулирования фармацевтической деятельности представлена Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. Государственное регулирование в сфере химической, биотехнологической и медицинской промышленности осуществляет также Федеральное агентство по промышленности. Министерство здравоохранения и социального развития РФ(Мин-здравсоцразвития РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Правовой основой его деятельности являются постановления Правительства РФ от 06 апреля 2004 г. № 153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития РФ» и от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ». Минздравсоцразвития РФ разрабатывает проекты конституционных и федеральных законов, а также актов Президента и Правительства РФ по вопросам здравоохранения, включая фармацевтическую деятельность, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, а также самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере. В рамках правового регулирования Минздравсоцразвития РФ наделено следующими полномочиями: ♦ принимает квалификационные требования и номенклатуру специальностей фармацевтических работников; ♦ устанавливает порядок переподготовки и совершенствования профессиональных знаний фармацевтических работников и получения ими квалификационных категорий; ♦ принимает акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств; ♦ устанавливает порядок фармацевтической деятельности; ♦ устанавливает предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых исключаются некоторые меры контроля; ♦ принимает перечни должностей фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам; ♦ устанавливает порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам; ♦ устанавливает максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте; ♦ устанавливает форму бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их регистрации, учета, хранения, правила оформления; ♦ регламентирует порядок создания специальных комиссий для осуществления контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения; ♦ устанавливает порядок применения лекарственных и дезинфекционных средств, а также иммунобиологических препаратов, в том числе используемых за рубежом, и др.' В установленной сфере деятельности Минздравсоцразвития РФ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ. Минздравсоцразвития РФ возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Он несет личную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. У него есть заместители (в структуре Минздравсоцразвития РФ их предусмотрено четыре, в том числе один статс-секретарь — заместитель Министра), назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Министерства являются 12 департаментов по основным направлениям деятельности. В состав департаментов включаются отделы. Предельная численность работников центрального аппарата Министерства установлена в количестве 567 единиц. Под руководством Минздравсоцразвития РФ функционирует экспертный орган по вопросам эффективности, безопасности и рационального применения лекарственных средств — Фармакологический комитет,положение о котором утверждено приказом Минздравсоцраз-вития РФ от 20 июля 2004 г. № 35. По запросам Минздравсоцразвития РФ, а также находящихся в его ведении федеральных служб и агентств Фармакологический комитет осуществляет в пределах своей компетенции экспертизу проектов нормативных правовых актов в сфере обращения лекарственных средств. Он принимает рекомендации по следующим вопросам: ♦ эффективность и безопасность новых фармакологических веществ (специфическая активность и токсикологические свойства); ♦ медицинское применение новых оригинальных лекарственных средств, а также зарубежных лекарственных средств, ранее не применявшихся в РФ; ♦ внесение изменений в инструкции по медицинскому применению (новые показания, режим дозирования, пути введения, сведения о противопоказаниях к применению и побочных эффектах) лекарственных средств, зарегистрированных в РФ; ♦ исключение из государственного реестра лекарственных средств устаревших и малоэффективных препаратов; ♦ формирование перечней фармакотерапевтических групп лекарственных средств для включения в протоколы ведения больных, а также Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; ♦ перевод лекарственных средств в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача; ♦ отнесение лекарственных средств к Спискам наркотических средств и психотропных веществ, а также к спискам А и Б; ♦ совершенствование Правил лабораторной практики (GLP) и Правил клинической практики (GCP) в РФ. При Минздравсоцразвития РФ на постоянной основе функционируют Координационные советыпо противодействию распространению недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств на территории РФ и по совершенствованию порядка розничной торговли лекарственными средствами. Положения об указанных координационных советах утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ от 22 июня 2005 г. № 418 и от 09 декабря 2005 г. № 769. Минздравсоцразвития РФ координирует и контролирует деятельность Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития(Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Правовой основой ее деятельности являются постановления Правительства РФ от 06 апреля 2004 г. № 155 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» и от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития». Полномочия Рос-здравнадзора включают в себя: ♦ надзор за фармацевтической деятельностью и соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения; ♦ контроль производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности, оборота и порядка использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения; ♦ контроль проведения доклинических и клинических исследований лекарственных средств, а также выполнения правил лабораторной и клинической практики; ♦ лицензирование фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств (за исключением лекарственных средств для животных и кормовых добавок) и медицинской техники, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; ♦ выдачу разрешений на ввоз и вывоз лекарственных средств (применяемых в медицинских целях) на территорию (с территории) РФ, в том числе на ввоз незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований на территории РФ; ♦ разрешение на клинические исследования лекарственных средств, а также ведение перечня учреждений здравоохранения, имеющих право на их проведение; ♦ выдачу заключений о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям законодательства РФ при лицензировании; ♦ регистрацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; ♦ ведение государственного реестра лекарственных средств, а также государственного реестра цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; ♦ проведение аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств; ♦ проверку деятельности аптечных учреждений и организаций оптовой торговли лекарственными средствами, и др. В целях реализации указанных полномочий Росздравнадзор имеет право: ♦ беспрепятственно получать доступ на любое предприятие — производитель лекарственных средств и изымать образцы; ♦ снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля производства и качества лекарственных средств; ♦ запрещать производство и продажу уже произведенных лекарственных средств в случаях, предусмотренных правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств; ♦ запрещать рекламу лекарственных средств и предупреждать рекламодателя о необходимости ее изменения в случаях, предусмотренных законодательством РФ; ♦ принимать меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности с целью пресечения нарушений законодательства РФ. В установленной сфере деятельности Росздравнадзор не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Росздравнадзор возглавляет Руководитель, назначаемыйна должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ. Он несет личную ответственность за осуществление возложенных на Росздравнадзор задач и функций. У него есть заместители (в структуре Росздравнадзора их предусмотрено три), назначаемые и освобождаемые от должности по его представлению Министром здравоохранения и социального развития РФ. По ОСНОВНЫМ направлениям деятельности в структуре Росздравнадзора предусмотрено создание до 5 управлений. Предельная численность работников центрального аппарата установлена в количестве 131 человек, а работников его территориальных органов — 50 человек. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию(Росздрав) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, оказывающим государственные услуги и управляющим государственным имуществом всфере здравоохранения и социального развития. Правовой основой его деятельности являются постановления Правительства РФ от 06 апреля 2004 г. № 165 «Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» и от 30 июня 2004 г. № 325 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию». Полномочия Росздрава включают в себя: ♦ проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические (НИОКР), для государственных нужд в установленной сфере деятельности; ♦ осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП), федеральным государственным учреждениям (ФГУ) и казенным предприятиям, подведомственным ему; ♦ организация деятельности по профессиональной переподготовке и повышению квалификации фармацевтических работников; ♦ издание государственной фармакопеи; ♦ распределение в отношении организаций, подведомственных ему, квот на этиловый спирт, головную фракцию этилового спирта и спирт денатурированный, и др. В установленной сфере деятельности Росздрав не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю инадзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Росздрав возглавляет Руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития. Он несет личную ответственность за выполнение возложенных на Росздрав функций. У него есть заместители (в структуре Росздрава их предусмотрено четыре), назначаемые и освобождаемые от должности по его представлению Министром здравоохранения и социального развития РФ. По основным направлениям деятельности Росздрава в его структуре предусмотрено создание до 9 управлений. Предельная численность работников центрального аппарата Росздрава установлена в количестве 230 человек, а его территориальных органов — 20 человек. Федеральное агентство по промышленности(Роспром) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере химической, биотехнологической и медицинской промышленности. Оно находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ. Правовой основой его деятельности являются постановления Правительства РФ от 08 апреля 2004 г. № 190 «Вопросы Федерального агентства по промышленности» и от 16 июня 2004 г. № 285 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по промышленности». Полномочия Роспрома включают в себя: ♦ проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также проведение НИОКР для государственных нужд в установленной сфере деятельности; ♦ осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного ФГУПам, ФГУам и казенным предприятиям, подведомственным Роспрому; ♦ закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, а также распоряжение закрепленными за РФ правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; ♦ распределение инструментов и оборудования (находящихся под специальным контролем и использующихся для производства наркотических средств и психотропных веществ) по организациям, а также согласование их отпуска, реализации и приобретения. В установленной сфере деятельности Роспром не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Роспром возглавляет Руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра промышленности и энергетики. Он несет личную ответственность за выполнение возложенных на Роспром функций. У него есть заместители (в структуре Роспрома их предусмотрено пять), назначаемые и освобождаемые от должности по его представлению Министром промышленности и энергетики РФ. По основным направлениям деятельности Роспрома в его структуре предусмотрено создание до 16 управлений. Предельная численность работников центрального аппарата Роспрома установлена в количестве 495 человек. На уровне субъектов Российской Федерации система государственного регулирования фармацевтической деятельности представлена профильными министерствами (департаментами или комитетами),входящими в систему органов исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне (уровне муниципальных образований) система регулирования фармацевтической деятельности представлена профильными комитетами (отделами),входящими в систему органов исполнительной власти муниципальных образований. Органы общественного регулирования фармацевтической деятельности в РФ представлены профессиональными фармацевтическими организациями,формируемыми фармацевтическими работниками на добровольной основе для защиты своих корпоративных прав, развития фармацевтической практики, содействия научным исследованиям и решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью в сфере фармации, а также общественными советами при федеральных органах исполнительной власти(например, Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре). Правовой статус профессиональных фармацевтических организаций определен статьей 62 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Они принимают участие: ♦ в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм; ♦ в разработке стандартов качества медицинской и фармацевтической помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации фармацевтических работников, присвоении им квалификационных категорий; ♦ в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования идеятельности фондов обязательного медицинского страхования. Профессиональные фармацевтические ассоциации субъектов РФ также могут проводить проверки фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующие сертификаты специалистов, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |