Учебные материалы по теме «Основы профессиональной этики»
1. Особенностипрофессиональной этики сотрудника Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью их деятельности, определенной ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культура (эти понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимости постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом. Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин. 1. Современное общество, в том числе и деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы иприказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель. 2. Все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески — максимально результативно и с «человеческим лицом». 3. Функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, «от сих до сих», компенсируя это созданием видимости кипучей деятельности, а можно, как сказал поэт, «не знать ни зим, ни лет», а работать с максимальной отдачей, вызывая «огонь на себя», самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть. 4.В деятельности любого сотрудника правоохранительных органов обязательно наличествует элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативно-розыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны обшественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть. 5. Общеизвестно, что между правопослушным и преступным поведением пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность и где она духовно деформируется, прежде чем начинает совершать преступные деяния.Об этой деформации мы уже говорили выше, когда анализировали духовные барьеры, возникающие перед человеком, решившем стать на путь достижения цели путем свершения преступного деяния. Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика — область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэiяических норм, так и особых норм профессиональной морали, нося щах аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытую щих в данной профессиональной группе. При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют военнослужащие, медики, моряки, летчики, специалисты некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. dеоп — должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, а предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Профессиональная деонтологая — часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и нося щих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями. Достаточно выразительным примером деонтологических норм поведения и общения является Дисциплинарный устав, предписывающий строго обязательные нормы поведения и взаимоотношений, неисполнение которых влечет за собой скрупулезно разработанную систему взысканий вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 (п. «л») Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения. Соответственно к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований,состоящих в следующем: • разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга; • сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомошь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;
1.Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести — у себя и у других, совестл14вость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь. З. Отношение к Родине, обществу, государству, народу: патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность. Одно из главных требований, предъявляемых к сотруднику правоохранительньтх органов, — это требование гуманности и терпимости. Он должен постоянно помнить, что его деятельность подобна работе врача включает лечение и профилактику заболеваний. Разнипа лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работник правоохранительного органа — социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду, людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочувствие и желание оказать им помощь и поддержку. А первые? Разумеется, они должны быть преданы суду и понести наказание. Проще всего укрыться здесь за спасительной фразой: «Сам виноват». Но давайте продолжим наше сравнение. Так ли уж не виновен больной физически? Многие, очень многие болезни порождаются по вине заболевшего: алкоголь, никотин, беспорядочный образ жизни, несоблюдение режима, другие «излишества» в результате ослабление иммунитета организма, разрыв «слабого звена» и болезнь. Можно, конечно, сказать, что больной наказывает сам себя, а преступник — других, но и это не совсем верно. И больной наказывает других: родных и близких, вынужденных страдать от его заболевания и ухаживать за ним, генетически своих детей, которые рождаются ослабленными или больными, общество, которое должно тратить средства на его лечение, и т.д. Ипреступник тоже не рождается таковым, но становится им, причем немалую роль здесь играют общественные условия, окружающая среда. И наказывает он себя при этом, как и больной, ибо, обрекая себя на преступный образ жизни, он неизбежно будет вынужден претерпеть немало страданий. И ему, «социальному больному», при всем том негодовании, а порой ненависти и отвращении, которые он вызывает у обычных людей, так же, как и обычному больному, нужна человеческая доброта. доброта — тоже лекарство, и она может лечить порой даже эффективнее, чем самое суровое наказание. Могут сказать, что пример этот книжный, что в жизни все далеко не так «красиво и благородно», и это во многом будет верно. Но вместе с тем в реальной жизни существует немало случаев, когда доброта делала из бывших преступников людей и людей замечательных. Прочтите «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Там все правда, это просто художественное (замечательно интересное) изложение процесса перевоспитания бывших воров, проституток, хулиганов и пр. в достойных людей. Макаренко «лечил» их, причем лечил добротой. доброта эта бывала суровой, порой очень жесткой, но это была доброта и любовь к людям! И она дала прекрасные результаты — у Макаренко практически не было неудач. И если мы говорим, что врач — гуманная профессия, то не менее гуманной должна считаться профессия работника правоохранительных органов. Сотрудник органов должен быть гуманным, он должен любить людей, без этого качества, как и врач, он не может стать полноценным специалистом, да, порой ему приходится быть жестким, даже жестоким, но в этой жесткости — высшая доброта! Всякое профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов имеет моральную окрашенность.И если принимать это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже самое профессионально необходимое — такое, как, скажем, мужество, порождает не только результативность, но еще и подлинное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, непосредственно связанная с судьбами людей. Приведем в подтверж,дение этого еще один пример. Особого внимания заслуживает такое профессиональное качество, как справедливость. Пожалуй. это качество, и сопряженное с ним чувство являются наиболее трудным и в том смысле, что, вынося справедливое Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника.Она условно подразделяется на три уровня: • высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве с богатством нравственных чувств и практическим действием; • средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенными этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда руководством к действию, достаточно обостренным чувством добра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует воля для практической его реализации; • низкий уровень характеризуется несформированностью отдельных компонентов, поверхностными этическими знаниями, недисциплинированным поведением, относительно низкими моральными качествами, слабым развитием моральных чувств, неблагоприятным воздействием сотрудника на морально-психологический климат служебного коллектива. 2.Понятие, особенности Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это — узловые пункты человеческого познания. Категории этики представляют собой наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Это образования духовного, идеального порядка, которые существуют в оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть субъективное отражение нравственной стороны бытия, систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении. Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом уровне, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а естьи представление-индивида о том, что такое долг. Говоря о категориях этики. следует сказать о том, что они выполняют и некоторые «служебные» функции самой науки, являя собой: • бесконечные ступеньки познания морали как сферы общественных отношений; • форму движения, развития морального познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро (благо) и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий. Наличие необходимых благ — непременное условие существования общества и человека, их развития и совершенствования. Материальные блага — это прежде всего пища, одежда, жилье, средства передвижения и др. В качестве духовных благ выступают духовные ценности: познание, образование, предметы культурного потребления, нравственные ценности, красота и т.д. Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: • добро как моральное качество поступка; • добро как совокупность положительных принципов и норм морали; • добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; • добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т.д. Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качеству, поведению или поступку. Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр. Зло — категория этики, противоположная добру. Внем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянство, наркомания и т.п. Добро и зло являются самыми общими категориями этики. Вся деятельность людей происходит в границах добра и зла. Вследствие этого категории добра и зла выполняют методологическую функцию, ибо практически невозможно рассматривать другие этические категории иначе, как через призму этих самых общих категорий. Категории добра и зла находятся в тесной диалектической взаимозависимости и взаимосвязи. Не существует абсолютного добра и абсолютного зла. В каждом добром поступке можно обнаружить элементы зла и в каждом злом — хоть крошечную частицу добра. Более того, добро и зло могут меняться местами, не меняя при этом своего объективного содержания Следует подчеркнуть, что одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено и как добро и как зло. Убийство человека — само по себе зло. Но если в схватке сотрудников правоохранительных органов с бандитами последние были убиты, то это деяние получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо. Призывы к убийству людей с позиции общей нравственной нормы безнравственны и представляют зло. А вот статья Ильи Эренбурга под названием «Убей немца» во время Великой Отечественной Войныстала своеобразной программой действий для бойцов Красной Армии. Выше было сказано, что нет абсолютного добра или зла. Так, победа советского народа в Великой Отечественной войне — благо, но гибель многих миллионов людей ради ее достижения — зло. Не случайно говорят, что нет худа без добра, а добра без худа. Есть истина и в утверждении, что благими намерениями вымощена дорога в ад. для достижения благой цели часто приходится прибегать к компромиссам, выбирать меньшее зло. О проблеме морального выбора, т.е. выбора варианта действий, при котором зло будет наименьшим, пойдет речь впереди. Сейчас лишь необходимо подчеркнуть, что дело это весьма сложное и требует от исполнителей всестороннего рассмотрения и обоснования. Возьмем, например, проблему освобождения заложников. Вариантов здесь много. Можно пойти по пути выполнения требований преступников: выплатить им требуемую сумму денег, дать твердую гарантию сохранить им жизнь и т.п. Однако этот «наиболее легкий» путь является в то же время самым неэффективным и самым безнравственным, ибо только поощряет бандитов и провоцирует их на совершение подобных деяний и впредь. Есть путь уговоров, есть пугь освобождения силой, иногда удается добиться нужного результата хитростью. Но во всех случаях речь идет, прежде всего, о том, чтобы торжество добра было достигнуто меньшим злом. Объективным критерием добра всегда является реализация наиболее существенных интересов людей, достигаемая через гармонию личного и общественного. Конечно, решать эту задачу, как правило, весьма трудно, но к этому стремиться следует всегда. Категория добра как категория науки не во всем совпадает с обыденными представлениями о добре отдельных людей. Безусловно, наиболее общие представления о добре являются одинаковыми для абсолютного большинства людей (возьмем хотя бы десять библейских заповедей), но при всем том в мотивацяях конкретных поступков отдельных людей эти представления характеризуются широким разнообразием. Для определения истинности добра в этих случаях целесообразно ориентироваться на общественное мнение, являющееся как бы обобшенным представлением людей о добре. Именно эти обобщенные нравственные ценности лежат в основе юридических норм, именно здесь наиболее важные из них охраняются правовыми санкциями. И именно здесь происходит слияние морали и права, что дает основание утверждать: борьба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохранительных органов. Очень близко к категории добра примыкает категория справедливости. Справедливость — категория морального, правового, а также политического сознания. Предметом нашего рассмотрения является справедливость, прежде всего, как категория морального сознания. Она реализуется в системе нравственных отношений и повседневной моральной практике людей. Что касается служебной деятельности работников правоохранительных органов, то можно с полным основанием утверждать, что эта категория является ее базой, целью и смыслом. В самом обшем виде справедливость — это соответствие человеческих отношений, действий, поступков и т.д, моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние. Оно может проявляться в следуюших основных формах. 1.Между ролью отдельных людей, социальных групп, профессиональных образований и т.п. и их социальным положением. для подтверждения приведем такой пример. Социальная роль колхозного крестьянства в первые годы советской власти была чрезвычайно велика: оно было кормильцем страны, оно было основным источником средств для проведения индустриализадии, оно поставляло более половины молодых людей для службы в армии. Социальное же положение крестьянства было незавидным: оно находилось практически на положении крепостных. Колхозники были обязаны выработать определенное властями количество трудодней, им устанавливались обязательные поставки мяса, молока, яиц. шерсти и т.п., даже в тех случаях, когда никакой живности они не имели. Они не имели паспортов, а вознаграждение за труд им начислялось не деньгами, а трудоднями, которые после выплаты обязательных поставок государству зачастую имели грошовую ценность. Именно эта несправедливость и обусловила хроническое отставание сельского хозяйства, которое наша страна не может преодолеть до сих пор. Или другой пример. Роль учителей и врачей в жизни общества невозможно переоценить. Но в таком бедственном положении, в каком они оказались ныне, они не были даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Разумеется, и в этом случае говорить о справедливости не приходится. Следует добавить, что и социальное положение и материальное обеспечение работников силовых структур также не отвечает той ответственной роли, которую они выполняют в жизни общества и государства. И эта несправедливость по отношению к работникам «службы справедливости» является одной из основных причин правонарушений, совершаемых сотрудниками органов правопорядка. 2. Между преступлением и наказанием. Эту проблему сотрудникам правоохранитедьных органов приходится решать ежедневно и ежечасно. Возьмем для примера такую службу, как ГИБДД.Сотрудник этой службы имеет множество возможностей воздействовать на нарушителя ПДД — от доброжелательной укоризны до наложения штрафа или лишения водительских прав. Формальный подход в данном случае не выполняет своей главной — воспитательной роли и вызывает у нарушителя только элобу и раздражение. И, наоборот, когда мера воздействия справедлива, т.е. точно соответствует характеру нарушения с учетом личности водителя, то такое завершение инцидента не оставляет нехорошего осадка в душе ни у водителя, ни у сотрудника. З. Между достоинством людей и его признанием со стороны как граждан, так и представителей государства. Когда человек рассматривается не как цель, а как средство, когда он становится объектом манипулирования, когда бесчестные люди, полхалимы, пустозвоны. приспособленцы преуспевают, а достойных работников дискредитируют и унижают — такая несправедливость раскалывает и коллектив и общество в целом, ведет к противостоянию социальных групп, административных работников и населения. Справедливость, как и другие категории этики, — категория конкретно-историческая. Ее понимание, ее наполненность определяются как существующими условиями, так и близкой к ней категорией равенства. Близость этих категорий не означает их тождества. При наличии равенства в техили иных сферах жизни не всегда можно говорить о торжестве справедливости. В Средние века, например, признавалось равенство только представителей того или иного класса или социальной группы (те. по социальной принадлежности). И лишь такое равенство признавалось справедливым. Буржуазные революции раздвинули границы равенства до утверждения равенства между всеми людьми — прежде всего равенства перед законом. Принцип «свобода, равенство и братство» всех граждан был провозглашен впервые в «декларации прав и свобод человека и гражданина>, принятой в августе 1789 г., и был впоследствии положен в основу французской конституции. Позже он был в той или иной форме включен в конституции практически всех буржуазно-демократических государств. Однако неопровержимым фактом было и остается то, что до подлинной справедливости и равенства (даже перед законом) еще далеко. Так, знаменитый Билль о правах, принятый в США в 1791 г., не только провозглашал, но и гарантировал всем гражданам свободу слова, собраний, право на охрану личности, жилища и имущества, на скорый публичный суд и др. Тем не менее совсем недавно, еше на памяти ныне живуцих людей, чернокожие в этой стране рассматривались как люди Второго сорта. То же можно сказать о латиноамериканцах и о выходцах из Азии. Да и сейчас в возэрениях многих людей эти предрассудки еше живучи и реализуются в их поступках. Словом, декларированное равенство далеко не всегда и не сразу ведет к справедливости и гармонии. Обратимся к примерам из нашей российской действительности. Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина>. В ней почти в 50 статьях детально рассматриваются права и свободы, провозглашенные в нашей стране. «Все равны перед законом и судом’, — утверждается в п. 1 ст. 19. Но даже в прессе постоянно описываются случаи, когда сыновья высокопоставленных чиновников, да и сами эти чиновники или же те, кто сумел дать взятку следователю, прокурору, судье, уходили от карающей руки закона. В п. 2 ст. 59 записано: «Гражданин Российской федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законамя<>. Предполагается, что речь идет о всех гражданах страны. На самом же деле эта обязанность исполняется в основном детьми рабочих и крестьян. дети политической элиты, бизнесменов, банкиров, высшего слоя творческой интеллигенции под разными благовидными предлогами от службы в армии уклоняются. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами: • отражают ту сторону обшественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект: • носят оценочный, аксиологический характер, т.е. их можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порадочный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — непорядочный, бесчестный, беспринципный и пр.; • являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственныс требования общества с позиций сущего или должного; • авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований (принципов, норм, требований, правил и т.п.), базируются на силе общественного мнения или самосознании личности; • в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений. Категории этики объективны по содержанию и субъе
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |