Общая трудоемкость дисциплины составляет 4зачетные единицы 144часа для очного отделения, 135 часов для заочного отделения.
Вид учебной работы
Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
144/135* часа
Аудиторные занятия (всего)
72/10
В том числе:
Лекции
18/4
Семинары
54/6
Самостоятельная работа
72/125
В том числе:
Творческая работа (рефераты)
22/35
И другие виды самостоятельной работы
50/90
Виды промежуточного контроля
Тестирование, контрольная работа
Вид итогового контроля
Экзамен
* здесь и далее для заочного отделения
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единицы, _144_ часа.
№
п/п
Раздел
Дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Семинары
Подготовка Рефератов и тестов
Самостоятельная работа
Политология как наука
1/3
2/2
История политической мысли
1/3
4/2
Русская политическая мысль IX —XVIII веков
1/3
Русская политическая мысль XIX — начала XX века
1/3
Социальные основы политики
1/3
Тест (промежуточная аттестация) 7 неделя
Социальные субъекты политической власти
1/3
Политическая система общества и ее институты
1/3
2/2
Политические режимы
1/3
Государство как политический институт
1/3
Политические партии
1/3
Политические отношения и процессы
1/3
Политические отношения и процессы
1/3
Политическая культура и социализация
1/3
2/2
Современные политические идеологии
1/3
Политическое развитие и модернизация
1/3
Политическая деятельность и конфликты
1/3
Современный политический процесс в России
1/3
2/2
Тест (итоговая аттестация) 16 неделя
Мировая политика и международные отношения
Методы теоретической и прикладной политологии
Итого
Форма итогового контроля: экзамен.
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
4.2.1 Содержание лекционного курса
№
Наименование раздела, тем дисциплины
Содержание раздела дисциплины
Результат обучения, формируемые компетенции
Политология как наука: объект, предмет, метод, функции
Обыденное и научное восприятие мира политики. Принципы теоретического моделирования политики. Анализ и интерпретация данных. Соотношение политической теории и науки. Полисемантический характер политической науки. Объект и предмет политической науки. Историческая эволюция и современные особенности предмета политической науки. Проблема политических закономерностей. Исторические и логические этапы развития политической науки (К.Дойч). Исторические, региональные и цивилизационные особенности и традиции в изучении политики.
Общие и отличительные черты политической науки. Историческая логика познания политики и структура политического знания. Критерии дифференциации и систематизации политической науки. Система политических наук. Междисциплинарный характер изучения политических явлений. Соотношение нормативно-аксиологической и эмпирически-сциентистской сторон в исследовании политической жизни.
Теоретический и эмпирический уровни политологии. Фундаментальная и прикладная политология. Теории среднего уровня в политическом анализе. Функции политической науки. Политическая наука как учебная дисциплина.
Основные парадигмы как логико-теоретические модели концептуального истолкования политических явлений. Связь парадигм и методов научного анализа. Классификация методов исследования. Общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные методы. Качественные и количественные методы. Качественные методы: синхронно-компаративный, историко-сравнительный анализ политики и др. Эволюция и современные тенденции развития методологии политического анализа.
Методика изучения политики. Процедуры прикладного анализа, диагноза и прогнозирования развития политических ситуаций. Диагностика расстановки и соотношения социально-политических сил. Анализ процессов принятия государственных решений и экспертиза их последствий.
Знать: базовые понятия в структуре курса, общие и отличительные черты политической науки
Уметь: определять теории среднего уровня в политическом анализе, основные парадигмы как логико-теоретические модели концептуального истолкования политических явлений.
Владеть: общенаучными, социально-гуманитарными и специально-научными методами. Качественными и количественными методами. Методикой изучения политики. Процедурами прикладного анализа, диагноза и прогнозирования развития политических ситуаций. Диагностикой расстановки и соотношения социально-политических сил.
Политическая жизнь и властные отношения.
Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Сущность и структура политики. Происхождение политики. Социальные интересы и их политическое выражение. Политика как процесс социального регулирования, определения коллективных целей и мобилизации человеческих ресурсов для их достижения. Власть как основополагающий атрибут политических отношений. Структура и функции политики. Относительная самостоятельность политической сферы. Основные теоретические подходы в объяснении происхождения и сущности политики. Теологический подход. Натуралистический подход: геополитика, биополитика, политическая демография, психологизаторская интерпретация политики. Социальный подход: политика и экономика, политика и право, политика и культура. Рационалистический подход: конфликтная и консенсусная трактовка политики. Политические отношения в обществе и их главные субъекты. Политика как деятельность государства. Политика как результат функционирования политической системы. Границы политики в обществе. Гражданское общество и государство. Этапы формирования концепции гражданского общества. Структура гражданского общества. Конституционализм как система взаимодействия гражданского общества и государства. Социальные функции политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.
Знать:основные парадигмы политической науки, основные теоретические подходы в объяснении происхождения и сущности политики.
Уметь:анализировать политическую систему и политические отношения в обществе. Определять принципы функционирования гражданского общества.
Владеть:Применять знания парадигм и теоретических подходов для оценки системы взаимодействия гражданского общества и государства. Методами определения эффективности политической системы.
История политических учений, современные политологические школы
Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Современное отношение к истории политических учений. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики. Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Религиозная концепция как основное содержание политической мысли средних веков.
Создатели христианско-политической теории европейского Средневековья (Августин, Аквинский). Эпоха Возрождения. Противопоставление политики богословию. Взаимосвязь политики, морали и религии. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). Политические концепции Средних веков, эпохи Возрождения и реформации. (Аврелий, Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли). Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля.
Политические концепции Нового и Новейшего времени (Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и А. Гамильтон, И. Кант, К. Маркс.) Политические теории марксизма и западно-европейской социал–демократии. Многообразие политических концепций XX века. Теория элит В.Парето. “Трактат общей социологии Концепция политического класса Г.Моска. “Основы политической науки”. В обществе правит “ничтожное меньшинство” в виде правящего (руководящего) “политического класса”. Власть всегда переходит от одного политического класса (меньшинства) к другому политическому классу (меньшинству), но никогда - к большинству. Выборы - способ обновления политического класса. “Железный закон олигархии"” Р.Михельса. “Социология партийных организаций в современной демократии”. Теория “заинтересованных групп” А.Бентли. “Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений”.
Теория бюрократии М.Вебера. “Политика как призвание и профессия”. Идея технократии Г.Скотта. “Революция менеджеров” Дж.Бернхема. Концепции технократии Д.Белла (“Наступление постиндустриального общества”) и технодемократии М.Дюверже. Теория демократии и полиархии Р.Даля. “Введение в теорию демократии”, “Полиархия”. Плюралистическая основа демократии. Полиархия как “управление государством или городом многими, в противоположность монархии”. Конфликтология Р.Дарендорфа. “Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе”.
Знать: периодизацию истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности, создателей христианско-политической теории европейского Средневековья (Августин, Аквинский). Эпоху Возрождения. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо).
Уметь: анализировать и систематизировать политические концепции Нового и Новейшего времени (Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и А. Гамильтон, И. Кант, К. Маркс.) Политические теории марксизма и западно-европейской социал–демократии.
Владеть: способностью анализа исторических источников и теорий.
Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
Образование русской государственности и принятие христианства на Руси. Византия и Русь: два типа духовности “Слово о законе и благодати” Иллариона. “Повесть временных лет”. Традиции древнерусских “народоправств”.
Политическая мысль периода образования и укрепления Русского централизованного государства. Петровские реформы и их теоретическое обоснование (В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков). Просветительская мысль в России во второй половине ХVШ века.
Конституционные проекты конца ХVШ – первой половины Х1Х вв. (М. Сперанский, декабристы). Полемика западников и славянофилов, либералов и консерваторов. Проблема русского пути (П. Чаадаев, А. Пушкин). Концепция “Русской идеи”. Земское движение и идеи либеральной демократии.
Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). Политико-религиозные концепции (Н. Бердяев, В. Соловьев). Развитие социалистических идей Г. Плехановым, В. Лениным.
Социально-политическое творчество Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Веховское и сменовеховское течения. Политическая мысль советского периода и российской эмиграции. Политические идеологии современной России.
Знать: периодизацию истории становления и развития политической мысли России (В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков, П. Чаадаев, А. Пушкин, М. Бакунин, П. Кропоткин) концепции, Н. Бердяев, В. Соловьев).
Уметь:анализировать и систематизировать политические концепции Нового и Новейшего времени (политическая мысль советского периода и российской эмиграции. Политические идеологии современной России).
Владеть: способностью анализа исторических источников и теорий.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Противоречивый характер отношения государства к организациям гражданского общества.
Понятие государства, его признаки, структура и функции. Типология государств. Политическое, полицейское, правовое и социальное государство. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Основные теории происхождения государства. Современное российское государство: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Понятие гражданского общества, его признаки, структура и функции. Истоки формирования и условия функционирования. Формы воздействия гражданского общества на государство. Способы контроля и поддержки организаций гражданского общества со стороны государства. Динамика отношений гражданского общества и государства. Особенности становления гражданского общества в России и основные каналы его воздействия на власть. Современное российское государство: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Современное российское государство: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Противоречивый характер отношения государства к организациям гражданского общества.
Знать: понятие государства, его признаки, структура и функции. Типологию государств. Виды государств. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Уметь: анализировать условия формирования современного российского государства: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции.
Владеть: способностью к оценке особенностей развития гражданского общества в России, в т.ч. противоречивого характера отношений государства и организаций гражданского общества.
Институциональные аспекты политики. Государство как политический институт
Природа и сущность государства. Теории происхождения государства. Два подхода к пониманию государства: философско-юридический и историко-социологический. Признаки государства. Функции государства: внутренние, внешние. Структура государственной власти. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Механизм "сдержек и противовесов".
Государство как институт, воплощающий принципы стабильности и изменений. Место государства в политической системе общества. Исторические типы государств. Тенденции развития современных государств.Формы правления: монархия, республика. Монархические формы правления: абсолютная, дуалистическая, парламентская монархии. Политическая роль монарха в современных демократических государствах. Республиканские формы правления: президентская, парламентская республики.
Специфика отношений между главой государства, правительством и парламентом в различных типах республик.Формы территориально-политической организации государства: унитаризм, федерализм. Особенности унитарного государства. Децентрализованное унитарное государство, "государство автономий". Соблюдение региональных, этнических, культурных интересов в условиях унитарного государства. Особенности федеративного государства. История федерализма. Симметричная и асимметричная федерация. Территориальный и национальный принципы устройства федеративного государства. Разграничение предметов ведения и властных полномочий между федерацией и ее субъектами. Конфедерация как союз государств.
Знать: Природа и сущность государства. Теории происхождения государства, подходы к пониманию государства. Функции государства.
Уметь: анализировать место государства в политической системе общества. Исторические типы государств. Тенденции развития современных государств.
Владеть: способностью определятьспецифику отношений между главой государства, правительством и парламентом в различных типах республик, формы территориально-политической организации государства, особенности унитарного, федеративного и конфедеративного государства.
Политическая власть. Политическая система общества.
Исторические особенности формирования воззрений на власть. Потестарная этнография и антропология о происхождении власти. Натуралистические, психологические, иррациональные и культурологические подходы в кратологии (науке о власти). Основные современные – реляционистские, волевые, иструментально-силовые (Д. Картрайт, П. Блау, Дж. Ронг, Б. Рассел) и структурно-функциональные, системные концепции власти (Д. Истон, Ф. Энгельс, М. Фуко, К. Дойч) концепции власти. Западные, восточные и российские традиции в изучении политической власти. Категории политической власти и влияния. Понятия политической воли и силы. Конфликтное и коммуникативное понимание властных отношений и общения. Политическая власть как механизм коммуникации и конструирования социальных отношений.
Понятие политической системы и ее основное назначение. Взаимосвязь политической системы с экономической, социальной и духовной сферами общества. Структура политической системы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая подсистемы.
Функции политической системы. Типология политических систем: традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Открытые и закрытые политические системы. Англо-американская и континентально-европейская политические системы. Тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Знать: Основные современные – реляционистские, волевые, иструментально-силовые (Д. Картрайт, П. Блау, Дж. Ронг, Б. Рассел) и структурно-функциональные, системные концепции власти (Д. Истон, Ф. Энгельс, М. Фуко, К. Дойч) концепции власти. Западные, восточные и российские традиции в изучении политической власти.
Уметь: анализировать структуру политической системы, конфликтное и коммуникативное понимание властных отношений и общения. Политическая власть как механизм коммуникации и конструирования социальных отношений.
Владеть: способностью соотносить определенное государство к типологии политических систем: традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Определять открытые и закрытые политические системы. Англо-американская и континентально-европейская политические системы. Тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Политические режимы: сущность, виды, признаки.
Политический режим как функциональная характеристика политической системы общества. Исторические типологии политических режимов. Критерии классификации современных политических режимов: степень развития в обществе демократических прав и свобод личности, принципы легитимности власти, порядок рекрутирования политической элиты, характер партийной системы. Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Демократия: понятие и исторические формы. Теории демократии: либерально-плюралистическая, консервативно-элитарная, концепция партиципаторной демократии. Теория полиархии Р. Даля. Основные элементы демократического режима: равенство, справедливость, власть большинства и ее ограничение, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, плюрализм. Прямая и представительная демократия. История представительных учреждений. Содержание и формы парламентаризма. Свободный мандат депутата. Природа и разновидности референдумов. Диктатура: понятие и исторические формы. Диктаторские политические режимы как результат запоздалой модернизации. Идейные истоки и социальные корни тоталитаризма. Признаки тоталитарного режима. Тоталитарное государство и общество: особенности взаимодействия. Правый и левый тоталитаризм: общее и особенное. Черты коммунистической, нацистской, фашистской разновидностей тоталитаризма. Авторитаризм как форма политической власти. Типы авторитарного режима. Проблемы легитимности и эффективности авторитарной системы правления. Современный политический режим в России: основные тенденции функционирования.
Знать: критерии классификации современных политических режимов: степень развития в обществе демократических прав и свобод личности, принципы легитимности власти, порядок рекрутирования политической элиты, характер партийной системы. Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Уметь: анализировать теории демократии: либерально-плюралистическая, консервативно-элитарная, концепция партиципаторной демократии. Теория полиархии Р. Даля.
Владеть:способностью выявлять проблемы легитимности и эффективности систем правления. Особенности современного политического режима в России: основные тенденции функционирования.
Политические партии и движения, электоральные системы. Политические организации и движения.
Сущность политических партий, ее основные признаки и отличия от других общественных организаций. Авангардные, парламентские, массовые партии, партии-клубы. Консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические и другие партии. Основные идеологические течения современности. Либерализм и неолиберализм, их характерные черты и история возникновения. Консерватизм и неоконсерватизм, социализм и социал-демократизм. Различные модели социализма. Фашизм и его реакционные черты. Национальные идеологии. Политическая психология и политическое поведение. Основные типы политического поведения и необходимость его регуляции.
Правовая институционализация политических партий. Статус партии. Типология партийных систем. Функции партии в условиях тоталитарной и демократической партийности: международный и российский опыт. Взаимоотношения партий с политическими институтами и общественными организациями. Понятие избирательной системы. Типы избирательных систем мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Российская избирательная система. Референдум как механизм непосредственной демократии. Сущность и функции общественных организаций. Политические, социально-экономические и культурные основы возникновения и деятельности общественных организаций. Профсоюзные, молодежные, женские, общедемократические и другие организации. Неформальные организации. Народные фронты, их своеобразие, цели и перспективы. Общественно-политические организации в России. Понятие политической идеологии и ее основные функции. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический и актуализированный.
Знать: сущность политических партий, ее основные признаки и отличия от других общественных организаций. Основные идеологические течения современности.
Уметь: анализировать основные типы политического поведения и необходимость его регуляции. Определять правовую институционализацию политических партий.
Владеть: способностью к выделению и оценке деятельности профсоюзных, молодежных, женских, общедемократических и других организаций. Неформальных организаций. Общественно-политические организации в России – их своеобразие, цели и перспективы.
Политические отношения и процессы.
Понятие политических отношений, их субъекты и объекты. Политические процессы. Консерватизм и революционаризм. Достоинства и недостатки революции, как политического процесса. Реформа и ее особенности. Индивидуальное, коллективное и массовое политическое поведение. "Конвенциональное" политическое поведение как легитимное и соответствующее принятым нормам. Участие в политических выборах. Участие в работе партий, общественных движений, политических клубов и организуемых ими политических кампаниях. Участие в политической жизни общины. Контакты с официальными лицами на локальном и иных уровнях. "Неконвенциональное" политическое поведение как не имеющее широкого распространения и отвергаемое значительной частью общества по моральным, религиозным или иным соображениям. Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти. Понятие “Политический интерес”. Характерные особенности. Механизм реализации (формы политического поведения): политическое участие и политическая действительность. Классификация политических интересов. Политический процесс: понятие, основные этапы, режимы существования. Структура. Формы демократического политического процесса.
Знать: понятие политических отношений, их субъекты и объекты. Политические процессы. Консерватизм и революционаризм. Достоинства и недостатки революции, как политического процесса. Реформа и ее особенности.
Уметь: относить к определенному виду поведение: 1)"Конвенциональное" политическое поведение как легитимное и соответствующее принятым нормам. Участие в политических выборах. 2)"Неконвенциональное" политическое поведение как не имеющее широкого распространения и отвергаемое значительной частью общества по моральным, религиозным или иным соображениям.
Владеть: способностью к выделению политического процесса, его характерных особенностей. Обоснованию механизмов реализации через политическое участие и политическая действительность.
Политические конфликты и способы их разрешения.
Политические конфликты и компромиссы. Политический нейтралитет. Уровни и объекты политического консенсуса. Природа социального конфликта. Классификация социальных конфликтов. Специфика политических конфликтов. Сфера и масштабы кризисов. Позитивные и негативные функции политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных ситуаций. Значение анализа и оценки политического конфликта. Конфронтация, компромиссы, консенсус. Пути разрешения конфликтов, вызванных нарушением прав человека. Этнические конфликты. Типология этнических конфликтов по уровням, масштабам, остроте, сфере развития. Процессы суверенизации и интеграции – две тенденции в развитии этнонациональных отношений. Юридическое и фактическое неравенство этносов и пути его преодоления. Исторические уроки причин обострения межэтнических отношений в России. Роль демократических процедур и институтов в создании конституционно-правового механизма разрешения межэтнических конфликтов. Прогнозирование межэтнических конфликтов. Вооруженные силы и межнациональные конфликты. Пути оптимизации национально-государственных отношений в Российской Федерации.
Знать: природу социального конфликта. Классификацию социальных конфликтов. Специфику политических конфликтов. Сферу и масштабы кризисов. Позитивные и негативные функции политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов.
Уметь: анализировать пути разрешения конфликтов, вызванных нарушением прав человека. Определять этнические конфликты. Относить действующие конфликты к типологии этнических конфликтов по уровням, масштабам, остроте, сфере развития.
Владеть: способностью к прогнозированию межэтнических конфликтов. Определению путей оптимизации национально-государственных отношений в Российской Федерации.
Политические технологии и политический менеджмент. Политическая модернизация.
Принципы построения и технологии проведения предвыборной борьбы. Выборы (с точки зрения технологий) как крупное предприятие, в котором задействовано значительное количество людских, финансовых и организационных ресурсов. Формирование стратегии избирательной кампании как многовариантной модели поведения кандидатов и их команд. Требования, предъявляемые к команде кандидата и его предвыборной программе (платформе). Место и функции выборов в базовом политическом процессе. Типология выборов в зависимости от отношения органов власти к общественному мнению. Выборы как политический рынок. Методология анализа предвыборной ситуации: исследование политических ценностей и ориентации различных социальных групп и общностей, анализ данных прошлых выборов: геодемографический анализ и исследование предпочтений избирателей.
Политическая модернизация как переход от традиционной политической системы к современной: структурное и политико-культурное измерения. Основные теоретические подходы в объяснении природы и содержания политических изменений. Критерии политической модернизации: структурная дифференциация политической системы, автономия ее подсистем, рационализация политической культуры общества. Действие принципа функциональной эквивалентности. Способность политической системы к инновации, мобилизации, выживанию как показатель степени ее мобилизации. Консервативная и либеральная модели политической модернизации. Роль политической элиты в осуществлении модернизации общества. Типы модернизаторских элит. Политическая модернизация диктаторских режимов в XX в. Теория "третьей волны" С. Хантингтона. Основные этапы перехода от диктатуры к демократии: либерализация, демократизация, консолидация демократии. Особенности перехода к демократии от авторитарного и тоталитарного режимов. Противоречия и кризисы процесса политической модернизации. Кризис легитимности режима на уровне элит и на уровне масс. Пути преодоления кризиса легитимности, проблема "перехода лояльности". Кризис участия, тенденции взаимодействия власти и оппозиции. Кризис социального регулирования.
Знать: Место и функции выборов в базовом политическом процессе. Типология выборов в зависимости от отношения органов власти к общественному мнению. Формирование стратегии избирательной кампании как многовариантной модели поведения кандидатов и их команд. Требования, предъявляемые к команде кандидата и его предвыборной программе (платформе).
Уметь: Методология анализа предвыборной ситуации: исследование политических ценностей и ориентации различных социальных групп и общностей, анализ данных прошлых выборов: геодемографический анализ и исследование предпочтений избирателей.
Владеть: способностью к выявлению противоречий и кризисов процесса политической модернизации. Определению кризиса легитимности режима на уровне элит и на уровне масс. Выделению путей преодоления кризиса легитимности, проблема "перехода лояльности". Определению кризиса участия, выявления тенденций взаимодействия власти и оппозиции. Определению кризиса социального регулирования.
Политическая элита и политическое лидерство
Понятие “элита” и “политическая элита”. Политическая элита как необходимое структурное звено в механизме политической власти. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основные черты политической элиты и ее структура. Социальная представительность и результативность политических элит.
Функции политической элиты. Понятие “властвующая элита”. Структура властвующей элиты: политическая, экономическая, судебно-правовая элита, идеологическая, культурная, научная, инженерно-техническая, военная и др. Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты. Взаимодействие экономической и политической элит. Политическая элита современной России.
Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты и типы. Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль правовых норм в его предотвращении.
Структура лидерства: индивидуальные черты лидера, ресурсы или инструменты, которыми он располагает и ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Теории черт, ситуационная концепция, теория конституентов и психологические концепции лидерства. Типология политических лидеров по Роберту Такеру: консерваторы, реформаторы, революционеры. Авторитарные, демократические и харизматические лидеры. Функции лидера. Тенденции развития политического лидерства.
Знать: понятие “элита” и “политическая элита”. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основные черты политической элиты и ее структура Функции политической элиты.
Уметь: анализировать природу и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Давать оценку политическим лидерам, выделяя их отличительные черты и типы.
Владеть: способностью к соотнесению индивидуальных черт лидера, ресурсов или инструментов, которыми лидер располагает и ситуацию, в которой он действует к теориям: черт, ситуационной концепции, теории коиконституентов и психологических концепций лидерства. Определению тенденций развития политического лидерства.
Социокультурные аспекты политики: политическая культура и политическая социализация.
Политическая культура: понятие; структура; типология; характерные черты. Функции политической культуры: познавательная; нормативно-целостная; воспитательная; интегративная; регулятивная; защитная; коммуникативная; прогностическая. Классификация политической культуры: по уровню общности, по отношению к власти. Субъекты формирования политической культуры общества: государство; политические партии и общественные организации; церковь, армия; средства массовой информации; общественно-политические академические институты; неформальные движения.
Особенности политической культуры в современной России: слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие; предрасположенность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов; подданническое отношение к власти; заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам; низкая компетентность в управлении делами общества и государства; правовой нигилизм; неразвитость гражданских позиций.
Политическая социализация как процесс формирования политической культуры личности и общества. Основные теории политической социализации. Общественные институты политической социализации. Явная и скрытая, первичная
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...