Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом



2015-12-04 336 Обсуждений (0)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая трудоемкость дисциплины составляет 4зачетные единицы 144часа для очного отделения, 135 часов для заочного отделения.

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины 144/135* часа
Аудиторные занятия (всего) 72/10
В том числе:  
Лекции 18/4
Семинары 54/6
Самостоятельная работа 72/125
В том числе:  
Творческая работа (рефераты) 22/35
И другие виды самостоятельной работы 50/90
Виды промежуточного контроля Тестирование, контрольная работа
Вид итогового контроля Экзамен

* здесь и далее для заочного отделения

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единицы, _144_ часа.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Подготовка Рефератов и тестов Самостоятельная работа  
Политология как наука 1/3   2/2  
История политической мысли 1/3     4/2    
Русская политическая мысль IX —XVIII веков 1/3        
Русская политическая мысль XIX — начала XX века 1/3      
Социальные основы политики 1/3       Тест (промежуточная аттестация) 7 неделя
Социальные субъекты политической власти 1/3    
Политическая система общества и ее институты 1/3   2/2    
Политические режимы 1/3        
Государство как политический институт 1/3    
Политические партии 1/3        
Политические отношения и процессы 1/3    
Политические отношения и процессы 1/3        
Политическая культура и социализация 1/3   2/2    
Современные политические идеологии 1/3        
Политическое развитие и модернизация 1/3    
Политическая деятельность и конфликты 1/3        
Современный политический процесс в России 1/3   2/2 Тест (итоговая аттестация) 16 неделя
Мировая политика и международные отношения          
Методы теоретической и прикладной политологии        
  Итого      

 

Форма итогового контроля: экзамен.

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

4.2.1 Содержание лекционного курса

Наименование раздела, тем дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Политология как наука: объект, предмет, метод, функции Обыденное и научное восприятие мира политики. Принципы теоретического моделирования политики. Анализ и интерпретация данных. Соотношение политической теории и науки. Полисемантический характер политической науки. Объект и предмет политической науки. Историческая эволюция и современные особенности предмета политической науки. Проблема политических закономерностей. Исторические и логические этапы развития политической науки (К.Дойч). Исторические, региональные и цивилизационные особенности и традиции в изучении политики. Общие и отличительные черты политической науки. Историческая логика познания политики и структура политического знания. Критерии дифференциации и систематизации политической науки. Система политических наук. Междисциплинарный характер изучения политических явлений. Соотношение нормативно-аксиологической и эмпирически-сциентистской сторон в исследовании политической жизни. Теоретический и эмпирический уровни политологии. Фундаментальная и прикладная политология. Теории среднего уровня в политическом анализе. Функции политической науки. Политическая наука как учебная дисциплина. Основные парадигмы как логико-теоретические модели концептуального истолкования политических явлений. Связь парадигм и методов научного анализа. Классификация методов исследования. Общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные методы. Качественные и количественные методы. Качественные методы: синхронно-компаративный, историко-сравнительный анализ политики и др. Эволюция и современные тенденции развития методологии политического анализа. Методика изучения политики. Процедуры прикладного анализа, диагноза и прогнозирования развития политических ситуаций. Диагностика расстановки и соотношения социально-политических сил. Анализ процессов принятия государственных решений и экспертиза их последствий. Знать: базовые понятия в структуре курса, общие и отличительные черты политической науки Уметь: определять теории среднего уровня в политическом анализе, основные парадигмы как логико-теоретические модели концептуального истолкования политических явлений. Владеть: общенаучными, социально-гуманитарными и специально-научными методами. Качественными и количественными методами. Методикой изучения политики. Процедурами прикладного анализа, диагноза и прогнозирования развития политических ситуаций. Диагностикой расстановки и соотношения социально-политических сил.  
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики Сущность и структура политики. Происхождение политики. Социальные интересы и их политическое выражение. Политика как процесс социального регулирования, определе­ния коллективных целей и мобилизации человеческих ресурсов для их дос­тижения. Власть как основополагающий атрибут политических отношений. Структура и функции политики. Относительная самостоятельность поли­тической сферы. Основные теоретические подходы в объяснении происхождения и сущ­ности политики. Теологический подход. Натуралистический подход: геополитика, биополитика, политическая демография, психологизаторская интерпретация политики. Социальный подход: политика и экономика, политика и право, политика и культура. Рационалистический подход: конфликтная и консенсусная трактовка политики. Политические отношения в обществе и их главные субъекты. Политика как деятельность государства. Политика как результат функционирова­ния политической системы. Границы политики в обществе. Гражданское общество и государство. Этапы формирования концепции гражданского общества. Структура гражданского общества. Конституционализм как сис­тема взаимодействия гражданского общества и государства. Социальные функции политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни. Знать:основные парадигмы политической науки, основные теоретические подходы в объяснении происхождения и сущ­ности политики. Уметь:анализировать политическую систему и политические отношения в обществе. Определять принципы функционирования гражданского общества. Владеть:Применять знания парадигм и теоретических подходов для оценки системы взаимодействия гражданского общества и государства. Методами определения эффективности политической системы.
История политических учений, современные политологические школы Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Современное отношение к истории политических учений. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики. Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Религиозная концепция как основное содержание политической мысли средних веков. Создатели христианско-политической теории европейского Средневековья (Августин, Аквинский). Эпоха Возрождения. Противопоставление политики богословию. Взаимосвязь политики, морали и религии. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). Политические концепции Средних веков, эпохи Возрождения и реформации. (Аврелий, Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли). Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля. Политические концепции Нового и Новейшего времени (Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и А. Гамильтон, И. Кант, К. Маркс.) Политические теории марксизма и западно-европейской социал–демократии. Многообразие политических концепций XX века. Теория элит В.Парето. “Трактат общей социологии Концепция политического класса Г.Моска. “Основы политической науки”. В обществе правит “ничтожное меньшинство” в виде правящего (руководящего) “политического класса”. Власть всегда переходит от одного политического класса (меньшинства) к другому политическому классу (меньшинству), но никогда - к большинству. Выборы - способ обновления политического класса. “Железный закон олигархии"” Р.Михельса. “Социология партийных организаций в современной демократии”. Теория “заинтересованных групп” А.Бентли. “Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений”. Теория бюрократии М.Вебера. “Политика как призвание и профессия”. Идея технократии Г.Скотта. “Революция менеджеров” Дж.Бернхема. Концепции технократии Д.Белла (“Наступление постиндустриального общества”) и технодемократии М.Дюверже. Теория демократии и полиархии Р.Даля. “Введение в теорию демократии”, “Полиархия”. Плюралистическая основа демократии. Полиархия как “управление государством или городом многими, в противоположность монархии”. Конфликтология Р.Дарендорфа. “Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе”. Знать: периодизацию истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности, создателей христианско-политической теории европейского Средневековья (Августин, Аквинский). Эпоху Возрождения. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). Уметь: анализировать и систематизировать политические концепции Нового и Новейшего времени (Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и А. Гамильтон, И. Кант, К. Маркс.) Политические теории марксизма и западно-европейской социал–демократии. Владеть: способностью анализа исторических источников и теорий.
Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Образование русской государственности и принятие христианства на Руси. Византия и Русь: два типа духовности “Слово о законе и благодати” Иллариона. “Повесть временных лет”. Традиции древнерусских “народоправств”. Политическая мысль периода образования и укрепления Русского централизованного государства. Петровские реформы и их теоретическое обоснование (В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков). Просветительская мысль в России во второй половине ХVШ века. Конституционные проекты конца ХVШ – первой половины Х1Х вв. (М. Сперанский, декабристы). Полемика западников и славянофилов, либералов и консерваторов. Проблема русского пути (П. Чаадаев, А. Пушкин). Концепция “Русской идеи”. Земское движение и идеи либеральной демократии. Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). Политико-религиозные концепции (Н. Бердяев, В. Соловьев). Развитие социалистических идей Г. Плехановым, В. Лениным. Социально-политическое творчество Ф. Достоевского и Л. Толстого. Веховское и сменовеховское течения. Политическая мысль советского периода и российской эмиграции. Политические идеологии современной России. Знать: периодизацию истории становления и развития политической мысли России (В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков, П. Чаадаев, А. Пушкин, М. Бакунин, П. Кропоткин) концепции, Н. Бердяев, В. Соловьев). Уметь:анализировать и систематизировать политические концепции Нового и Новейшего времени (политическая мысль советского периода и российской эмиграции. Политические идеологии современной России). Владеть: способностью анализа исторических источников и теорий.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Противоречивый характер отношения государства к организациям гражданского общества. Понятие государства, его признаки, структура и функции. Типология государств. Политическое, полицейское, правовое и социальное государство. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Основные теории происхождения государства. Современное российское государство: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Понятие гражданского общества, его признаки, структура и функции. Истоки формирования и условия функционирования. Формы воздействия гражданского общества на государство. Способы контроля и поддержки организаций гражданского общества со стороны государства. Динамика отношений гражданского общества и государства. Особенности становления гражданского общества в России и основные каналы его воздействия на власть. Современное российское государство: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Современное российское государство: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Противоречивый характер отношения государства к организациям гражданского общества. Знать: понятие государства, его признаки, структура и функции. Типологию государств. Виды государств. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Уметь: анализировать условия формирования современного российского государства: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства, варианты эволюции. Владеть: способностью к оценке особенностей развития гражданского общества в России, в т.ч. противоречивого характера отношений государства и организаций гражданского общества.
Институциональные аспекты политики. Государство как политический институт Природа и сущность государства. Теории происхождения государства. Два подхода к пониманию государства: философско-юридический и историко-социологический. Признаки государства. Функции государства: внут­ренние, внешние. Структура государственной власти. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Механизм "сдержек и противовесов". Государство как институт, воплощающий принципы ста­бильности и изменений. Место государства в политической системе обще­ства. Исторические типы государств. Тенденции развития современных го­сударств.Формы правления: монархия, республика. Монархические формы правления: абсолютная, дуалистическая, парламентская монархии. Поли­тическая роль монарха в современных демократических государствах. Республиканские формы правления: президентская, парламентская республики. Специфика отношений между главой госу­дарства, правительством и парламентом в различных типах республик.Формы территориально-политической организации государства: унитаризм, федерализм. Особенности унитарного государства. Децентрализо­ванное унитарное государство, "государство автономий". Соблюдение ре­гиональных, этнических, культурных интересов в условиях унитарного го­сударства. Особенности федеративного государства. История федерализма. Симметричная и асимметричная федерация. Территориальный и нацио­нальный принципы устройства федеративного государства. Разграничение предметов ведения и властных полномочий между федерацией и ее субъек­тами. Конфедерация как союз государств. Знать: Природа и сущность государства. Теории происхождения государства, подходы к пониманию государства. Функции государства. Уметь: анализировать место государства в политической системе обще­ства. Исторические типы государств. Тенденции развития современных го­сударств. Владеть: способностью определятьспецифику отношений между главой госу­дарства, правительством и парламентом в различных типах республик, формы территориально-политической организации государства, особенности унитарного, федеративного и конфедеративного государства.
Политическая власть. Политическая система общества. Исторические особенности формирования воззрений на власть. Потестарная этнография и антропология о происхождении власти. Натуралистические, психологические, иррациональные и культурологические подходы в кратологии (науке о власти). Основные современные – реляционистские, волевые, иструментально-силовые (Д. Картрайт, П. Блау, Дж. Ронг, Б. Рассел) и структурно-функциональные, системные концепции власти (Д. Истон, Ф. Энгельс, М. Фуко, К. Дойч) концепции власти. Западные, восточные и российские традиции в изучении политической власти. Категории политической власти и влияния. Понятия политической воли и силы. Конфликтное и коммуникативное понимание властных отношений и общения. Политическая власть как механизм коммуникации и конструирования социальных отношений. Понятие политической системы и ее основное назначение. Взаимосвязь политической системы с экономической, социальной и духовной сферами общества. Структура политической системы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая подсистемы. Функции политической системы. Типология политических систем: традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Открытые и закрытые политические системы. Англо-американская и континентально-европейская политические системы. Тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Знать: Основные современные – реляционистские, волевые, иструментально-силовые (Д. Картрайт, П. Блау, Дж. Ронг, Б. Рассел) и структурно-функциональные, системные концепции власти (Д. Истон, Ф. Энгельс, М. Фуко, К. Дойч) концепции власти. Западные, восточные и российские традиции в изучении политической власти. Уметь: анализировать структуру политической системы, конфликтное и коммуникативное понимание властных отношений и общения. Политическая власть как механизм коммуникации и конструирования социальных отношений. Владеть: способностью соотносить определенное государство к типологии политических систем: традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Определять открытые и закрытые политические системы. Англо-американская и континентально-европейская политические системы. Тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Политические режимы: сущность, виды, признаки. Политический режим как функциональная характеристика политической системы общества. Исторические типологии политических режи­мов. Критерии классификации современных политических режимов: сте­пень развития в обществе демократических прав и свобод личности, прин­ципы легитимности власти, порядок рекрутирования политической элиты, характер партийной системы. Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Демократия: понятие и исторические формы. Теории демократии: либерально-плюралистическая, консервативно-элитарная, концеп­ция партиципаторной демократии. Теория полиархии Р. Даля. Основные эле­менты демократического режима: равенство, справедливость, власть боль­шинства и ее ограничение, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, плюрализм. Прямая и представительная демократия. История представи­тельных учреждений. Содержание и формы парламентаризма. Свободный мандат депутата. Природа и разновидности референдумов. Диктатура: понятие и исторические формы. Диктаторские политические режимы как результат запоздалой модернизации. Идейные истоки и социальные корни тоталитаризма. Признаки тоталитарного режима. Тота­литарное государство и общество: особенности взаимодействия. Правый и левый тоталитаризм: общее и особенное. Черты коммунистической, нацист­ской, фашистской разновидностей тоталитаризма. Авторитаризм как форма политической власти. Типы авторитарного режима. Проблемы легитимности и эффективности авторитарной системы правления. Современный политический режим в России: основные тенденции функционирования.   Знать: критерии классификации современных политических режимов: сте­пень развития в обществе демократических прав и свобод личности, прин­ципы легитимности власти, порядок рекрутирования политической элиты, характер партийной системы. Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Уметь: анализировать теории демократии: либерально-плюралистическая, консервативно-элитарная, концеп­ция партиципаторной демократии. Теория полиархии Р. Даля. Владеть:способностью выявлять проблемы легитимности и эффективности систем правления. Особенности современного политического режима в России: основные тенденции функционирования.  
Политические партии и движения, электоральные системы. Политические организации и движения. Сущность политических партий, ее основные признаки и отличия от других общественных организаций. Авангардные, парламентские, массовые партии, партии-клубы. Консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические и другие партии. Основные идеологические течения современности. Либерализм и неолиберализм, их характерные черты и история возникновения. Консерватизм и неоконсерватизм, социализм и социал-демократизм. Различные модели социализма. Фашизм и его реакционные черты. Национальные идеологии. Политическая психология и политическое поведение. Основные типы политического поведения и необходимость его регуляции. Правовая институционализация политических партий. Статус партии. Типология партийных систем. Функции партии в условиях тоталитарной и демократической партийности: международный и российский опыт. Взаимоотношения партий с политическими институтами и общественными организациями. Понятие избирательной системы. Типы избирательных систем мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Российская избирательная система. Референдум как механизм непосредственной демократии. Сущность и функции общественных организаций. Политические, социально-экономические и культурные основы возникновения и деятельности общественных организаций. Профсоюзные, молодежные, женские, общедемократические и другие организации. Неформальные организации. Народные фронты, их своеобразие, цели и перспективы. Общественно-политические организации в России. Понятие политической идеологии и ее основные функции. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический и актуализированный. Знать: сущность политических партий, ее основные признаки и отличия от других общественных организаций. Основные идеологические течения современности. Уметь: анализировать основные типы политического поведения и необходимость его регуляции. Определять правовую институционализацию политических партий. Владеть: способностью к выделению и оценке деятельности профсоюзных, молодежных, женских, общедемократических и других организаций. Неформальных организаций. Общественно-политические организации в России – их своеобразие, цели и перспективы.
Политические отношения и процессы. Понятие политических отношений, их субъекты и объекты. Политические процессы. Консерватизм и революционаризм. Достоинства и недостатки революции, как политического процесса. Реформа и ее особенности. Индивидуальное, коллективное и массовое политическое поведение. "Конвенциональное" политическое поведение как легитимное и соответствующее принятым нормам. Участие в политических выборах. Участие в работе партий, общественных движений, политических клубов и организуемых ими политических кампаниях. Участие в политической жизни общины. Контакты с официальными лицами на локальном и иных уровнях. "Неконвенциональное" политическое поведение как не имеющее широкого распространения и отвергаемое значительной частью общества по моральным, религиозным или иным соображениям. Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти. Понятие “Политический интерес”. Характерные особенности. Механизм реализации (формы политического поведения): политическое участие и политическая действительность. Классификация политических интересов. Политический процесс: понятие, основные этапы, режимы существования. Структура. Формы демократического политического процесса. Знать: понятие политических отношений, их субъекты и объекты. Политические процессы. Консерватизм и революционаризм. Достоинства и недостатки революции, как политического процесса. Реформа и ее особенности. Уметь: относить к определенному виду поведение: 1)"Конвенциональное" политическое поведение как легитимное и соответствующее принятым нормам. Участие в политических выборах. 2)"Неконвенциональное" политическое поведение как не имеющее широкого распространения и отвергаемое значительной частью общества по моральным, религиозным или иным соображениям. Владеть: способностью к выделению политического процесса, его характерных особенностей. Обоснованию механизмов реализации через политическое участие и политическая действительность.
Политические конфликты и способы их разрешения. Политические конфликты и компромиссы. Политический нейтралитет. Уровни и объекты политического консенсуса. Природа социального конфликта. Классификация социальных конфликтов. Специфика политических конфликтов. Сфера и масштабы кризисов. Позитивные и негативные функции политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных ситуаций. Значение анализа и оценки политического конфликта. Конфронтация, компромиссы, консенсус. Пути разрешения конфликтов, вызванных нарушением прав человека. Этнические конфликты. Типология этнических конфликтов по уровням, масштабам, остроте, сфере развития. Процессы суверенизации и интеграции – две тенденции в развитии этнонациональных отношений. Юридическое и фактическое неравенство этносов и пути его преодоления. Исторические уроки причин обострения межэтнических отношений в России. Роль демократических процедур и институтов в создании конституционно-правового механизма разрешения межэтнических конфликтов. Прогнозирование межэтнических конфликтов. Вооруженные силы и межнациональные конфликты. Пути оптимизации национально-государственных отношений в Российской Федерации. Знать: природу социального конфликта. Классификацию социальных конфликтов. Специфику политических конфликтов. Сферу и масштабы кризисов. Позитивные и негативные функции политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Уметь: анализировать пути разрешения конфликтов, вызванных нарушением прав человека. Определять этнические конфликты. Относить действующие конфликты к типологии этнических конфликтов по уровням, масштабам, остроте, сфере развития. Владеть: способностью к прогнозированию межэтнических конфликтов. Определению путей оптимизации национально-государственных отношений в Российской Федерации.
Политические технологии и политический менеджмент. Политическая модернизация. Принципы построения и технологии проведения предвыборной борьбы. Выборы (с точки зрения технологий) как крупное предприятие, в котором задействовано значительное количество людских, финансовых и организационных ресурсов. Формирование стратегии избирательной кампании как многовариантной модели поведения кандидатов и их команд. Требования, предъявляемые к команде кандидата и его предвыборной программе (платформе). Место и функции выборов в базовом политическом процессе. Типология выборов в зависимости от отношения органов власти к общественному мнению. Выборы как политический рынок. Методология анализа предвыборной ситуации: исследование политических ценностей и ориентации различных социальных групп и общностей, анализ данных прошлых выборов: геодемографический анализ и исследование предпочтений избирателей. Политическая модернизация как переход от традиционной политической системы к современной: структурное и политико-культурное изме­рения. Основные теоретические подходы в объяснении природы и содер­жания политических изменений. Критерии политической модернизации: структурная дифференциация политической системы, автономия ее подси­стем, рационализация политической культуры общества. Действие принци­па функциональной эквивалентности. Способность политической системы к инновации, мобилизации, выживанию как показатель степени ее мобили­зации. Консервативная и либеральная модели политической модернизации. Роль политической элиты в осуществлении модернизации общества. Типы модернизаторских элит. Политическая модернизация диктаторских режимов в XX в. Теория "третьей волны" С. Хантингтона. Основные этапы перехода от диктатуры к демократии: либерализация, демократизация, консолидация демократии. Особенности перехода к демократии от авторитарного и тоталитарного режимов. Противоречия и кризисы процесса политической модернизации. Кризис легитимности режима на уровне элит и на уровне масс. Пути преодоления кризиса легитимности, проблема "перехода лояльности". Кризис участия, тенденции взаимодействия власти и оппозиции. Кризис социаль­ного регулирования. Знать: Место и функции выборов в базовом политическом процессе. Типология выборов в зависимости от отношения органов власти к общественному мнению. Формирование стратегии избирательной кампании как многовариантной модели поведения кандидатов и их команд. Требования, предъявляемые к команде кандидата и его предвыборной программе (платформе). Уметь: Методология анализа предвыборной ситуации: исследование политических ценностей и ориентации различных социальных групп и общностей, анализ данных прошлых выборов: геодемографический анализ и исследование предпочтений избирателей. Владеть: способностью к выявлению противоречий и кризисов процесса политической модернизации. Определению кризиса легитимности режима на уровне элит и на уровне масс. Выделению путей преодоления кризиса легитимности, проблема "перехода лояльности". Определению кризиса участия, выявления тенденций взаимодействия власти и оппозиции. Определению кризиса социаль­ного регулирования.
Политическая элита и политическое лидерство Понятие “элита” и “политическая элита”. Политическая элита как необходимое структурное звено в механизме политической власти. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основные черты политической элиты и ее структура. Социальная представительность и результативность политических элит. Функции политической элиты. Понятие “властвующая элита”. Структура властвующей элиты: политическая, экономическая, судебно-правовая элита, идеологическая, культурная, научная, инженерно-техническая, военная и др. Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты. Взаимодействие экономической и политической элит. Политическая элита современной России. Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты и типы. Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль правовых норм в его предотвращении. Структура лидерства: индивидуальные черты лидера, ресурсы или инструменты, которыми он располагает и ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Теории черт, ситуационная концепция, теория конституентов и психологические концепции лидерства. Типология политических лидеров по Роберту Такеру: консерваторы, реформаторы, революционеры. Авторитарные, демократические и харизматические лидеры. Функции лидера. Тенденции развития политического лидерства. Знать: понятие “элита” и “политическая элита”. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основные черты политической элиты и ее структура Функции политической элиты. Уметь: анализировать природу и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Давать оценку политическим лидерам, выделяя их отличительные черты и типы. Владеть: способностью к соотнесению индивидуальных черт лидера, ресурсов или инструментов, которыми лидер располагает и ситуацию, в которой он действует к теориям: черт, ситуационной концепции, теории коиконституентов и психологических концепций лидерства. Определению тенденций развития политического лидерства.
Социокультурные аспекты политики: политическая культура и политическая социализация. Политическая культура: понятие; структура; типология; характерные черты. Функции политической культуры: познавательная; нормативно-целостная; воспитательная; интегративная; регулятивная; защитная; коммуникативная; прогностическая. Классификация политической культуры: по уровню общности, по отношению к власти. Субъекты формирования политической культуры общества: государство; политические партии и общественные организации; церковь, армия; средства массовой информации; общественно-политические академические институты; неформальные движения. Особенности политической культуры в современной России: слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие; предрасположенность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов; подданническое отношение к власти; заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам; низкая компетентность в управлении делами общества и государства; правовой нигилизм; неразвитость гражданских позиций. Политическая социализация как процесс формирования политичес­кой культуры личности и общества. Основные теории политической социализации. Общественные институты политической социализации. Явная и скрытая, первичная


2015-12-04 336 Обсуждений (0)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)