Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций, их классификация



2015-12-04 872 Обсуждений (0)
Тема 2.1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций, их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Корпорация - особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров, собственники капитала создают самостоятельную организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления.

Современные крупные корпоративные структуры, не имеющие научно обоснованной стратегии развития, лишены долгосрочных перспектив. При этом в числе основных функциональных стратегий, являющихся неотъемлемой частью общей стратегии развития, особое место занимает инвестиционная стратегия. В условиях реформирования отечественной экономики - в период, характеризующийся недоинвестированием сферы материального производства, накоплением морального и физического износа основных производственных фондов, - значимость разработки инвестиционной стратегии возрастает.

К числу инструментов государственного регулирования, стимулирующих инвестиционную деятельность и востребованных в последнее время, относятся: применение ускоренной амортизации; предоставление льгот по реинвестируемой части прибыли и инвестиционных налоговых кредитов, а также полное освобождение инвесторов от уплаты региональных налогов до полной окупаемости вложенного ими капитала. К инструментам государственного регулирования относится рефинансирование Центральным Банком Российской Федерации коммерческих банков под залог кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, а также развитие инфраструктуры фондового рынка; решение проблемы «эффективного собственника», создающее объективные предпосылки для увеличения объемов привлечения инвестиционных ресурсов за счет эмиссии ценных бумаг. Воспользоваться указанными средствами смогут лишь корпорации, вкладывающие в развитие производства собственные средства и привлекающие их из других источников (на заемной или долевой основе). Вышеуказанные инструменты государственного регулирования способствуют увеличению конкурентного преимущества инвестиционно активных корпораций.

В научной литературе существуют различные трактовки корпоративного управления (см. рекомендуемую литературу). Приведем некоторые из них.

Корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.

Корпоративное управление - это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.

Корпоративное управление - вид хозяйственного управления корпоративными объединениями, основными функциями которого является стратегическое планирование развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг, объемам выпуска продукции, ее обновлению, развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между ее элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка.

Не следует трактовать корпоративное управление только как управление корпорацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с понятием «корпорация», будем понимать управление, характеризующееся высоким уровнем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреплены в Принципиальных положениях корпоративного управления ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). В основном эти принципы сводятся к следующему:

- соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;

- подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;

- четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);

- обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;

- независимость контрольных органов акционерных обществ.

Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга взаимодействующих хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет собственные функции. Так, центральная (управляющая) компания выполняет функции управления - планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли, а хозяйствующие субъекты, входящие в состав корпорации, выполняют функции производства в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.

Естественным механизмом контроля эффективности деятельности той или иной корпорации является внешний контроль - фондовый рынок, который путем слияний (поглощений), захвата и выкупа акций компаний позволяет инвесторам фактически взять под свой контроль активы корпораций, способных приносить наибольшую прибыль при условии смены управленческого состава. Способность рынка осуществлять функции контроля связана во многом с существованием строгих законодательных норм, обязывающих корпорации публиковать сведения о своем финансовом положении, что является источником исчерпывающей финансовой информации, способствующей проведению целенаправленного мониторинга и оценки деятельности корпораций.

В случае отсутствия сильного внешнего контроля, что в настоящее время свойственно России, его недостаток должен компенсироваться механизмом внутреннего контроля, основой которого является Совет директоров корпорации. Однако имеются сложности с оценкой деятельности самого Совета директоров, которые заключаются в том, что эффективность его работы сильно зависит от того, кому принадлежат права собственности или кто контролирует их.

Современное развитие корпораций обусловлено макросредой, в которой они, как и любой хозяйствующий субъект, осуществляют свою деятельность.

Макросреда представляет собой совокупность экономической, правовой, природной, социально- культурной, политической и других сред.

Особое значение для деятельности корпораций имеет экономическая среда. Применительно к деятельности отечественных корпораций эта среда имеет особенности, связанные как со спецификой отечественного законодательства, так и с относительно короткой новейшей историей предпринимательства в России. Основными параметрами экономической среды являются: динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны; динамика валютного курса; уровень спроса на производимую продукцию; динамика фондовых индексов; уровень ставок банковского кредитования; налоговое окружение; динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.

Для упрощения анализа процесса функционирования корпораций природная, социально-культурная и политические среды, составляющие макросреду их деятельности, корпоративно включаются в так называемую корпоративную среду, в которую вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей, а именно: потребители, служащие корпорации, местное население и общество в целом.

Необходимо иметь представление среде функционирования корпорации, а также о влиянии на деятельность корпорации факторов ее внешнего окружения, к которым относятся: акционеры, поставщики, потребители, средства массовой информации, профсоюзы, общественность, государственные органы.

Основными участниками корпоративных отношений являются: менеджеры, владельцы (акционеры), иные заинтересованные группы. Эти группы могут включать в себя кредиторов компании, наемный персонал, местные органы самоуправления и пр. Интересы основных групп участников корпоративных отношений обычно различаются.

Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют для них значительно меньшую роль. Концентрируя свои основные усилия в компании, в которой работают, они заинтересованы в устойчивости этой компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств. Менеджеры заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании. Они непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (кредиторы, региональные и местные власти, персонал и пр.).

Акционеры могут получить лишь ту часть прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам и выплачивается в виде дивидендов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Чем выше уровень прибыли, тем больший размер дивидендов выплачивает корпорация. Акционеры заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций, и поэтому склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Они, как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний.

Владельцы (акционеры) могут воздействовать на менеджмент компании двумя способами:

1) проведение собраний акционеров, через избрание того или иного состава Совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании;

2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными менеджменту.

Акционеры непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами, к которым относятся:

Кредиторы получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Они заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. И поэтому не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками. Этот конфликт интересов характерен для корпораций, у которых велика доля заемного капитала и владельцы которых склонны к рискованному инвестированию, так как в случае провала значительные убытки понесут кредиторы, а в случае успеха выгода достанется только владельцам. Данное противоречие предполагает, что обе группы имеют различные подходы к контролю за управлением корпорацией. Служащие компании тоже заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест. Чтобы заинтересовать служащих корпорации, необходимо обеспечить им высокую заработную плату, а это снижает доходы акционеров.

Осуществлять инвестирование в деятельность корпорации могут и местные органы самоуправления, развивая инфраструктуру или создавая благоприятные условия налогообложения, что повышает конкурентоспособность компании. Они поступают так потому, что заинтересованы в деятельности компании на своей территории, поскольку компании обеспечивают рабочие места, а налоги увеличивают доходную часть местных бюджетов. Поэтому местные органы власти заинтересованы в устойчивости компании.

Основные причины проблем корпоративного управления - отделение владения от непосредственного управления собственностью и борьба интересов различных групп корпоративных отношений.

Каждая компания должна решить - какие именно другие заинтересованные группы (помимо акционеров) должны быть представлены в корпоративном управлении. Решение по этому вопросу принимается в зависимости от особенностей экономической и социальной структуры данной страны, масштабов деятельности компании, характера ее взаимодействия с окружающей средой и других факторов.

Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики. Следовательно, наличие эффективной структуры корпоративного управления является вопросом чрезвычайной важности. Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты, как:

- постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);

- управление текущей деятельностью корпорации;

- учет интересов участников корпоративных отношений;

- обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культуры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепринятым нормам делового оборота;

- защита интересов акционеров и инвесторов.

Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах)? предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся определение значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.

Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности.

Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное образование, организацию, имеющую статус юридического лица, образованную объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность, можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпоративные образования:

1. Ассоциация, союз лиц, организованный коллектив, подчиненный групповым интересам.

2. Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен.

3. Различные сферы деятельности корпораций (производство, финансы, создание материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли).

4. Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государственном органе.

В зависимости от преследуемой цели (извлечение прибыли или нет) корпорации можно разделить на две группы - коммерческие и некоммерческие. Большинство корпораций создается для выполнения деятельности, приносящей прибыль. В соответствии с мировой практикой некоммерческие корпорации получают определенные льготы или совсем освобождаются от налогов либо получают дотации и средства от государства.

В отечественном законодательстве понятие «корпорация» как организационно- правовая форма деятельности хозяйствующего субъекта не определено. Таким образом, среди многообразия организационно-правовых форм, в которых осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность отечественные предприятия и организации, такая форма как «корпорация» отсутствует. Однако в Гражданском кодексе Российской Федерации содержатся нормы, регулирующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с этим, акционерные общества (в данной организационно-правовой форме функционирует подавляющее большинство отечественных корпораций), как известно, относятся к коммерческим, а среди некоммерческих можно выделить союзы и ассоциации.

Согласно одной из существующих научных точек зрения, первые корпорации появились в Древнем Риме, где в руках отдельных римлян сосредоточились большие богатства и объемы торговли, и при осуществлении крупных предпринимательских действий они объединялись. Такие древние корпоративные объединения, в которых отсутствовали признаки современной корпорации, не обладали высокой степенью интеграции, но тем не менее отличались от простой совокупности нескольких лиц (личных обществ). Древние корпорации не оказывали решающего влияния на экономику.

В средние века существовали торговые гильдии, возникающие для организации совместных торговых путешествий в зарубежные страны, морские товарищества и союзы, горные товарищества, генуэзские маоны (первоначальная форма финансового бизнеса).

Формирование корпоративного строя происходило в Англии и Голландии, а под их влиянием - во Франции и Германии. С развитием промышленности и торговли правительства западноевропейских стран все активнее участвовало в процессе формирования корпораций, регулировало их внешние и внутренние отношения.

В Северной Америке в XVIII веке крупные корпорации встречались редко, однако к концу XIX века их количество увеличилось. К началу XX века с усилением процесса концентрации производства повысилась роль крупных корпораций, и они стали доминирующим фактором в американской экономике, получив широкие права в осуществлении своей деятельности.

В настоящее время корпорации строятся по принципу акционерных обществ, с ограниченной ответственностью держателей ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупного капитала. Процесс укрупнения корпораций обусловливает необходимость регулирования внутренних отношений с помощью корпоративных норм. Объединения в корпорации юридических лиц дало возможность создавать супер акционерные общества. Таким образом, появляются ассоциированные капиталисты: в Германии более распространены картели, концерны, во Франции - синдикаты, в Англии, США - держательские (холдинговые) компании. Некоторые из них стоят во главе целых отраслей.

В США все корпорации делятся на четыре группы :

- публичные (public);

- полупубличные (quasi-public);

- предпринимательские (business);

- непредпринимательские (non-profit).

Американские ученые (Д. Речмон, М. Мескон, К. Боуви и Д. Тилл) используют несколько другую терминологию:

- государственные корпорации (организованные федеральным Правительством или правительствами штатов в особых целях);

- квазигосударственные корпорации (коммерческие предприятия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг);

- частные корпорации (коммерческие и некоммерческие).

Публичные - государственные и муниципальные. Органы городов, округов, селений. Являются подразделениями государственного аппарата и осуществляют управленческую деятельность.

Полупубличные - служащие общим нуждам населения (в области снабжения населения газом, водой, электричеством, ирригационные, железнодорожные), а также предприятия оборонного, космического комплекса. Существуют на деньги налогоплательщиков, в ряде случаев освобождаются от налогов. Все остальные корпорации относятся к частным, государство не принимает участие в их создании. Они делятся на непредпринимательские (религиозные организации, в области образования, благотворительные фонды) и предпринимательские, создаваемые с целью получения прибыли, доминирующие в экономике США, обладающие политическим влиянием.

Современные корпорации очень сложны по своей структуре. Так, например, в рамках концерна осуществляется горизонтальное и вертикальное комбинирование, создается научно-технический центр. В последнее время развиваются процессы диверсификации и возникают объединения, в которых под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям народного хозяйства, т.е. конгломераты.

Нередко создаются различные объединения объединений - системы компаний. В результате возникает новая система управления ими, главной особенностью которой является контроль без бремени собственности, господство без хозяйственных рисков.

Тенденция к образованию крупных корпоративных объединений частично объясняется более низкими издержками производства и сбыта продукции. Крупные размеры корпораций обусловлены стремлением к эффективности производства. Только крупная корпорация способна применять современные технологии и передовые изобретения, требующие больших затрат, создавать исследовательские лаборатории, привлекать ученых, инженеров, техников. Этим достигается получение контроля над значительной частью рынка, непосредственное воздействие на уровень цен, влияние на размеры и распределение национального продукта, уровень занятости и покупательскую способность населения.

Корпоративный строй в промышленно развитых странах на современном этапе отличается следующими особенностями :

1. принцип частного владения в предпринимательстве вытесняется принципом владения коллегиального (акционерного, государственного);

2. постепенное сведение на нет частной собственности повлекло за собой и ослабление стимула к получению прибыли. Сейчас в качестве стимула выступают, помимо сохранения права распоряжаться своими капиталовложениями, категории нематериального (морально-идеального) свойства: степень влияния на правительство, возможность новых начинаний, общественное признание;

3. в обществе происходит разделение единого ранее центра власти на два: формальный (правительственный) и фактический (корпоративный);

4. все более заметен переход от решений, диктуемых свободным рынком, к решениям, принимаемым административной группой (необязательно правительственной).

В результате проведенных в России экономических реформ термины «корпорация», «корпоративное управление» стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное сотрудничество с зарубежными партнерами предоставило возможность российским руководителям различных рангов изучать опыт корпораций передовых зарубежных стран, а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу.

Для успешного функционирования корпорации необходимо наличие следующих принципиальных условий: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Без их выполнения и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые правовые и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, преждевременно утверждать об эффективной реализации принципов корпоративного управления.

В российской практике, несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения собственности, можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления.

После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях, как план, государственное регулирование, целесообразность. Имущественный оборот распался на государственный, основанный на методах централизованного регулирования, и частный - обслуживающий потребителей. На первых порах существовали тресты и синдикаты. Дальнейшее свертывание товарно-денежных отношений и усиление планово-регулирующих начал в обществе окончательно превратило синдикаты в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты) предприятия, впоследствии ставшие государственными. В процессе экономического развития России формировались определенные предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления. Периоды развития были связаны с новым пониманием руководством страны экономических проблем и выработкой путей их решения.

Период до 1987 г. характеризовался тем, что административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой со временем перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации. Отстраненные от реального участия в управлении предприятиями работники среднего и нижнего уровня в перестроечное время организовывали мелкий кооперативный бизнес или индивидуальное предпринимательство, однако в связи с отсутствием должного экономико-правового регулирования это не дало большого экономического эффекта. Корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с плановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей. В этот период корпоративная среда походила на систему партийно-хозяйственных активов, в которой все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. На рынке труда в то время отсутствовали отечественные высококвалифицированные независимые управляющие, а предприятия, в свою, очередь не были готовы высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих. Между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря не был налажен обмен накопленным корпоративным опытом.

В период с 1987 г. по 1991 г. происходил распад монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей «делиться властью». Для данного периода характерно становление основ корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления. Помимо промышленного, в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

В период с 1991 г. по 1994 г. в результате активной чековой приватизации произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно, прежде всего, через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества России; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу и банкротству предприятий.

В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики. Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.

В период с 1994 г. по август 1998 г. происходила денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные корпорации и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые корпорации, аудиторские и консалтинговые корпорации, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.

Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.

Период с августа 1998 г. по настоящее время. Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляет искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов.

Напряженность на валютном рынке наряду с практически полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делает региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.

На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.

Корпоративное управление строится на основе проверенных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.

В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений.

Функционирование корпорации и участники корпоративных отношений. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

Корпорация, как открытая целостная система, находится в постоянном взаимодействии с окружающей ее внешней средой, получая извне материальные, финансовые (денежный капитал), трудовые (человеческий капитал), сырьевые, технические и информационные (документы, массивы информации) ресурсы (средства обеспечения производства).

В процессе своей деятельности корпорация осуществляет функцию обработки и преобразования поступающих в нее ресурсов и информации в продукцию и услуги, получает прибыль, определенную рыночную долю и возможность оказания влияния на окружающую среду.

Корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.

Участниками корпоративных отношений прежде всего являются акционеры вступающие с корпорацией в особые отношения, делающие возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.

Без таких участников корпоративных отношений, как потребители, невозможно существование корпорации. Потребители ожидают от корпорации качественной продукции и услуг по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу.

Отношения служащих с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.

Корпорации в процессе своей деятельности оказывают наибольшее воздействие на население того региона, в котором они осуществляют свою деятельность. Поэтому особенно важно, чтобы социальная значимость этой деятельности была одной из целей управления корпорацией. Население ожидает от корпораций непосредственного участия в решении проблем организации инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха, здравоохранения, охраны окружающей среды.

На общество в целом корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Деятельность корпораций находится под вниманием различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. Общество ждет от корпораций участия в решении проблем национального и международного масштабов, уплаты налогов и других обязательных платежей, при этом главной обязанностью корпораций перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, нанимателя и создателя рабочих мест. Наряду с этим, одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства. Такая категория, как поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидают от сотрудничества с корпорациями партнерских коммерческих отношений и своевременных взаиморасчетов. Эти взаимоотношения представляют собой важное звено любой экономической системы.

 



2015-12-04 872 Обсуждений (0)
Тема 2.1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций, их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Виды корпораций, их классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)