Тема 6.3. Организационно-управленческий анализ
В широком смысле организационно-управленческий анализ направлен на исследование системы управления в ее текущем состоянии. Система управления — это совокупность активных социальных и пассивных технических объектов, реализующих процессы управления в рамках существующих организационной структуры и организационной культуры. В целях анализа систему управления рационально рассматривать как совокупность следующих элементов: • системы целей компании и стратегий их достижения; • организационной структуры управления; • системы процессов управления и структуры информации, циркулирующей в рамках этих систем; • организационной культуры. Организационно-управленческий анализ Поэтому организационно-управленческий анализ представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на изучение системы целей компании и стратегии их достижения, организационной структуры управления, управленческих процессов и организационной культуры. Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов. 1. Установление рабочих отношений с исследуемой компанией, определение ограничений на доступ к необходимой информации. 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации. 3. Выявление и анализ системы целей компании и стратегии их достижения. 4. Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления. 5. Моделирование и анализ процессов управления. 6. Разработка информационной модели. 7. Анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала компании. 8. Определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа. 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа. Рассмотрим последовательно этапы организационно-управленческого анализа. Установление рабочих отношений с исследуемой компанией является важным этапом, поскольку организационно-управленческий анализ затрагивает существенные для персонала компании проблемы распределения деятельности, т.е. прав, обязанностей, полномочий, подчиненности. Организационно-управленческий анализ может проводиться или уполномоченной группой сотрудников самой компании, или привлекаемой консультационной фирмой. В любом случае должен быть установлен доброжелательный контакт, значительное внимание следует уделять межличностному общению с целью получения достоверной и полной информации. Сбор необходимой информации включает: • изучение внутренней информации на основе: — штатного расписания, — организационной структуры, — положений о структурных подразделениях и должностных обязанностях, — приказов и распоряжений, — внутреннего регламента (распорядка) деятельности, — документации, регламентирующей управленческие процессы (стандарты, информационные схемы и пр.); • интервьюирование сотрудников; • наблюдение, в том числе: — организации рабочих мест, — условий труда, — организации труда, — оснащения рабочих мест, — компьютеризации и пр. Выявление и анализ системы целей компании и стратегии их достижения включает: 1) анализ миссии компании на четкость ее формулирования, соответствие ее стратегии и целям компании, осознание ее персоналом, соответствие ее перспективам развития компании; 2) анализ целей на базе построения иерархического дерева целен компании. Анализ дерева целей компании должен сопровождаться формированием различных сценариев развития компании в зависимости от различных вариантов реализации внешней и внутренней среды. Это позволяет учесть неопределенность внешней среды и выявить ключевые факторы успеха выполнения миссии и целей для достижения эффективных результатов; 3) анализ системы ответственности за достижение целей и выполнение действий, направленных на достижение целей. При этом анализируется матрица распределения ответственности, которая позволяет выявить полноту соответствия целей, мероприятий и исполнителей. Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления. В данном разделе рассматриваются основные принципы, а подробному рассмотрению этих проблем посвящена гл. 7 настоящего учебника. Организационная структура представляет собой совокупность организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), упорядоченных в административно-деятельностном пространстве, с целью управления деятельностью компании. Организационная структура управления характеризуется: • составом и соотношением линейного, функционального и целевого управления; • количеством и составом управленческих подразделений на разных иерархических уровнях, типом существующей структуры управления, числом уровней управления (линейного и функционального); • численностью и соотношением различных категорий руководителей, специалистов и технических исполнителей в целом по системе управления и по отдельным подразделениям; • объемом перерабатываемой информации в целом по системе управления и по отдельным подразделениям; • стоимостью и соотношением занятых в подразделениях различных видов оргтехники, территориальным расположением подразделений аппарата управления; • степенью регламентации оргструктуры, уровнем управляемости в сравнении с нормой управляемости, уровнем качества существующей оргструктуры управления; • количеством и соотношением числа решений, подготавливаемых и принимаемых в разных подразделениях и на различных уровнях аппарата управления; • числом линий соподчинения, числом связей между подразделениями, соответствием важности решаемых задач уровню линейного руководства; • затратами на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления; • составом обслуживающих звеньев управления и их соотношением с линейными, функциональными и целевыми подсистемами управления. Моделирование и анализ процессов управления. Процессом управления называется объективно существующая совокупность взаимосвязанных единиц управленческой деятельности (операций, задач, работ), описываемая в терминах «вход», «процесс», «выход». Организационная структура является формой управления, в которой реализуются процессы управления. В рамках моделирования и анализа процессов управления производится наложение управленческих процессов и информационных связей на организационную структуру и осуществляется анализ их эффективности с точки зрения существующих и развивающихся сфер деятельности компании. Разработка информационной модели. На базе изучения организационной структуры и процессов управления формируется информационная модель компании, представляющая модель информации, циркулирующей в компании. Анализ информационного пространства компании позволяет выявить эффективность системы информационного обмена и поддержки управленческих процессов, обнаружит!) слабые места в информационном обеспечении. На основе анализа сложившейся системы управления выявляются проблемные зоны и узкие места и происходит оценка организацинно-управленческого потенциала компании. Далее следует определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей развития компании и результатов анализа. Результатом организационно-управленческого анализа является комплекс требований к перепроектированию организационной структуры и системы управления.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |