Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды и особенности методов публично-правового регулирования общественных отношений



2015-12-04 885 Обсуждений (0)
Понятие, виды и особенности методов публично-правового регулирования общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методы правового регулирования весьма многообразны, но их можно разделить на две большие группы, свойственные публичному и частному праву. В юридической литературе выделяется метод диспозитивного регулированияи метод императивный. Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как родовом, специфическом для отраслей частного права и об императивном методе как специфическом для отраслей публичного права.

Как отмечают специалисты в области частного права, в сфере частно-правовых отношений применяются следующие основные принципы их регулирования (диспозитивный метод):

– равенство субъектов

– самостоятельность участников;

– самостоятельность субъекта.

Рассмотрим теперь природу императивного методаправового регулирования, присущего отраслям публичного права Для него характерны несколько признаков.

Первое.Формирование и использование властеотношений, когда правовые акты и нормы, иные решения, включая и устные, принимаются и реализуются по принципу «команда–исполнение».Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. «Одноканальность» акта не означает, однако, отсутствия у адресата возможности влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие его в обсуждении проекта решения. Добавим и непременное обобщение материалов общественного мнения, которое всегда расширяет социальную базу властных решений.

Второе.Строгая связанность субъектов публичного права законами, когда сфера их деятельности очерчена правовыми рамками.Получая своего рода мандат закона на выполнение властных, управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий.

Весьма существенно в данной связи различать и умело применять точные формулы полномочий субъектов публичного права. Имеются в виду не столько словесные формулировки, фразеологические обороты, сколько формулы юридических действий.

Для пояснения приведем их набор в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Федерации и ее субъектов: а) «обеспечение соответствия»; б) «защита»; в) «общие вопросы»; г) «разграничение»; д) «координация», е) «установление», ж) «осуществление мер». Как видно, для государств и государственных образований свойственны полномочия высокой степени обобщенностиДля институтов и органов – более конкретные.Вот формулы полномочий Президента Российской Федерации согласно статьям 83, 84 и 85 Конституции Российской Федерации а) «назначает», б) «принимает решение»; в) «вносит законопроекты»; г) «представляет кандидатуры»; д) «формирует»; е) «имеет право председательствовать»; ж) «может использовать согласительные процедуры»; з) «осуществляет руководство»; и) «ведет переговоры».

Третье.Для правового регулирования в публичной сфере характерно выделяемое в юридической литературе позитивное обязывание.Речь идет о возложении на государственные органы, должностных лиц, организации, предприятия и так далее обязанности действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей. Обязывание может носить характер общенормативной ориентации,когда утверждается положение об органах, устанавливаются или меняются его задачи, функции и полномочия и т.е. В иных же случаях оно приобретает смысл конкретного предписания,поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или снять с должности руководителя и т.п.).

Четвертое.Императивный метод правового регулирования нередко выражается в запрещениикаких-либо действий. Нормы-запреты в общем или конкретном виде как бы очерчивают зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. И пусть не покажется безапелляционным такой способ воздействия, поскольку он вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.

Таков, например, п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, в котором содержится запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (статьи 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции Российской Федерации).

Запреты связаны с санкциями, принуждением, которое рассчитано на восстановление нарушенных юридических статусов и состояний, на наказание виновных лиц. Принуждение бывает правовым, основанным на законе, и внеправовым. Подробнее об этом будет рассказано ниже.

Пятое.В публичном праве обеспечивается сочетание убеждения и принуждения.Ввиду достаточно полного освещения данной проблемы в литературе по теории права, административному праву привлечем внимание лишь к одному аспекту. Специалисты выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия,что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействиемна волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.




2015-12-04 885 Обсуждений (0)
Понятие, виды и особенности методов публично-правового регулирования общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды и особенности методов публично-правового регулирования общественных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)