Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и источники науки государственного строительства и местного самоуправления



2015-12-04 475 Обсуждений (0)
Методы и источники науки государственного строительства и местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Предпосылкой успешного проведения любого научного исследования и получения положительного результата является правильное определение не только предмета, но и приемов, средств и способов решения разных научных задач, т.е. исследовательских приемов. Они используются для познания предмета науки с целью получения объективных, истинных, разноаспектных знаний.

Учение о методах научного познания называется методологией. Методологические основы науки ГСиМС представляют собой определенные теоретические блоки, которые раскрывают сущность и значение арсенала методологических способов и приемов познания, которые применяются для исследования предмета этой науки

!В науке ГСиМС используются разнообразные общефилософские, общенаучные и специальные методы.!

В современной науке существует целый арсеналобщефилософских методов- диалектика, метафизика, материализм, идеализм, монизм, плюрализм, гностицизм и агностицизм и прочие. Однако, наиболее широко наука ГСиМС на нынешнем этапе применяет диалектический метод, плюралистический подход, а также использует элементы материалистических и идеалистических исследовательских приемов государственно-правовых явлений.

Диалектический метод, прежде всего, находит свое проявление в требовании объективности и всесторонности познания государственно-правовых явлений. Это означает, что они должны исследоваться реально, выводы должны делаться на основе осознания действительного хода процессов, событий, фактов с учетом различных факторов влияющих на них. Через призму диалектического метода государственно-правовые явления рассматриваются в их взаимной связи, взаимодействия и беспрерывного развития, в постоянной динамике и преобразовании постепенных количественных изменений на коренные качественные сдвиги, в борьбе противоположностей, в борьбе между старым и новым, отмирающим и зарождающимся.

Плюралистический подход предусматривает возможность использования в научных целях не какого-то одного, а широкого спектра методологических приемов. Он базируется на идеологической многогранности и разработке новых средств исследования. Плюрализм означает признание возможности существования разнообразных точек зрения, необходимости научной дискуссии и конструктивной критики.

Применение материалистического подхода дает возможность рассматривать государственно-правовые явления как элементы общественного бытия, объяснять их сущность и эволюцию, исходя из материальных условий и в зависимости от состояния экономического развития.

Среди большого количества общенаучных методов, которые используются многими науками, наука государственного строительства и местного самоуправления применяет такие:

Исторический метод дает возможность исследовать эволюцию системы органов публичной власти, факторы, которые влияли на развитие властных учреждений, установить преимущества и недостатки существующей модели организации власти сравнительно с предыдущей.

К общенаучным методам познания относится и системный подход, базирующийся на исследовании органов публичной власти как целостной благоустроенной системы, которая состоит из подсистем и элементов, тесно взаимосвязанных целями, принципами, формами, методами деятельности.

Наука государственного строительства и местного самоуправления широко использует сравнительно-правовой исследовательский прием, который заключается в сравнительном анализе организационных аспектов функционирования властных органов разных стран. Это дает возможность учитывать положительный зарубежный опыт и нарабатывать практические рекомендации для усовершенствования организации и деятельности органов публичной власти в Украине.

Метод формально-логического анализа дает возможность раскрыть уровень соответствия процессов возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений законам формальной логики.

Формально-юридический метод применяется для установления содержания правовых норм и дает возможность проанализировать, насколько реалии отвечают требованиям законодательства.

Кроме указанных методов в сфере ГСиМС используются и ряд других общенаучных приемов - дедукция, индукция, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

Для изучения государственно-правовых явлений используются и специальные методы, которые разрабатываются в рамках отдельных наук (математический, статистический, моделирования, кибернетический, психологический, метод конкретно-социологических исследований и прочие), применение которых дает возможность получить более углубленные знания и оказывает содействие в разносторонности исследований.

С помощью статистического метода можно получить количественные показатели, которые отображают состояние, динамику разных государственно-правовых явлений, институтов, а также дают возможность проявить определенные тенденции в развитии исследуемых объектов.

Метод конкретно-социологических исследований дает возможность на основе наблюдения, сбора, обработки и анализа документальной информации относительно организации работы органов публичной власти, результатов анкетирования и опрашиваний строить соответствующие заключения об эффективности организации и деятельности, а также относительно других аспектов структурно-функционального построения системы органов публичной власти.

Кибернетический метод, связан с использованием понятий и технических средств кибернетики, помогает исследовать уровень внедрения в работе управленческого аппарата современных информационных технологий и технических средств.

При использовании метода моделирования можно создавать мысленную модель государственно-правовых явлений, институтов, отношений для поиска путей оптимизации структуры, функций, компетенции и других элементов организации и деятельности органов публичной власти.

Поскольку наука государственного строительства и местного самоуправления объединяет теоретические и практические аспекты исследований, большое значение приобретает метод государственно-правового эксперимента, который активно используется в нынешних условиях трансформации организационного механизма властных структур. Задача данного метода состоит в проверке в экспериментальных условиях определенных изменений, которые предлагаются для внедрения в практику государственного и муниципального управления.

Итак, при изучении вопросов ГСиМС используется не отдельно взятый прием или способ исследования, а широкий комплекс методов познания, которые дают возможность получить достоверные, объективные, целостные знания о предмете науки.

На первом семинарском занятии я буду спрашивать Вас о методологии науки ГСиМС. Будьте добры, подготовьтесь.

 

Важное значение для исследователей проблематики ГСиМС имеет установление источников этой науки.

!Источники науки государственного строительства и местного самоуправления - это информационные носители, материалы, которые содержат знания в области ГСиМС.! Записываем.

Эти источники могут быть разделены на несколько видов:

1) научные работы отечественных и зарубежных ученых, специалистов, в которых обосновываются разные научные взгляды, концепции, идеи по вопросам ГСиМС;

2) правовые акты, которые закрепляют вопросы организации и деятельности органов публичной власти;

3) материалы практики деятельности органов публичной власти (стенограммы, протоколы, статистические данные, архивные материалы, документы, которые создаются в процессе текущей деятельности).

Ведущее место среди источников науки принадлежит произведениям теоретического характера, которые могут содержать информацию как о государственно-правовых явлениях, которые происходят ныне, так и о тех, что осуществлялись в прошлом, а также о тенденциях их развития на будущее. При этом, к источникам можно отнести не только работы ученых именно этой научной области, а и работы исследователей сопредельных правовых наук. Особое значение для изучения учебной дисциплины имеют учебники и учебные пособия к курсу, однако они содержат лишь ограниченное количество знаний, которые необходимы в учебных целях. Основная часть научных идей, взглядов, концепций содержится в монографиях, диссертациях, научных статьях, рефератах и других роботах.

Важными источниками науки ГСиМС являются правовые акты, которые закрепляют и регулируют вопросы организации и деятельности органов публичной власти, причем в исследовательском аспекте ценность имеют как действующие акты, так и те, что уже утратили силу.

!Среди юридических актов, которые относятся к источникам науки, можно выделить нормативные акты, интерпретационные акты и акты применения норм права.! Записываем.

 

В системе действующих нормативно-правовых актов, которые являются источниками науки ГСиМС, главное место принадлежит Конституции Украины, которая, как нормативный акт высшей юридической силы, содержит фундаментальные положения в сфере организации и функционирования органов государственной власти, органов власти АРК, местного самоуправления. Записываем, !Нормативные акты: 1) Конституция Украины.

Детализация конституционных норм относительно организации и функционирования органов публичной власти осуществляется на уровне Законов Украины. В аспекте предметной специфики науки особое внимание отводится законам, которые регулируют вопросы организации и проведения выборов в Украине (законы "О Центральной избирательной комиссии", "О выборах Президента Украины", "О выборах народных депутатов Украины", "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских глав"). Записываем, 2) Законы Украины а) регулирующие вопросы организации и проведения выборов в Украине.

Принципиальное значение для раскрытия основных элементов организации и деятельности органов публичной власти, их структурных подразделений и должностных лиц имеют и законы, которые регулируют их общий правовой статус ("О статусе народного депутата Украины", "О комитетах Верховной Рады Украины", "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека", "О Верховной Раде Автономной Республики Крым", "О местных государственных администрациях", "О местном самоуправлении в Украине", "О статусе депутатов местных советов"). Записываем, б) регулирующие общий правовой статус организации и деятельности органов публичной власти, их структурных подразделений и должностных лиц.

Информацию относительно отдельных аспектов организации работы органов публичной власти можно получить при анализе Бюджетного кодекса, Регламента Верховной Рады Украины, законов "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации", "О государственной охране органов государственной власти и должностных лиц", "Об источниках финансирования органов государственной власти" и др.

Следующая ступень в системе нормативно-правовых актов, которые являются источниками науки государственного строительства и местного самоуправления, - это подзаконные нормативные акты, которые определяют статус и порядок работы органов публичной власти и их структурных подразделений. Записываем, 3) Подзаконные нормативные акты.

По субъектам принятия в этой группе можно выделить: акты Президента Украины, (например, указы «Положение об администрации Президента Украины» "О системе центральных органов исполнительной власти", "о Секретариате Президента Украины", распоряжение "Об обеспечении комплексного развития малых городов Украины" и др. Записываем : а)акты Президента Украины.

Постановления Верховной Рады Украины (например, "О структуре аппарата Верховной Рады Украины", "Об утверждении Положения о "Дне Правительства Украины" в Верховной Раде Украины", и др. Записываем б) Постановления Верховной Рады Украины.

Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым (в частности, "Об утверждении Положения о постоянных комиссиях ВР АРК и их функциях", "Об утверждении Положения об обеспечении деятельности депутатов ВР АРК", "Об утверждении Положения о Секретариате ВР АРК" и др. Записываем в) постановления ВР АРК.

Акты Кабинета Министров Украины (среди которых постановления "О правительственных комитетах", "Об утверждении Типичного регламента местной государственной администрации", распоряжения "О дополнительных мерах относительно улучшения взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления" и т.п.; Записываем г) акты КМУ

Акты центральных органов исполнительной власти (например, приказ Главного управления государственной службы Украины "Об утверждении Общего порядка проведения ежегодной оценки выполнения государственными служащими возложенных на них обязанностей и задач", приказ Главного Контрольно-ревизионного управления Украины "Об утверждении Стандартов государственного финансового контроля по использованию бюджетных средств, государственного и коммунального имущества" и др.); Записываем д) Акты центральных органов исполнительной власти.

Акты местных органов публичной власти (регламенты местных советов и местных государственных администраций, положение о структурных подразделениях местных советов, об отделах и управлениях местных государственных администраций, об аппарате местных советов, уставы территориальных общин и др. Записываем е) Акты местных органов публичной власти.

Правоприменительные акты как источники науки ГСиМС оказывают содействие в раскрытии особенностей организационно-правовых аспектов практической деятельности органов публичной власти, помогая при этом более точному установлению специфики осуществления определенных процедур, которые связаны с реализацией компетенции. Такие акты принимаются каждым органом публичной власти и их структурными подразделениями в процессе их текущей деятельности. Для примера можно назвать правоприменительные акты Верховной Рады Украины, которые имеют значение для характеристики организации ее работы, в частности постановления "О процедуре голосования во время повторного рассмотрения Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", "Об организации работы Верховной Рады Украины в связи с рассмотрением вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины и процедуру его рассмотрения" и прочие.

К актам интерпретационного характера, которые являются источниками науки ГСиМС, можно отнести решения Конституционного Суда Украины.

Важное значение имеют интерпретационные акты центральных органов исполнительной власти, которые могут приниматься в форме разъяснений, писем, рекомендаций. В качестве примера можно привести: постановление Центральной избирательной комиссии "О Разъяснении относительно порядка регистрации и статуса официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций по выборам Президента Украины"; разъяснение Главного управления Государственной службы Украины "Относительно проведения конкурса, испытательного срока и стажировки при принятии на службу в органы местного самоуправления" , письмо Фонда государственного имущества Украины "Относительно расчета арендной платы коммунального имущества" и другие акты. Записываем: К актам интерпретационного характера, которые являются источниками науки ГСиМС, можно отнести решения Конституционного Суда Украины, а также акты центральных органов исполнительной власти в форме разъяснений, писем, рекомендаций.

В условиях активной внешнеполитической деятельности Украины большое значение в системе правовых источников науки приобретают международно-правовые акты. Согласно Конституции, международные договоры Украины, ратифицированные парламентом, представляют неотъемлемую часть национального законодательства. Наиболее значительными международно-правовыми актами, которые отображают европейские стандарты в сфере организации работы органов публичной власти, является Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами или властью от 21 мая 1980 года, Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года и прочие. Записываем: В системе правовых источников науки ГСиМС к актам применения норм права относятся международно-правовые акты.

Как источники науки ГСиМС могут быть и корпоративные акты (например, уставы и другие нормативные акты ассоциаций местных советов), ознакомление с которыми дает возможность определить структуру, функции, компетенцию, формы деятельности этих добровольных объединений. Кроме этого, определенный исследовательский интерес представляют договоры нормативного содержания (например, договоры о делегировании или размежевании полномочий между органами публичной власти), которые получают ныне развитие как самостоятельные источники правового характера.

Важное значение для развития теоретических исследований науки имеют материалы практики деятельности органов публичной власти. Анализируя содержание стенограмм, протоколов заседаний, статистические данные, архивные материалы относительно организации и деятельности органов публичной власти, их нормотворческую и правоприменительную практику, ученные получают возможность делать соответствующие обобщения, выводы и предложения как теоретического, так и прикладного характера.



2015-12-04 475 Обсуждений (0)
Методы и источники науки государственного строительства и местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и источники науки государственного строительства и местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)