Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России



2015-12-04 1250 Обсуждений (0)
Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный орган (орган государства) – это самостоятельная, организационно обособленная единица государственного аппарата, образуемая в установленном государством порядке; имеющая четко определяемую в нормах права структуру; наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти; осуществляющая свою деятельность в строго определяемом государством порядке.

Из данного определения вытекает, что основными признаками (чертами) правового положения государственного органа являются определяемые конституцией и законодательством его:

1) функции или основные направления деятельности;

2) порядок создания, преобразования и ликвидации;

3) структура и внутренняя организация;

4) порядок деятельности, осуществляемый в определенных организационно-правовых формах;

5) государственно-властные полномочия, под которыми следует понимать совокупность постоянно действующих в силу их детальной правовой регламентации в Конституции России и законодательстве прав и обязанностей государственного органа, направленных на реализацию его функций.

Можно сказать, что указанные признаки не только составляют структуру («скелет») правового положения любого государственного органа, но и определяют структуру научных исследований и последовательность рассмотрения учебных вопросов, посвященных правовому положению отдельных органов государственной власти Российской Федерации.

Необходимо отметить, что среди указанных черт (признаков), характеризующих правовое положение органов государственной власти России, особая роль принадлежит государственно-властным полномочиям, поскольку:

а) закрепление за государственными органами полномочий является одним из важнейших способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности;

б) от того, насколько полно закрепляются в нормах права полномочия государственных органов, во многом зависит четкость и эффективность работы всего государственного механизма, квалифицированное и своевременное разрешение разнообразных государственных дел;

в) четко определенные в законе полномочия государственных органов позволяют установить пределы их деятельности, рамки ответственности, отчетности, подконтрольности, а также проанализировать их действия c точки зрения их соответствия закону и праву.

Необходимо отметить, что в отличие от прав и обязанностей граждан России полномочия государственных органов действуют постоянно в силу их закрепления в законе, а не в силу обязательности возникновения каких-либо правоотношений, субъектом которых являются эти органы власти. В отличие от граждан, которые могут делать все, что не запрещено законом, государственный орган может делать только то, на что он прямо правомочен законом или основанным на законе другим государственным актом.

Кроме этого, в отличие от гражданина у органа государственной власти нет прав и обязанностей. Полномочие государственного органа является одновременно его правом и обязанностью. Неисполнение предусмотренного Конституцией или законодательством полномочия является основанием для наступления того или иного вида юридической ответственности.

В настоящее время среди отечественных ученых существуют различные точки зрения относительно понятия полномочия государственного органа. При этом дискуссия в основном ведется вокруг соотношения трех терминов: полномочия, компетенция и функции государственного органа. Справедливо полагать, что компромисс между различными точками зрения может быть найден только в случае рассмотрения полномочий и функций в качестве взаимосвязанных, но все же самостоятельных и непременных элементов (черт) правового статуса государственного органа. При этом следует исходить из того, что практически все современные ученые под функциями государственного органа понимают направления, сферы его деятельности, под полномочиями – основные права и обязанности государственного органа, c помощью которых реализуются функции, а под компетенцией – совокупность предметов его ведения и полномочий.

По мнению Г. В. Атаманчука, «в функциях государственного органа отражаются содержание воздействия, характер взаимосвязи между участниками управленческих отношений, в полномочиях – юридически закрепленные методы управления и правовые формы осуществления управленческой деятельности. Содержание полномочий должно вытекать из обуславливаемых содержанием функций органа, а объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций».

Взаимосвязанность функций и полномочий органов государственной власти России проявляется в том, что отечественное законодательство в соответствии c принципом разделения властей разграничивает соответствующие друг другу как функции, так и полномочия органов власти, поскольку, по точному замечанию профессора И. Д. Левина, «ограничение власти каждого государственного органа возможно только путем выделения для него определенной сферы деятельности».

В науке государствоведения несомненный интерес и актуальность имеетпроблема соотношения понятий «государственный орган» и «орган государственной власти». По мнению С. И. Носова, такие органы различаются в зависимости от обладания государственно-властными полномочиями. Поэтому государственный аппарат включает в себя органы государственной власти, т. е. структуры, непосредственно осуществляющие государственную власть (органы законодательной, исполнительной и судебной власти), а также иные государственные органы, обеспечивающие государственно-властную деятельность, т. е. организационные структуры, которые, не имея властных полномочий, осуществляют координационные, аналитические, информационные и иные функции, способствующие эффективной реализации задач органов государственной власти. При этом статус некоторых таких государственных органов вытекает из Конституции (Администрация Президента, Совет Безопасности, уполномоченный по правам человека).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственный орган» является по своему содержанию более широким, чем понятие «орган государственной власти». Вместе c тем несомненна актуальность проблем, связанных c определением понятия и критериев для классификации государственно-властных полномочий, которыми могут обладать только органы государственной власти.




2015-12-04 1250 Обсуждений (0)
Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)