Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средств музыкальной выразительности



2015-12-04 966 Обсуждений (0)
Средств музыкальной выразительности 0.00 из 5.00 0 оценок




Произведения крупной формы в репертуаре балалаечников в старших классах ДМШ

Исполнительский анализ и методические рекомендации пьесы

А. Шалова «Игрушечные часы с боем» из детской сюиты для балалайки с фортепиано «Алёнкины игрушки»

 

Выполнил

Студент IV курса И. Теплов

Педагог-консультант-

А.П. Колонтаев

 

Ростов-на-Дону

2009г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Исполнительский анализ пьесы «Игрушечные часы с боем»……………..5

1.1.Анализ характера, формы произведения, средств музыкальной выразительности…………………………………………………………………5

2. Методические рекомендации к пьесе «Игрушечные часы с боем»……….9

2.1.Главные задачи в работе над произведением……………………………9

2.2.Методы работы………………………………………………………….10

3. Заключение…………………………………………………………………….14

4. Библиографический список…………………………………………………..15

 

 

Введение

 

В старших классах ДМШ выявляются учащиеся, имеющие данные для поступления в музыкальные училища. Работа с ними требует особого внимания. И чтобы подготовить их к профессиональной художественной деятельности следует, как можно больше расширять их музыкальный кругозор, дать им хорошую музыкально – теоретическую базу. Поэтому, в старших классах ДМШ начинают изучать более сложные произведения различных стилей, жанров и форм: оригинальные произведения для балалайки отечественных композиторов, русских и зарубежных классиков в переложении для балалайки, обработки народных мелодий. Нередко это сочинения концертного репертуара, в том числе и произведения крупной формы.

Сочинения крупной формы, в отличие от миниатюр, свойственно большее разнообразие содержания, более протяжённое развитие музыкального материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую, требующее больший объём памяти и внимания.

Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимает сюита. Своеобразие её в том, что она сочетает в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому учащиеся, работая над сюитой в целом или над её частями, приобретают особенно разнообразные исполнительские навыки.

Подобно миниатюре, каждая отдельная часть требует лаконизма, выраженного умением в немногом, сказать многое. На этом материале педагог развивает технические навыки учащегося, совершенствует технологию выполнения основных приёмов игры, использует различные способы звукоизвлечения, разнообразие штрихов и динамики, улучшает качество и чистоту звука, развивает чувство ритма и чувство ритмической свободы, подчиняет технические задачи раскрытию художественного образа.

Особенность работы над сюитой, как крупной формой , в старших классах ДМШ заключается в том, что преподаватель может ограничится изучением нескольких номеров, учитывая степень подготовки учащегося.

 

Исполнительский анализ пьесы «Игрушечные часы с боем»

Анализ характера, формы произведения,

средств музыкальной выразительности

Сюита ( от французского suite – ряд, последовательность) – произведение в циклической, музыкальной форме, состоящей из ряда самостоятельно законченных пьес, разнообразных по содержанию, построению, и следующих одна за другой по принципу контраста. В старинной сюите все части сочинения в одной тональности ( допускалось сопоставление одноимённых тональностей dur и moll ).

Сюита зародилась в народной музыке, как последовательность разных по характеру танцев.

В профессиональном творчестве сюита возникла в Италии в XVI веке. В ней противопоставлялись два танца: медленная хороводная – паванна, и живая быстрая – гальярда.. Часто они сочинялись в виде вариаций на одну и ту же тему.

Самостоятельным инструментальным жанром сюита стала в конце XVI века в творчестве Андреа и Джованни Габриели. В их сюитах за паванной и гальярдой следовали аллеманда и куранта.

Позже утвердилась последовательность контрастных танцев сюиты. Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига. Мировую известность приобрели сюиты И.С.Баха.

Современные сюиты, так же как старинные, состоят из последовательности контрастирующих частей. Отличительная особенность современной сюиты – широкое использование различных тональностей. Кроме основной, в которой обязательно сочиняются первая и последняя часть. Количество частей в современных сюитах не стабильно от трёх до десяти и более. (8.Стр.345)

Композиторы, писавшие музыку для народных инструментов, также широко использовали жанр сюиты.

Для баяна писали такие композиторы, как Н.Чайкин, Г. Шенедерев, В.Семенов, А. Кусяков и др.

Для балалайки – С. Василенко - Сюита для балалайки или скрипки с фортепиано ( Токката, Вальс, Гавот, Маленькая серенада ). Г. Камалдинов - Сюита на народные темы. А. Зверев - Детская сюита. И. Друх Негритёнок с балалайкой. И др.

К жанру сюиты обратился и А. Шалов написав Детскую сюиту « Алёнкины игрушки» для балалайки и фортепиано. Которую он посвятил своей внучке Алёне.

Шалов Александр Борисович ( 1927-2001 гг.).

Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор Санкт – Петербургской консерватории имени Н.А. Римского – Корсакова, дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады. А. Б. Шалов известен как автор многочисленных обработок русских народных пьес и романсов, таких, как концертные пьесы « Винят меня в народе», «Тёмно – вишнёвая шаль», «Валенки». Мастерски сделанные переложения таких произведений, как «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, прочно вошли в концертный репертуар балалаечников. Он автор учебно – методических разработок «Основы игры на балалайке», и «Обозначение балалаечных штрихов». Работая в Санкт – Петербургской консерватории преподавателем по классу балалайки А. Б. Шалов воспитал немало талантливых исполнителей. Среди них Лауреаты Всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментов А. Денисенко, М. Данилов, М. Сенчуров, Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады ансамбль «Русская балалайка» и др. (3,31).

Сюита программная. Программа заложена в названии каждой пьесы. (Программная музыка – род инструментальной музыки с определённой словесной программой, раскрываемой музыкально – выразительными средствами.)

Сюита « Алёнкины игрушки» состоит из девяти разнохарактерных, разножанровых зарисовок.

В пьесе «Игрушечные часы с боем» изображается ход часов.

«Балалаечка поёт, приговаривает» - пение русской балалайки.

«Весёлый барабанщик» - имитируется игра на барабане.

«На тройке» - бег лошадей и пение ямщика.

«Маленький машинист» - движение поезда.

«Волчок» - кружение детской юлы (игрушки).

«Кукла засыпает» - колыбельная перед сном.

«Лиса и петух» - два разнохарактерных сказочных героя.

«Петрушка» - шуточный юмористический образ.

Образ заложенный в каждой пьесе раскрывается различными музыкально – выразительными средствами ( тональность, размер, темп, нюансы, штрихи, фактура, приёмы игры).

Название первой части «Игрушечные часы с боем» точно отражает музыкальный характер произведения и воссоздает равномерный ход часов и бой курантов (в игрушечном виде). Характер произведения остаётся неизменным на протяжении всей пьесы за исключением двухтактовой «связки» перед повторением, которая изображает завод часов.

Пьеса написана в форме неповторного периода, повторяющегося дважды, с двухтактовым вступлением у фортепиано, которое сразу изображает ход часов и двух тактовой связкой, в партии балалайки, которая изображает завод остановившихся часов.

Первое предложение (8 тактов) состоит из двух фраз (по 4 такта). Кульминация каждой фразы на первой доле третьего такта. Во втором предложении форма и кульминации во фразах сохраняются. Единственное, что автор предлагает, это во второй фразе первого предложения сделать пиано и крещендо, чтобы второе предложение по динамике звучало ярче, чем первое, а во второй фразе второго предложения сделать замедление и затихание. За этим следует большая цезура, в виде паузы на тактовой черте (остановка часов) и двухтактовая связка, имитирующая завод часов. После этого период полностью повторяется до ферматы. Квадратность строения фраз, предложений, повторность, подчёркивают ход часового механизма.

Размер четыре четверти, спокойный темп, динамика в диапазоне от mp до mf , светлая мажорная тональность (ре мажор), своеобразная фактура партии балалайки и фортепиано (хроматические ходы, секунды), помогают создать образ, заложенный в программе этого произведения.

 



2015-12-04 966 Обсуждений (0)
Средств музыкальной выразительности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средств музыкальной выразительности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (966)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)