Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Развитие общественно-политической мысли и литературы



2015-12-04 421 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Развитие общественно-политической мысли и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 8

Русская культура в 15-16 веках.

Вопросы: 1. Архитектура. Шатровое зодчество.

Развитие общественно-политической мысли и литературы.

Музыкальное искусство.

Древнерусское искусство послемонгольского периода развивалось в общем русле средневековой культуры, и было связано с христианско-православной идеологией. Оно оставалось церковным, культовым до 18 века, до петровских реформ. Оно ещё оставалось коллективным, артельным, не знающим расхождения между профессиональным и народным; ещё питалось особой любовью к узорочью, ярким краскам, лубочности, декоративности и насыщенности.

Это было искусство эпически- былинного склада.

 

Вопрос 1. Архитектура. Шатровое зодчество.

С конца 15 века в развитии русского зодчества определился новый этап, обусловленный крупными переменами во внутренней и внешней политике:

1. Расширение связей с западноевропейской культурой.

2. Значительное увеличение материальных средств государства, которые вкладывались в развитие различных направлений культуры.

3. Развитие городского ремесла.

4. Процесс взаимопроникновения и обогащения различных архитектурных приёмов, свойственных определённым землям. Формирование общерусского архитектурного стиля.

С начала княжения Ивана III белокаменное строительство уступило место кирпичной кладке, стал формироваться общерусский архитектурный стиль при активном сотрудничестве московских и псковских мастеров. Производство кирпича открыло новые и технические, и художественные возможности.

Вслед за Московским Кремлём появляются кремли в Новгороде, Пскове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде. Подверглись перестройке и укреплению многие монастыри: Троице-Сергиев, Соловецкий, Кирило-Белозёрский монастыри.

Храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой, 1532 год.

Имя зодчего не сохранилось. Этот храм, изумительный по своей красоте и величию открыл новую полосу в русской архитектуре. Храм этот воздвиг Василий III в честь рождения долгожданного наследника – сына Ивана, которого родила ему вторая жена Елена Глинская, по прямой линии наследница татарского полководца Мамая.

Церковь Вознесения открывает эпоху шатровых храмов 16-17 веков. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово – купольного храма. В этом сооружении с удивительной силой воплотилось движение вверх, общая высота храма 60 метров и почти половину её занимает восьмигранный шатёр, органически сливающийся с 4-ёхгранным зданием храма. Охватывающие здание со всех сторон галереи и ряды кокошников создают постепенный переход от холма к зданию, от здания к шатру вверх.

Сооружение этого храма выдвинуло русскую архитектуру на самый высокий уровень европейского средневекового зодчества. Храм - башня, храм – сказка, он создан, прежде всего, для обозрения снаружи.

Покровский собор на Красной площади или Храм Василия Блаженного

1555-1561

Место этому уникальному памятнику в Кремле. Но Кремль как бы «выплёскивает» его на посад. Это связано с внутренней политикой Ивана Грозного, с его борьбой с родовой знатью и заигрыванием с горожанами. Собор был построен в честь победы над Казанью, одним из самых сильных ханств, оставшихся после развала Золотой Орды. (Победа была одержана 1 октября, в праздник Покрова Богородицы).

Покровский собор своим архитектурным обликом напоминает модель города – сам как бы выступает прообразом Небесного Иерусалима. Стилистически он материализует идею собирания русских земель: один каменный помост и 9 небольших церквей – объединённые русские княжества под главенством Москвы.

Этот шедевр русского и мирового зодчества создали русские мастера Барма и Постник Яков. (Поэма «Зодчие» Дмитрия Кедрина).

Полный изумительного творческого своеобразия, яркий и нарядный, Покровский собор больше связан с какими – то мотивами русской природы, чем с догмами христианских вероучений. Даже иностранцы отмечают, что храм этот построен скорее для украшения, чем для молитвы.

Итак, в 15-16 веках происходит расцвет русского зодчества. Русские мастера в своих замечательных произведениях воплотили богатство и силу России, красоту её таланта и славу её подвигов. Крепостное зодчество 15-17 веков сыграло большую роль в развитии общерусской архитектурной школы.

 

Вопрос 2. Развитие общественно-политической мысли и литературы.

А) Книгопечатание

В условиях образования единого государства потребность в грамотных людях значительно возросла. В 15 веке пергамент вытесняется бумагой, которую привозят из Франции, Италии, Германии. Изготовление рукописных книг более не удовлетворяло возрастающим потребностям развивающегося ремесла и набиравшей силу государственности. По предложению Ивана Грозного и с одобрения митрополита Макария в 1563 году на средства царской казны в Москве была обустроена типография, которой руководил Иван Фёдоров, дьякон одной из кремлёвских церквей. Сам Иван Фёдоров был не только издателем, но и редактором книг.

Организация книгопечатания отражала новый этап в развитии российской государственности. Было издано 20 книг. Тираж первой книги «Апостол» составил 1.500 экземпляров. Были изданы «Азбука», «Русская грамматика», «Славяно-русский букварь» для обучения детей.

Это событие имело огромное культурное значения – началось распространение грамотности и книжности.

Местная знать не поддержала это начинание, типографию несколько раз поджигали, ростовщики требовали уплаты долга. И не смотря на то, что сам царь покровительствовал книгопечатанию, ненависть, обвинение в ереси заставили Ивана Фёдорова бежать во Львов, где он и умер в нищете в 1583 году.

 

Б) Литература.

Объединение русских земель, выход России на международную арену требовало осмысления и идеологического оформления.

1. «Никоновская летопись» - показывала историю Московского царства как историю мировой державы, соединив Русскую историю с историей Византии.

2. «Послание Филофея Василию III» - развивает идею Божьего Града на земле, первым воплощением которого был Рим, вторым – Константинополь, третьим – должна стать Москва. Именно эта идея нового Царьграда и отразиться в строительстве Московского Кремля. С идеологической точки зрения это было оформление теории феодальной монархии.

3. «Мудрое государственное правление» и «Домострой» протопопа Сильвестора. Протопоп Сильвестр был духовным отцом Ивана IV. В первом произведении он даёт советы своему подопечному, как править государством; во втором описывает правила поведения и отношения, которые должны складываться в патриархальной в семье. Это своеобразная энциклопедия домашних моральных норм.

 



2015-12-04 421 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Развитие общественно-политической мысли и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Развитие общественно-политической мысли и литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)