ТЕМА: ДВИЖЕНИЯ, ИХ РАССТРОЙСТВА
И социальному развитию РФ» Кафедра неврологии с курсами нейрохирургии И медицинской генетики
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И ТОПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Методические указания для студентов Уфа 2006 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению И социальному развитию РФ» Кафедра неврологии с курсами нейрохирургии И медицинской генетики
«Утверждаю» Зав. кафедрой, профессор ____________________ «___» __________________200__ г.
Дисциплина Неврология Специальность Лечебное дело (060100) Педиатрия (060102) Медико-профилактическое дело (060105) Курс IV……………………… Семестр VII-VIII…………………….
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по темам общей неврологии
Методические указания для студентов 4 курса, Обучающихся по специальностям 060100 «Лечебное дело», 060102 «Педиатрия», 060105 «Медико-профилактическое дело»
Уфа 2006 ПРЕДИСЛОВИЕ
Знания о закономерностях функционирования нервной системы, ее сложной интегративной и регуляторной деятельности, роли в адаптационных функциях организма, кортико-висцеральных взаимоотношениях и основах невропатологии необходимы врачу любой специальности. Без знаний общей неврологии невозможно уяснить патогенез многих болезней. Получить четкие знания, практические навыки и умения возможно при овладении основами анатомо-физиологических данных нервной системы, методов исследования ее и топической диагностики. Топическая диагностика является важной составной частью диагностического процесса в неврологии. Познание ее формирует у молодого врача логику клинического мышления в построении диагноза от симптомов к синдрому, к патологическому процессу. Чрезвычайное разнообразие неврологических симптомов и синдромов, опосредованное суждение о локализации процесса в нервной системе требует систематизации, четкого изложения материала по общей неврологии. Задачей данных рекомендаций является стремление помочь студентам овладеть знаниями по топической диагностике нервной системы на основе использования схем, таблиц, классификаций. Графологической структуры тем с современных нейрофизиологических позиций, вооружить студентов на практических занятиях четкими ориентирами по самостоятельной работе с больными (планы и схемы исследования) для улучшения качества освоения навыков, умения последовательно и логично мыслить у постели больного.
ТЕМА: ДВИЖЕНИЯ, ИХ РАССТРОЙСТВА Двигательная функция человека необычайно сложна. Она включает в себя как простые и сложные автоматические движения, основанные на безусловных рефлексах (непроизвольные движения), так и разнообразнейшие условно-рефлекторные (произвольные) двигательные акты, выработанные на жизненном опыте. В обеспечении движений участвуют все уровни нервной системы (от периферии до коры головного мозга), а двигательные расстройства в виде парезов и параличей являются наиболее часто встречающимися в неврологической клинике. Цель: на основании имеющихся представлений об анатомо-физиологических данных студент должен: - знать основные синдромы поражения двигательной сферы, признаки центрального и периферического параличей (парезов); - иметь представления о патофизиологической сущности двигательных расстройств; - уметь исследовать двигательные функции, определять характер пареза (паралича) и уровень поражения нервной системы на основе выделенных симптомов и синдромов.
Вопросы для самоподготовки 1. Понятие о «произвольных» движениях, их условно-рефлекторная сущность. Роль периферической афферентации в функциональной системе, осуществляющей произвольные движения. 2. Строение и топография корково-мышечного пути, центральный и периферический двигательные невроны. 3. Проекция двигательных функций в прецентральной извилине. Ход и топография кортико-спинального тракта в зоне лучистого венца, внутренней капсулы, ствола мозга, спинного мозга. 4. Топография тел периферических мотонейронов для мышц конечностей, шеи и туловища. Специализация клеток переднего рога (альфа-большие, альфа-малые и гамма-мотонейроны). 5. Ход и топография аксонов периферических мотонейронов: передние спинномозговые корешки, шейно-плечевой и пояснично-крестцовое сплетение, нервы верхних и нижних конечностей. 6. Понятие рефлекса. Виды рефлексов. Строение дуги глубокого рефлекса. 7. Понятие о мышечном тонусе. Сегментарная дуга тонического рефлекса на растяжение (миотатический рефлекс). Строение и функция мышечного веретена и гамма-нейронов. 8. Центральный и периферический параличи (парезы), критерии их определения. 9. Принципы выделения синдромов расстройства произвольных движений. Моноплегия (монопарез), параплегия гемиплегия, три- и тетраплегия. 10. Клинические синдромы двигательных расстройств при поражениях корково-мышечного пути на разных уровнях. 11. Методика исследования двигательных функций.
План самостоятельной работы студентов с больными.
1. Провести обследование больного по предложенной схеме. 2. Записать полученные данные и проанализировать их. 3. Дать заключение о наличии парезов, параличей с определением их характера (центральный, периферический) и уровня поражения нервной системы. 4. Зарисовать очаг поражения.
Схема исследования двигательных функций
1. Опрос больного о наличии ограничения активности движений в тех или иных суставах, слабости и утомляемости мышц, их похудании, изменении позы, конечностей, походки, о периодическом возникновении судорожных сокращений мышц. 2. Исследование двигательно-рефлекторных функций.
Перекрестная и «двойная» корковая иннервация поперечно-полосатой мускулатуры
Признаки центрального и периферического паралича (пареза)
Симптомы поражения различных отделов двигательных путей
Контрольные вопросы 1. Каковы критерии определения пареза (паралича)? 2. Каковы критерии определения вида пареза (паралича)? 3. Каковы причины повышения тонуса, глубоких рефлексов, появления патологических рефлексов при центральном параличе? 4. Каковы причины понижения тонуса, выпадения глубоких рефлексов и атрофии мышц при периферическом параличе? 5. Как меняется электровозбудимость мышц при поражении центрального и периферического двигательных нейронов? 6. Какие виды синкинезий существуют, каков патогенез их? 7. Какова диагностическая значимость защитных рефлексов? 8. Можно ли отличить симптомы поражения клеток переднего рога от поражения переднего корешка? 9. Какие синдромы возникают при поражении верхнего отдела прецентральной извилины с одной стороны, внутренней сумки с одной стороны, пирамидного пути в боковом канатике спинного мозга на уровне шейного, грудного отделов? 10. Как проявляется джексоновский соматомоторный припадок и о поражении какого отдела нервной системы свидетельствует?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |