Задание № 3 инструкционной карты
Цели урока: Дать понятия о многоатомных спиртах на примере Этиленгликоля и глицерина. Знать строение, свойства и Применение этиленгликоля и глицерина. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства многоатомных спиртов. Уметь сравнивать свойства одноатомных и многоатомных спиртов, знать причины сходства и отличия. Продолжить формирование мировоззренческих знаний, разъяснять влияние количественных изменений (числа функциональных групп) на качественные (изменение свойств). Отработать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках.
Оборудование и реактивы: глицерин, этиленгликоль, раствор Cu(SO, Раствор NaОН, кусочек натрия, пробирки, газовая горелка, интерактивная доска, презентация PowerPoint Тип урока: урок формирования умений и навыков Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная Методы обучения: словесные, наглядные, практические, информационно- Развивающие, репродуктивные
Ход урока
I . Организационный момент. Актуализация темы. II. Повторение сформированных знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос 1.Что обозначает название одноатомный спирт? (Спиртами называются производные углеводородов, в молекулах которых один атомов водорода замещены гидроксильными группами.) 2.Что обозначает двух- (трех-)атомный спирт? (наличие двух или трех –ОН групп) 3.Что означает название предельный спирт? (гидроксильная группа соединена с предельным углеводородным радикалом) 4.Какой спирт обладает большей растворимостью в воде: бутиловый или октиловый? (бутиловый, потому что у него короче УВ-радикал) 5.Среди шаростержневых моделей спиртов найдите модель этанола и двухатомного спирта (учащиеся находят модели).
II. Проведение проверочных упражнений Самостоятельная работа на 2 варианта Вариант 1 1. Докажите химические свойства спиртов (реакция окисления и реакция замещения водорода в группе –ОН) на примере пропанола - 1. Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства? 2. Дано вещество: СН3 | СН3— СН2 — С—СН2—ОН | СН3 Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их. Вариант 2 1. Докажите химические свойства спиртов (реакции замещения всей группы –ОН и реакции дегидратации) на примере бутанола – 1. Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства? 2. Дано вещество:
СН3— СН2 — СН— СН —СН3 | | ОН СН3 Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.
III. Объяснение новой темы За 90 минут в результате самостоятельной познавательной деятельности вы должны узнать особенности строения и свойств многоатомных спиртов. Изучение темы сегодня пройдет по инструкционной карте, которая будет отображена на интерактивной доске. Я буду выступать только инструктором в вашей работе. Вы, используя учебник, информацию со слайдов ознакомитесь с новой темой, попробуете написать реакции сами. Вопросы и задания не переписывайте, но ответы дайте полные. В конце урока Ваша работа будет оценена. Итак. Тема урока «Многоатомные спирты Задание № 1 инструкционной карты Используя учебник стр.173 запишите в тетради, какие спирты называют многоатомными спиртами? Ответ: Спирты, в молекулах которых содержится несколько гидроксильных групп, называют многоатомными спиртами.
Запишите примеры многоатомных спиртов (показывается на слайде) СН2-СН2 СН2-СН-СН2 СН2-СН-СН-СН-СН2 СН2-СН-–СН-СН- СН-СН2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН ОН Этиленгликоль глицерин ксилит сорбит Для составления названий многоатомных спиртов по международной номенклатуре (ИЮПАК) к названию соответствующих насыщенных углеводородов добавляется суффикс «ОЛ», а перед ним ставят греческое числительное, указывающее количество гидроксогрупп («ДИОЛ» или «ТРИОЛ») и проставляются номера атомов углерода, с которыми связаны гидроксильные группы. Двухатомные спирты называют – диолы (алкандиолы). Трехатомные спирты имеют три гидроксогруппы – триолы (алкантриолы). Пример (показывается на слайде) 1 2 СН3—СН3 " СН2—СН2 этан | | ОН ОН этандиол-1,2
Задание № 2 инструкционной карты Назовите следующие вещества по международной номенклатуре А) СН2—СН—СН2 | | | ОН ОН ОН (ответ: пропантриол-1,2,3)
Б) СН2—СН—СН2––СН2 | | | ОН ОН ОН (ответ: бутантриол-1,2,4)
В) СН2—СН—СН3 | | ОН ОН (ответ: пропандиол-1,2,3)
Г) СН2—СН—СН2 | | | ОН СН3 ОН (ответ: 2-метилпропандиол-1,3) Задание № 3 инструкционной карты Используя учебник стр.175 запишите в тетради физические свойства этиленгликоля (этандиол-1,2) и глицерина (пропантриол-1,2,3) Ответ:Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде, с водой смешивается в любых соотношениях. При температуре 290°С кипит и одновременно разлагается, поэтому перегонку глицерина осуществляют при низком давлении. Этиленгликоль- бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса. Температура кипения – 197,6°С, хорошо растворяется в воде. Под влиянием различных неорганических окислителей гликоль легко окисляется. Имеет низкую температуру замерзания (-75°С). Очень ядовит. Учитель: Обратите внимание, что с увеличением групп –ОН увеличивается температура кипения, это объясняется установлением водородных связей между молекулами спиртов. Вопрос группе: Вспомните, какие типы реакций характерны для одноатомных спиртов? Ответ: реакции полного окисления, замещения, дегидратации Учитель: Прошу в тетрадях выделить блок «химические свойства». 1-й тип. Реакция полного окисления (горение спиртов) у предельных одноатомных спиртов выражается следующей реакцией. Реакция показывается на слайде С2Н5ОН + 3О2 " 2СО2+ 3Н2О + 1370 кДж Проблемный вопрос. А будут ли эти свойства характерны для многоатомных спиртов? Чтобы ответить на это вопрос проведем демонстрационный эксперимент. Взаимодействие глицерина с натрием. (Можно показать видеоролик). Следовательно, химические свойства многоатомных спиртов (глицерина и этиленгликоля) сходны с химическими свойствами предельных одноатомных спиртов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |