Тема: «Базовые экономические понятия»
1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы. 2. Опрос по основным понятиям темы: Потребности (needs) – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ. Экономическое благо (economic good) – средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические ресурсы (economic resources) – необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование. Основными видами ресурсов выступают: · труд (labour) – целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ; · капитал (capital) – созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг; · земля, естественные ресурсы (land, natural resources) – природные условия, необходимые для производства товаров и услуг; · предпринимательская способность, предпринимательство (entrepreneurial ability) – управленческая способность, а также способности создавать новшества и идти на риск; · информация (information) – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения, осведомляющие о состоянии чего-либо. Экономический выбор (economic choice) – выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit – cost analysis). Альтернативные издержки (opportunity cost) – величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага. Кривая (граница) производственных возможностей (production possibilities curve, frontier) – кривая демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии. Агент (agent) – 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц). Экономический кругооборот (circular flow) – круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Экономические системы (economic system) – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Рыночная экономика (market economy) – система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Командная экономика (command economy) – система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование. Смешанная экономика (mixed economy) – система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем. 3. Выберите правильный ответ: 3.1. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных возможностей показывает любая: а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей; б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей; в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей; г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества. 3.2. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает: а) размер стипендии; б) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу; в) затраты государства на образование среднестатистического специалиста; г) затраты родителей на содержание студента. 3.3. Характеристиками экономического блага выступают: а) способность удовлетворять потребность; б) редкость; в) ценность; г) верно все указанное. 3.4. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ: а) «Экономист – человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть»; б) «Если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания»; в) «Семеро одного не ждут»; г) «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»? 3.5. В простой модели кругооборота ресурсов, продуктов, дохода в рамках чистого капитализма государство: а) опосредует оборот на рынке продуктов; б) опосредует оборот на рынке ресурсов; в) верны ответы «а» и «б»; г) не включено в модель. 3.6. В модели кругооборота домохозяйства: а) выступают субъектами на рынке ресурсов; б) выступают субъектами на рынке продуктов; в) выступают субъектами на рынке доходов; г) верны ответы «а» и «б». 3.7. По мнению американского институционалиста Дж. К. Гэлбрейта, причиной «революции управляющих» является рост значимости такого ресурса, как: а) труд; б) капитал; в) предпринимательство; г) информация. 4.План написания самостоятельной работы: 4.1. Основные понятия: · экономические проблемы, · производственные ресурсы, · труд, · капитал, · земля, · предпринимательский талант, · потребительские товары, · средства производства, · кривая (линия) производственных возможностей, · альтернативные издержки, · рыночная система, · смешанная экономика. 4.2. Вопросы-тесты. Пример. Альтернативные издержки нового стадиона - это: а) оплата его охраны и другого персонала; б) цена строительства стадиона в будущем году; в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона; г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона. 4.3. Определить, верны или неверны утверждения. Пример. Если производственные возможности двух стран одинаковы и они осуществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант. 5. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Нобелевская премия по экономике: история ее основания, наиболее известные лауреаты».
План семинарского занятия №3
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |