Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Альтернативные (вмененные) издержки



2015-12-04 2560 Обсуждений (0)
Альтернативные (вмененные) издержки 4.80 из 5.00 5 оценок




Объектом экономического анализа в каждой стране является дефицит (ограниченность, редкость) ресурсов и альтернативный выбор их использования.

Поскольку ресурсы редки, экономика не может обеспечить неограничен­ный выпуск товаров и услуг. Более того, необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

В подавляющем большинстве ситуаций имеется больше двух возможно­стей выбора. В подобном положении рационально действующий экономиче­ский субъект оценивает выгоду, получаемую им от каждого альтернативного варианта использования ресурсов, и останавливает свой выбор на наиболее вы­годной для себя альтернативе.

При этом он лишается (теряет) выгоду от иного (альтернативного) использования наличных ресурсов. Следовательно, затрата­ми (издержками) на получение выбранного блага будет наивысшая выгода из отвергнутых вариантов.

Иначе говоря,альтернативные (вмененные) издержки илицена выбора– это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей.

Альтернативные (вмененные) издержки производства – это издержки производства одного товара, выраженные в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести данный товар.

Другими словами, экономические затраты получения некоего блага – это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов, но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Например, оценим альтернативные затраты обучения студента в ВУЗе. Прежде всего, заплатив за обучение, студент отказывается от покупки каких-то благ (одежда и т.д.). Кроме того, учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, просто отдыхать и т.д. От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги.

Таким образом, дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все потери (в виде других неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести.

Учет альтернативных затрат при экономическом выборе является важней­шим принципом микроэкономического анализа.

На кривой трансформации мы видим, что с каждой дополнительной еди­ницей одного товара приходится жертвовать все большим количеством других товаров, т.е. альтернативные затраты возрастают.

Что отражается в законе возрастания вмененных (альтернативных) из­держек, который гласит: в условиях ограниченно­сти и специфичности ресурсов альтернативные затраты неуклонно воз­растают по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции. Т.е. в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.

Экономический смысл закона возрастающих вмененных издержек сводится к следующему: экономические ресурсы непригодны для полного их ис­пользования в производстве альтернативных продуктов.

Действие закона возрастания альтернативных (вмененных) издержек производства проявляется в том, чтокривая производственных возможностей имеет выпуклую форму.

Когда мы пытаемся увеличить производство одних товаров, приходится переключать с производства других товаров ресурсы все менее и менее приспо­собленные для такого рода применения. И эта операция переключения стано­вится все более глубокой и дорогостоящей.

Существует закон, тесно связанный с вышеуказанным,–закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать сле­дующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в со­четании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.

Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного пре­дела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские спо­собности, знания – оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как ка­питал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результа­тивность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.

Таким образом, главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы оптимальных возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов.

Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Та­ким образом, экономическая наука – это наука об эффективности, об эффектив­ном использовании редких ресурсов.

Любое производство является эффективным, если при данных ресурсах нельзя увеличить выпуск одного блага без снижения выпуска другого, следовательно, любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной.

Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Парето-эффективным или Парето-оптимальным (по имени известного итальянского ученого-экономиста Вильфредо Парето).

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результатеэтого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «ЗАТРАТЫ – ВЫПУСК» ( ).

 



2015-12-04 2560 Обсуждений (0)
Альтернативные (вмененные) издержки 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Альтернативные (вмененные) издержки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)