Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии научного знания



2015-12-04 458 Обсуждений (0)
Критерии научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Предмет естествознания

Связь между естествознанием и культурой

История возникновения естествознания

 

1. Предмет естествознания

Естествознание – это совокупность наук о неживой и живой природе, взятый в их взаимосвязи как целое. Основу естествознания составляют:

А) физика

Б) астрономия

В) химия

Г) биология

Д) медицина

Е) информатика.

Экология пока не является самостоятельной наукой, она является разделом биологии. Данное определение не вполне отражает суть естествознания, однако избежать этого невозможно по 2 причинам:

А) множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием не исчерпывают всего того, что мы понимаем под природой.

Б) В силу универсальности связей в природе, она выступает как единое образование, единое целое, но это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни их совокупностью.

 

 

Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

Концепции естествознания – система взглядов на устройство материального мира и законы его эволюции, на возникновение человека и его отношение к природе.

 

Физическая картина мира изменяется по мере получения новых знаний. По традиции она имеет дело с неживой природой. Из нее выросла более общая научная картина мира, которая включает также и живую природу.

Метафизическая картина мира – (основатель Аристотель), она базируется на суевериях, на искаженной вере.

Чарльз Сноу «Две культура и научная революция»

2. Возникновение естествознания

 

Единой точки зрения на этот вопрос не существует:

А) естествознание возникло в каменном веке, когда человек начал накапливать первые знания о природе, передавать эти знания другим людям. Сторонники этой точки зрения полагают, что в основе естествознания лежит некое действие, т.е. люди начинают целенаправленно познавать природу (строят жилища, обрабатывают землю, разводят скот).

Б) естествознание возникло в 5-3 веках до н.э. в Древней Греции, когда происходит постепенный отказ от мифологического мировоззрения, и возникают первые программы изучения природы. Именно в 3 веке до н.э. Эвклид издают свою геометрию. Именно в Древней Греции впервые доказывались теоремы, т.е. естествознание предполагает не только знание, а знание с его доказательством. Именно в этот период древние греки достигают больших результатов в астрономии. Они уже знали о существовании электричества (знали, что если взять стекло и потереть шерстью, то это стекло начинает притягивать мелкие предметы – явление электризации тел), постоянных магнитов, оптических явлений (преломление света на пересечении двух разных сред). К сожаленью, сами греки не видели в своих наблюдениях практического смысла и не развивали их.

В) естествознание возникло в 12-14 веках. В этот период происходит отказ от догм учения Аристотеля. Группа английских ученых из Оксфордского университета стали говорить о том, что в основе познания должны лежать проверяемые факты, опыт, эксперимент, а не философские традиции.

Г) естествознание возникло в 16-17 века (придерживается большинство историков науки и ученых практиков). Это период, когда появляются выдающиеся труды таких ученых как Кеплер, Гюйгенс, Галилей, Ньютон. Так как в основе естествознания лежит физика и язык физики – математика, эти работы были очень важны для возникновения естествознания. Наука превращается в социальный институт, ученые объединяются в сообщества. В 1662 году создается Лондонское королевское общество. В 1666 году создается Парижская академия наук, объединяющая ученых Франции.

Д) естествознание возникло в конце 19 века. Именно тогда наука превращается в профессию. Это произошло благодаря реформам, которые проводил Берлинский университет под руководством Вильгельма Гумбольдта. Реформа состояла в том, что преподаватели должны не только обучать студентов, но и заниматься научной работой. Как следствие, на рынке появляются товары, производство которых требует доступа к научным данным.

 

Методология науки

Наука – специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение нового знания о реальности.

К продуктам научной деятельности можно отнести:

1) знание;

2) научный стиль мышления, который распространяется в другие сферы деятельности человека;

3) приборы, установки, методики, технологии, все, что вырабатывается в этом направлении наукой также распространяется в другие сферы деятельностс человека;

4) нравственные ценности;

Наука и истина не тождественны.

Например, модель большого взрыва. Самая сложная проблема в этой теории – первые секунды жизни вселенной и важным компонентом этой теории является наличие реликтового излучение, которое должно заполнять все пространство вселенной. Очень долго его пытались обнаружить, однако в 1964 году оно было обнаружено совершенно случайно во время отладки оборудования. Очень часто, таким образом, научные знания получают вне рамок научной деятельности. Целью других сфер деятельности людей не является получение новой практики, но все они направлены на получение чего-то нового, то есть получение истинного знания является побочным результатом их деятельности. Основная же цель научной деятельности – получение истинного научного знания.

Истинное знание может быть ненаучным. Наука не признает паранаучные концепции (астрологию, парапсихологию, уфологию).

Френсис Бэкон утверждал, что нельзя обосновать истинность теории, подбирая только те факты, которые укладываются в эту теорию.

Что есть догадка? Что есть истина? Как провести границу между ними?

Догадка – предположение о вероятности, возможности чего-нибудь.

Истина – утверждение, суждение, проверенной практикой, опытом.

Важная черта современной науки заключается в том, что наука является профессией.

 

Критерии научного знания

Характеристики научного знания:

1) Систематизированность. Для научной сиситематизации свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации.

2) Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, совокупность законов рождает теории, а из теорий следует картина мира.

3) Обоснованность и доказательность

Стремление к обоснованности и доказательности является важнейшим критерием научного, истинного знания.

Существуют разные спсобы обоснования научного знания. Например, для обоснования эмпирического знания используют многократные проверки и обращение к статистическим данным. Истинность теории проверяется доказательством того, что она не противоречива внутренне и согласована с эмпирическими фактами.

4) Объективность.

Факт новых открытий всегда предопределен. Эйнштейн не создал бы теорию относительности без исследований Пуанкаре и Лоренца.

 



2015-12-04 458 Обсуждений (0)
Критерии научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии научного знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)