Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок. Может ли еврей обмануть?



2015-12-04 777 Обсуждений (0)
Урок. Может ли еврей обмануть? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Еврейская этика бизнеса требует правдивости и искренности между участниками деловых отношений.

Третья заповедь категорически запрещает давать пустые и ложные обещания. Сегодня слова катастрофически обесценились. Пустые лозунги, невыполненные предвыборные обещания политиков, повседневная ложь по любому поводу и вовсе без повода — это тот мир, в котором мы с вами сегодня живем. Во многих, кто ничего не имеет за душой, чтобы противопоставить этой повседневной реальности, она порождает цинизм и безверие, люди теряют самоуважение и лишаются уважения окружающих, порой сами того не замечая. Общество, не имеющее надежных религиозных ориентиров, погружается в атмосферу тотальной лжи.

 

Мудрецы еврейского народа почти два тысячелетия назад говорили, что критерием праведности человека является его поведение в деловой сфере. Наиболее развитые страны мира процветают именно потому, что бизнес постоянно находится там под прессом жесткой религиозной морали. Президент совершенно прав, когда говорит, что без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным. Чтобы закрепить связь бизнеса с этикой поведения, надо «вернуться к традиционным ценностям российской духовности, религиозности, благотворительности — ко всему, что веками обеспечивало величие страны».

Заявление главного раввина России

Берла Лазара по поводу послания Президента

России Владимира Путина Федеральному собранию

 

«Всякий, кто заглядывал в Талмуд, — пишет Борис Левин («Этика деловых отношений в еврейской традиции»), — знает, как много места в этой книге отведено имущественным отношениям». Действительно, целых два тома Хошен Мишпат разбирают проблемы этики труда и бизнеса, правовых процедур и законов, касающихся свидетельских показаний.

Едва ли не каждый еврей был «частным предпринимателем» — цирюльник, лавочник, сапожник, винодел, купец на корабле или при караване. Мудрецы торговали с дальними странами, праведники отвешивали товар в лавочках, законоучители нанимали батраков, — и при этом все они стремились оставаться честными богобоязненными людьми.

Антисемиты в своих творениях любят повторять, что Талмуд не считает «гоев» людьми, что под «ближним», к которому предписано относиться этично, еврейская традиция подразумевает только еврея, единоверца. Действительно, в Талмуде при желании можно найти фразы, которые, будучи вырваны из контекста, вызывают неприятие. Однако нужно помнить то, что они относятся только к идолопоклонникам, а «народы Книги», соблюдающие запрет на идолопоклонство, к ним не относятся.

Более того: Тора неоднократно напоминает евреям об их обязанностях перед живущими среди них неевреями:

 

И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами вы были в Стране Египетской.

Шмот, 22:20

 

Любите же и вы пришельца, ибо пришельцами вы были в земле Египетской

Дварим, 10:19

 

Не искажай закона для пришельца, сироты… Помни, что рабом ты был в Египте и выкупил тебя Бог, Всесильный твой, оттуда; поэтому заповедую я тебе делать это.

Дварим, 24:17–18

 

Вершить суд, исполнять Закон — это великая ответственность:

 

Один из учеников рабби Израиля Салантера отказывался стать раввином. «Я боюсь, что рано или поздно дам неправильный совет», — говорил он.

— Значит, раввином станет тот, кто не боится давать неправильные советы, — печально сказал рабби.

 

У «пришельца» также есть обязательства. Еще Адаму и Ною дал Предвечный свой Закон. Этот Кодекс, первый Завет между Богом и человечеством, по сей день должны исполнять все потомки Адама и Ноя. Он состоит всего из семи заповедей, одной предписывающей и шести запрещающих. Вот они:

 

1. Предписано учреждать суды и судить в них по настоящему Закону, храня его в неприкосновенности.

2. Запрещено богохульство: «не отвергай Бога».

3. Запрещено идолопоклонство — в первую очередь поклонение «себе любимому», собственной корысти и удовольствиям, но также и любому другому человеку, и властям предержащим и всякому объекту, подменяющему Бога, встающему между Ним и человеком.

4. Запрещено убийство. Любая жизнь священна, ибо человек суть образ и подобие Бога. Лучше стать мучеником, чем убийцей. Убийство допускается только при самозащите (необходимой обороне) или в ходе оборонительной войны.

5. Запрещены покушения на чужую собственность, грабежи, кражи и похищение людей.

6. Запрещено кровосмешение, гомосексуализм и сношения с животными. Семейные отношения должны быть чисты и святы: «не прелюбодействуй».

7. Запрещено есть мясо живых животных.

К людям, хранящим «законы Ноя», еврей, согласно Галахе, должен относиться так же, как к самим евреям. Они — «ближние». Более того — неиудеям, не нарушившим ни одной из этих семи заповедей, — «хасидей умот га-олам», — обещана доля в «Мире Грядущем» — так евреи называют посмертный рай. В других исповеданиях этого нигде нет.

 

Праведники народов мира имеют долю в грядущем мире.

Тосефта Сангедрин, 13:2

 

Талмуд высоко оценивает праведных неевреев и даже ставит их в пример. Талмуд повествует, что некий человек по имени Дама бен Нетина был славен своим почтением к родителям.

Наши мудрецы рассказывают, что однажды раввины пришли к нему, чтобы купить самоцвет взамен выпавшего и потерянного из нагрудника первосвященника… Они договорились дать тысячу золотых монет за камень. Он вошел в дом и увидел, что его отец спит, положив ноги на ящик с драгоценностями. Он не хотел его тревожить и вышел. Когда мудрецы это увидели, они решили, что он хочет больше денег, и предложили ему десять тысяч золотых. Когда его отец проснулся, он вошел в дом и вынес камень. Мудрецы отсчитали ему десять тысяч, но он ответил: «Я не хочу наживаться на почитании отца. Я возьму только тысячу, о которой мы договорились.

Дварим раба, 1:15

 

Всякий, кто отвергает идолопоклонство, есть еврей.

Иоханан бен Напаха. Мегилла, 13а

 

Молитва и оперативное планирование

 

Не собираясь вдаваться в теологические тонкости молитвы, в ней можно усмотреть, помимо всех прочих, прямой и простой практический смысл. В молитве человек формулирует (для Бога, но и для себя тоже!) «модель желаемого и желательного ближайшего будущего»: выявляет свои самые приоритетные проблемы и предлагает оптимальный вариант их решения в условиях «всемогущества». Любой учебник эвристики скажет, что в этом и состоят первые и важнейшие этапы решения задачи; любой учебник экономики подтвердит, что с этих стадий начинается оперативное планирование.

В этом иудейская и христианская молитвы близки. Однако далее начинаются разницы. Для христианина процесс его собственной активности молитвой, собственно, и заканчивается: далее он ждет «по вере его» вмешательства в свою судьбу вышних инстанций мира — Николая-угодника, Приснодевы Богородицы и так далее.

Одна из самых понятных и, казалось бы, очевидных молитв, если уж мы говорим о предпринимательской деятельности, о бизнесе — «Господи, подаждь ми богатство!» Для еврея просьба к Богу о личном благосостоянии — бессмысленна.

 

Все о чем-то горюют: одним хлеб черствый, другим жемчуг мелкий.

Еврейская пословица

 

Стоит еврей у Стены Плача и молится: «Господи! Пошли мне богатство!» День молится, второй, третий… В конце концов не выдержал:

— Господи! Можно подумать, я со стенкой разговариваю!!!»

 

Мартин Бубер высказался еще определеннее:

 

Молитва, которую творят не во имя всего Израиля, — вообще не молитва.

 

В мидраше написано: «Мессия, сын Давида, не придет до тех пор, пока льются слезы Эйсава». Что это такое — «слезы Эйсава»? Вот что думает об этом Хафец Хаим — Исраэль Меир га-Коген из Радина: «Слезы Эйсава» — это не те лишь слезы, которые льют народы земли, а вы (сыны Израиля) — нет. Это те слезы, которые льют все человеческие создания — и вы в том числе, — когда они просят чего-либо для себя и молятся об этом.

 

В человеке, переполненном самим собой, нет места для Бога.

Баал Шем Тов

 

Молитвой о ниспослании богатства часто грешат и полнейшие атеисты. Причем, коль речь идет о чуде, то чаще всего воплощается она в представлении о кошельке, бумажнике, найденном прямо на улице. Но это, вообще говоря, слишком мало: ведь просьбы обращены к Всемогущему! Поэтому мечтателям в грезах является пещера Али-Бабы, сундук с пиастрами капитана Флинта, сокровища на острове Монте-Кристо неподалеку от замка Иф…

 

Дурак думкой богатеет.

Пословица

 

Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал.

М. Монтенъ

 

Впрочем, это было прежде. Сегодняшний читатель и зритель охотнее представляет себе чемоданчик с деньгами или выигрышный лотерейный билет. Сколько reality-show посвящено этой ситуации, сколько фильмов о ней снято, сколько книг написано! Стоит показать чемоданчик, приоткрыть его, чтобы оттуда зазеленело деньгами, — и все, фильм, спектакль или книга обречены на успех! Книгу «Как стать миллионером» купят только за название, даже если внутри будут одни чистые страницы.

Евреи не любят смотреть такие фильмы. Они предпочитают их снимать.

Еврей знает, что просьбы личного характера Небесами рассматриваются чрезвычайно редко, лишь в особенных и экстремальных случаях, когда испытание в том и состоит, чтобы человек попросил о богатстве или здоровье. Небеса и без того знают, в чем человек испытывает нужду, и если посылают ему беды, то именно для того, чтобы дать повод и возможность исправиться и «исправить мир» (тиккун ха-олам). Поэтому молитвы еврея — это прежде всего молитвы об успехе в делах. Но они именно потому достигают неба, что свой успех в делах еврей непременно разделяет со всей общиной, хотя бы через пожертвования и благотворительность.

 

Есть люди, которые в синагоге думают о бизнесе. Не слишком ли дерзко требовать от них думать о Боге, когда они занимаются бизнесом?

Нахман из Касовира — Толдот Яаков

 

Как-то подошел рабби Леей Ицхак (из Бердичева) после молитвы к нескольким из молящихся, протянул им руку и сказал: «Здравствуйте, здравствуйте», словно они вернулись из дальних странствий. Когда те взглянули на него в недоумении, он сказал:

— Чего вы удивляетесь? Ведь только что вы были так далеко: ты торговал на ярмарке, а ты плыл на корабле с зерном; а как кончились слова молитвы, вы вернулись обратно, вот я и подошел поздороваться.

 

Таким образом, с практической точки зрения иудейская молитва весьма содержательна. Как хотите, а повседневное «просчитывание» собственных действий, так сказать «технико-экономическое обоснование» предстоящего дня, способствует большей успешности евреев в бизнесе.

 



2015-12-04 777 Обсуждений (0)
Урок. Может ли еврей обмануть? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок. Может ли еврей обмануть?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)