Урок математики в дидактической системе «Школа 2000...»
(автор курса Л.Г. Петерсон) В 1999 г. группа авторов под руководством А.А. Леонтьева и Р.Н. Бунеева создала объединение «Школа 2100». В 2000-2003 гг. разработан и в теории обоснован новый вариант дидактической системы «Школа 2000...» —деятельностного метода (технология обучения, система дидактических принципов, электронные средства мониторинга результатов и др.). «Концептуальной идеей построения технологии обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Эта идея объединяет все известные теории развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.)». Технология обучения основана на работах ведущих российских методологов (Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.), обеспечивающих систематическое включение обучающихся в процессы самоопределения, нормореализации и нормотворчества и содержит этап рефлексивного анализа ими своей собственной деятельности. Условиями успешной реализации технологии деятельностного метода являются семь дидактических принципов («Школа 2000...»): — принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности; — принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики; — принцип целостного представления о тире: формирование у ребенка обобщенного, целостного представления о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук; принцип минимакса: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне соци — принцип психологической комфортности: исключение всех стрессообразующих факторов учебного процесса; создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества; — принцип вариативности: формирование у учащихся способности к систематическому «перебору» вариантов и выбору оптимального; — принцип творчества: максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. В программе «Школы 2000...» подчеркивается, что данная «система дидактических принципов не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Так, принципы деятельности, непрерывности и целостного представления о мире обеспечивают передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы — принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний и др. С другой стороны, реализация данной системы дидактических принципов обеспечивает введение в практику работы учителей дидактических идей К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева и многих других ученых-педагогов и психологов о поэтапном формировании умственных действий, включении ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, развитии речевого мышления и эмоциональной сферы школьников, гуманизации и гуманитаризации процесса образования, его непрерывности, обеспечении психологической комфортности во взаимодействии между учителем и учениками, о разноуровневом обучении и др. Таким образом, предложенная система дидактических принципов носит также интегративный характер».
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С чего начинается подготовка к уроку? Ответ на этот вопрос безошибочно дает каждый учитель начальных классов: «Подготовка к уроку начинается с определения цели». Как проходит подготовка к уроку? На этот вопрос учителя отвечают по-разному и неоднозначно. По нашему мнению, одна из основных причин не сходных, а порой полярных мнений кроется в прямой зависимости постановки цели урока от дидактической позиции самого педагога — «учить или развивать».1 Позиция одних педагогов сводится к пониманию тождественности понятий «учение» и «обучение». Ученик, с их точки зрения, представляет собой «копилку», в которую учитель складывает тщательно отобранные знания. Чем больше знаний, тем лучше, по его мнению. От самих учащихся требуется максимально точное воспроизведение вложенных знаний. Другая позиция совсем иная: учение понимается учителем как деятельность самого ученика. Учитель организует деятельность учащихся так, что учащиеся, действуя, обнаруживают свое незнание и хотят его преодолеть. Имея ту или иную дидактическую позицию, учитель соответственно ориентируется либо на классическую, традиционную структуру урока, либо на развивающую структуру урока. Что еще учитывает педагог при подготовке к уроку? Кроме структуры урока, учителю необходимо учитывать и специфику математического содержания курса, его логику и, соответственно, методические подходы и приемы, организацию наиболее эффективной, продуктивной, развивающей деятельности младших школьников и т.д. В общем, по словам П.И. Пидкасистого, «рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута»2. Мы предлагаем Вам рассмотреть разные варианты общего способа деятельности учителя при планировании и проведении урока, согласующегося с принципами развивающего обучения. Этот способ подготовки к уроку поможет любому педагогу (опытному учителю, с большим педагогическим стажем, и молодому стажеру) подготовиться к уроку, независимо от программы, учебных пособий, особенностей различных возрастных классов. Общий способ деятельности, связанный с подготовкой к занятию развивающего характера, в различных источниках чаще представлен авторами в виде системы последовательных вопросов, которые помогают учителю спланировать содержательные, выстроенные в определенной логике уроки, направить его деятельность на развитие младших школьников, сделать ее более осознанной, обоснованной и творческой. При осуществлении любой деятельности учитель должен: 1) осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях протекания урока; 2) выработать план действий в соответствии с результатами этой ориентировки; 3) реализовать намеченное; 4) осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом. Последние два этапа учитель может совмещать, т.е. контролировать свои действия не только после их выполнения, но и в ходе урока, по возможности и необходимости внося коррективы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |