Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодические издания, информационные бюллетени



2015-12-04 381 Обсуждений (0)
Периодические издания, информационные бюллетени 0.00 из 5.00 0 оценок




1. «Петербург в следующем месяце. Основные культурные события» (издается с 1993 г.)

2. «Петербург в следующем месяце. Профессиональные контакты в сфере культуры» (издается с 1997 г.)

3. «Санкт-Петербург в следующем году: Календарь событий» (издается с 1998 г.)

Интернет-ресурсы

1. Комитет по культуре Санкт-Петербурга // URL: http://www.spbculture.ru

2. Администрация Санкт-Петербурга: официальный портал // URL: http://www.gov.spb.ru

3. Санкт-Петербург, 300-летию со дня основания // URL: http://vetka.by.ru/spb/index.htm

4. Главный туристический портал Санкт-Петербурга // URL: http://www.visit-petersburg.com

5. Санкт-Петербург: энциклопедия // URL: http://www.encspb.ru/index.php

6. Российская национальная библиотека // URL: http://www.nlr.ru/

7. Государственный Эрмитаж: официальный сайт // URL: http://www.hermitage.ru/

8. Государственный Русский музей: официальный сайт // URL: http://www.rusmuseum.ru

9. Исаакиевский собор: официальный сайт // URL: http://www.cathedral.ru/

10. Тебе, любимый город, посвящается: к 300-летию Санкт-Петербурга (базы данных, указатели, списки литературы и др.) // URL: http://www.nlr.ru/petersburg/

11. Русская история в зеркале изобразительного искусства // URL: http://www.sgu.ru/rus_hist/

12. Императорская резиденция Царское село, фотоальбом // URL: http://geglov2.narod.ru/index.html

13. Санкт-Петербург в открытке // URL: http://www.nlr.ru/petersburg/spbpcards/spas/1.htm

14. Петергоф // URL: http://www.peterhof.ru/index.php?m=199

15. Анциферовская библиотека: собрание книг по истории Санкт-Петербурга // URL: http://ab.lfond.spb.ru/index.html

16. Бродячая камера: фотоальбомы Санкт-Петербурга // URL: http://www.enlight.ru/camera/index.htm

17. Петербург и окрестности: фотоальбомы // URL: http://www.al-spbphoto.narod.ru/

18. Санкт-Петербург: сквозь века // URL: http://300.years.spb.ru/

19. Фото Санкт-Петербурга // URL: http://photo.sbor.ru/Piter/index.html

20. Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор // URL: http://feb-web.ru/index.htm

21. Экскурсия «Петербург Достоевского» // URL: http://www.travel.spb.ru/lpf/spb/ex9-r.htm

22. Петербург Достоевского (по произведениям писателя) // URL: http://dostoevsk.narod.ru/flats.html

23. Литературно-мемориальный музей Достоевского: официальный сайт // URL: http://www.md.spb.ru/

 

Глоссарий

Авангардизм, авангард — (от фр. avantgard — передний край, передовой отряд) это довольно широкое понятие, символизируещее различные экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания и поиски в искусстве XX века. На разных этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм начала века (сюрреализм 1920–1930-х, новые течения абстрактного искусства 1940–1950-х), различные формы акционизма, поп-арт, концептуальное искусство 1960–1970-х. Общие черты авангарда: позиция постоянного протеста или «перманентного бунта», отказ от классических форм изобразительности и красоты в пользу ориентации на примитив, способность к постоянному самообновлению, футуристская общественность и склонность к жизнестроительству. Субъективная модель мира, создаваемая художником-авангардистом, призвана символизировать некую «вторую реальность». С этой целью изображение подвергается экспрессивным деформациям, аналитическому членению и различным игровым преобразованиям, вплоть до полного вытеснения изобразительности. Размывание границ между искусством и реальностью, придание произведению характера самоценного объекта реальности осуществляется, прежде всего, в таких формах, как коллаж и инсталляция (пространственная композиция). Символика авангарда тесно связана и с его творческими установками — взглядом на творчество как на действие, освобожденное от осознанных целей, а на художественный объект — как на предмет, оторванный от привычных функций и ассоциаций. Поэтому простое перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становится художественной акцией. Отражая научные и философские теории XX века, утверждающие самостоятельную роль сознания, решающую роль психических структур, априорных мыслительных схем и языка в отношения человека и мира, например, психоанализ, структурализм, авангард сделал самостоятельной задачей раскрытие языка визуальных форм и отношений между знаками разных уровней, что преследовало задачу создания «искусства об искусстве».
Академизм — символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства. Эволюция академизма связана с деятельностью созданной в 1648 французской Королевской академии живописи и скульптуры, опиравшейся на принципы классицизма. Так как в последующее время базой развития академизма продолжали оставаться находившиеся под патронажем власти художественные академии, это превратило понятие «академизм» в символ косности и консерватизма. Культивировавший в XVII–XVIII веках историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условно-идеализированные образы и отвлеченно-абстрактные нормы красоты, академизм в первой половине XIX века исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего эпигонского классицизма.
Акмеизм — (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Становление акмеизма в России тесно связано с деятельностью Цеха поэтов, центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. Гумилев.
Аллегория — (гр. allegoria — иносказание) иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа, например: правосудие в образе женщины с завязанными глазами и весами в руках.
Амбивалентный — (лат. ambi — кругом, с обеих сторон и valentia — сила) вызывающий двойственные чувства (например: любви и ненависти, восхищения и негодования и т.п.).
Ансамбль — (фр. ensemble — согласие, соразмерность) взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, например, архитектурный ансамбль.
Антаблемент — (фр. entablement) конструктивный элемент здания, венчающий стену или колоннаду. Состоит из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент — одна из основных частей ордера.
Анфилада — ряд внутренних помещений здания, расположенных на одной оси и сообщающихся между собой дверными проемами.
Апсида — полукруглый или многоугольный выступ церкви. В православных церквях внутренняя часть здания, где помещается алтарь.
Арка — криволинейное перекрытие между двумя опорами.
Аркада — протяженный ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
Архитектоника — (гр. architektonike) archi — первый, главный; tektonike — система конструкций, гармоническое соединение частей, их соразмерность в едином целом.
Архитектура — искусство проектирования и строительства сооружений. Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Будучи частью материальной культуры, архитектурное сооружение является в то же время произведением монументального искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура и архитектура.
Арматура — (лат. аrmatura — вооружение) — элемент декоративного оформления общественных зданий и памятников в виде композиции, составленной из воинских доспехов, оружия, знамен, в центре которой, как правило, помещается Анкила — щит Марса.
Архитрав — балка, лежащая на колоннах; нижняя часть антаблемента.
Атлант — (гр. atlantos) вертикальная опора в виде мощной мужской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие вместо колонны.
Аттик — стенка над карнизом, украшенная рельефом или надписью. (триумфальные арки, дома в западной Европе).
База — основание колонны, пилястры.
Базилика — здание, разделенное внутри несколькими рядами столбов или колонн на несколько частей — нефов. Средняя часть обычно больше (раннехристианская церковь, здание суда или торговых сделок у древних греков, римлян).
Балюстрада — ограждение балконов, лестниц, крыш и т. п., часто в виде перил с невысокими фигурными столбиками — балясинами.
Барабан — цилиндр или многогранник, на который опирается купол.
Барельеф — (фр. bas-relief — низкий рельеф) скульптурное украшение на плоскости, когда изображение выступает из стены меньше чем на половину.
Барокко — (итал. barocco) художественный стиль в Западной Европе XVI–XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью, живописностью, причудливостью форм, иллюзорностью, динамизмом.
Бельведер — постройка на возвышенном месте, откуда любовались видом.
Бельэтаж — (фр. bel — красивый) второй парадный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания. В театре бельэтаж — первый ярус балконов над партером.
Боскет — кусты и деревья, подстриженные определенным образом; беседки из кустов и деревьев.
Витраж — картина из кусков цветного стекла, вставленная в проем окна, двери.
Возрождение (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV — XVI вв., в других странах конец XV — XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название).
Волюта — архитектурная деталь в форме завитка или спирали.
Восьмерик — восьмигранный сруб, в деревянном зодчестве применялся как конструктивный прием при переходе от кубического объема к куполу: восьмерик на четверике.
Галерея — крытое, светлое помещение, соединяющее отдельные части здания, одна из стен бывает заменена столбами или колоннами.
Глава — наружная часть покрытия барабана. Бывает в форме шлема, луковицы и т. д.
Гласис — пространство возле крепости, оставляемое без построек и растительности для того, чтобы лишить противника при приближении к крепости каких-либо укрытий.
Горельеф — скульптурное украшение на плоскости, когда изображение выступает из стены больше чем на половину.
Гравюра — (фр. gravure) в изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравировальной доски. Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые на гравюре должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными становятся те места, которые на доске не были тронуты резцом. Когда рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске.
Гризайль — вид декоративной живописи, выполненной различными оттенками одного цвета, обычно серого. Росписи и панно в технике гризайли, подражающие скульптурным рельефам, часто встречаются в интерьерах дворцов XVII–XVIII веков.
Гротеск — система изображений, где причудливо сочетаются реальное и фантастическое, прекрасное и безобразное, смешное и серьезное. Первоначально вид орнамента, живописного или лепного, где смешаны изображения людей, растений, животных. Стал известен в XV веке после раскопок в Риме античных зданий.
Гульбище — галерея, открытая терраса, охватывающая здание с нескольких сторон.
Дворяне, дворянство Дворянство — основное привилегированное сословие. До 1861 года дворянство имело право владения имениями, населенными крестьянами; с 1762 по 1874 год освобождалось от обязательной военной и гражданской служб, телесных наказаний; до 1862 г. избирало из своей среды значительное количество должностных лиц. Дворянство делилось на потомственное и личное. Потомственное дворянство состояло из шести категорий, каждой из которых соответствовала особая часть губернской родословной книги: 1-я часть — возведенные в дворянство по личному пожалованию суверена; 2-я часть — получившие дворянство по военной службе; 3-я часть — получившие дворянство по гражданской службе; 4-я часть — иностранные дворяне, перешедшие в российское подданство; 5-я часть — титулованные дворяне; 6-я часть — старинные дворянские роды. Различий в правах и обязанностях между категориями не было, но у 5-й и 6-й категории были некоторые привилегии.
Декадентство — (фр. decadence; от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином «модернизм».
Декор — (лат. decore — украшать) совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Декор может быть живописным, скульптурным или архитектурным. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения. Различают активный декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и пассивный декор, не соответствующий членениям формы и привлеченный лишь для украшения здания.
Дендрохронология — определение возраста деревьев по кольцам годичного (или ежегодного) прироста.
Духовный регламент — важнейший документ законодательства Петра I о религии, установивший принципы церковной реформы, главнейший из которых — замена патриаршей единоличной власти на коллегиальное управление Святейшего Синода. Фактически монарх становился главой Православной Церкви в Российской империи. Документ был напечатан осенью 1721 г., но вступил в силу 25 января 1721 г. и назывался «В Регламент, или Устав духовной коллегии, которому оныя знать долженства».
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. В художественных произведениях используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактура и композиция, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное многообразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Западничество — течение русской общественный мысли, сложившееся в 40-е годы XIX в. Представители западничества выступали за европеизацию страны — отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, за широкое и всестороннее развитие промышленности. Представители этого направления высоко оценивали реформы Петра I. Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, И. И. Панаев и др.; историки Т. Н. Грановский и К. Д. Каверин; журналист и переводчик Е. Ф. Корш, художник К. А. Горбунов. Со своими произведениями западники выступали в журналах «Отечественные записки», «Современник», позже — «Русский вестник» и «Атеней».
Изобразительное искусство — это искусная деятельность по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими. Именно такое широкое определение предмета позволяет включить в область изобразительного искусства, помимо живописи, графики и скульптуры, архитектуру и декоративно-прикладное искусство.
Иконостас — в православной церкви преграда, отделяющая алтарь от остального пространства храма, представляет собой ряды икон, расположенных в строго установленном порядке.
Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение.
Иррегулярный — неправильный, не подчиненный определенному положению, порядку, общим правилам.
Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Кант — (лат. cantus — пение) род бытовой многоголосой песни, распространенный в России в XVII–XVIII веках.
Капелла — католическая часовня, предел в храме, домовая церковь.
Капитель — верхняя часть колонны, пилястры, на которую опирается горизонтальное покрытие.
Кариатида — вертикальная опора в виде женской фигуры.
Карниз — выступающая часть перекрытия, верхняя часть антаблемента.
Картуш — (фр. kartouche) декоративная скульптурная композиция в виде обрамленного завитками щита или не до конца развернутого свитка с гербом, девизом, годом постройки здания и т. п. Картуш обычно находится над порталом, на фронтоне или на аттике.
Квадрига — античная колесница, запряженная четверкой лошадей.
Квартал — часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.
Кессоны — (фр. caisson — ящик) квадратной или многоугольной формы ячеи, углубления, ритмически расположенные на потолках, внутренних поверхностях арок и сводов. Широко применяются для художественной обработки перекрытий и для улучшения акустики помещений.
Классицизм — (лат. classicus — образцовый) течение в европейской художественной культуре XVII – начала XIX вв. Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии; он нес в себе прогрессивные общенациональные тенденции, утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, основанном на подчинении интересов сословий и отдельных личностей интересам нации. Рационалистический подход к явлениям общественной жизни классицизм переносил и в область искусства, считая его основной темой торжество гражданского долга и разума над стихийными индивидуалистическими тенденциями. Как архитектурному стилю классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетания стены с ордером и сдержанный декор.
Клобук — (тюрк., «колпак», «шапка») головной убор православных священнослужителей в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом.
Кокошник — декоративное завершение русских церквей и колоколен в виде нескольких рядов уменьшающихся глухих арочек, закомар.
Коллегии — центральные учреждения Российской империи, созданные Петром I по аналогии с западными и вытеснившие приказы. В 1717 г. было введено 10 коллегий: Коллегия иностранных дел, Адмиралтейств-коллегия, Военная коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Коммерц-коллегия, Мануфактур-коллегия.
Колонна — обработанный круглый в сечении столб, частями которого являются: ствол, капитель, база (в дорическом ордене отсутствуют.
Колоннада — ряд колонн, поддерживающих перекрытие.
Комедия — (гр. komodia — веселое представление, песни) один из видов драматургических произведений, в которых отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо явление, черты человеческого характера.
Консоль — жестко закрепленная одним концом балка, поддерживающая обычно балкон, карниз или колонны; снизу обычно декорирована волютами.
Контрфорс — (фр. сontre – против, fortis — сильный) устой, вертикальная опора, расположенная с внешней стороны стены здания и принимающая на себя боковой распор. В архитектуре готики передача распора крестового (нервюрного) свода на контрфорс осуществлялась при посредстве соединительных арок — аркбутанов. Применение контрфорсов позволило строителям готических соборов заменить внутри храма толстые опорные столбы тонкими колоннами и тем самым предельно облегчить всю композицию храмового интерьера, что составляет одну из важнейших особенностей этого стиля. Обычно контрфорс имеет простую форму: к основанию стены сечение контрфорса увеличивается по треугольнику или уступами. При малых нагрузках сечение по высоте может оставаться постоянным, и в этом случае контрфорс по своему виду приближается к пилястре.
Конха — (гр. koncha — раковина) полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (абсид, ниш) различных зданий. Созданная в восточной архитектуре эллинистического времени, конха использовалась в римском и византийском зодчестве. Большое распространение конха получила в средневековых культовых сооружениях, но также широко применялась в произведениях русской архитектуры.
Кордегардия — или «кордегария» (фр. corps de garde) — павильон, отдельное здание, помещение для военного караула. То же, что гауптвахта.
Кронверк — (нем. kronwerk — укрепление на главном направлении) наружное вспомогательное укрепление, возводившееся перед главным валом крепости с целью его усиления. Укрепление состояло из одного бастиона и двух полубастионов на флангах, что в плане имело вид короны, откуда и название.
Культура — целостное единство всего того, что отличает человека от животного, что противостоит природе, — и вне человека, и в нем самом, и в его поведении.
Купол — покрытие здания частью сферы, эллипса, многогранника, зонтика и т. п.
Курдонер — парадный двор замка или дворца, огороженный с трех сторон строениями.
Лавра — (гр. layra) название крупных православных мужских монастырей, непосредственно подчиненных Синоду.
Лоджия — помещение, открытое с одной из протяженных сторон и ограниченное аркадой.
Лопатка — плоская колонна, примыкающая к стене и не имеющая базы и капители.
Лучковый фронтон — фронт сегментовидной формы, напоминающий по своим очертаниям натянутый лук.
Люкарна — (фр. lukarne от лат. lux — свет) оконный проем круглой или многоугольной формы в чердачном помещении или купольном перекрытии; зачастую имеет декоративное значение, украшается наличником, лепным обрамлением. К примеру, люкарны освещают межкупольное пространство Казанского собора.
Манеж — (фр. manege) здание для тренировки лошадей, для обучения верховой езде и проведения конноспортивных состязаний.
Маскарон — лепная, резная или литая маска в виде человеческого лица или головы зверя. Помещается над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах, мебели.
Медальон — (фр. «большая медаль» от лат. metallum) в архитектуре и прикладном искусстве рельеф или орнаментальный мотив, заключенный в овал или круг. Применяется в отделке зданий, мебели, в рисунках тканей и т. д.
Миниатюра на эмали — миниатюра, выполненная в технике финифти. В петровскую эпоху особую популярность в России приобрела портретная миниатюра. Несмотря на малые размеры и специфику техники, миниатюрный портрет достигал глубины и серьезности образных характеристик. Портреты имели различную форму, но наиболее распространенными были круглая, овальная, восьмиугольная и фигурная. В виде миниатюр исполнялись и иконы с изображением Христа, святых, мучеников и т. д.
Модерн, модернизм — (фр. moderne — новейший, современный) стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. Идейно-философской почвой, на которой родилось новое искусство, был неоромантизм, возрождавший идеи о противоречиях между индивидом и обществом, миростроительной миссии художника-демиурга, ведущей роли творческого прозрения в создании произведения искусства. В сочетании с теориями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и с усилением интереса к учениям о скрытых закономерностях саморазвития духа и материи, эти идеи приобрели в эстетике модерна самодовлеющее значение иррациональных импульсов к творчеству. Теоретики модерна, бельгийский архитектор Хенри Ван де Велде и английский архитектор Уильям Моррис, выдвинули утопическую идею о преобразовании окружающего мира посредством красоты. Идея синтеза искусств, основой которого выступала архитектура, способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики модерна, проявившей органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Характерные для архитектуры этого времени дома-иллюзии, дома-растения отрицали симметричность форм, а кованые перила выражали напряженный ритм эпохи. Особое место в стиле модерн занимает творчество испанского архитектора Гауди, дома и парковые композиции которого представляют собой непрерывный поток или бесконечную лиану. При этом любая часть конструкции или декора имела свое символическое религиозное значение (например, параболические арки отождествлялись со Святой Троицей). Что касается живописи модерна, то для нее характерны плоскостность, орнаментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения и иллюзорными, и натуралистическими деталями. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связаны Поль Гоген, участники группы Наби во Франции, Эдвард Мунк в Норвегии, М. А. Врубель и В. М. Васнецов, участники группы Мир искусства (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов) в России. Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта, примером чего служит позднее творчество Огюста Родена во Франции и работы А. С. Голубкиной в России.
Наличник — обрамление дверного или оконного проема.
Неф — одна из частей базилики, отделенная от других столбами или колоннами.
Обелиск — каменный столб, суживающийся кверху, с пирамидальным завершением.
Ода — (гр. ode — песнь) стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного события.
Опера — (ит. opera — труд, дело, сочинение) вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки.
Ордер — принцип архитектурной композиции со строгим соотношением определенных элементов и пропорций. Классические виды ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский. Основу ордера составляют колонна, антаблемент, стереобат или цоколь и фронтон.
Павильон — (фр. pavillon от лат. papilio — шатер) отдельно стоящая постройка облегченного типа, имеющая сравнительно небольшой компактный объем.
Палладианство — термин, применяющийся для характеристики одного из направлений классицизма (по имени крупнейшего мастера итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508–1580 гг.)). Разработанные Палладио на основе жизненных требований планы зданий всегда связывались им с композицией фасада. Особенностью приема Палладио было применение большого ордера, охватывающего несколько этажей. Архитектурное творчество зодчего, его умение широко использовать античное наследие, а также строгость и гармоничность его построек оказали большое воздействие на архитектуру классицизма. Его последователи в России: Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Н. А. Львов.
Пандус — пологий спуск, заменяющий лестницу, часто служит для въезда экипажей.
Парк английский — для английского садово-паркового искусства характерен отказ от формализма регулярных композиций, в нем утверждается стилевое направление передачи красоты естественного ландшафта.
Парсуна — (лат. persona — личность, лицо) тип портретного искусства, в котором стилистически соединяются качества и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, масляными красками.
Парус — треугольник между двумя поставленными под прямым углом арками, создает переход от квадратного в плане пространства к куполу или к барабану купола. В различных странах и эпохах применялись паруса разных типов: арочные, воронкообразные, ступенчатые, сталактитовые, конховые и т. д.
Пейзаж — (фр. paysage — местность, страна) произведение, на котором изображена природа. Существуют разновидности пейзажа: городской (изображающий вид города), архитектурный (изображающий архитектурные сооружения), марина (изображение моря) и др. Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Китае в XII веке. В европейской живописи он начал развиваться с XVI века. До этого природа изображалась как фон в произведениях исторического и портретного жанров. Новым этапом в развитии пейзажной живописи явился пленэр (в переводе с французского означает «открытый воздух»), когда произведения живописи создавались в естественных условиях, непосредственно на природе. Благодаря этому пейзажи стали более реалистичными и жизненными.
Перспектива — (лат. perspicio — ясно вижу) наука видения пространства, система практических способов и приемов изображения пространства на плоскости.
Пилон — (гр. pylon — ворота, портал) две высокие, узкие в плане, усеченные пирамиды с входным порталом между ними, составляющие монументальные входы в древнеегипетские храмы; массивные столбы, стоящие по сторонам въездов, входов на территорию общественных зданий, парков и т. д.; обычно служат пьедесталом для скульптуры, вазонов. Пилонами называют так же мощные опоры (большого сечения, чаще прямоугольные в плане), которые поддерживают плоские перекрытия, своды, арки, устои мостов.
Пилястра — вертикальный плоский выступ в стене с базой и капителью.
Плафон — потолок или свод, украшенный живописью или лепкой.
Плетенка — плетеный орнамент, применяющийся для украшений, например, вала на базах, цоколях.
Полуколонна — колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину диаметра.
Портал — нарядно украшенный вход в общественное здание или храм; несколько уходящих в глубину, постепенно уменьшающихся арок или уступов образуют портал перспективный.
Портик — галерея на столбах или колоннах, завершенная фронтоном или аттиком, перед входом в здание.
Портрет — (франц. portrait) один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению конкретного человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом. Индивидуализированное изображение лица, хоть и соединенное еще с иконописными приемами, свидетельствует, что уже в XVII веке произошло отделение светского искусства от религиозного с последующим самостоятельным развитием. С расцветом в России гравюры и архитектуры, который был связан с основанием Петербурга в 1703 году, искусство портрета получило большое развитие. Выдвижение Петром людей незнатного происхождения, но отличавшихся умом и способностями, на важные государственные должности немало способствовало интересу к личности человека. Это, в свою очередь, содействовало развитию портретного жанра. Различают портреты: головной, оплечный, подгрудный, поясной, поколенный и портрет в рост; по форме: прямоугольный, овальный, круглый, овал, вписанный в прямоугольник. Портреты могут быть подписными, т. е. подписанными автором, либо неподписными (не содержащих авторских подписей).
Пропилеи — монументальные ворота с колоннадой; вход на акрополь.
Просвещение — идейное течение XVIII — середины XIX вв. В ряде стран Западной Европы движение было настолько широким и важным, что уже у его современников возникло представление о пришедшей на смену мрачному средневековью эпохе Просвещения. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др.; окончательно он утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784 г.). Историческая наука XIX века стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой. Главные представители Просвещения в Англии — Дж. Локк, Дж. Коллинз, Дж. Толанд; во Франции — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX–XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.
Пьедестал — подножие, основание памятника, статуи, колонны, состоящее из трех частей: цоколь, стул, карниз.
Ракурс — в искусстве это перспективное сокращение удаленных от зрителя форм, фигур или предметов, изображенных на рисунке, картине, барельефе.
Рациональный — основанный на разуме, логике.
Реализм — (от лат. realis — вещественный) художественный метод; его основа — принцип жизненной правды, правдоподобие в изображении событий, людей, предметов. Реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль общественных движений.
Регулярный — геометрически правильный по своей планировке.
Рельеф — (фр. relief) скульптурное произведение с выпуклым или углубленным изображением на плоскости.
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Розетка — (фр. rosette — розочка) орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка, например, розы; чаще всего используется для заполнения поля кессонов.
Рокайль — декоративный орнамент, имитирующий соединение причудливых раковин и диковинных растений.
Рококо — (фр. rococo — раковина) возникший в первой половине XV

2015-12-04 381 Обсуждений (0)
Периодические издания, информационные бюллетени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодические издания, информационные бюллетени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)