Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
Тема 2. Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Проявления взаимосвязи педагогики и этики. 2. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи. 3. Основные функции педагогической этики. 4. Педагогическая этика в контексте исторического развития (Приложение 1). 5. Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время.
Литература 1. Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая этика: учеб. пособие / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с. 2. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18. 3. Наумчик, В.Н. Этика педагога: учеб.-метод. пособие / В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн., 1999. – С. 26-48. Проявления взаимосвязи педагогики и этики В первом приближении взаимосвязь педагогики и этики выглядит так: 1. педагогическое сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта; 2. педагоги в процессе профессиональной деятельности приобщают своих подопечных к моральным ценностям и этическим нормам, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, педагогика выступает в качестве инструмента морали; 3. при оценке поведения учащихся педагоги исходят из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в педагогике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент; 4. противоречия между моральными отношениями (средством саморегуляции общества) и государственно-правовыми отношениями (средством управления), неминуемо проявляются и в педагогике в виде противоречивости ее обязанностей, что вызывает потребность в регулятивных механизмах теперь уже внутрисистемного уровня. В ответ на эту потребность формируется профессиональная педагогическая этика. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи Педагогическая этика – это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога. Профессиональная педагогическая этика – это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности. Объектом педагогической этикивыступают педагоги как носители профессионального морального сознания, которое складывается под воздействием специфики профессиональной деятельности, но на основе индивидуального опыта и ценностных ориентаций человека, избравшего данный вид профессиональной деятельности. Профессиональное моральное сознаниевключает в себя совокупность норм, установок и представлений, которые определяют профессиональную позицию педагога. Это – то общее, что объединяет людей с разным характером, ценностями, нормами поведения, как только они становятся работниками педагогического учреждения. Подразумевает известную стихийность, ненамеренность в образовании профессиональных норм поведения и соответствующей мотивации («профессиональный этос»). Субъектом педагогической морали выступают 1) педагоги как индивиды, действующие в профессии, а также 2) профессиональные ассоциации, выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии. Предметом педагогической этикиявляются возникающие в процессе работы моральные (аморальные) отношения и поведенческие акты (дилеммы, конфликты), а также принципы и нормы, регламентирующие должное поведение педагогов. Цель педагогической этики заключается в оказании помощи педагогам в осуществлении морального выбора при выполнении профессиональных обязанностей, поскольку она ориентирует на некий стандарт поведения и отношений, принятых профессиональным сообществом за образец. Теоретические задачипедагогической этики: 1) исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали; 2) разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида деятельности; 3) выявление требований, предъявляемых к личности педагога; 4) изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога; 5) исследование специфики нравственных отношений в системах «педагог – учащийся», «педагог – педагог», «педагог – руководитель» и др.; 6) разработка вопросов нравственного саморазвития педагога. Практические задачи педагогической этики: 1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности; 2) обеспечение доверия общества (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии; 3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов; 4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде; 5) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.
Выделяется 5источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику: 1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом; 2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим; 3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент; 4. индивидуальные ценностные ориентации педагогических работников, обусловленные их личным опытом; 5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла. Структура педагогической этики определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы: а) моральной аксиологии (учение о ценностях); б) моральной деонтологии (учение о долге); в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей); г) моральной аретологии (учение о личностных качествах); д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании). Основные методы исследования тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, компаративный метод, наблюдение и эксперимент, анкетирование и моделирование.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1424)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |