Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность и характеристика налогов



2015-12-04 574 Обсуждений (0)
Экономическая сущность и характеристика налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Место налогов в системе государственных финансов. Социально-экономическое назначение налогов. Фискальная пол-ка государства.

2. Экономическое содержание налогов и неналоговых платежей.

3. Функции налогов. Социальная функция налогов. Налоги как средство государственного регулирования. Фискальная функция налогов.

4. Дифференциация налогов по объекту налогообложения и по механизму формирования налогов.

5. Прямые и косвенные налоги их действие в условиях рыночной экономики.

6. Таможенные пошлины, их квалификационная стр-ра.

 

1. Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, который состоит из бюджета центрального правительственного бюджета и местных властей. Бюджетные доходы формируются, в основном за счёт налогов и неналоговых платежей. Между бюджетами различных уровней существуют сложные взаимоотношения, связанные с разделом источников бюджетных доходов и финансированием.

Раздел источников бюджетных доходов обсуждается каждый год. К бюджету косвен-ное отношение имеют не бюджетные фонды. Это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включённые в государственный бюджет.

Бюджетные фонды создаются за счёт специальных целевых сборов отчислений. Ср-ва этих фондов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя бюджет, а значит и контроль со стороны парламента, прав-ва, создаётся видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Т.о налоги и неналоговые платежи формируют основную часть государственных финансов, являясь их источником.

Соц.-эк. назначение налогов подтверждает тот факт, что они являются неизбежной необходимостью. Они применяются в течении тысячелетий и во всех странах независимо от соц. природы государства. С момента распада общины и замены её отношений отношениями обособленных семей и самостоятельность пр-ных ср-р налоги стали непременным атрибутом государственной власти ф-ра во во взаимодействиях граждан страны.

В странах с преобладанием тоталитарно-адменистративного управления и подчинения налоги являются средством возвышения властных ср-р над обществом. Это, далеко, не избавляет государство от исполнения им экономических и административных функций, для обеспечения которых используется определённая часть налоговых поступлений. В правовом государстве налоги призваны поср-вом формирования бюджета обеспечить для всех структур власти материальные средства, выполнение ими своих функций. При этом рост численности населения, развитие и усиление соц.-эк., политических и культурных связей вызывает необходимость увеличения р-сов на их регулирование.

Одним из инструментов регулирования макроэкономики является пол-ка. Под фискальной пол-кой понимают меры, предпринимаемые прав-ми органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед эк-кой целей. Основными задачами фискальной пол-ки являются стабилизация экономики, увеличение пр-ва, занятости или снижение инфляции.

Фискальная пол-ка в зависимости от механизмов её реагирования на изменение экономической ситуации подразделяется на две части:

1. Автоматическая фискальная пол-ка (встроенных стабилизаторов).

2. Дискреционная фискальная пол-ка.

Под встроенными стабилизаторами понимаются автоматические изменения налоговых поступлений. Спад пр-ва приводит к увеличению доли доходов населения и предприя-тий. И как следствие к сокращению налоговых поступлений в казну. Увеличение доли доходов населения и предприятий замедляет снижение сс., что положительно сказывается на экономике. При росте ВВП увеличиваются доходы, но растут и ставки налогов, что приводит к прогрессивному увеличению налоговых поступлений.

Другой разновидностью встроенных стабилизаторов относится система пособий по безработице и социальных выплат.

Дискреционная фискальная пол-ка – это сознательное манипулирование государствен-ными расходами и налогами. Варьируются ставки налогов и оказывается влияние на сс. В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная пол-ки. При спаде пр-ва проводится стимулирующая фискальная пол-ка, которая предусматри-вает рост расходов и снижение налогов. В случае инфляции проводится сдерживающая фискальная пол-ка. Соответственно уменьшаются расходы и происходит рост налогов.

Эффективность фискальной пол-ки во многом зависит от системы налогообложения.

 

2. «Налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы» (А. Смитт)

С позиции правовой природы, налог – это изъятие в пользу государства части доходов самостоятельного хозяйствующего субъекта, заранее определённой и установленной в законодательном порядке, обязательный платёж, взымаемый государством с физических и юридических лиц.

С позиции юридической техники, налог – это единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности инд. безвоз-мездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платёжеспособности субъектов публичной власти.

Признаки налогов:

1. Односторонний характер его установления – взымается в целях покрытия общественно полезных потребностей.

2. уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

3. Возврат налога подразумевает только переплату или льготу, но не иную форму возмещения

4. Налог представляет собой одностороннее движение ср-в и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота. Приводным механизмом м.б. только принуждение, но в то же время это способ защиты частной собственности от притязаний. Налог указывает налогоплательщику меру его обязанности.

Парафискалитет – это платёж, взымаемый на тех же условиях, что и налог, но устанав-ливается в экономических или социальных интересах в пользу юридического лица, публичного или частного права, не являются центральными или местными органами власти, административным учреждением.

Цель взымания налога сводится к обеспечению государственных расходов в той части, в которой собранная налоговая сумма может покрывать государственные расходы.

Цель взымания парафискалитета – покрытие расходов юридических лиц.

Сбор – это платёж за обладание специальным правом.

На этапе развития налогообложения под сбором понимался платёж в пользу организаций, которым он и уплачивался. Цель взымания сбора – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого он взымается.

Отчисление – это платежи, носящие социальный характер и перечисляемые субъектами хозяйствования в соотв. внебюджетные фонды.

Отчисления предназначены для поддержания соц равновесия и экономической стабилизации.

 

3. Налоги выполняют 3 важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Поддерживание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (соц. функция).

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Соц. функция налогов призвана регулировать соц. жизнь государства. Выполнение соц. функции з-т от того, какие политические силы находятся у власти. В основу соц. функции заложен принцип взымания налогов в з-ти от сп-ти налогоплательщика. На практике этот принцип предусматривает 4 вида налогообложения:

1. Прогрессивное.

2. Регрессивное.

3. Пропорциональное.

4. Равное.

Соц. последствия этих видов налогообложений совершенно противоположны. В их основу положена з-ть размера ставки от получаемого дохода, а => и размера налога. В большей степени с точки зрения плательщика принципу соц. справедливости соответствует прогрессивное налогообложение, однако рост ставки с ростом доходов не обеспечивает равномерности налогообложения, а соответственно не всегда отвечает закону соц. справедливости. Принципу соц. справедливости ещё в меньшей степени соответствует пропорциональные налоги, и полностью нарушается этот принцип при регрессивном налогообложении.

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государствен-ные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения соц. неравенства.

Соц. и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот как скидки с личных доходов и прибылей, направленных на жилищное стр-во, на развитие матер.-тех. базы, на развитие соц. и пенсионного обеспечения и т.д.

Двойственную роль играет освобождение от налога на прибыль определённой части прибыли, направляемый на содержание вневедомственных объектов.

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой пол-ки является хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная стр-ра хозяйства, капиталовложения, цены, внешние экономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в след.: установление и изменение системы налогообложения, определение налоговых ставок, их дефференциация, предоставление налоговых льгот с условием их целевого исп-я в соответствии с задачами государственной экономической пол-ки.

Важное значение имеет при реализации регулирующей функции избранная система налогообложения.

Глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых прибылей, к увеличению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хоз. коньюктуры. Повышение налогов – это способ борьбы с перегревом коньюктуры.

Либеральная или протекционистская внеш. торг. пол-ка реализуется через таможенные пошлины. В р-те государство получает от партнёров либо встречные уступки либо ужесточение условий национального экспорта. Повышение таможенных пошлин приводит к удержанию импортных товаров и вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли. По мере усложнения государственного регулирования экономики налоги исп-ся для регулирования стр-ры нархоза. С этой целью дефференцировались налоговые ставки по отраслям и регионам.

При сохранении основ и стр-ры налогообложения государственные регулирующие органы, а также президент имеют право выборочно или временно изменять условия налогообложения для отдельных субъектов хозяйствования.

Объекты регулирования всё время компретизируются. Дифференциация объектов налогообложения позволяет регулировать налоговую нагрузку на субъектов.

Регулирующая функция налогов в современных условиях заключается не в том, чтобы максимально снизить налоговую нагрузку, а создать общие и селективные стимулы для действия в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики. Большинство целей государственного регулирования экономики достигаются путём целенаправленного стимулирования капиталовложений.

Фискальная функция налогов сводится к пополнению государственного бюджета и обеспечению финансами основных видов затрат. Как следствие налоги являются в сущности основным источником бюджетных доходов. В связи с этим государство прибегает к прямому воздействию на налогоплательщиков с целью перераспределения ВВП в сторону общественных потребностей.

Т.о. фискальная функция налогов является источником необходимости таких платежей.

 

4. Налоги по объекту налогообложения подразделяются на прямые и косвенные.

 

Налоги

       
   

 


Прямые Косвенные

       
   
 


Объект

 

 

-доход -хоз. оборот

-к-я -отдельные т-ры

-земля

 

 

Налоги

 

 

Прямые косвенные

       
   

 


Реальные Личные универс. Акцизы таможенные пошл.

- поземельный - подоходн. (фиск-моно - на отдельные – экспортные

- подомовой - на прибыль польные) виды товаров – импортные

- на ц.б. – на прирост – индивид. – фискальные

капитала - налог с - протекционные

оборота - антидемпинговые

- с наследства - преференциальн.

- поимуществен. – специфические

- смешанные

 

 

По источнику покрытия налоги подразделяются на налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; налоги, уплачиваемые из прибыли; налоги, включаемые в цену товаров, продукции, работ, услуг.

По методу налогообложения налоги подразделяются:

1. Равные.

2. Прогрессивные.

3. Регрессивные.

4. Пропорциональные.

Равное налогообложение – равная сумма налогов для всех (исп-ся в местном целевом налогообложении).

4. средняя ставка остаётся неизменной независимо от размера доходов (равна ставка, а не сумма налога).

3. средняя ставка понижается по мере возрастания доходов.

2. средняя ставка повышается по мере возрастания доходов.

Сумма следующих видов прогрессий:

1. Простая поразрядная. Для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды); для каждого разряда определяется сумма налога (оклад). Н-р, 1 разряд – 1-1000 (оклад) 2 разряд – 1001 Недостатки простой поразрядной прогрессии: неравномерность налогообложения с расширением границ разрядов; значит разница в налогообложении на границах разрядов.

2. Простая относительная.

Отличается установленным для каждого разряда различных ставок, как твёрдых, так и процентных.

Нужно учитывать, что начисление налогов пр-ся не по частям, сохраняется крайняя резкость переходов

1 раз. – до 100 лош. сил – 50 рублей.

2 раз. – свыше 100 лош. сил – 130 рублей.

3. Сложная.

Каждый разряд сущ-т самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от размера налогооблагаемой базы.

Повышенная ставка начисляется не по всему доходу, а только к его части, превышающей определённый уровень.

Н-р, подоходный налог.

1 раз. – до 240 базовых величин – 9%.

2 раз. – от 240 базовых величин + 1 руб. до … 15% + 24 базовые величины.

В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большей степени з-т от понятия дискреционного дохода.

дискреционный доход – это доход, используемый по собственному усмотрению, рассчитывается как разность между совок. доходом и доходом, расходуемым на удовлетворение первоочередных потребностей. Этот доход опр-те истинную платёжеспособность лица.

Рост дохода приводит к снижению доли жизненно необходимых затрат, а соответ-ственно к росту доли дискреционного дохода.

 

5. Во все времена прав-ва различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов. Истоки возникновения этих налогов прослеживаются ещё в Др. цивилизаций.

Римляне применяли универсальный налог с оборота в отношении товаров, продаваемых на рынках или аукционах империи. Это система была введена ими в завоеванных Египте, Франции, Испании и продолжала успешно применятся даже после падения Римской Империи.

Введение косвенных налогов было связано с военной или кризисными явлениями в экономике. Н-р, они широко использовались в Германии в 1916 г., во Франции в 1920 г., в Бельгии в 1921г. (расходы, связанные с 1 Мировой войной).

В 1940 г. в Англии с такой же целью были введены налог на покупки и система универсальных акцизов. В те же года 26 американских штатов ввели универсальный налог с оборота.

В современной теории налогообложения существует 2 системы взымания налога с оборота:

1. Одноступенчатый сбор.

2. Многоступенчатый сбор.

Первое предполагает взымание налога 1 раз на стадии пр-ва или распределения. При этом возможны 3 подсистемы:

1. налог с производителя.

2. Оптовый налог.

3. Налог с розничного оборота.

Налог с производителя взымается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы заключается в низких затратах администрирования налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны.

Недостатки:

1. В создании продукции задействован ряд пр-ных предприятий, включение этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой» и в целях минимизации налогового давления предприятия стремятся к объединению. Последствия – менее эффективной производство налогообложение.

2. Не обеспечивается нейтральность взымания налога, т.е. налоговое бремя распреде-ляется неравномерно.

Оптовый налог взымается на стадии, предваряющей розничную продажу. Эта система сохраняет отмеченные ранее недостатки и приводит к увеличению количества н6алого-плательщиков, а значит к автоматическому увеличению расходов на администрирование.

Налог с розничного оборота. Этот налог охватывает не только розничных торговцев, но и пр-лей и оптовиков при условии испар-ной поставки продукции потребителям.

Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, что соответственно загромождает систему взымания и увеличивает затраты на администрирование, усложняет процедуру взымания.

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий процесса пр-ва и распределения и м.б. подразделён на:

1. Кумулятивный многоступенчатый сбор.

2. Некумулятивный многоступенчатый сбор.

В кумулятивной системе взымается налог взыскания на всех стадиях.

Недостатки:

1. Значит. каскадный эф-т, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя.

2. Искажение конкуренции (из-за роста налогового бремени).

Такие налоги считаются самыми неэффективными и нер-ными, поскольку взымаются без учёта р-тов экономической деятельности, не имеют зачётного механизма и допускают двойное налогообложение (по затратам на пр-во), т.о. снижается экономическая эффективность от ОРТ и специализации. В целях минимизации налогового бремени создаются вертикально интегрированные объединения, т.е. нарушается принцип общес-твенного развития.

В западной теории считается, что предельная совокупная ставка таких налогов, не влекущая за собой существенных негативных последствий до 2% (весомый источник доходов бюджета).

- НДС (зачётный метод).

- Республиканские отчисления (2%).

- Местные целевые сборы (2,5%).

- Акцизный сбор.

Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены НДС. Данная система позволяет реализовать преимущества кумулятивной системы, но и избежать её недостатков.

НДС был изобретён Лоре (Франция, 1954). Цель этого налога – устранить каскадный характер налога с оборота.. Этот налог выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую, и соц-ную.

Негативной стороной НДС является его регрессивных характер для конечного потреби-теля. Кроме того происходит увеличение издержек по администрированию. Главной особенностью косвенного налогообложения в РБ является их целевая направленность.

В РБ лидирующее положение по количеству налогов кумулятивные многоступенчатые сборы, причём чётко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли, как в доходах консолидированного бюджета (с 12,1 до 20,6% в 2001 г.), так и в ВВП (с 4,3 до 7,2%).

Вследствие того, что ставка по этим кумулятивным сбора сост. 4,5%, то считается, что эти платежи в бюджет являются неэффективными, т.к. это искажает конкуренцию, вымывает собственные оборотные средства пред-тия, ухудшает их финансовое состояние, сдерживает экономический рост. НДС – доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически неизменно на достаточно высоком уровне – в пределах ¼ всех доходов бюджета, что в определённой мере сопоставимо с аналогичным показателем в странах с развитыми рыночными отношениями.

К одноступенчатым системам взымания косвенных налогов в РБ относятся акцизы на отдельные виды товаров и налоги с продаж.

Прямое обложение – простейшая и самая др. форма взымания налогов. Система современных прямых налогов сформировалась в 17 – 1-ой пол.19 вв.

Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода; объектами обложения являются собственность или доход.

Прямое налогообложение считается наиболее прогрессивной формой, поскольку:

1. Учитывается доходы и общее финансовое положение плательщика, его имущество;

2. Существуют определённые трудности при переложении прямых налогов на др. лиц или при уклонении от их уплаты.

Система современных прямых налогов сформировалась в 17 – 1-ой пол. 19 вв. На смену феодальной ренте пришли имущественные налоги – земельный, подомовой, промыс-ловый. Они взымались по пропорциональным ставкам с дохода, исчисляемого по внешним признакам, или усл. доходу.

В р-те дальнейшего развития пр-ва, обмена, увеличения потребностей государства, появления новых форм хоз-ния, увеличения численности наёмных работников на смену формам имущественного обложения приходят подоходные налоги.

Этому способствовало то, что по мере развития товарно-денежных отношений совершенствовались учёт, отчётность, техника налогообложения.

Подоходные налоги плас-ся на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В РБ налог взымается по прогрессивной шкале, с 1998 г. наблюдается снижение его роли в формировании дохода бюджета. Основная масса подоходных налогов является пропорциональной.

 

6. Пошлина – это платёж за совершение в пользу налогоплательщиков юр. значимых действий, за пользование государственным имуществом либо за предоставление к/л услуг, не относящихся к административным.

Цель взымания пошлины – покрытие издержек учреждения, без убытка, но и без чистого дохода.

Пошлина уплачивается не за услугу, а в связи с услугой.

Размер пошлины зависит от характера и размере услуги.

Виды пошлин по характеру услуг:

1. Административные.

2. За предоставление к/л права (торговли, на охоту).

3. Пошлины, взымаемые как компенсация за определённые расходы общества в интересах конкретных лиц.

По сферам государственной деятельности пошлины подразделяются:

1. Судебные.

2. таможенные.

3. Нотариальные и т.д.

В зак-ве РБ выделено 3 вида пошлин:

1. Гос-ая

2. Регистрационная.

3. Таможенная.

Последняя подразделяется по след. основаниям:

1. По происхождению:

- Экспортные.

- Импортные.

2. По целям:

- Фискальные.

- Протекционистская.

- Антидемпинговые.

- Преференциальные.

Цель взымания фискальной пошлины – пополнение бюджета (таможенная пошлина).

Преференциальная – это особо льготированная таможенная пошлина в отношении части ввозимых товаров (лекарственные ср-ва).

Протекционистская – покровительственная пошлина. Она имеет высокую ставку на ввозимые товары.

Антидемпинговая – дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен.

3. По ставкам:

- специфические

- адвалорные

- смешанные

Специфические – устанавливаются на товары в соответствии с т-ной спецификацией.

Адвалорные – устанавливается фиксированная ставка, которая сохраняет свои функции в условиях инфляции.

 

 



2015-12-04 574 Обсуждений (0)
Экономическая сущность и характеристика налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность и характеристика налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)