Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологическая основа и механизм налогообложения



2015-12-04 571 Обсуждений (0)
Методологическая основа и механизм налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Налогообложение как соц.-правовое явление, его сущность и хар-ка.

2. Стадии налогообложения, их содержание и классификация.

3. Современная концепция налогообложения.

4. Правила (принципы) взымания налогов.

5. Прогрессивный, регрессивный, пропорциональный и равный методы налогообложения.

6. Существенные и факультативные эл-ты налогообложения.

7. Субъекты налогообложения и носитель налога. Юр. деление налогов в з-ти от субъекта.

8. Источник и объект налогообложения, их сущность и взаимосвязь. Объекты налогообложения в РБ в соответствии с налоговой пол-кой. Предмет налогообложения и её хар-ка. Налоговая база, её сущность и роль при расчёте платежей.

9. Налоговые льготы, их сущность и классификация. Понятие налогового кредита и его виды.

10. Налоговая ставка, её сущность и дифференциация по различным признакам.

11. Понятие метода налогообложения. Расчётный метод налогообложения. Нормативный метод налогообложения. Способы исчисления налогов. Сущность налогового периода и др. мех-мов налогообложения.

12. Кривая Лаффера как оценка эффективности налоговой пол-ки государства.

13. Международные аспекты налогообложения; двойное налогообложение; стратегия и тактика налогообложения.

 

1. Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения гос. ср-в.

Стр-ра налогообложения опр-ся удельным весом тех или иных платежей в общей сумме налоговых поступлений в бюджет.

Стр-ра налогообложения з-т от соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения.

Система налогообложения представляет собой сов-ть инструментов, поср-вом которых реализуется налоговая пол-ка и которые опр-т механизм налогообложения.

Налогообложение как соц.-правовое явление сложилось с появлением государства. Налогообложение призвано в обществе выполнять регулирующую и соц. функции, а в интересах государства – фискальную функцию.

 

2. Под стадией налогообложения понимается составляющая налогопр-ва.

Налогообложение является причиной появления налоговых обязательств.

Существует 3 стадии налогообложения:

1. Возникновение налогового обязательства. Эта стадия связана с осуществлением хозяйственной деятельности субъекта, а возникновение самих налоговых обязательств является наличие объектов налогообложения, закреплённых в законодательстве. Возникновение налогового обязательства м.б. следствием пр-ва, реализации, т.е. процесса хозяйственной деятельности (хоз. оборота) либо следствием наличия у субъекта прав владения, пользования, распоряжения отдельными объектами собственности. Появление налоговых обязательств влечёт за собой определение их кол-го содержания.

2. Расчёт налогового обязательства. На этой стадии пред-тие пр-т оценку объектов налогообложения и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для оценки объекта исп-ся как качественные, так и количественные характеристики. Обычно пред-тие самостоятельно производит оценку объекта и рассчитывает размер налогового обязательства.

3. Корректировка размера налогового обязательства пр-ся по конечным результатам хоз. оборота либо вследствие изменения количественных и качественных характеристик объекта, а также в следствие нарушения сроков погашения налогового обязательства либо сокрытия объектов налогообложения, их занижения либо вследствие избежания налогообложения незаконными способами.

4. Налоговый контроль. Контроль за исполнением налоговых обязательств осуществляют соответствующие органы, которые.

 

3. Существует 2 концепции налогообложения:

1. Налогоплательщики должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства и местных властей.

2. Налоги должны з-ть от размера полученного дохода.

В нашей экономике на 1-ой концепции основывается взымание сборов, отчислений, пошлин. Эти платежи носят целевой характер и, как правило, призваны компенсировать затраты соотв. учреждений, оказывающих сор. значимые действия либо предоставляющих государству имущество в пользу плательщиков.

1-оя концепция исключает возникновение доходов у государства, а значит ограничивает поступление средств в бюджет, поэтому не м.б. полностью использована для построения налоговой системы.

2-ая концепция заложена в основу налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Степень конфигурации этой концепции зависит от ориентации экономики. В соц. ориентированной экономике в основу концепции налогообложения положено понятие дискреционного дохода или дохода, использованного по собственному усмотрению. Этот вид дохода определяет истинную платёжеспособность лица. Он рассчитывается как разность между совок. доходом и частью дохода, использованного по собственному усмотрению, на удовлетворение первоочерёдных потребностей. Размеры такого дохода, заложенного в основу механизма налогообложения, зависит от благосостояния граждан государства и социально-экономического развития общества. В странах, где экономика не имеет устойчивой формы налогообложение в большей степени определяется потребностями бюджета.

 

4. Существуют следующие принципы взымания налогов:

1. «У источника дохода». Этот принцип характеризует момент получения дохода. На этом принципе базируются выплаты, удерживаемые с заработной платы, выплаты по процентам, по вкладам. Эти налоги относят к разряду авансовых платежей.

2. «Момент расходования доходов». Этот принцип реализуется при покупке товаров, робот и услуг. В соответствие с этим принципом с конечного потребителя взымаются косвенные налоги.

3. «В процессе потребления». Этот принцип базируется на том основании, что если объект, принадлежащий плательщику на правах собственности, владения, распоряжения, сп-ся, то это является основанием для налогообложения.

4. «По совокупным итогам за год или полугодие». В соответствие с этим принципом налогоплательщик сам подводит итоги, т.е. оценивает объект и проектирует расчёт налогового обязательства и объявляет это в налоговой декларации.

5. Кадастровый. Этот принцип взыскания основывается на реестре, устанавлива-ющем перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам либо устанавливает среднюю доходность объекта.

По основе кадастры подразделяются:

1. Земельный (вид земли – классифицирующий признак). Такие кадастры называют парцеллярный.

2. Реальный. В основу этого кадастра положено юридическое основание, соб-ть на объекты.

Н-р, реальный земельный кадастр – основа – доходность земли.

По объекту кадастры бывают:

1. Земельный.

2. Промысловый.

3. Подомовой.

4. Подушный.

Уточнение кадастра называется актуализацией.

Законодательство по налогообложению построено на сочетании принципов взыскания.

 

5. См. Т.2. (вопрос 4).

 

6. К существенным элементам налогообложения относят:

1. Субъект.

2. Объект.

3. Предмет.

4. Масштаб.

5. Единица налогообложения.

6. Налоговая база.

7. Метод учёта налоговой базы.

8. Налоговая ставка.

9. Метод налогообложения.

10. Порядок исчисления налогов.

11. Налоговый период.

12. Налоговые льготы.

13. Отчётный период.

14. Сроки уплаты налога.

15. Способы и порядок уплаты налога.

К факультативным элементам налогообложения относят:

1. Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога.

2. Ответственность за налоговые правонарушения.

 

7. Субъект (плательщик) – это лицо, на котором лежит юр. обязанность уплатить налог за счёт собственных средств.

В соответствии с законодательством субъектами являются юр. лица независимо от форм собственности и способа хозяйствования, ин. юр. лица, юр. лица с ин. инвестициями, их филиалы, представительства и др. структурные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчётный или иной счет в банке. Участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общ. дел или которые получили выручку до её распределения, предприниматели, физ. лица.

Носитель налога – это лицо, которое несёт тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершению процесса переложения налога.

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на:

1. Налоги, уплачиваемые юр. лицами.

2. Налоги, уплачиваемые физ. лицами.

Виды субъектов налогообложения в соответствии с принципом постоянного местопребывания (резидентство):

1. Резиденты. Несут полную налоговую обязанность.

2. Нерезиденты. Ограниченная налоговая обязанность в части доходов, полученных из источников данного государства.

 

8. Источником налогообложения нез-мо от объекта налогообложения является чистый доход общества. Это резерв, используемый для уплаты налога.

Источником налогообложения является валовый национальный доход, который образует первичные доходы осн. участников общественного производства и государства.

Источник налогообложения является основой для начисления налоговых обязательств по объектам. В этом заключается их взаимосвязь, т.е. источник покрывает сумму налогового обязательства.

Под объектом понимают кол-но измеримый эк. показатель, который служит базой для начисления налогов. Это те юр. факты, действия и события, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Объектами налогообложения являются:

1. Доход.

2. Имущество, в том числе земля, к-л, предметы роскоши.

3. Ст-ть опред. т-ров.

4. Отдельные виды деятельности налогоплательщиков.

5. Виды сделок.

Классификация объектов з-т от нормативной базы.

Предмет налогообложения обозначает признаки фактического и юр. характера, которые обосновывают взымание соответствующего налога.

Предмет налогообложения даёт хар-ку объекту и служит основой для его оценки.

Налоговая база – это сумма, с которой взымаются налоги. Налоговая база кол-но выражает предмет налогообложения. Налоговая база не совпадает с объектом, т.к. корректируется в соответствии с порядком исчисления налога.

Налоговая база, являясь основой для начисления налога, образуется в результате уточнения объекта налогообложения на налоговые вычеты, а также м. представлять собой основу для начисления налога по нескольким объектам. В результате исчисления налоговой базы сумма налога, уплачиваемого в бюджет, становится на порядок ниже, т.к. налоговая база в большей степени, чем объект налогообложения отвечает условиям реальной эк. ситуации и отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Объект является только основанием для появления налоговых обязательств. Предмет налогообложения даёт качественную и количественную характеристику объекта, но не взаимодействует с таким показателем, как положение предприятия. Предмет лишь даёт эк. основание, тогда как объект хар-т юр. содержание.

 

9. Налоговая льгота устанавливается в порядке и на условиях, определяемых законода-тельными актами. Налоговые льготы – это способ (метод) снижения реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Существуют следующие виды налоговых льгот:

1. Необлагаемый минимум объекта налога.

2. Изъятие из обложения определённых элементов объекта налога.

3. освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков.

4. Понижение налоговых ставок.

5. Вычет из налоговой базы (налоговый вычет приравнивается к скидке).

6. Целевые налоговые льготы, включая налоговый кредит.

Налоговые кредиты подразделяются по форме предоставления:

1. Снижение ставки налога.

2. Сокращение окладной суммы (валового налога частично, полностью, на определённое время, бессрочно).

Налоговые каникулы – освобождение от уплаты налога на определённый период.

3. Отсрочка или рассрочка уплаты налога с уплатой процентов.

4. Возврат ранее уплаченных сумм налога (части налога).

Налоговая амнистия – это понятие употребляется в связи с освобождением налогоплательщика от фин. санкций.

5. Зачёт ранее уплаченных сумм налога (при выплате налога за границей).

6. Замена уплаты налогов натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Предоставляется местными органами власти в пределах сумм налогов, зачисляемых в местный бюджет. В случае выполнения налогоплательщиком особо важного заказа по соц.-эк. развитию тер-рии или предоставлению особо важных услуг для населения данной территории.

В отличие от налоговых льгот налоговые кредиты предоставляются дополнительно по ходатайству субъектов хозяйствования в органы власти и управления.

Налоговые кредиты как и налоговые льготы закреплены законодательно, но в отличие от последних не оговариваются в обязательном порядке категории плательщиков, которым они предоставляются. В нормативном документе оговариваются только юр. основания для предоставления такого вида льгот. Этот вид льгот является следствием производственно-хозяйственной деятельности, в то время, как другие виды налоговых льгот – это р-т производственно-хоз. деятельность.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению кол-ва предоставляемых налоговых льгот и одновременно получило широкое применение разнообразие налоговых кредитов.

 

10. Налоговая ставка – это размер налога на единицу налогообложения (та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога).

В зависимости от величины налога налоговые ставки подразделяют на минимальные, максимальные и средние.

По методу установления налоговые ставки подразделяют:

1. Твёрдые (в натуральном выражении).

2. Процентные.

По методу установления налоговые ставки могут определятся как квоты.

По содержанию налоговые ставки подразделяются:

1. Маргинальные.

2. Фактические.

3. Экономические.

4. Предельная.

Маргинальная – это ставка, непосредственно указанная в нормативном акте по налогообложению.

Маргинальные подразделяются:

1. Общие.

2. Пониженные.

3. Льготные.

4. Нулевые.

Общественная ставка – это ставка, по которой уплачивают налог категории налогоплательщиков, не имеющие льгот.

Пониженная ставка – это налоговая ставка, которую уплачивают налогоплательщики, имеющие определённые категории объектов, а также занимающиеся опред. видами деятельности.

Льготная ставка – это ставка, в соответствии с которой предприятие исчисляет налог по льготам.

Нулевая ставка – это ставка, которая =0 и которой облагаются плательщики по объектам налогообложения полностью или частично освобождаемым от налогообложения.

Фактическая ставка – это отношение уплаченного налога к налоговой базе. Она = средней ставке.

Экономическая ставка – это отношение уплачиваемого налога по всему полученому доходу. Эта ставка наиболее рельефно характеризует последствия налогообложения.

Предельная налоговая ставка – это прирост выплачиваемых налогов, поделеных на прирост дохода.

 

11. Метод налогообложения – это порядок изменения ставки налога от з-ти от роста налоговой базы.

Существует 2 метода налогообложения:

1. Расчётный.

2. Нормативный.

В соответствии с 2 устанавливается фиксированная ставка налога по каждому объекту с учётом льготного порядка налогообложения в нормативном акте.

Первый основан на расчёте суммы налога и последующей ставки в зависимости от размера налоговой базы по отношению к каждой её отдельной части.

Способы исчисления налогов:

1. Некумулятивная система - обложение налоговой базы по частям, но требует по результатам работы сложного пересчёта дохода.

2. Кумулятивная система (нарастающим итогом – общая сумма выплат конкр. налогоплательщика с начала года определяется на конкретную дату года).

Налоговый период – это срок, в течение которого завершается процесс

формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Следует различать отчётный и налоговый период.

Отчётный – это срок подведения итогов, составления и предоставления в налоговый орган отчётности.

Срок уплаты – это срок непосредственной уплаты налога в бюджет за определённый период, причём этот период не обязательно является налоговым.

Масштаб применяется для измерения предмета налогообложения. Для этого избирается к/л физ. характеристика либо к/л параметр.

Единица налогообложения – это единица масштаба, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Методы учёта базы налогообложения:

1. Метод присвоения (кассовый). Учитывает момент получения средств и производства выплат в натуральном выражении (действительно полученный и уплаченный подоходный налог).

2. Метод чистого дохода (накопительный). Учитывает момент возникновения имущественных прав и обязательств.

Существенные элементы Закон о налоге на прибыль
1. Субъект Юр. лица, включая иностранные юр. лица, юр. лица с иностранными инвестициями, их филиалы, представительства и иные структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчётный или иной счёт в банке, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общ. дел или которые получили выручку до её распределения.
2. Источник ВН доход
3. Объект Прибыль
4. Налоговая база Балансовая прибыль (прибыль от реализации продукции (работ, услуг) прибыль от реализации активов предприятия (т-но - материальных ценностей, осн. средств) внереализационный доход. – внериализационные расходы, налог на недвижимость, прибыль, облагаемая налогом на доходы за вычетом налога на доходы, льготируемая прибыль
5. Предмет Балансовая прибыль
6. Масштаб Денежное выражение
7. Единица налогообложения Рубли
8. Метод учёта базы налогообложения Накопительный
9. Метод налогообложения Нормативный
10. Способ исчисления Кумулятивный
11. Налоговый период Один год
12. Отчётный период 22-го числа месяца, следующего за отчётным
13. Срок уплаты 24-го числа месяца, следующего за отчётным
14. Маргинальные ставки (процентные): - предельные - льготная - нулевая   24% 15,10,7%
15. Налоговые льготы Освобождение от обложения прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений (если амортизационный фонд израсходован и не больше 50 % от суммы балансовой прибыли.

 

12. Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений. Выявляют такую налоговую ставку от 0 до 100 процентов, при котором налоговые поступления достигают максимума.

 

При повышении налоговой ставки выше максимума мотивация предельной деятельности ослабевают, падает объем производства и уменьшается налоговое поступление. Реальная ставка налогов различна для различных стран и не всегда является оптимальной.

 

13. Правительство различных государств активно сотрудничают между собой в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества лежит в интенсификации двух и многосторонних хозяйственных связей, в развитии и обеспечении равных условий конкуренции на мировых рынках.

Национальная конкурентоспособность и экспортированных товаров и услуг, возможности вывозить к-л за рубеж зависит не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени его обремененности налогами, а также от степени государственного стимулирования внешней экономической деятельности национальных фирм, осуществляемый в частности, при помощи налоговых льгот. Международные организации ограничивают льготы, направленные на стимулирование экспорта.

Ярким примером воздействия налогов на международные экономические отношения может быть НДС.

Обычно НДС не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате стимулируется экспорт и ограничивается импорт.

Все развитые страны обычно облагают налогам доходы, заработанные на их территории в независимости от принципа резидентства. Одновременно поэтому принципу облагаются доходы резидентов страны не зависимо от места их получения. В результате возникает эффект двойного налогообложения.

Для ликвидации этого негативного явления вводится либо налоговые льготы, либо дифференцируется объект налогообложения. В результате двойного налогообложения либо смягчается, либо полностью ликвидируется. Однако этот эффект может возникнуть как внутреннее противоречие системы налогообложения. В этом случае его можно ликвидировать по средствам корректировки нормативных документов.

Стратегия и тактика налогообложения - это основа научной концепции налогообложения, а также модели налогового регулирования.

 

 

Существует две концепции налогообложения:

1. Кейнманская

2. Монетаристская

Современная концепция - это баланс этих двух моделей, так как в любом случае элементы, формирующие налоговую систему должны быть сориентированы на социально-экономические проблемы страны.

Возможности налогового вмешательства функционирования рыночного механизма обусловлена, тем, что действия налогов распределяется между обеими сторонами рынка – Б и Д.

Сферой налогового воздействия является не только внутренний, но и мировой рынок. В связи с этим налоговое регулирование нацеливается на решение задач на микро и макро уровнях внешне-экономической деятельности и международных экономических отношений. Модель налогового регулирования воплощается в налоговой политике. Ее содержание определяется целевой направленностью и степенью реализации государствам функционального назначения налогов. Стратегической направленностью налогообложения является создание высокоэффективной экономики и поддержания рыночной системы, а также вертикального и горизонтального интегрирования отдельных стран в мировую экономику.

 

 



2015-12-04 571 Обсуждений (0)
Методологическая основа и механизм налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологическая основа и механизм налогообложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)