Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговый Кодекс РФ, глава 24



2015-12-04 729 Обсуждений (0)
Налоговый Кодекс РФ, глава 24 0.00 из 5.00 0 оценок




По состоянию на период с 01.10.2004 г по 31.12.2004 г.

(4 квартал 2004 года)

Таблица 2

 

Основные элементы налога Регулирующая статья НК РФ Характеристики Примечание
1Налого плательщики Ст.235 НК РФ 1)Лица, производящие выплаты физ. лицам: организации; индивидуальные предприниматели; 2)Физ. лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 3)Индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
2 Объект налогообложения Ст. 236 НК РФ 1) Лица, производящие выплаты физ. лицам: выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателем), а также по адвокатским договорам. 2)Индивидуальные предприниматели, адвокаты: доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правового договора, предметом которых является переход прав собственности на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
3 Налоговая база Ст. 237 НК РФ 1) Лица, производящие выплаты физ. лицам: сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физ. лиц. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляется данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитывается как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при  
 
    Продолжение таблицы 2  
Основные элементы налога Регулирующая статья НК РФ Характеристики Примечание
    , услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для физ. лица – работника или члена его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха и др. налоговую базу определяют по каждому физ. лицу с начала налогового периода по исчислении каждого месяца нарастающим итогом. 2)Для индивидуальных предпринимателей: сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом, в стоимость товаров (работ, услуг) включается НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
4 Налоговый период и отчетный период Ст.240 НК РФ Календарный год. Отчетный период – первый квартал, полугодие в девять месяцев календарного года.  
5 Ставка налога Ст. 241 НК РФ См. Приложение Б (Таблица ставок) В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, накопленная с начала года налоговая база в среднем на одно физ. лицо, деленная на количество месяцев, истекших в отчетном периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, не зависимо от фактической величины налоговой базы на каждое физ. лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет данному условию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.
   
Продолжение таблицы 2  
Основные элементы налога Регулирующая статья НК РФ Характеристики Примечание  
6 Операции, не подлежа- щие налого- обложе- нию (льготы) Ст. 238 НК РФ 1) Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком, пособия по безработице, беременности и родам. 2) Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, по законодательству). 3) Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком. 4) Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемых на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.  
7 Налоговые льготы Ст.239 НК РФ 1) Организации любых организационно-правовых форм- с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. 2) Следующие категории налогоплательщиков – работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, др. полезных ископаемых, а также иных товаров по представлению общероссийских общественных организаций  
 
Продолжение таблицы 1  
Основные элементы налога Регулирующая статья НК РФ Характеристики Примечание  
    3) периода на каждого отдельного работника: Общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные, как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в форме оплаты труда составляет не менее 25 %; Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. инвалидов.
8 Порядок исчисления налога Ст. 242, 243 НК РФ 1) Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. 2) Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как: день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками- работодателями; день выплаты вознаграждения  
   
Продолжение таблицы 2  
Основные элементы налога Регулирующая статья НК РФ Характеристики Примечание  
    законодательством Российской Федерации. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов. 3) В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для налогоплательщиков- индивидуальных предпринимателей; день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
9 Срок уплаты налога Ст. 243НК РФ Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.  
10 Форма представ- ления сведений о доходах Ст. 243, п.7 НК РФ Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации  
 
Продолжение таблицы 2  
Основные элементы налога Регулирующая статья НК РФ Характеристики Примечание  
    декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы.
11 Порядок уплаты налога Ст. 243, п. 3, абз. 6, п.6 НК РФ Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по принятой законодательством форме.
                 

 

После завершения предварительного знакомства с бизнесом клиента и факторами, влияющими на его деятельность, необходимо оценить возможность проведения аудита. Если принимается решение о том, что проведение аудита возможно с должным уровнем качества, то формируется штат для проведения аудита, заключается договор и составляется специальное аудиторское задание.

 

1.2.3 Организация проведения этапа планирования при аудите налогообложения

 

Детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по тем объектам аудита, которые были определены в специальном задании на проведение аудита налогообложения, описываются в плане и программе аудита.

При разработке общего плана проведения аудита налогообложения необходимо принимать во внимание следующее.

1 Специфику налогообложения в отрасли и режим налогообложения аудируемого лица.

2 Состояние системы внутреннего контроля клиента.

3 Ожидаемые аудиторский риск и уровень существенности.

4 Характер, временные рамки и объем процедур по существу.

5 Взаимную координацию действий и контроль качества.

Общий план должен служить основой для составления и проведения программы аудита. В плане указываются сроки и график проведения аудита и подготовки итогового документа, оговоренного в специальном задании. Предварительно рассчитанные параметры аудита – аудиторский риск и уровень существенности, - также отражаются в плане. Если в соответствии с оценкой СВК и рисков принято решение о выборочной проверке по всем объектам или по некоторым из них, формируется аудиторская выборка.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита /1/.

Аудиторская программа состоит, как правило, из двух частей:

- программа тестов средств контроля;

- программа аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой вопросник, который позволяет в достаточно короткое время собрать информацию о функционировании СВК, о слабых и (или) проблемных местах в системах контроля и учета. Эта информация обрабатывается по установленной в аудиторской фирме системе (балльная, уровневая и т.п.). Обнаруженным в процессе тестирования слабым и проблемным зонам в последствии, при проведении процедур по существу уделяется дополнительное внимание. Чем качественнее проведено тестирование, тем меньшие трудозатраты могут быть заложены в проверку по существу.

Аудиторские процедуры по существу направлены на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете доходов, расходов и иных объектов налогообложения. Программа представляет собой в данном случае перечень действий аудитора по каждому объекту проверки.

После окончания процесса планирования общий план и программа проверки должным образом документируются и визируются руководством аудиторской организации. При необходимости, можно согласовывать общий план и программу с руководством аудируемого лица.

Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов:

1) Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта

2) Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

3) Завершение проверки.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает в себя:

- определение факторов, влияющих на систему налогообложения;

- проверка методики исчисления платежей;

- оценка документооборота;

- предварительный расчёт налоговых показателей.

Налоговый учет сегодня является частью бухгалтерского учета предприятия. Формируется налоговый учет по правилам налогового законодательства, и именно проверка соответствия нормам налогового законодательства лежит в основе аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в целом.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов включает проверку налоговой отчётности по установленным формам налоговых деклараций, расчётов по налогам, справок об авансовых платежах, налоговых регистров. Детально проверяется правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы, ставок, льгот и вычетов, налогового периода, правильность и своевременность уплаты налогов и сборов.

При проверке полноты и правильности исчисления налогов целесообразно выбрать отчетный период, который проверяется сплошным методом.

Если это невозможно из-за большого объема документов, то планируется выборочная проверка внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки.

Проверку можно осуществлять двумя способами.

Первый способ – рассмотреть данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета.

Второй способ – проверить на основании первичных документов полноту формирования налоговых регистров учета и далее формирование налоговой отчетности. В качестве рабочей документации аудитора при проверке расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно использовать аналитические таблицы./32/

На завершающем этапе проверки обобщаются результаты. Дается оценка ошибкам и искажениям, формируется мнение аудитора о достоверности данных отчетности, готовится письменная информация руководству аудируемого лица.

 

1.2.4 Оценка системы внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица

 

Систему внутреннего контроля клиента при аудите налогообложения можно подразделить следующим образом:

- система налогового учета;

- контрольная среда;

- средства контроля.

Система налогового учета основывается на методических, организационных и технических приемах и методах, используемых для регистрации, накопления, систематизации информации о налогооблагаемых показателях, и ее отражении в отчетности.

Предварительное представление о системе налогового учета клиента можно получить путем тестирования.

Критерии оценки по результатам тестирования:

Количество отрицательных ответов «Нет» до 1 (вкл.) – высокая СВК

До 5 (вкл.) – средняя СВК

Св. 5 - низкая СВК

 

Контрольная среда (Control environment) – общее отношение, осведомленность и действия директоров и руководства, относящиеся к системе внутреннего контроля, а также значимость таких систем для субъекта.

Контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности будет зависеть от того, насколько ответственно относится руководство к исполнению обязанностей налогоплательщика,насколько исполнительный орган осведомлен о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа.

Основные обязанности налогоплательщика перечислены в ст. 23 НК РФ. Анализируя готовность контрольной среды к обеспечению исполнения

 

 

Таблица 3 - Предварительное тестирование СВК

 

Содержание Да Нет Примеч.
1 Оформление и представление налоговой отчетности * *  
1.1 Оформлены ли налоговые декларации должным образом: * *  
- форма соответствует той, которая принимается налоговыми органами согласно действующим нормативным документам +    
- декларация заполнена без помарок, исправлений   +  
- есть подписи должностных и ответственных лиц +    
- есть отметка налогового органа о приеме декларации +    
1.2 Соблюден ли срок сдачи налоговой декларации +    
1.3 Дополнительные налоговые декларации за данный налоговый (отчетный) период не предоставлялись   +  
1.4 Организовано ли хранение налоговой отчетности в отдельных папках с разбивкой по налоговым (отчетным) периодам +    
2 Организация системы налогового учета и отчетности * *  
2.1 Имеется ли должностная(ые) инструкция(ии) работника(ов), ответственного(ых) за составлениеналоговой отчетности +    
2.2 Имеется ли должностная инструкция работника, ответственного за представление налоговой отчетности   +  
2.3 Имеется ли должностная инструкция работника, контролирующего правильность, полноту, достоверность составления налоговой отчетности и своевременность ее представления +    
2.4 Имеется ли структура организации с указанием места и соподчиненности звеньев, ответственных за налоговую отчетность +    
2.5Оформляются ли приказы на замещение и исполнение обязанностей лиц, ответственных за составление налоговой отчетности лиц на период их отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) +    
2.6 Составлением отчетности занимается работник высшей бухгалтерской квалификации (высшее экономическое образование, стаж работы по специальности более 3-х лет) +    
2.7 Повышение квалификации, обучение, посещение семинаров проводится для работников, занимающихся составлением налоговой отчетности не реже, чем один раз в год +    
2.8. Организация является подписчиком изданий по бухгалтерскому учету и налогообложению +    
2.9. Организация является пользователем (с правом обновления) программ «Консультант Плюс» и (или) «Гарант» +    
2.10 Налоговая отчетность формируется в электронном виде с использованием лицензированного программного продукта, приобретенного у официального дилера с правом регулярного обновления +    
2.11 Доступ к электронной версии налоговой отчетности ограничен (наличие списка пользователей и паролей)   +  
3 Контроль со стороны налоговых органов      
3.1 Ошибки при камеральной проверке налоговым органом не выявлены (отсутствуют постановления налогового органа и требования по устранению ошибок в налоговой отчетности) +    
 
Продолжение таблицы 3  
Содержание Да Нет Примеч.
3.2 Проводилась ли выездная налоговая проверка за данный период +    
3.3 При проведении выездной налоговой проверки за данный период нарушения не выявлены +    
ИТОГО  

 

обязанностей налогоплательщика, аудитор должен получить следующие доказательства.

1 Понимание руководством значимости своевременного и полного выполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.23 части 1 НК РФ.

Основной обязанностью в соответствии с п.п.1, п.1, ст.23 является обязанность уплачивать законно установленные налоги. Все остальные обязанности так или иначе обеспечивают ее выполнение. Готовность руководства исполнять эти обязанности зависит от ряда факторов:

а) Стиль руководства: готовность руководства уплачивать все установленные законом налоги; оценка руководством коммерческих и налоговых рисков; понимание руководством значения налоговой отчетности; готовность к исправлению существенных ошибок, к их декларированию и дополнительной уплате налогов; получение консультаций у аудиторов; выполнение рекомендаций, выданных аудитором по результатам проверки; приоритет системы внутреннего контроля фирмы; осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета; обеспечение функционирования процесса налогоисчисления (информационное, кадровое, техническое, юридическое, финансовое наполнение).

б) Организационная структура: соответствие между организационной структурой и размерами, степенью сложности бизнеса фирмы-клиента; распределение ответственности и полномочий на предприятии; уровень, на котором разрабатывается стратегия деятельности; подконтрольность отдела по налогообложению руководству фирмы-клиента; взаимоотношения между руководством бухгалтерии, отделом по налогообложению и аналитическим отделом; практика приглашения главного бухгалтера и финансового директора на заседания совета директоров, посвященные разработке стратегии и анализу результатов деятельности, в том числе налоговым последствиям совершенных сделок и анализу налоговых схем предстоящих сделок.

в) Распределение полномочий: наличие должностных инструкций и кодекса поведения сотрудников, занятых расчетом, уплатой налогов, подготовкой налоговой отчетности и представлением ее пользователю; ознакомление сотрудников с инструкциями и кодексом; определение полномочий должностных лиц, ответственных за обнаружение ошибок в начислении и уплате налогов.

г) Кадровая политика: соответствие кадровой политики величине и структуре предприятия; привлечение к работе сотрудников соответствующей квалификации; организация процесса повышения квалификации; регулирование текучести кадров.

д) Правильное ведение налогового учета и составление налоговой отчетности: соблюдение графика составления отчетности; наличие учетной политики в целях налогообложения, соответствие внешней отчетности внутренним отчетам руководства; соответствие порядка подготовки внутренней отчетности величине и структуре предприятия; своевременное представление информации руководству по поводу обнаружения ошибок и злоупотреблений; разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу; наличие системы внутреннего контроля на предприятии.

2 Своевременная постановка на учет в налоговых органах.

Эта обязанность установлена п.п.2 п.1 ст.23 НК РФ. В целях осуществления налогового контроля налогоплательщик в установленный срок должен встать на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83, ст. 84 НК РФ. Постановка на учет осуществляется:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения филиалов и представительств организации, а также обособленных подразделений;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения принадлежащего организации и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Для организаций, которые изменяют место нахождения, предусмотрена обязанность переучета. Снятие с учета организации осуществляется в случае ликвидации или реорганизации, закрытия филиала или представительства.

При создании обособленного подразделения, заявление о постановке его на учет должно быть подано не позднее одного месяца после создания.

Руководством объекта налоговой отчетности должна быть предусмотрена в организационной структуре служба и ответственные лица по обеспечению своевременного исполнения обязанностей по этому пункту НК РФ.

Аудитору следует убедиться в том, что у проверяемого лица имеются в наличии все необходимые регистрационные свидетельства, в том, что они получены своевременно, без нарушения сроков, установленных НК РФ. Аудитор исследует информационные связи между подразделениями организации, ведущими учет филиалов, подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств (кадровая служба, транспортный цех, менеджеры фирмы) и подразделениями, ответственными за постановку на учет в налоговых органах (бухгалтерия, специальные отделы по налогам и т.п.).

3 Ведение в установленном порядке учета своих доходов ( расходов) и объектов налогообложения.

Данная обязанность предусмотрена п.п.3 п.1 ст. 23 НК РФ. Руководство организации обязано обеспечить ведение бухгалтерского и налогового учета во всех аспектах (организационный, технический, методологический).

Аудитор должен собрать аудиторские доказательства того, что постановка бухгалтерского и налогового учета в организации позволяет получать своевременную и полную информацию о доходах и расходах отчетного (налогового) периода для выполнения всех задач по формированию налогооблагаемых баз по всем налогам, уплачиваемым проверяемым лицом.

4 Своевременное представление налоговых деклараций (налоговой отчетности).

Обязанность установлена п.п.4, п.1 ст.23 НК РФ.

Система документооборота организации должна предусматривать своевременную подготовку налоговых отчетов, ответственные лица обязаны следить за исполнением графиков по представлению налоговых деклараций. Аудитор убеждается в том, что соответствующие лица назначены приказом руководителя, объем их обязанностей установлен и их ответственность определена.

5 Обеспечение представления налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Обязанность установлена п.п.5, п.1 ст. 23 НК РФ.

В случае непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов они вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (ст. 31 НК РФ). Обязательным является предоставление документов в соответствии со ст. 88 и 93 НК РФ, т.е. в случаях проведения проверок. Так, например, часто при проведении камеральной проверки по НДС, налоговый орган запрашивает у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие величину налогового вычета.

Документооборот организации должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивать подтверждение сумм, отраженных в налоговых декларациях. Работники бухгалтерии должны иметь возможность без лишних усилий и затрат времени обеспечивать выдачу запрашиваемых налоговым органом документов.

Аудитор выборочно исследует случаи запроса документов налоговыми органами и то, каким образом эти требования налогового органа были исполнены налогоплательщиком, не было ли случаев претензий со стороны налогового органа по поводу некачественного или несвоевременного исполнения этого требования. Аудитор также должен выяснить причину задержки (отказа) в предоставлении информации. Не явилось ли это следствием недостаточной компетентности работников или неготовности к предоставлению сведений вследствие отсутствия документов или должного порядка в учете.

6. Выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Обязанность предусмотрена п.п.6 п.1 ст.23 НК РФ.

Налогоплательщик должен выполнять законные требования налогового органа. В том случае, если налогоплательщик считает, что требования налогового органа незаконны, он должен их обжаловать в порядке, установленном законодательством. Это вызвано тем, что в административном праве действует презумпция правомерности действий должностного лица, т.е. требования должностных лиц административных органов считаются законными, пока не будет доказано обратное.

Анализируя выполнение налогоплательщиком данной обязанности, аудитор должен убедиться в том, что в организации есть компетентные лица, общающиеся с налоговыми органами по поводу их законных требований, в том, что эти лица наделены достаточными полномочиями для отстаивания в суде в случае необходимости своих прав налогоплательщика. Также аудитор получает доказательства о том, что признанные требования налогового органа по устранению ошибок или по уплате налогов и пеней своевременно и в полном объеме исполняются ответственными лицами, и что за осуществлением этих операций установлен контроль.

7 Обеспечение представления налоговым органам необходимой информации и документов, в случаях и порядке, предусмотренном Кодексом.

Данная обязанность налогоплательщика, предусмотренная п.п.7 п.1 ст.23 НК РФ можно считать аналогичной той, что указана в п.п.5, п. 1, ст.23 НК РФ.

8 Обеспечение сохранности в течение четырех лет данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Обязанность предусмотрена п.п.8 п.1 ст.23 НК РФ.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 17 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Если при налоговой проверке обнаружится отсутствие необходимых документов за три года, предшествующих проверке, то налоговые органы на основании п.1 ст.31 НК РФ вправе определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Аудитору в связи с этой обязанностью налогоплательщика следует убедиться в том, что система и график документооборота обеспечивают необходимые сроки хранения, что в организации создан архив, созданы условия хранения документов, назначены ответственные лица.

9 Пунктом 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена специальная обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей предоставлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

- об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

Аудитору следует убедиться в том, что ответственные лица налогоплательщика знают об этих обязанностях и сроках их исполнения. Необходимо собрать доказательства о том, что все действующие расчетные счета зарегистрированы в налоговом органе и имеются соответствующие извещения, в том, что все поименованные в учредительных документах филиалы и подразделения имеют регистрацию в налоговом органе как по месту регистрации юридического лица, так и по месту их нахождения. Аудитору также следует проверить, все ли обособленные подразделения отражены в учредительных документах, нет ли структурных подразделений, фактически относящихся к обособленным подразделениям, но не зарегистрированных должным образом. Также проверяется фактическая деятельность каждого филиала и подразделения, возможно, что среди них есть ликвидированные или бездействующие, о



2015-12-04 729 Обсуждений (0)
Налоговый Кодекс РФ, глава 24 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговый Кодекс РФ, глава 24

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)