Налоговый Кодекс РФ, глава 24
По состоянию на период с 01.10.2004 г по 31.12.2004 г. (4 квартал 2004 года) Таблица 2
После завершения предварительного знакомства с бизнесом клиента и факторами, влияющими на его деятельность, необходимо оценить возможность проведения аудита. Если принимается решение о том, что проведение аудита возможно с должным уровнем качества, то формируется штат для проведения аудита, заключается договор и составляется специальное аудиторское задание.
1.2.3 Организация проведения этапа планирования при аудите налогообложения
Детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по тем объектам аудита, которые были определены в специальном задании на проведение аудита налогообложения, описываются в плане и программе аудита. При разработке общего плана проведения аудита налогообложения необходимо принимать во внимание следующее. 1 Специфику налогообложения в отрасли и режим налогообложения аудируемого лица. 2 Состояние системы внутреннего контроля клиента. 3 Ожидаемые аудиторский риск и уровень существенности. 4 Характер, временные рамки и объем процедур по существу. 5 Взаимную координацию действий и контроль качества. Общий план должен служить основой для составления и проведения программы аудита. В плане указываются сроки и график проведения аудита и подготовки итогового документа, оговоренного в специальном задании. Предварительно рассчитанные параметры аудита – аудиторский риск и уровень существенности, - также отражаются в плане. Если в соответствии с оценкой СВК и рисков принято решение о выборочной проверке по всем объектам или по некоторым из них, формируется аудиторская выборка. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита /1/. Аудиторская программа состоит, как правило, из двух частей: - программа тестов средств контроля; - программа аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой вопросник, который позволяет в достаточно короткое время собрать информацию о функционировании СВК, о слабых и (или) проблемных местах в системах контроля и учета. Эта информация обрабатывается по установленной в аудиторской фирме системе (балльная, уровневая и т.п.). Обнаруженным в процессе тестирования слабым и проблемным зонам в последствии, при проведении процедур по существу уделяется дополнительное внимание. Чем качественнее проведено тестирование, тем меньшие трудозатраты могут быть заложены в проверку по существу. Аудиторские процедуры по существу направлены на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете доходов, расходов и иных объектов налогообложения. Программа представляет собой в данном случае перечень действий аудитора по каждому объекту проверки. После окончания процесса планирования общий план и программа проверки должным образом документируются и визируются руководством аудиторской организации. При необходимости, можно согласовывать общий план и программу с руководством аудируемого лица. Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов: 1) Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта 2) Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. 3) Завершение проверки. Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает в себя: - определение факторов, влияющих на систему налогообложения; - проверка методики исчисления платежей; - оценка документооборота; - предварительный расчёт налоговых показателей. Налоговый учет сегодня является частью бухгалтерского учета предприятия. Формируется налоговый учет по правилам налогового законодательства, и именно проверка соответствия нормам налогового законодательства лежит в основе аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в целом. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов включает проверку налоговой отчётности по установленным формам налоговых деклараций, расчётов по налогам, справок об авансовых платежах, налоговых регистров. Детально проверяется правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы, ставок, льгот и вычетов, налогового периода, правильность и своевременность уплаты налогов и сборов. При проверке полноты и правильности исчисления налогов целесообразно выбрать отчетный период, который проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то планируется выборочная проверка внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, используя виды аудиторской выборки. Проверку можно осуществлять двумя способами. Первый способ – рассмотреть данные налоговой отчетности в сравнении с данными аналитических регистров налогового учета. При этом сведения в первичных документах должны соответствовать сведениям в регистрах аналитического налогового учета. Второй способ – проверить на основании первичных документов полноту формирования налоговых регистров учета и далее формирование налоговой отчетности. В качестве рабочей документации аудитора при проверке расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно использовать аналитические таблицы./32/ На завершающем этапе проверки обобщаются результаты. Дается оценка ошибкам и искажениям, формируется мнение аудитора о достоверности данных отчетности, готовится письменная информация руководству аудируемого лица.
1.2.4 Оценка системы внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица
Систему внутреннего контроля клиента при аудите налогообложения можно подразделить следующим образом: - система налогового учета; - контрольная среда; - средства контроля. Система налогового учета основывается на методических, организационных и технических приемах и методах, используемых для регистрации, накопления, систематизации информации о налогооблагаемых показателях, и ее отражении в отчетности. Предварительное представление о системе налогового учета клиента можно получить путем тестирования. Критерии оценки по результатам тестирования: Количество отрицательных ответов «Нет» до 1 (вкл.) – высокая СВК До 5 (вкл.) – средняя СВК Св. 5 - низкая СВК
Контрольная среда (Control environment) – общее отношение, осведомленность и действия директоров и руководства, относящиеся к системе внутреннего контроля, а также значимость таких систем для субъекта. Контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности будет зависеть от того, насколько ответственно относится руководство к исполнению обязанностей налогоплательщика,насколько исполнительный орган осведомлен о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Основные обязанности налогоплательщика перечислены в ст. 23 НК РФ. Анализируя готовность контрольной среды к обеспечению исполнения
Таблица 3 - Предварительное тестирование СВК
обязанностей налогоплательщика, аудитор должен получить следующие доказательства. 1 Понимание руководством значимости своевременного и полного выполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.23 части 1 НК РФ. Основной обязанностью в соответствии с п.п.1, п.1, ст.23 является обязанность уплачивать законно установленные налоги. Все остальные обязанности так или иначе обеспечивают ее выполнение. Готовность руководства исполнять эти обязанности зависит от ряда факторов: а) Стиль руководства: готовность руководства уплачивать все установленные законом налоги; оценка руководством коммерческих и налоговых рисков; понимание руководством значения налоговой отчетности; готовность к исправлению существенных ошибок, к их декларированию и дополнительной уплате налогов; получение консультаций у аудиторов; выполнение рекомендаций, выданных аудитором по результатам проверки; приоритет системы внутреннего контроля фирмы; осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета; обеспечение функционирования процесса налогоисчисления (информационное, кадровое, техническое, юридическое, финансовое наполнение). б) Организационная структура: соответствие между организационной структурой и размерами, степенью сложности бизнеса фирмы-клиента; распределение ответственности и полномочий на предприятии; уровень, на котором разрабатывается стратегия деятельности; подконтрольность отдела по налогообложению руководству фирмы-клиента; взаимоотношения между руководством бухгалтерии, отделом по налогообложению и аналитическим отделом; практика приглашения главного бухгалтера и финансового директора на заседания совета директоров, посвященные разработке стратегии и анализу результатов деятельности, в том числе налоговым последствиям совершенных сделок и анализу налоговых схем предстоящих сделок. в) Распределение полномочий: наличие должностных инструкций и кодекса поведения сотрудников, занятых расчетом, уплатой налогов, подготовкой налоговой отчетности и представлением ее пользователю; ознакомление сотрудников с инструкциями и кодексом; определение полномочий должностных лиц, ответственных за обнаружение ошибок в начислении и уплате налогов. г) Кадровая политика: соответствие кадровой политики величине и структуре предприятия; привлечение к работе сотрудников соответствующей квалификации; организация процесса повышения квалификации; регулирование текучести кадров. д) Правильное ведение налогового учета и составление налоговой отчетности: соблюдение графика составления отчетности; наличие учетной политики в целях налогообложения, соответствие внешней отчетности внутренним отчетам руководства; соответствие порядка подготовки внутренней отчетности величине и структуре предприятия; своевременное представление информации руководству по поводу обнаружения ошибок и злоупотреблений; разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу; наличие системы внутреннего контроля на предприятии. 2 Своевременная постановка на учет в налоговых органах. Эта обязанность установлена п.п.2 п.1 ст.23 НК РФ. В целях осуществления налогового контроля налогоплательщик в установленный срок должен встать на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83, ст. 84 НК РФ. Постановка на учет осуществляется: - по месту нахождения организации; - по месту нахождения филиалов и представительств организации, а также обособленных подразделений; - по месту жительства физического лица; - по месту нахождения принадлежащего организации и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Для организаций, которые изменяют место нахождения, предусмотрена обязанность переучета. Снятие с учета организации осуществляется в случае ликвидации или реорганизации, закрытия филиала или представительства. При создании обособленного подразделения, заявление о постановке его на учет должно быть подано не позднее одного месяца после создания. Руководством объекта налоговой отчетности должна быть предусмотрена в организационной структуре служба и ответственные лица по обеспечению своевременного исполнения обязанностей по этому пункту НК РФ. Аудитору следует убедиться в том, что у проверяемого лица имеются в наличии все необходимые регистрационные свидетельства, в том, что они получены своевременно, без нарушения сроков, установленных НК РФ. Аудитор исследует информационные связи между подразделениями организации, ведущими учет филиалов, подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств (кадровая служба, транспортный цех, менеджеры фирмы) и подразделениями, ответственными за постановку на учет в налоговых органах (бухгалтерия, специальные отделы по налогам и т.п.). 3 Ведение в установленном порядке учета своих доходов ( расходов) и объектов налогообложения. Данная обязанность предусмотрена п.п.3 п.1 ст. 23 НК РФ. Руководство организации обязано обеспечить ведение бухгалтерского и налогового учета во всех аспектах (организационный, технический, методологический). Аудитор должен собрать аудиторские доказательства того, что постановка бухгалтерского и налогового учета в организации позволяет получать своевременную и полную информацию о доходах и расходах отчетного (налогового) периода для выполнения всех задач по формированию налогооблагаемых баз по всем налогам, уплачиваемым проверяемым лицом. 4 Своевременное представление налоговых деклараций (налоговой отчетности). Обязанность установлена п.п.4, п.1 ст.23 НК РФ. Система документооборота организации должна предусматривать своевременную подготовку налоговых отчетов, ответственные лица обязаны следить за исполнением графиков по представлению налоговых деклараций. Аудитор убеждается в том, что соответствующие лица назначены приказом руководителя, объем их обязанностей установлен и их ответственность определена. 5 Обеспечение представления налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Обязанность установлена п.п.5, п.1 ст. 23 НК РФ. В случае непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов они вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (ст. 31 НК РФ). Обязательным является предоставление документов в соответствии со ст. 88 и 93 НК РФ, т.е. в случаях проведения проверок. Так, например, часто при проведении камеральной проверки по НДС, налоговый орган запрашивает у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие величину налогового вычета. Документооборот организации должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивать подтверждение сумм, отраженных в налоговых декларациях. Работники бухгалтерии должны иметь возможность без лишних усилий и затрат времени обеспечивать выдачу запрашиваемых налоговым органом документов. Аудитор выборочно исследует случаи запроса документов налоговыми органами и то, каким образом эти требования налогового органа были исполнены налогоплательщиком, не было ли случаев претензий со стороны налогового органа по поводу некачественного или несвоевременного исполнения этого требования. Аудитор также должен выяснить причину задержки (отказа) в предоставлении информации. Не явилось ли это следствием недостаточной компетентности работников или неготовности к предоставлению сведений вследствие отсутствия документов или должного порядка в учете. 6. Выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Обязанность предусмотрена п.п.6 п.1 ст.23 НК РФ. Налогоплательщик должен выполнять законные требования налогового органа. В том случае, если налогоплательщик считает, что требования налогового органа незаконны, он должен их обжаловать в порядке, установленном законодательством. Это вызвано тем, что в административном праве действует презумпция правомерности действий должностного лица, т.е. требования должностных лиц административных органов считаются законными, пока не будет доказано обратное. Анализируя выполнение налогоплательщиком данной обязанности, аудитор должен убедиться в том, что в организации есть компетентные лица, общающиеся с налоговыми органами по поводу их законных требований, в том, что эти лица наделены достаточными полномочиями для отстаивания в суде в случае необходимости своих прав налогоплательщика. Также аудитор получает доказательства о том, что признанные требования налогового органа по устранению ошибок или по уплате налогов и пеней своевременно и в полном объеме исполняются ответственными лицами, и что за осуществлением этих операций установлен контроль. 7 Обеспечение представления налоговым органам необходимой информации и документов, в случаях и порядке, предусмотренном Кодексом. Данная обязанность налогоплательщика, предусмотренная п.п.7 п.1 ст.23 НК РФ можно считать аналогичной той, что указана в п.п.5, п. 1, ст.23 НК РФ. 8 Обеспечение сохранности в течение четырех лет данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Обязанность предусмотрена п.п.8 п.1 ст.23 НК РФ. Следует отметить, что в соответствии со ст. 17 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Если при налоговой проверке обнаружится отсутствие необходимых документов за три года, предшествующих проверке, то налоговые органы на основании п.1 ст.31 НК РФ вправе определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Аудитору в связи с этой обязанностью налогоплательщика следует убедиться в том, что система и график документооборота обеспечивают необходимые сроки хранения, что в организации создан архив, созданы условия хранения документов, назначены ответственные лица. 9 Пунктом 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена специальная обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей предоставлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью: - об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; - о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; Аудитору следует убедиться в том, что ответственные лица налогоплательщика знают об этих обязанностях и сроках их исполнения. Необходимо собрать доказательства о том, что все действующие расчетные счета зарегистрированы в налоговом органе и имеются соответствующие извещения, в том, что все поименованные в учредительных документах филиалы и подразделения имеют регистрацию в налоговом органе как по месту регистрации юридического лица, так и по месту их нахождения. Аудитору также следует проверить, все ли обособленные подразделения отражены в учредительных документах, нет ли структурных подразделений, фактически относящихся к обособленным подразделениям, но не зарегистрированных должным образом. Также проверяется фактическая деятельность каждого филиала и подразделения, возможно, что среди них есть ликвидированные или бездействующие, о
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |