Понятие финансов и их функции
Термин «финансы» происходит от лат. «financia», что означает платеж. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широко использоваться в 13–15 вв. в Италии, города которой (Флоренция, Венеция, Генуя) являлись в то время крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций. 1) денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.; 2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней; 3) денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов; 4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во–первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во–вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда; Сущность и роль финансов проявляется в их функциях. Финансы призваны выполнять, прежде всего, две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно–технического сотрудничества, внедрению инноваций. Основными звеньями финансовой системы выступают:
2. Госбюджет и его функции Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Совокупность входящих в госбюджет организационных структуробразует бюджетную систему. Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы. · Бюджетная система строится на основе следующих принципов: · полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы; · реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями; · гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем. Как правило, она состоит из двух-трех частей. Бюджетная система унитарных государств (Беларусь, Великобритания, Франция) включает две части: Ø государственный Ø местные бюджеты. Республиканский бюджет и местные бюджеты Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджетов иных уровней государственной власти. Из республиканского (государственного бюджета)(бюджета центрального правительства) финансируются оборона, управление народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ. Местные бюджетывключают бюджеты трех уровней: первичного (сельские, поселковые, городские и городов райнного подчинения), базового (районные, городские и городов областного подчинения) и областного (областные и бюджеты Минска). Из местных бюджетов финансируются развитие коммунального хозяйства, строительство определениях объектов инфраструктуры, здравоохранение, образование (частично) и др. В бюджете находит отражение структура расходов и доходов государства. Рассмотрим удельный вес отдельных статей в государственном бюджете, который примерно одинаков у стран с рыночной экономикой. Расходы — затраты по следующим направлениям: Ø социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей) — 40—50 %; Ø хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ) — 10—20%; Ø вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам — 10—20 %; Ø администрирование и управление (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.) — 5—10 %; Ø обслуживание и выплата платежей по государственному долгу — до 7—8 % Доходы,источниками формирования которых являются: Ø налоги (в том числе, НДС, акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) — 75—85 %; Ø неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли) — 5—8 %; Ø взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный и страхования от безработицы — 10—12 %. 3. Налогообложение: сущность, принципы Ø Налоги выполняют следующие функции: Ø распределительную – собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ; Ø регулирующую –снижая или повышая налоги, стимулируют или сдерживают развитие определенных сфер экономики; Ø Налоги выполняют следующие функции: Ø стимулирующую –снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций; Ø ограничительную –сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему. Принципы построения налоговой системы: 1. всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы; 2. стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени; 3. равнонапряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли; 4. обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога; 5. справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные Основные элементы налога:
• ставка налога –величина налога на единицу обложения объекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). • В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. • Прямые налоги –это платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц. • Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. По уровню налогообложения налоги делятся на общегосударственные и местные К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль). С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические (целевые) предназначены для использования их в строго определенных целях (отчисления в пенсионный фонд и пр.). По способам определения размера налога: пропорциональные, прогрессивные. Налоговое бремя — В странах с социально- ориентированной рыночной экономикой этот показатель достигает 40—45 % . Между величиной налоговой ставки (R) и суммой поступлений в бюджет (Y) существует определенная зависимость. Что выражает кривая Лаффера. В данной ситуации плательщик либо прекращает свою деятельность, либо уводит ее «в тень». В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 30 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они классифицируются на семь укрупненных групп: 1. подоходный налог, налог на прибыль и на доходы от прироста капитала; 2. отчисления в фонды социального страхования, включающие все обязательные платежи, проценты, уплачиваемые застрахованными лицами или их работодателями государственным учреждениям, которые осуществляют выплаты пособий по социальному обеспечению; 3. налоги на фонд заработной платы; 4. налоги на недвижимое имущество; 5. внутренние налоги на товары и услуги, включая акцизы, налоги и пошлины на производство, добычу, продажу, перевозку товаров и оказание услуг или занятие определенным видом деятельности; 6. налоги на внешнеэкономическую деятельность; 7. прочие налоги. 4. Фискальная политика государства Ее основными задачами являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику. Под дискреционной (активной) политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым — изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации. Инструментом дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Автоматическая фискальная политика 1. Изменения налоговых поступлений 2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты Достоинство и недостаток недискреционной фискальной политики Недостатокавтоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика. 5. Бюджетный дефицит, его причины и виды Бюджетный профицит— сумма, на которую доходы бюджета превышают его расходы. Структурный дефицит наблюдается при естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться выше структурного, например, на фоне спада производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, то разница между ними называется циклическим излишком. Способы финансирования бюджетного дефицита: Способы финансирования бюджетного дефицита: Монетизация — увеличение количества денег в обращении, в том числе, за счет банковского финансирования. К ней прибегают в исключительных случаях, поскольку это чисто инфляционный способ. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег либо проявляться в виде расширения кредитов центрального банка или в форме отсроченных платежей; Способы финансирования бюджетного дефицита: При внутреннемдолговом финансировании государство продает ценные бумаги субъектам хозяйствования и населению страны, выплачивая процент. Полученные от продажи новых государственных ценных бумаг деньги используются для погашения старых, срок обращения которых истек (происходит рефинансирование). Способ имеет недостатки: если государственные ценные бумаги продаются центральному банку, это может привести к расширению предложения денег и инфляции; если к покупке государственных ценных бумаг прямо или косвенно принуждаются различные финансово-кредитные институты, это сдерживает их деловую активность. При внешнемдолговом финансировании государственные ценные бумаги продаются правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Это возможно, если государственные ценные бумаги данной страны обещают покупателю больший доход, чем ценные бумаги других государств. На покрытие бюджетного дефицита могут направляться также средства от приватизации государственной собственности. секвестр расходов(секвестр – пропорциональное снижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищённых) в течение оставшегося времени текущего финансового года). В перечень защищенных статей включаются: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные средства; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга; оплата услуг научно-исследовательских организаций.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |