Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие форм стоимости



2015-12-04 2289 Обсуждений (0)
Развитие форм стоимости 4.67 из 5.00 6 оценок




Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит»

Раздел 2. Деньги, денежное обращение и

Денежная система.

Тема 2.1. Сущность, виды и функции денег.

 

 

Составитель: Легашова О.Н. преподаватель Махачкалинского финансово - экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

 

 

Махачкала

План:

1. Происхождение денег, их эволюция.

2. Развитие форм стоимости.

3. Деньги - экономическая и историческая категория.

4. Виды денег.

5.Сущность денег. Функция

6. Понятие цены, виды цен, методы госу­дарственного регулирования цен.

7. Понятие кредитных и электронных денег.

8. Этапы становления мировой валютной системы.

9. Понятие конвертируемости валют. Методы установления валютных курсов.

10. Современные функции денег и их роль в рыночной экономике

 

 

Происхождение денег, их эволюция.

 

С далекой древности деньги известны как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Непосредственными предпосылками появлению денег послужили:

1. переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров;

2. возникновение имущественной независимости хозяйственных субъектов-собственников, производящих товарную продукцию;

3. соблюдение эквивалентности при обмене.

Натуральное хозяйство производило продукт, а не товар, для собственного потребления, а обменивались лишь случайно оставшиеся излишки продукта.

При выделении земледелия, скотоводства, а затем ремесел, т.е. при общественном разделении труда, начал происходить постоянный обмен продуктами труда, т.е. движение товара от одного производителя к другому. Это потребовало соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению товаров, т.е. эквивалентности (скот = зерну = топору = холсту).

Соизмерение разных товаров требует единой общей их основы. Такой единой основой для всех товаров является стоимость – общественные затраты труда на их производство. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного производителя) делает товары, разные по своей полезности, соизмеримыми.

В связи с тем, что затраченный труд на производство отдельного товара разный, товары имеют различную стоимость, следовательно, необходимо количественно измерить общественный труд, или стоимость. Так появилось понятие меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Именно меновая стоимость обеспечивает количественное сравнение товаров (одна овца = одному мешку зерна). В условиях натурального производства продукт удовлетворяет потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имеет значение как потребительная стоимость-способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека.

С возникновением денег:

1. создаются условия для появления, а затем и расширения рынка, поскольку денежный эквивалент позволяет преодолеть узкие рамки обмена товара на товар;

2. единый акт обмена разделяется на две самостоятельные сделки:

А) продажа собственного товара (Т – Д)

Б) покупка нужного товара (Д – Т)

где, Т - это «товар»; Д – это «деньги»

3. деньги приобретают самостоятельное, не связанное с товарным обменом движение, т.е. возникает возможность для предпринимателя их накопления от момента продажи своего товара до момента покупки необходимых производству сырья, материалов и т.д.

В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги):

-на островах Океании и у ряда племён индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины,

-в Новой Зеландии в качестве денег использовались камни с отверстиями в середине,

-во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными,

-на Руси, помимо всего прочего, могли использоваться соляные бруски, позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов

Первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769 г.)[5].

Происхождение слова «деньги» в русском языке

Тамга - Тенга - Денга - Деньга - Деньги

Слово «тамга» переводят на русский язык как «знак», «штемпель».

На его основе возникло название монеты «тенга».

Денгой (по татарски «звенящий») называли всего одну монету вплоть до XIX века.

Происхождение слова «рубль»

Слово «рубль» появилось в XIII веке для названия «коротких, горбатых слитков» гривны. Гривну рубили и отсюда возникло слово «рубль». В то время рубль был счетной единицей, а в 1654 г. (по другим данным в 1704 г.) рубль впервые стал монетой. Первое приравнивание 1 рубля к 100 копейкам произошло в России в 1704 году.

 

 

Развитие форм стоимости

Этап развития производства Форма стоимости
1. Натуральное хозяйство. Избыток продукта возникает периодически 1. Простая форма стоимости обмен ограничен из-за низкого уровня производства; требуется совпадение интересов производителя и покупателя, а также стоимости обмениваемых товаров: один мешок зерна = одной овце.
2. Рост производства. Продукт чаще выступает как товар в обмене 2. Развернутая форма стоимости один товар встречается в обмене со множеством товаров-эквивалентов и выражает в них свою стоимость. Сделка состоится при совпадении интересов одной овце один мешок зерна = одному топору одному аршину холста
3. Производство расширяется Цель производителя – получить за продукт своего труда всеобщий товар, необходимый всем 3. Всеобщая форма стоимости С развитием обмена один товар стал чаще других появляться на рынке. Множество товаров выражает в нем свою стоимость. Всеобщим эквивалентом, стали скот, меха, украшения и др., однако по своим свойствам такой всеобщий эквивалент не соответствовал условиям эквивалентности, и поэтому такие товары не надолго задерживались в этой роли: одна овца один топор = одному мешку зерна один аршин холста  
4.Товарное производство 4. Денежная форма стоимости Один товар, преимущественно металл, становится всеобщим эквивалентом. Процесс конструирования товара в роли всеобщего эквивалента – сложный и длительный (Т - Д). Для превращения денег в товар необходимы следующие условия: 1) общее признание покупателем и продавцом товара - денег, т.е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар; 2) наличие особых физических свойств у товара - денег, пригодных для постоянной обмениваемости; 3) длительное выполнение товаром – деньгами роли всеобщего эквивалента. Денежная форма стоимости характеризуется следующими чертами: 1) один товар монопольно выполняет роль всеобщего эквивалента продолжительное время; 2) натуральная форма денежного товара (металла) срастается с его эквивалентной формой, т.е. потребительная стоимость товара – денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.
5. Монополизация производства На рынке господствует товар. 5. Бумажно–денежная форма обмена Постепенно с переходом от полноценных денег к знакам стоимости и развитием безналичных расчетов деньги утрачивают товарную форму и присущую ей природу – наличие стоимости и потребительной стоимости. Денежные знаки сохраняют лишь меновую стоимость, все больше отличаясь от обычного товара.

 

 

3. Деньги - экономическая и историческая категория.

 

Экономическая категория (товар, кредит и т.п.) выражает общественные отношения между людьми в процессе производства, т.е. одну из сторон производственных отношений. Следовательно, любая экономическая категория взаимосвязана с движением стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и его основной части — национального дохода (НД).

Деньги выступают активным элементом и составной частью всего воспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение — первичное и вторичное, обмен и использование), поэтому они входят в систему производственных отношений.

Функционируя в системе производственных отношений и обеспечивая движение стоимости ВВП и НД, деньги отражают определенную сторону объективной хозяйственной деятельности, т.е. выступают экономической категорией. Они обслуживают весь производственный процесс образования стоимости ВВП и НД через определение цен, выражающих стоимость отдельных товаров и услуг. Цена отражает не индивидуальные затраты отдельных товаропроизводителей, а общественно необходимые затраты на изготовление определенных групп товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики цена товара складывается исходя из необходимой стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют спрос и предложение на рынке, а также конкуренция товаропроизводителей. Рыночная цена вынуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, повышать его эффективность.

Деньги как экономическая категория, возникшая на определенной ступени развития товарных отношений, выступают, поэтому исторической категорией. Как историческая категория деньги на каждом этапе товарного производства наполняются новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства.

Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением товарообмена как его производная. Роль денег сводится к функциям посредника обмена между разными товарами, т.е. исторически деньги – это товар особого рода, товар-посредник обмена, товар – знак стоимости

 

 

Виды денег

Деньги – это особый привилегированный товар играющий роль всеобщего эквивалента.

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заместители действительных денег).

 

Виды денег.

 


Знаки стоимости - заместители действительных денег
Действительные деньги

 

Кредитные деньги (смотри приложение 1)
Медные
Серебряные
Золотые
Металлические монеты
Бумажные деньги
Банкноты
Чеки
Векселя
   
 

 

 


Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) которых соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучные, затем весовые. Внешний вид денег также был разнообразный (в виде проволоки, прямоугольника, треугольника, ромба и, наконец круглая). Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стирались), лицевая сторона которой называлась - аверс, оборотная – реверс и обрез – гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.

Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Лидийском царстве.

 

Переход к знакам стоимости в России начался с 1897 г.

Заместители действительных денег (знаки стоимости) –это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

1) металлические знаки стоимости – изготавливаются из специального сплава металлов.

2) знаки стоимости, изготовленные из бумаги. Бумажные деньги - представители действительных денег, изготовленные из специальной бумаги и выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Впервые бумажные деньги (ассигнации) в России были выпущены Екатериной Второй в 1769 г.

Кредитные деньги – появились в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит).

Кредитные деньги — это форма денег, представляют собой неразменные на золото банкноты центральных банков и на их основе — банковские депозиты. К ним относятся: банкноты, чеки, векселя.

 



2015-12-04 2289 Обсуждений (0)
Развитие форм стоимости 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Развитие форм стоимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)