Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНДОНЕЗИЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ



2015-12-04 699 Обсуждений (0)
ИНДОНЕЗИЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее развиты о.Ява, о. Суматра, Калимантан. Наиболее отсталый Молуккские о-ва. Ост-Индская компания.Её члены имеют право на открытие и освоение новых земель от м.Доброй надежды до Магелланова пролива. 1512 1st европейцы-португальцы. Испанцы попытались обосновались на о.Яве, но неудачно, т.к. отказали султаны. Переходят на Молукки и покупают пряности. Европейцы изменили налоги, собирались не рисом, а теперь пряностями. В 1596 г. вытесняют голландцы решили обосноваться на о.Ява. Ян Кун 1619 г переговоры с султаном гос-ва Бантен о покупке земель – Джокарта. Столкновение с англ – вооруженное. 1619-строит г. Батавия получает пост генерал–губернатора. Строит крепостные сооружения. 2 р в год плавают ноябрь-туда-восточные благоприятные ветра, март-апрель запад холодные ветра. 3 р в год крупные караваны из Европы Рождественский к., Ярмарочный, Пасхальный. Большая часть флота направлена на внутр. торговлю. Япония - в Нагасаки, Китай, Индия, Иран. Кроме губернатора - генеральный директор. Основные соперники-гос-ва крупные султанат Макассар, султанат Аче. С 17 в. голландцы в 1ые попробовали вооруженного захвата Макассар. к. 1667 мир. договор с султаном – признает своё поражение, подчиненное положение к голландцам, контрибуция, все торговцы не голландцы изгонялись, голландские торговцы могли торговать любыми товарами в любом месте не платили налогов и пошлин, разрушались все крепости кроме голландских – Роттердам. Попытка захвата на тер-рии Суматры не сотрудничали с Аче мирная война. Главная цель-Ява. 2 гос-ва наиболее крупные Бантен, Матарам. Бантен тип государства направлен на внеш. мир юг Суматры, запад Явы. + выгодное географ. Положение. Перенаправ торговлю через Зондский пролив, перевел налоги на пряности. Моторам – внутр. тип гос-ва основан на общине, правителем был сунан. 8 районов-управляли ближ. родственники. Координатор– патих, великий визирь. Внеш. Гос-во. Земли и власти из рук сунана платили дань, большой иммунитет, выставляли полки. Временно – наследств переписи. Купечество – презрительно. Бантен и Матаран самостоятельные, но их дробили. До 1646 правил сунан Агунга рассвет Матарана. В мечетях свержение => в ответ казнил всех священников. Остался на престоле, но ненавидим народом => восстание, заговоры. Создал флот. Претенденты его сын в 1677г. заключил договор с Гол. Ост-Индской компанией, обязываясь оказывать воен. помощь в ответ отдавая часть товаров. В 6 р на тер-рии Явы увеличились земли. Земли к югу от Батавии вертикально по о. Яве. Бантен до 1680г. султан Агенг свергнут своим сыном султан Хаджи поднято восстание в подавлении помогли голландцы => заключен договор 1684 султан вассал Гол. Ост-Индской компании все не голландские купцы изгнаны. Дворец под защитой голландцев => начинаются династийные войны. 1740г.востание китайцев. В Махараме китайцы перекупали право взимания налогов + занимались торговлей. Голландцы посчитали что китайцы мешают торговле указ о том что китайцы, не имевшие постоянного занятия высылались с о. Явы на Цейлон, в Африку, по дороге их топили в море. Несколько боёв + сунан (испугался и перешёл на сторону голландцев). в наказание договор за сунаном 1/3 явы. Махарам- собственность голландцев. Мохарам разделен на 3 независимые султоната. 2 формы взымания налогов : леференции-вид договоров которые голландцы заключали с султанами устанавливающие цены-заниженные; преференции. В XVIII в. Насаждение культур кофе, сахар тростниковый, хлопок. Получал 5% от стоимости. Северное Сулавеси – территория на которой голландцы поддерживали население само принимало христианство султанат Аче. Упадок с середины XVIII в. жалобы на уменьшение доходов. Нездоровый климат в Батавии. Торговля сокращалась, акционерам выплачивали % чтобы скрыть в бумагах положение дел. Выплачивали 18% годовых из займов гос провительства. Умер казначей в Батавии-раскрылись долги. Платили взятки законно выплачивали % за взятки – внерабочие доходы. Позиции начали занимать англичане. 1780-1784 англо-галанд война за малоаз. Архипелаг. Гол проиграли-договор. На тер-рии Батавии бумажные деньги. 8 Англ торговали на тер-рии Индонезии. в 1786- 1ый америк торговый корабль повыс займы у правительства. гол начало кризиса 1724 дефицит – увелич займы долг ростет. 1795 гол в сферу влияния Франции. Акционеры признавали свой крах. И приняли решение с 31 декабря 1799 нидерландская ост-индская компания прекратил существование. 134 млн долг перевод на правительство Нидерландов.

 

27. ЕГИПЕТ ПРИ АЙЮБИДАХ.

Саладин, став в 1171 правителем Египта, формально подчинялся эмиру Сирии Нур-ад-дину. После смерти последнего в 1174 присоединил его сирийские владения. Заветной мечтой Саладина было уничтожение государств крестоносцев на территории Леванта.

Саладин покрыл себя славой уже в ходе египетской кампании, однако наибольшую известность ему принесли сражения с крестоносцами в Палестине в последующие два десятилетия: венцом его достижений стало освобождение Иерусалима в 1187 году. В Египте он почти не бывал, но это не помешало ему одарить Каир величайшим из оборонительных сооружений города — Цитаделью.

Строительство Цитадели началось в 1176 году, причем использовался труд пленников-христиан. Толщина стен составила десять футов, это было усовершенствование технологии, опыт, вынесенный из сражений в Палестине с крестоносцами. Чтобы снабдить Цитадель пресной водой, выкопали колодец глубиной более 300 футов; вода подавалась благодаря колесу, которое вращали. Цитадель соединили стенами с другими каирскими укреплениями, и впервые за свою историю город достиг Нила. Саладин построил и новые ворота — там, где сейчас вокзал «Рамсес». (То обстоятельство, что сегодня от станции до реки полторы мили, показывает, как сильно менялось нильское русло на протяжении столетий). За Цитаделью стали возводить и другие укрепления.

Кроме обороны Каира, Саладин внес свою лепту в организацию религиозной жизни и управление городом. При Фатимидах среди египтян начал распространяться шиизм, но Саладин вернул Египет к суннизму и основал несколько религиозных школ (медресе).

Кроме того, при Саладине в Египте утвердился суфизм — мистическое направление ислама, приверженцы которого через молитву и медитацию стремятся к «персональному диалогу» с Аллахом. Саладин построил первый городской ханках — суфийский приют (монастырь), убежище от мира для суфийских мистиков.

Структура власти в династии Айюбидов следовала турецкой модели, которая опиралась на свободные союзы между членами правящего семейства и главами местных племен — в случае Лйюбидов как курдских, так и турецких.

Это означало, что правитель не имел абсолютной власти, ему приходилось опираться на согласованное мнение и постоянно заботиться о том, чтобы его многочисленные союзники были довольны. В результате политическая система была нестабильной.

Хотя сам Саладин в Египте почти не бывал, династия Айюбидов, которой он дал свое имя, продержалась у власти в Каире восемьдесят лет. Саладин и его преемники отказались от титула халифа и стали называть себя султанами, тем самым давая понять, что их правление — светское. Аль-Адил, второй султан династии Айюбидов, сохранил империю, доставшуюся ему по наследству от Саладина, и дополнительно укрепил каирскую Цитадель: при нем появились две сторожевые башни на восточной стороне, над торговым путем Шариа Салах Салем. Правда, аль-Адил, подобно Саладину, редко бывал в Египте, и первым из султанов в Цитадель перебрался только аль-Камил, племянник Саладина, правивший с 1218 по 1238 год. Он построил в Цитадели дворец и конюшни, от которых, к сожалению, не сохранилось и следа. Тем не менее аль-Камила считают основоположником восьмисотлетней традиции: после него все султаны жили именно в Цитадели — вплоть до середины XIX века (а военное значение крепость сохраняла до 1983 года).

Аль-Камил также заложил один из крупнейших некрополей средневекового Каира. Имам аль-Шафии, потомок дяди Пророка, скончавшийся в 820 году, считается одним из основателей четырех ритуалов суннизма. Мавзолей, который аль-Камил возвел над его могилой, по сей день пользуется уважением и почитанием.

Последний представитель династии Айюбидов Муаззам Туран-шах был свергнут командирами гвардии мамлюков – белых рабов, находившихся на привилегированном положении, которые установили в стране режим, известный под названием мамлюкского султаната. В целом и при Фатимидах, и при Айюбидах в Египте развивались промышленность и торговля, ученые пользовались поддержкой со стороны государства, открывались школы, строились новые мечети и дворцы. Большое внимание уделялось совершенствованию ирригационной системы, включая строительство дамб и каналов.

 

МАМЛЮКСКИЙ ЕГИПЕТ.

Султанат(1250 по 1517) Египет управлялся потомками гвардейцев последних султанов династии Айюбидов – мамлюками. К середине XIII в. мамлюки -большинство египетской армии. 1249 Крестовый поход в Египет. В это время умер султан, и ему наследовал его сын Туран-шах. Но до прибытия султана на фронт, мамлюки-бахриты разгромили крестоносцев в битве при Мансуре и захватили Людовика в плен (1250). Туран-шах стал наделять полномочиями людей из своего окружения, особенно из личной гвардии му`аззия, ущемляя тем самым интересы бахритов. 2 мая 1250 года, спустя четыре недели после пленения Людовика IX, группа бахритов убила Туран-шаха II, они образовали две династии: Бахри(тюркскую) (1250-1390), и Бурджи(черкесскую) (390-1517). Далее 10 лет борьбы султана Кутуза и бахритов. Объединение против монголов и победа над ними в 1260г. Далее предводитель бахритов Бейбарс убил Кутуза и стал Султаном. В 1377 году в Сирии вспыхнуло восстание, распространившееся на Египет, власть перешла к Баркуку. В 1382 году последний бахритский султан Хаджжи II был свергнут с престола и султаном стал Баркук, положив конец Бахритской династии. Баркук был свергнут в 1389 году, но снова занял Каир в 1390 году. Он стал основателем династии Бурджитов.

В результате португальско-египетских войн(1505-1517) португальцы блокировали выход из Красного моря и монополизировали торговлю.

Война с Османами началась в 1515 г. Мамлюкская кавалерия не могла противостоять османской артиллерии и янычарам. 24 августа 1515 года в битве при Мардж Дабике Султан аль-Гаури был убит. Сирия вошла в состав Османской империи. Турок повсюду приветствовали как избавителей от мамлюков. Османский султан Селим I 20 января 1517г. захватил Каир, центром власти стал Стамбул. Хотя и не в той же форме, как в султанате, Османская империя сохранила мамлюков, как правящий класс в Египте, и династии Бурджи удалось восстановить бо́льшую часть своего влияния, но Египет остался в вассальной зависимости от Османской империи.

 

((((Во время правления мамалюков Структура постоянной египетской армии, возросла вдвое, появились эмиры 5, 10, 40 и 100 мамлюков; на содержание им предназначалось 2/3 доходов с икта их эмира. Все земли, облагавшиеся хараджем, делились на 24 доли (карат). Продажа и передача икта по наследству запрещена. С XIV в. превращение икта в объект купли-продажи. Купленные икта - земельную собственность типа мульк. Общая площадь икта к концу правления уменьшилось 2 р. Основная масса крестьян, эксплуатировалась путем изъятия хараджа, натурального или денежного. Большая часть его доставалась держателям икта. Немусульмане платили еще и подушную подать. Крестьяне несли повинности по возведению и сохранению в исправности ирригационных сооружений. Рост столицы - Каира. Ремесленники работали в мастерских султана, религиозных учреждениям и военных (халка); и сами на себя. Султаны определяли вид продукции, принуждали к строительным работам. Имелись объединения ремесленников со старостами (ариф). Осуществлял контроль над городским ремеслом и торговлей- мухтасиб. Из Египта вывозили сахар, зерно, шелковые ткани; хлопок-сырец, вино, поташ. Ввозили шерсть, слоновую кость, черных рабов, шелк, мускус, фарфор перец. Португальцы конце XV в. блокировали выход из Красного моря и монополизировали торговлю пряностями. Масштабы международных торговых операций через территорию Египта стали сокращаться. К 1510 мамлюкские султаны потеряли контроль над своей державой, и в 1517 Египет попал под власть турецкого султана Селима I Явуза, который включил в состав Османской империи Сирию, Аравийский п-ов и бóльшую часть Северной Африки.

 

Надельная система

Об основных чертах северовэйской надельной системы можно судить по аграрным законам того времени. Земля считалась собственностью государства, т. е. всего класса феодалов в целом, и находилась в распоряжении правительства. Правитель государства рассматривался как верховный носитель этой государственной собственности на землю.

Земля предоставлялась населению в порядке государственных наделов, которые были трёх видов: пахотные, промысловые и усадебные. Первые предназначались для посева зерновых культур, главным образом проса; вторые состояли из участков, предназначенных для разведения промысловых культур, прежде всего тутовника и конопли. На усадебных наделах находились жилые и хозяйственные постройки.

Пахотные наделы были подушными, т. е. отводились по числу душ трудоспособного населения. Размер промысловых и усадебных наделов определялся также по числу душ, но эти наделы отводились на двор в целом. В связи с этим пахотный надел подлежал возвращению в казну в случав смерти трудоспособного держателя земли или по достижении им преклонного возраста, промысловые же и усадебные наделы отходили в казну только в случае исчезновения всех трудоспособных членов двора. Полный надел получали только мужчины; женщинам наделы предоставлялись в половинном размере.

Если хозяин двора имел рабов, ему предоставлялись наделы и на рабов, но тоже в половинном размере по сравнению с наделом свободных мужчин. Владельцам рабочего скота дополнительные участки давались в зависимости от числа голов скота.

Держатели наделов должны были платить земельный и промысловый налоги. И тот и другой вносился натурой: земельный налог, т. е. налог с пахотных участков, — зерном; промысловый налог, т. е. налог с промысловых участков, — готовыми тканями и сырьём. Налоги исчислялись не с площади и не с продукции, а с души. Кроме двух этих видов налога, на держателей наделов была возложена трудовая повинность. К повийностям относилось и отбывание воинской службы.

Надельная система вызвала к жизни и соответствующую административную организацию. Каждые пять соседних дворов — пятидворье — составляли низшее звено в системе организации сельского населения. Средним звеном являлось объединение из пяти таких первичных звеньев; оно охватывало, следовательно, 25 дворов. Высшее звено составляло объединение из пяти средних звеньев, оно охватывало 125 дворов. Во главе каждой из этих административных единиц стоял старшина — из числа членов данного объединения. На его обязанности лежало не только общее управление делами своего объединения, но и раздача наделов, когда это требовалось, а также отобрание наделов в казну в случае смерти держателя или при совершении им преступления и т. п., сбор налогов, привлечение населения к отбыванию трудовой повинности и, наконец, наблюдение за выполнением держателями наделов их обязанностей по обработке предоставленных им участков. Об этих обязанностях красноречиво говорят слова закона о надельном землепользовании, изданного в 485 г.: «Не разрешается уклоняться от работы и предаваться безделью. Там, где земли достаточно, переходить без достаточных оснований в другое место не разрешается». Это означало законодательное закрепление держателей наделов за обрабатываемой ими при помощи своих орудий землёй, объявленной собственностью государства.

Однако наряду с государственной феодальной собственностью, как уже отмечалось, существовала и другая форма феодальной собственности на землю — владения отдельных феодалов. Такие владения также считались наделами. Это означало, что земельная собственность отдельных феодалов была условной, ограниченной общими рамками государственной собственности на землю, являвшейся основной и господствующей. Из законодательства, относящегося к надельной системе, видно, что степень такой условности владения была различной. Наиболее ограниченной являлась собственность на землю, выраженная в форме «должностного надела».

Надельная система была связана с определённой организацией управления. Государство распределяло наделы, следило за их обработкой, взимало налоги, отбирало участки в случае уменьшения числа держателей. Для всего этого требовался большой разветвлённый аппарат управления. Служба в этом аппарате давала право на «должностной надел», означала передачу в распоряжение должностных лиц феодального государства участков, обрабатываемых крестьянами. Налоги с таких участков поступали уже не в казну, а в распоряжение данного должностного лица. Условность владения «должностными наделами» состояла в том, что владелец терял такой надел вместе с лишением должности и получал другой надел в связи с изменением места службы. От должности зависел и размер надела. Кроме того, при пользовании «должностным наделом» его владелец не имел права распоряжаться им — отчуждать или передавать его по наследству.

Менее ограниченной была собственность отдельных феодалов в тех случаях, когда они владели землёй на началах «пожалования». Поскольку такой «жалованный надел» предоставлялся в порядке особого акта верховной власти, постольку последняя всегда могла этот надел отнять. Однако право пользования таким наделом передавалось по наследству, и потому владение им являлось более полным.

Совершенно неограниченным было владение землями, находившимися в руках феодальной знати. Представители этой знати носили различные титулы, и их земли назывались «наделами, присвоенными по титулу».

Следует отметить и ещё одну категорию феодальных земель — земельные владения монастырей. Эти владения составлялись из участков, предоставленных монастырям в соответствии с надельной системой, а также из земельных пожалований императоров. Монастырские земли не подлежали государственному обложению, к ним причислялись и участки надельного крестьянства, отдававшегося под покровительство монастырей ради избавления от увеличивавшихся государственных налогов и от поборов со стороны правительственных чиновников.

Таким образом, для надельной системы характерным являлось существование крестьянской общины с наследственным землепользованием крестьянства, фактически прикреплённого к земле, и землевладение отдельных феодалов при господстве государственной феодальной собственности на землю. Экономическим условием существования этой системы было соединение ремесла и земледелия в рамках общины, что обусловливало натуральный характер хозяйства и относительно медленный рост имущественного неравенства в общине.

В то же время надельная система в известной степени способствовала развитию производительных сил. Источники свидетельствуют об улучшении техники обработки земли, усовершенствовании оросительной системы. Получали всё более широкое распространение новые сельскохозяйственные культуры (чай, сахарный тростник, хлопок и т. д.). Одним из проявлений экономического подъёма было возрастание хозяйственной самостоятельности отдельного крестьянского двора.

Как сказано выше, участки отводились не только по числу свободных земледельцев, но и по числу рабов. Этот порядок указывает на то, что рабство в Китае продолжало ещё сохраняться и играло некоторую роль в хозяйстве. Однако число рабов было, по-видимому, невелико. Основным производителем в Китае в это время был обременённый феодальным тяглом крестьянин.

29.Троицарствие империи Цзынь в китае

Ханьская империя являлась одним из крупнейших государств, существовавших на рубеже древнего мира и средневековья. По размерам территории, по количеству населения, по степени централизованности управления, по уровню цивилизации с ней могло быть тогда поставлено рядом только одно государство — Римская империя.

Ханьская империя раскинулась на огромном пространстве от Тихого океана до Средней Азии и от Маньчжурии до Индо-Китая. В её пределах находилась северная часть Корейского полуострова и северо-восточная часть Индо-Китая. По переписи 2 г. до н. э., в стране насчитывалось более 59 млн. человек облагаемого налогом населения. Это был народ древней цивилизации, имевший к III в. н. э. более чем двухтысячелетнюю историю.

Решающую роль в распаде Ханьской империи сыграло мощное народное движение, вошедшее в историю под наименованием восстания «Жёлтых повязок». Возникло это движение в 184 г. в условиях разложения рабовладельческих и развития феодальных отношений — процесса, сопровождавшегося усилением эксплуатации трудящихся и, главное, распространением её на всё большие массы свободных общинников-земледельцев. Поэтому жёлтые повязки — знак принадлежности к восставшим — надели на себя и свободные общинники, и оброчные крестьяне, и рабы, — иначе говоря, все слои угнетённого и эксплуатируемого трудящегося населения.

Правительство и местная знать потопили это восстание в море крови. Но кровавое усмирение не изменило основного результата восстания: оно нанесло решающий удар Ханьской державе, которую подрывала и внутренняя борьба различных клик и групп среди самого господствующего класса. В этом также проявился общий кризис социальной и политической системы империи.

Ханьская империя рухнула, и на ее месте образовались три царства: северное, получившее наименование Вэй, юго-восточное — У, юго-западное — Шу-Хань. Концом империи принято считать 220 г. — когда был низложен последний император ханьского дома, но фактически единство империи исчезло с 192 г., когда три военачальника — Цао Цао, Лю Бэй и Сунь Цюань (Цзянь), будущие правители трёх царств,— поделили между собой территорию страны.

Последствия этих событий для страны, для её населения были огромны. Большое число людей погибло при кровавых расправах с восставшими; много трудящегося населения погибло и во время междоусобных столкновений отдельных групп правящего класса, много жертв унёс голод, бывший следствием не столько стихийных бедствий, сколько этих столкновений; множество земледельческого населения было согнано со своих мест, уходило с земли, спасаясь от насилий.

Необработанных земель стало так много, число земледельцев, оторванных от земли, было столь велико, что Чжун Чжан-тун, один из публицистов конца империи, писал: «В настоящее время у земли нет хозяев, у народа нет постоянного местожительства».

Важнейшим последствием краха Ханьской империи было окончательное утверждение феодализма в Китае

Ханьская империя являлась одним из крупнейших государств, существовавших на рубеже древнего мира и средневековья. По размерам территории, по количеству населения, по степени централизованности управления, по уровню цивилизации с ней могло быть тогда поставлено рядом только одно государство — Римская империя.

Ханьская империя раскинулась на огромном пространстве от Тихого океана до Средней Азии и от Маньчжурии до Индо-Китая. В её пределах находилась северная часть Корейского полуострова и северо-восточная часть Индо-Китая. По переписи 2 г. до н. э., в стране насчитывалось более 59 млн. человек облагаемого налогом населения. Это был народ древней цивилизации, имевший к III в. н. э. более чем двухтысячелетнюю историю.

Решающую роль в распаде Ханьской империи сыграло мощное народное движение, вошедшее в историю под наименованием восстания «Жёлтых повязок». Возникло это движение в 184 г. в условиях разложения рабовладельческих и развития феодальных отношений — процесса, сопровождавшегося усилением эксплуатации трудящихся и, главное, распространением её на всё большие массы свободных общинников-земледельцев. Поэтому жёлтые повязки — знак принадлежности к восставшим — надели на себя и свободные общинники, и оброчные крестьяне, и рабы, — иначе говоря, все слои угнетённого и эксплуатируемого трудящегося населения.

Правительство и местная знать потопили это восстание в море крови. Но кровавое усмирение не изменило основного результата восстания: оно нанесло решающий удар Ханьской державе, которую подрывала и внутренняя борьба различных клик и групп среди самого господствующего класса. В этом также проявился общий кризис социальной и политической системы империи.

Ханьская империя рухнула, и на ее месте образовались три царства: северное, получившее наименование Вэй, юго-восточное — У, юго-западное — Шу-Хань. Концом империи принято считать 220 г. — когда был низложен последний император ханьского дома, но фактически единство империи исчезло с 192 г., когда три военачальника — Цао Цао, Лю Бэй и Сунь Цюань (Цзянь), будущие правители трёх царств,— поделили между собой территорию страны.

Последствия этих событий для страны, для её населения были огромны. Большое число людей погибло при кровавых расправах с восставшими; много трудящегося населения погибло и во время междоусобных столкновений отдельных групп правящего класса, много жертв унёс голод, бывший следствием не столько стихийных бедствий, сколько этих столкновений; множество земледельческого населения было согнано со своих мест, уходило с земли, спасаясь от насилий.

Необработанных земель стало так много, число земледельцев, оторванных от земли, было столь велико, что Чжун Чжан-тун, один из публицистов конца империи, писал: «В настоящее время у земли нет хозяев, у народа нет постоянного местожительства».

Важнейшим последствием краха Ханьской империи было окончательное утверждение феодализма в Китае

30.Империя Сун

 

Сун, империя и династия в Китае (960—1279).

Её основал командир дворцовой гвардии Поздней Чжоу (последней из 5 династий, правивших на севере Китая после падения Тан) Чжао Куанъин. Столица — Кайфын, после 1127 г. — Ханчжоу. Сун вновь объединила Китай, но утратила северные провинции. До конца 11 в. боролась с киданями (кампании 979, 986, 1004 гг. и др.), с 1004 г. была их данником. В 11 в. вела войны с тангутским государством Западное Ся (1032—1227), уступила ему часть провинций Шэньси и Ганьсу, а после войны 1040—44 гг. выплачивала дань.

 

Опорой императорской власти был бюрократический аппарат, это время — золотой век учёного сословия в Китае. Основным каналом отбора чиновников стала 3-ступенчатая система экзаменов. Гражданская администрация контролировала армию (её численность в сер. 11 в. — 4,5 млн. чел.). Армию комплектовали по найму, она не отличалась высокой боеспособностью. В 1069—85 гг. при императоре Шэнь-цзуне по инициативе Ван Аныпи проведены реформы для облегчения положения населения: упорядочена налоговая система; введено государственное кредитование и регулирование торговли, цен и денежного обращения. Содержание реформ со временем было выхолощено.

 

Наиболее крупным восстанием нач. 12 в. было восстание Фан Ла в Северном Чжэцзяне (1120—22), в нём погибло ок. 3 млн. чел. Усилившиеся чжурчжэни в 1127 г. взяли столицу и пленили императора. Сын его Гао-цзун перенёс столицу на Юг (Южная Сун; 1127-1279). По миру 1142 г. Сун выплачивала чжурчжэням дань; граница была установлена по реке Хуайхэ; попытки отвоевать Север (1163—64 и 1206—08 гг.) не принесли успеха. Разгромив тангутов и чжурчжэней, с 1235 г. монголы начали войну с Сун и завоевали её в 1279 г. В Китае они основали династию Юань.

 

 

31. В 226/227 г. Ардешир, сын правителя небольшого городка Хейр в Парсе, из города Сасана короновался как «шахан-шах» (царь царей) Эрана (Ирана). Так возникла держава Сасанидов Ардешир I выступал, как поборник зороастризма. Зороастризм был превращен в государственную религию, более того в империи начались гонения на иноверцев. Повсюду находились зороастрийские храмы, в которых поддерживался неугасимый огонь. Зороастрийские храмы располагали обширными землями и другими материальными ресурсами, и являясь одной из основных экономических и политических сил государства. В эпоху Сасанидов зороастризм превратился в догматическую религию с разработанным ритуалом. Сасаниды в 256 г. взяли Антиохию, огромное количество пленных было увезено из городов и сел Сирии и Малой Азии. В 387 г. Иран заключил с Римом выгодный договор, по которому страны Закавказья были разделены на сферы влияния. Ирану отошли: большая часть Армении («Персармения»), Восточная Грузия (Картелия) и Албания. В 60 – 80 - х. гг. IV в Сасаниды укрепились на востоке современного Афганистана. Сасаниды постоянно отражали вторжения кочевников. Иранские войска завоевали Армению, Верхнюю Месопотамию, Сирию, Палестину с Иерусалимом, Египет с Александрией. При завоевании византийских областей персы захватили огромную добычу и множество пленников. При Сасанидах в Иране создалась богатая литература на среднеперсидском языке. Среднеперсидский язык стал государственным при Сасанидах. Высокого развития достигла архитектура и скульптура.

 

32.Народные движения в Иране .манихейство и маздокизм

Маздакитское движение

На рубеже V—VI вв. Иран потрясло широкое народное движение, идейным вдохновителем которого был Маздак. Источники считают его еретиком-мобедом. В учении Маздака различают две концепции: религиозную и социальную. Как вероучениемаздакизм синкретичен. Он объединил элементы зороастризма, манихейства, философских учений эллинистического мира и христианских сект. Из зороастризма маздакиты заимствовали дуализм. В отличие от манихеев маздакиты наделяли царство света (добра) качествами воли и разума, а царство тьмы (зла) — качествами стихийности и неразумности. Это создавало предпосылку

[116]

для более активного политического действия. Социальная концепция маздакизма сводилась к следующему: существующие в мире неравенство и несправедливость — творение злого начала; царство разума и справедливости можно построить на всеобщем равенстве и уравнительном распределении благ (так как все люди имеют равное право на любое имущество); пролитие крови — грех, если оно не направлено против царства зла. Последний тезис оправдывал народные восстания против угнетателей и эксплуататоров.

Почва для массового народного движения была подготовлена интенсивностью процесса феодализации и хозяйственными трудностями. Во второй половине V в. значительная часть свободных общинников уже превратилась в зависимых. Их выступление под знаменем новой религии в косвенной форме означало стремление к возрождению свободной сельской общины. Наряду с крестьянством, которое составило главную силу, в движении приняли участие и другие социальные низы населения: рабы, ремесленники и др., недовольные сословной дискриминацией. Брожение широких масс особенно усилилось к концу V в. Стихийные бедствия — засуха, недород, налеты саранчи — привели к голоду, послужившему непосредственным поводом к восстанию 491 г. Восставшие потребовали открытия государственных амбаров с зерном, что и было сделано, но предотвратить развитие конфликта правительство не могло. Народ врывался в дома состоятельных людей, грабил их имущество, уводил многочисленных жен и наложниц из богатых гаремов. Лозунг общности жен, выдвинутый маздакитами, означал стихийный протест против сословных перегородок. Действия маздакитов нанесли тяжелый имущественный и моральный ущерб знатным родам и зороастрийскому духовенству.

В развитии движения можно отметить два этапа: до 496 г., когда оно поощрялось шахом, и с 499 по 529 г., когда шах отказался поддерживать маздакитов. Вступив на престол в 488 г., Кавад сделал Маздака своим советником. С помощью маздакитов он рассчитывал ослабить знать и обуздать жречество, вмешательство которых в государственные дела зашло слишком далеко. Однако противники в 496 г. взяли верх, и Каваду пришлось бежать к царю эфталитов Ахшунвару.. Породнившись с ним, шах вернулся в Иран с иноземным войском и в 499 г. вновь овладел троном. Кроме эфталитов его поддержала часть знати и царский род. Самых опасных противников он казнил, с Другими смог договориться. Успехи в военных действиях (война с Византией 502—506 гг., поход в Армению) способствовали обогащению войска, пополнению казны, укреплению авторитета Кавада. Теперь он уже не нуждался в поддержке маздакитов; в новых условиях политика шаханшаха была направлена на их ослабление. Окончательную расправу с ними произвел с одобрения Кавада его сын Хосров в 529 г. Многие последователи Маздака были казнены, другие бежали на окраины страны и за ее пределы.



2015-12-04 699 Обсуждений (0)
ИНДОНЕЗИЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНДОНЕЗИЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)