Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие права, признаки, принципы, функции и социальная ценность права



2015-12-04 861 Обсуждений (0)
Понятие права, признаки, принципы, функции и социальная ценность права 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос 1.

 

Право — один из видов регуляторов общественных отношений

 

Право воздействует на волю, на сознание людей и понуждает к определенным действиям и поведению.

 

Признаки права:

1. Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
2. Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);
3. Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
4. Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
5. Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
6. Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Принципы права:

1. верховенство права
2. законность
3. равенство всех перед законом (равноправие)
4. взаимная ответственность личности и государства
5. ответственность при наличии вины

Функции права:

а) экономическая — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическая — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативная — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

д) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

е) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

ж) воспитательная функция — право отражает определенную идеологию, воздействует на людей;

 

 

Социальная ценность права выражается в следующем:

1. С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

2. Благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

3. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

4. Право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.

5. На правовой основе формируются институты гражданского общества. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Вопрос 2.
Причины появления государственности и теории происхождения государства.

Причины появления государства:

 

1. демографический взрыв

2. экологическая катастрофа, изменение климата

3. интеллектуальный фактор

4. появление огня, земледелия, скотоводства

5. этнический фактор

6. антропологический фактор, общие правила поведения

 

Теории происхождения государства:

 

1. теологическая (религиозная) - первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

 

2. теория насилия (Каутский) - появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

 

3. патриархальная (Пилмерг, Михайловский) - сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

 

4. теория общественного договора (Жан Жак Руссо, Радищев) - форма самоограничения во имя общества.

 

5. классовая - государство возникает на развалинах родового слоя, уходят племена и появляются классы.

 

6. ирригационная

 

7. органическая (Спенсер) - государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.

 

Вопрос 3.
Источники и признаки источников права. Нормативный правовой акт: понятие и виды.

 

Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

 

Источники права:

 

1. правовой обычай

2. правовой прецедент (судебный или административный)

3. законы и подзаконные акты

4. нормативно-правовой акт

 

Нормативно-правовой акт - это акт, который содержит правовые нормы.

Признаки нормативных правовых актов:

1. нормативный характер
2. является результатом правотворчества
3. общеобязательность
4. оформление в виде официального документа

Виды нормативных правовых актов:

1. Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. К ним относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

 

Вопрос 4.
Понятие гражданского права как отрасль права: понятие, принципы, система гражданского права. Понятие, виды источников гражданского права. Действие гражданского законодательства.

 

Гражданское право - это система норм, основанная на равенстве сторон, неприкосновенности собственности, свободе договора, невмешательстве в частные дела, осуществлении гражданских прав и восстановление нарушенных прав и их судебная защита.

 

Предмет гражданского права:

1. имущественные отношения

2. личные неимущественные

3. отношения по поводу защиты неотчуждаемых прав и свобод человека

 

Принципы ГП:

1. равенство участников

2. неприкосновенность собственности

3. свобода договора

4. невмешательство в личные дела

5. беспрепятственное осуществление гражданских прав

6. обеспечение восстановления нарушенных прав и судебной защиты

7. соблюдение интересов общества, прав и законных интересов других лиц

 

Система ГП - это внутренняя взаимосвязь взаимодействующих между собой групп правовых норм (субинститутов, институтов, подотраслей), основанных на единстве предмета и метода ГП.

 

Подотрасли гражданского права:

1. право собственности

2. обязательственное право

3. личные неимущественные права

4. наследственное право

5. международное частное право

6. право на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (эмблема)

7. семейное право


Источники ГП:

1. международный договор

2. гражданский кодекс и иные законы, написанные на основе ГК

3. иные подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и органов исполнительной власти)

4. обычаи делового оборота

 

Вопрос 5.
Понятие правовых норм, их структура и виды.

 

Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Норма права - признаваемая и обеспечиваемая государством норма поведения, из которой вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия приняты регулировать данные правила в качестве образца, эталона поведения.

 

Виды норм:

 

1. обычаи

2. религиозные нормы

3. нормы общественных объединений (корпоративные нормы)

4. нормы морали

 

Элементы нормы:

1. диспозиция

2. гипотеза

3. санкция

 

Диспозиция - содержание самого правила поведения.

Гипотеза - перечень условий, при которых начинает действовать норма.

Санкция - поощрительные и карательные меры.

 

Правовые нормы действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Законы РФ вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования.

Публикуются законы по истечении 7 дней со дня их принятия.

Постановления и распоряжения правительства вступают в силу с момента их принятия, если иное не указано в законе.

Акты правительства, затрагивающие права и свободы человека вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования.

 

Вопрос 6.

Гражданско-правовые отношения: содержание, особенности, объекты и субъекты. Виды гражданских правоотношений.

 

Гражданские правоотношения - урегулированная нормами гражданского права, индивидуализированная общественная связь между лицами в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, характеризуемая наличием субъективных гражданских прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

 

Элементы гражданского правоотношения:

1. субъект (народ)

2. объект

3. содержание

Субъектами гражданских правоотношений могут быть:

1. физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства);
2. юридические лица (российские, иностранные, международные), государственные и административно-территориальные (публично-правовые) образования, обладающие гражданской правосубъектностью.

Всякое гражданское правоотношение имеет свой объект, в качестве которого выступает то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников.

 

 

Два направления понятия объекта правоотношения:

монистическое (действие и вещь)

плюралистическое (различные совокупности материальных и нематериальных благ)

 

Классификация.

1. по содержанию правоотношения

- имущественные

- личные неимущественные

- абсолютные (абстрактные и односторонне индивидуализированы)

- относительные (стороны индивидуализированы)

- вещные

- обязательные

- простые (права принадлежат только одному лицу, другому - обязанности; займ)

- сложные (у обеих сторон есть права и обязанности; купля-продажа)

 

2. в зависимости от срока:

- срочные

- бессрочные

 

Корпоративные правоотношения - все зависит от членов акционерного общества.

Правоотношения, содержащие преимущественные права - например, на покупку продаваемой доли.

 

Вопрос 7.
Федеративное устройство России: понятие, признаки России как федеративного государства. Виды субъектов Российской Федерации.

 

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Субъектов федерации в России — 83.

 

Признаки России как федерации:

 

- РФ является суверенным государством, обладает всей полнотой власти на своей территории, имеет единые вооруженные силы для защиты своей территории

- РФ обладает единой правовой системой, основанной на конституции

- РФ имеет единое гражданство

- РФ характеризуется территориальным единством

- РФ имеет единые органы власти (президент, Федеральное Собрание, правительство, федеральные суды)

- РФ имеет единую денежную систему

- РФ имеет единый государственный язык, флаг, герб, гимн, столицу

- РФ обладает исключительным правом на заключение мира и объявление войны

 

Виды субъектов РФ.

 

- 21 республика

- 9 краёв

- 46 областей

- 2 города федерального значения

- 1 автономная область

- 4 автономных округа

 

Вопрос 8.
Гражданско-правовая ответственность: понятие, виды, условия и размер гражданско-правовой ответственности.

 

Гражданско-правовая ответственность - это неблагоприятные последствия для нарушителя, обеспечиваемые государством.

 

Признаки:

1. гос. принуждение

2. отрицательные неблагоприятные последствия для правонарушителя

3. осуждение правонарушителя

 

Функции гражданско-правовой ответственности:

1. компенсаторно-восстановительная

2. предупредительно-восстановительная

3. штрафная

 

Меры:

1. санкции (компенсационные, штрафные, конфискационные)

 

Виды имущественной ответственности:

1. договорная

2. внедоговорная (может устанавливаться только в прямо предусмотренных законом случаях и размерах и на императивно установленных условиях)

3. долевая, солидарная (один член семьи уходит), супсидиарная (дополнительная)

ответственность в порядке регресса

 

Условия гражданско-правовой ответственности:

1. противоправное нарушение лицом возложенных на него обязанностей и субъективных прав других лиц;

2. наличие вреда или убытков;

3. причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями;

4. вина правонарушителя

Размер гражданско-правовой ответственности:

1. возмещение убытков

2. возмещение в натуре

 

Лицо, причинившее вред или убытки, по общему правилу должно возместить их в полном объеме, включая как реальный ущерб, так и неполученные доходы, а в установленных законом случаях - и моральный вред.

 

Правонарушения нередко влекут за собой взыскание с нарушителя не только убытков, но и заранее предусмотренной законом или договором неустойки. При этом ее размер может определяться не только законом, но и соглашением сторон, в том числе превышать установленный законом размер.

 

Неустойка - это денежная сумма, определенная законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Снижение размера ответственности:

1. виновность обоих сторон

2. кредитор увеличил размер убытка

3. имущественное положение должника

 

Основания освобождения от ответственности:

1. непреодолимая сила (прим. землетрясения)

2. случай

3. вина в виде умысла потерпевшей стороны

 

Вопрос 9.
Действие нормативно-правовых актов и их систематизация.

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Правовые границы действия юридических норм устанавливаются либо путем непосредственного указания в законодательном акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права.

 

Действие нормативных правовых актов во времени начинается с момента вступления их в силу. Российское законодательство устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу:

 

1. нормативно-правовой акт вступает в силу со времени его опубликования, если иное не указано в самих актах (указы президента, постановления правительства РФ)

 

2. время вступления в силу нормативно-правового акта определяется по истечении определенного срока после его опубликования (федеральные законы)

 

3. некоторые нормативно-правовые акты вступают в силу с того момента, когда это прямо указано в них самих (Семейный кодекс, Уголовный кодекс)

Пределы действия нормативно-правового акта во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия. Действие законов и других нормативных актов прекращается: по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте; в результате прямого указания об отмене нормативно-правового акта в специальном решении компетентного органа; в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший акт.

Систематизация нормативно-правовых актов:


Систематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

 

Цели систематизации:

1. создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами

2. устранение устаревших и неэффективных норм права

3. разрешение юридических коллизий

4. ликвидация пробелов и обновление законодательства

Виды систематизации:

1. Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

2. Кодификация - переработка норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.)
Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

Вопрос 10.
Понятие и признаки государства.

Государство - особая организация публичной политической власти господствующего класса, располагающая специальным аппаратом принуждения, которая осуществляет руководство этим общества и его интеграцию.

 

Функции государства:

1. внутренние

2. внешние

 

Внутренние функции: политическая, экономическая, социальная, идеологическая

Внешние функции: экономическая, научно-техническая, культурного сотрудничества, оборонительная

 

Функции по формам их осуществления:

 

1. правотворческая

2. правоисполнительная

3. правоохранительная

 

Признаки государства:

 

1. наличие публичной власти

2. суверенитет (внутренний, внешний)

3. территориальное деление

4. аппарат принуждения

5. система налогов

6. наличие права

7. символы государства

 

Вопрос 11.
Основы конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Нормы конституционного строя сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ.

Принципы конституционного строя РФ:

- человек, его права и свободы как высшая ценность;

- народовластие (единственнымисточником власти в России является ее многонациональный народ);

- полнота суверенитета Российской Федерации (верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами);

- равноправие субъектов РФ (конституционно закреплено равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, де-факто – равенства субъекты не достигли);

- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения (в полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане);

- экономическая свобода как условие развития экономической системы (единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности);

- разделение властей (избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей);

- гарантии местного самоуправления (конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, но указывает на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий);

- идеологическое многообразие (никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);

- политический плюрализм (принцип многопартийности);

- приоритет закона (конституционное обязательство всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы);

- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Вопрос 12.
Формы государственного правления и государственного устройства.

Форма государственного управления - это порядок образования и структура высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними.

1. монархия

2. республика

 

Монархия:

ограниченная

неограниченная

дуалистическая (конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия)

 

Признаки монархии:
- существование одного лица во главе государства

- как правило, наследственный порядок преемственности власти

- монарх олицетворяет единство нации, представляет интересы государства на международной арене

 

Республики:

парламентская

смешанная

президентская

 

Признаки республики:
- коллегиальное правление

- принцип разделения властей

- власть исходит от избирателя

- избирание органов власти на определенный срок

 

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Федерация

Конфедерация

Унитарное государство

 

Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

 

Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

 

Конфедерация - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.

 

Вопрос 13.
Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти:
- единство системы (государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов)
- разделение властей
- демократизм

Черты органов государства:

- каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями

- образуется в установленном государством порядке

- уполномочен государством осуществлять задачи и функции

- действует в установленном государством порядке

- является составной частью единой системы органов государственной власти РФ

 

Государственную власть осуществляет президент, федеральное собрание (совет федерации и гос. дума), правительство, суды.

Президент не входит ни в одну из ветвей власти.

Выборы назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней, и не позднее, чем за 90 дней до голосования.

Днем голосование является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах.

Если Совет Федерации не назначит выборы, то они назначаются ЦИКом (3-е, 4-е воскресенье месяца)

Выборы проводятся по единому центральному избирательному округу.

Партии выдвигают кандидатов. (ФЗ 95 от 2001 г.)

Избранным считается кандидат, который получил не менее половины голосов избирателей.

 

Органы законодательной власти:

1. Федеральное собрание

2. Государственное собрание

3. Народное собрание

4. Верховные советы

5. Законодательные собрания республик

6. Думы

7. Законодательные областные собрания

8. Собрания краев

9. Городов федерального значения

10. Автономных областей

11. Автономных округов

 

Федеральное собрание РФ – является парламентом Российской Федерации.

- Следит за исполнением федерального бюджета

- Использует право отказать в доверии правительству

 

Совет Федерации:
Входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации (166 человек)

Формируется федеральным законом. Новый состав был сформирован в 1993 году.

В СФ может избираться лицо не моложе 30 лет.

 

Совет Федерации должен:

 

1. утверждать изменеия границ субъектов

2. утверждать указы президента о введении военного и чрезвычайного положения и использования вооруженных сил

3. назначать выборы

4. отрешать президента от должности

5. назначать судей конституционного, арбитражного, верховного судов и назначать и 6. освобождать ген. Прокурора

 

Совет Федерации назначает и освобождает от должности зам. председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации назначает на должность судей Экономического суда СНГ

Совет Федерации рассматривает предложения президента и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах

 

Совет Федерации и государственная дума образуют счетную палату - постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

 

Задачи счетной палаты:

1. контроль за использованием доходных и расходных статей бюджета

2. использование федеральной собственности

3. проводит финансовые экспертизы проектов федеральных законов

4. контроль за движением средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в Центробанке

5. предоставление информации о вышесказанном совету федерации и государственной думе

 

Функции государственной думы:

1. дача согласия президенту на назначение председателя правительства

2. решает вопрос о доверии правительству

3. назначает и освобождает председателя центробанка

4. председателя счетной палаты

5. уполномоченного по правам человека

 

Органы исполнительной власти.

1. правительство и вся его система

 

Органы исполнительной власти носят как исполнительный, так и распорядительный характер деятельности.

 

По характеру полномочий они подразделяются на:

1. органы общей компетенции (правительство)

2. органы специальной компетенции (министерства, ведомства)

 

Органы специальной компетенции подразделяются на

1. отраслевые

2. органы, осуществляющие межотраслевое направление

 

Полномочия правительства:

1. формирует внутреннюю и внешнюю политику

2. направляет и контролирует деятельность исполнительной власти

 

Правительство в праве:

1. отменять акты федеральных органов исполнительной власти

2. вносить предложения президенту о приостановлении деятельности органов исполнительной власти

 

Органы государственной власти с особым статусом.

 

1. Судебная власть.

2. Правосудие.

 

Признаки правосудия:

1. осуществляется от имени государства

2. осуществляется только специальными органами (судами)

3. только в соответствии с законом в процессуальной форме

 

Судебная система включает в себя федеральные, конституционные и мировые суды.

 

Федеральные: (Система Федеральных Судов общей юрисдикции - первые 5 пунктов, Система Федеральных Арбитражных судов - остальные)

1. Конституционный Суд РФ

2. Верховный Суд РФ

3. Верховные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, областей

4. Районные суды

5. Военные специализированные суды

6. Высший арбитражный суд

7. Федеральные арбитражные суды округов

8. Арбитражные апелляционные суды

9. Арбитражный суд субъекта РФ

 

К судам субъектов РФ относятся:

1. Конституционные уставные суды

2. Мировые суды

 

Вопрос 14.
Политико-правовой режим, понятия и основная классификация.

Политический режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовой режим:
1. Демократический
2. Антидемократический

Демократический:

1. конституционное провозглашение и осуществление прав граждан

2. существование различных партий

3. развитие идеологического плюрализма

4. выборность и сменяемость органов власти

 

Принципы демократического режима:

1. защищенность личности

2. ограничение деятельности государственных должностных лиц рамками закона

3. наличие гражданского общества

4. разделение властей

Антидемократический режим:
1. Авторитаризм
2. Тоталитаризм

Авторитаризм:

1. ликвидация или ограничение прав и свобод

2. запрещение оппозиционных партий, СМИ

3. усиление роли исполнительных органов

4. наличие яркого, сильного лидера, обладающего сильным влиянием на массы

Тоталитаризм:

1. наличие многопартийности

2. сращивание партийного аппарата с государственным аппаратом

3. репрессивные органы

 

Вопрос 15.
Основы правового статуса личности: понятие, элементы, конституционные принципы, виды правового статуса личности.

 

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

 

Виды правового статуса:

  1. общий или конституционный статус человека и гражданина
  2. специальный или родовой статус определенной категории граждан
  3. индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение
  4. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством
  5. отраслевые правовые статусы
  6. статус физического лица

Гражданская правоспособность - иметь права и нести обязанности.

 

Для правоспособности гражданина характерны:

1. имя (ФИО)

2. место жительства (постоянное или то, где преимущественно проживает)

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.

Принципы правового статуса личности:

  1. равноправие
  2. неотчуждаемость прав и свобод
  3. непосредственное действие прав и свобод
  4. гарантированность прав и свобод
  5. признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров
  6. запрещение злоупотребления правами и обязанностями
  7. запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод

Вопрос 16.
Способы принятия наследования.

Наследование — приобретение имущества, оставшегося после смерти иного лица (наследодателя). Имущество, получаемое при наследовании, называют наследственным имуществом, наследственной массой, наследством. Наследство умершего переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

Принятие наследства:

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Способы:
1. Формальный способ
2. Неформальный способ

Формальный – это подача письменного заявления о принятии наследства, которое подается по месту открытия наследства нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельство о праве на наследство.

Неформальный способ принятия наследства (без подачи заявления) выражается в том, что наследникам предоставляется право «фактически» принять наследство, т. е. совершить действия, которые будут свидетельствовать о таком желании наследника (конклюдентные действия).

Наследник принял наследство, если:
1. вступил во владение или в управление наследственным имуществом
2. принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц
3. произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества
4. оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства

Вопрос 17.
Понятие и виды функций государства. Сущность механизма государства
.

Государство - особая организация публичной политической власти господствующего класса, располагающая специальным аппаратом принуждения, которая осуществляет руководство этим общества и его интеграцию.

 

Функции государства:

1. внутренние

2. внешние

 

Внутренние функции: политическая, экономическая, социальная, идеологическая

Внешние функции: экономическая, научно-техническая, культурного сотрудничества, оборонительная

 

Функции по формам их осуществления:

 

1. правотворческая

2. правоисполнительная

3. правоохранительная

Механизм государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции.

 

Элементы механизма государства:

1. государственный аппарат

2. государственные учреждения

3. государственные предприятия

4. государственные служащие

 

Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности.

 

Принципы гос. органов:

а) наделение их полномочиями государственно-властного характера;
б) формирование государственных органов по воле государства;
в) осуществление ими своих функций от имени государства;
г) выполнение строго определенных законом видов и форм деятельности;
д) наличие территориального масштаба деятельности.

 

Вопрос 18.
Предмет, метод, источники административного права. Административно-правовые отношения.

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

 

Методы административного права:
1. Предписание (установление определенного порядка действий)
2. Запрет
3. Дозволение (возможность выбора одного из вариантов должного поведения)

 

Функции административного права:
1. Правоисполнительная (реализация исполнительн<



2015-12-04 861 Обсуждений (0)
Понятие права, признаки, принципы, функции и социальная ценность права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие права, признаки, принципы, функции и социальная ценность права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)