Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика и виды правосознания



2015-12-04 366 Обсуждений (0)
Характеристика и виды правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Право и мораль.

При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.
Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Единство права и морали состоит в следующем:
1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;
2) они преследуют одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
3) наличие одного объекта регулирования — общественных отношений;
4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;
5) они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.
Но наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия:
1) право и мораль различаются по способам их установления.
Правовые нормы устанавливаются, отменяются, дополняются, изменяются государством, а нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей;
2) они различаются по методам их обеспечения. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов;
3) правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, а нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни;
4) право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, совести, чести, долга, т. е. у них разные оценочные критерии и социальные мерки;
5) противоправные действия влекут за собой реакцию государства — юридическую ответственность.
При нарушении моральных норм нарушитель подвергается моральному осуждению, это ответственность не перед государством, а перед обществом, семьей, окружающими людьми;
6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон;
7) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;
8) у права и морали различные исторические судьбы.
Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

характеристика и виды правосознания

Правосознание - это результат отражения истории становления, развития и функционирования права как регулятора общественных отношений. Правосознание проявляется в конкретном поведении граждан, иных лиц, вступающих между собой в конкретные отношения и руководствующихся требованиями действующих норм права, а также собственным правосознанием.

Структура правосознания. Как и все другие формы общественного сознания, право сознание имеет сложную структуру. В юридической литературе распространена классификация видов правосознания по характеру и уровню отражения действительности, а также по субъектам отражения — носителям правового сознания. По способу формирования, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений различают три уровня правосознания:
1. Обыденное правосознание. Этот уровень формируется стихийно на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.
2. Профессиональное правосознание. Это уровень складывается на основе целенаправленного обучения и воспитания в ходе специальной подготовки (например, при обучении юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практически юридической деятельности.
3. Научно-теоретическое правосознание. На этом уровне специализированное, систематизированное, детализированное знание действующего законодательства дополняется пониманием закономерностей его формирования и развития. Данный уровень правосознания присущ научным работникам, занимающимся исследованиями вопросов правового регулирования общественных отношений.

В структуру правосознания входит правовая идеология. Она взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Практическое правосознание как определенная форма обыденного сознания есть массовое сознание.
Правая культура как проявление общественного правового сознания включает в себя три взаимосвязанных компонента:
• В стране действует совершенное законодательство, без пробелов и противоречий;
• Органы государства и должностные лица, а также органы местного самоуправления неукоснительно исполняют и соблюдают действующие законы;
• Граждане, предприятия, организации, учреждения, общественные организации и партии неукоснительно исполняют и соблюдают действующие в стране нормы права и ведут активную борьбу с правонарушителями.

Виды правосознания. В характеристике разных типов и видов правосознания учитываются сам характер типа правовой системы, общества, в котором она действует, факторы, воздействующие на содержание и функционирование правосознания.
В правосознании находят выражение исторические традиции народа, психологические особенности людей, существующие социально-политические, экономические и культурные условия жизни общества. В условиях советской государственности административными и пропагандистскими средствами утверждалось так называемое «социалистическое правосознание». Однако проявления правового нигилизма, достаточно высокий уровень преступности имели место в СССР и до того времени, когда произошел развал союзного государства, его единого правового пространства.
На индивидуальное правосознание оказывают воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в городе или сельской местности, бытовая среда, в том числе и возможное общение с лицами побывавшими за преступление в местах лишения свободы.
По носителям выделяют уровни общественного, группового, индивидуального сознания. Носителем общественного сознания является то или иное общество, то есть общественное сознание тог или иного государства, цивилизации на том или ином этапе развития. Общественное сознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения теории, которые распространены в данном обществе, которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Но общество не существует как некая монолитная целостность Оно всегда социально структурировано: делится на социальные группы классы. Каждой социальной группе, классу в соответствие с их общественным положением присущи свои специфические социальные интересы и ценностные ориентации.
Можно говорить о специфическом (групповом) правосознании рабов и рабовладельцев крестьян и феодалов, наемных рабочих и капиталистов. Внутри каждого из этих крупных социальных образований имеется также своя дифференциация на слои, сословия, социальные группы, в которых формируется специфический характер правосознания. Для каждого отдельного индивида общественное и групповое сознание выступает как объективный факт.
Индивидуальное правосознание является результатом социализации от дельного чело века и усвоения им социально-классового, группового и общественного правосознания. Коллективные формы правосознания образуют фундамент индивидуальному правосознанию.

 



2015-12-04 366 Обсуждений (0)
Характеристика и виды правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика и виды правосознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)