Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ



2015-12-04 405 Обсуждений (0)
ТЕМА: НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие нормативного акта

Виды нормативных актов

Порядок принятия федеральных законов

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов в пространстве по кругу лиц и во времени

Систематизация нормативных актов

Вопрос

Документ- источник информации , имеющий государственное и/или общественное значение. Часть документов составляют юридические документы.

Особенности:

1. Составляются по установленным для каждого вида юридических документов

2. Подтверждают (могут подтверждать) обстоятельства, имеющие юридическое значение

Часть юридических документов - юридические акты.

Особенности юридических актов:

1) Носят официальный характер, т.е. принимаются уполномоченным на то органом в письменной форме с обязательным соблюдением внешних реквизитов ( название, дата принятия, номер, подпись, регистрационный номер…), несоблюдение которых влечет недействительность юридического акта

2) Направлены на регулирование общественных отношений

Виды юридических актов:

1) Нормативные акты

2) Акты толкования норм права

3) Акты применения норм права

Нормативный акт – официальный юридический документ, принятый компетентным уполномоченным на то органом. Акт права творчества, содержащий юридические нормы

Вопрос

По субъектам принятия, издания нормативные акты делятся:

1) Нормативные акты ,принимаемые органами государственной власти (законодательной и исполнительной) называются нормативными правовыми актами

2) Нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления – муниципальные правовые акты

3) Нормативные акты ,принимаемые на предприятии в учреждении и организации принято называть локальными нормативными актами.

Нормативные правовые акты по юридической силе подразделяются на:

· Законы (юр понятие) – нормативно правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование основных наиболее важных общественых отношений

· Подзаконные нормативно-правовые акты

По субъектам принятия нормативно правовые акты разделяются на:

· Нормативно правовые акты, принимаемые федеральными органами власти

· Органами власти субъектов РФ

Нормативно правовые акты РФ:

федеральные законы :

· конституция РФ – федеральный закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории РФ

· федеральные конституционные законы(ФКЗ): «ФКЗ о судебной системе РФ»…

· федеральные законы

1 и2 пункт принимаются по предметам ведениям отнесенным к РФ.

Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты(расположены по юридической силе):

1. акты президента РФ – указы и распоряжения, содержащие правовые нормы

2. нормативно правовые акты правительства - постановление и распоряжение правительства РФ, содержащие правовые нормы.

3. Нормативно правовые акты министерств(центральных органов исполнительной власти)- постановления, приказы , распоряжения… содержащие правовые нормы

Нормативно правовые акты субъектов РФ:

1. Законы субъектов РФ: в республиках основными законами являются конституция республик, а в иных субъектах основные законы- уставы.

2. Подзаконные нормативно правовые акты субъектов РФ: в республиках –акты президентов республик, указы и распоряжения, содержащие правовые нормы, а в иных субъектах – постановления и распоряжения глав субъектов, содержащие правовые нормы - Постановление и распоряжение правительств субъектов администраций субъектов РФ.

3. Постановления ,приказы и распоряжения министерств и соответствующих им органов субъектов РФ, содержащие правовые нормы .

Вопрос

Законодательный процесс в РФ стоит из следующих основных этапов:

1. выдвижение законопроекта (обсуждение)

2. принятие федерального закона за основу.

3. Одобрение ФЗ в совете федерации, подписание и обнародование ФЗ президентом РФ либо его отклонение

ФЗ считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины депутатов государственной думы федерального собрания.

Принятый гос думой федеральный закон направляется в течении 5 дней в совет федерации федерального собрания.

Все федеральные законы подразделяют на законы, подлежащие обязательному рассмотрению (ст 106 конституции РФ) совета федерации и законы, не подлежащие обязательному рассмотрению в совете федерации.

Федеральный закон считается одобренным в совете федерации , если за его одобрение проголосовало большинство членов совета федерации. Если федеральный закон не рассматривался в совете федерации ( закон, не подлежащий обязательному рассмотрению), то по истечении 14 дней он считается одобренным в совете федерации. Ободренный в совете федерации закон в течении 5 дней направляется президенту. Президент обладает правом в течении 14 дн подписать и обнародовать ФЗ или отклонить его. Отклоненный президентом ФЗ направляется в государственную думу.

Вопрос

По общему правилу федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования , т.е. первой публикации (помещение) текста закона в официальном издании.

К официальным изданиям относятся:

· Газета РФ,

· Парламентская газета

· Собрание законодательства РФ

Исключение из общего правила устанавливается в самом федеральном законе или в федеральном законе о порядке введения в действие федерального закона.

Исключения из правил:

1. Указывается, что федеральный закон вступает в силу немедленно после его официального опубликования

2. Указывается календарная дата, с наступлением которой федеральный закон вступает в юридическую силу

3. Указывается календарный период времени, с истечением которого федеральный закон вступает в силу

4. Указывается обстоятельство ( или обстоятельства), с наступлением которого (-ых) федеральный закон вступает в силу

Акты президента и правительства По общему правилу вступает в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования. Исключение из общего правила, как правило, указывается в самых нормативно правовых актах.

К официальным изданиям относятся:

· Российская газета

· Собрание законодательства

· Собрание нормативно-правовых актах, президента и правительства.

Нормативно правовые акты министерств подлежат направлению в министерства юстиции и подлежат опубликованию в газете «российские вести» в течении 10 дней после их регистрации в министерстве юстиции.

Вопрос

Действие нормативных актов в пространстве означает на какой территории страны распространяет свою юридическую силу нормативные акты.

Федеральные нормативно правовые акты как правило действуют на всей территории РФ.

Нормативно правовые акты субъектов РФ действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

При возникновении противоречий между федеральными нормативно-правовыми актами и нормативно правовыми субъектами РФ действуют правила:

· Если нормативно правовые акты приняты по вопросам ведения РФ или по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ , то применяются федеральные нормативно-правовые акты.

· Если нормативно правовые акты приняты по вопросам ведения по субъектам РФ до действуют акты субъектов РФ

· Муниципально правовые акты действуют на территории соответствующих муниципальных образований.

Основной муниципальный правовой акт г. Кургана «устав курганской области».

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает на какой круг субъектов распространяет свое действие нормативный акт .

 

Действие нормативных актов во времени означает с какого момента времени вступивший в силу норм. акт начинает регулировать общественные отношения которое он призвал регулировать.

Действуют следующие правила:

1. немедленное действие нормативного акта нормативный акт начинает регулировать все общественные отношения с момента вступления его в юр. силу.

2. Обратная сила закона – распространение действий нормативного акта применительно к обстоятельствам, которые возникли в прошлом до вступлению юр акта в силу

3. Переживание закона это применение положений содержащихся так или иначе официально отмененным нормативным актом к отношениям которые возникли во время действия официально отмененного нормативного акта и существует при его действии. И применение данных положений к указанным обстоятельствам противоречило бы принципам права и здравому смыслу.

Обратная сила закона в уголовном праве: не применяется во всех случаях ухудшения положения лица, совершившего деяние: преследуемое по вновь принятому закону или увеличению объема юр. ответственности по действовавшему закону.

Обратная сила применяется во всех случаях улучшения положений лиц совершивших преступления если такие улучшения положения вводятся новым уголовным законом. В том числе если новый закон декриминизирует уголовное деяние (деяние которое старым законно признавалось преступлением).

В гражданском праве ст. 244: если в законе нет прямого указания на то что закон распространяет свое действие и на договоры которые были заключены до вступления закона в юр силу то действует положение договора, даже если они противоречат принятому закону.

6 вопрос. Систематизация нормативных актов:

Нормативно-правовые акты создаются различными норма творческими органами государства, они имеют не одинаковую юр силу, не совпадающее временное действие Распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. С течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании, выход из этой ситуации нарушающие эмальные основы правового регулирования общественных отношений состоит в систематизации законодательства.

Целью систематизации нормтаивных актов являются упорядочивание правового материал, расположение его в определенной последовательности по разделам рубрикам, т.е. классифицировать и облегчить поиск норм. актов. Во внутреннем плане она направлена на достижение единства правовых норм, т.е. устранение коллизий и пробелов правил. в ней нуждаются и законодатели правопреминители. Систематизация норм. актов это деятельность направленная на упорядочивание и совершенствование правовых норм.

В реультате систематизации устраняется противоречия между правовыми нормами отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие общественному развитию. Они группируются по определенным системным признакам сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В наст. время используется 4 основных формы систематизации норм. актов:

  • УЧЕТ И КЛАССИФИКАЦИЯ
  • ИНКОРПОРАЦИЯ - представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно правовых актов в определенном порядкебез изменения содержания является более простым и распространенным видом систематизации нормативных актов. Может охватывать не законодательство, а свод по данному предмету тогда она называется генеральная, может относится лишь к его части и тогда частная инкорпорация.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства, это означает:

  1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом, предметном, т.е. достигается их внешняя упорядоченность.
  2. Содержание нормативно-правовых актов включаемые в инкорпорированные сборники или собрания законодательства по существу не изменяется. В них не вкл-ся лишь те нормы, которые отменены в законодательном порядке или признанные утратившими силу. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорации делятся:

  • Официальные ( упорядочивание правовых норм, путем издания компетентными органами сборника, действующих норм. актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официал. характер, хотя они и не являются источниками права, однако, на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права, по своей природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде).

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяет содержание правового регулирования

не официальные инкорпорации, она призвана привести в строгую систему те нормативные акты которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают 2 вида:

1. систематическая инкорпорация – представляет собой упорядочивание действующих нормативно правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям правам, сферам гос-ой деятельности. В таких сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по областям и сферам правового регулирования (финансы, образование, оборона) Пользуясь предметной инкорпорации должностные лица и граждане могут быстро и оперативно найти интересующие их нормы права.

2. хронологическая – это форма систематизации при которой упорядочивание нормативных актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронолог. порядке издаются акты законодат. и исполнит. власти в спец изданиях. Собрание актов президента и правительства РФ. При хронологической корпорации каждый нормативный акт имеет нормативный норм, указывается его наименование год, месяц и день издания а так же номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск нормативно-правового акта.

  • не официальная инкорпорация – это внешняя обработка нормативных актов, которая производится организациями или гражданами без специальных на то полномочий каких либо органов, она не является формой опубликования нормативных актов, практическое значение не официальной инкорпорации – справочно-информационное. Справочники организаций.
  • КОНСОЛИДАЦИЯ – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений в единой сводной, нормативно-правовой акт без изменения содержания предыдущих

Особенность консолидации в том. что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации, он является сводным нормативным актом и это формально сближает его с кодификацией. а тот факт, что он по СУЩЕСТВУ не вносит ничего нового в регулирование общ. отношений роднит его с инкорпорацией. Цель консолидации – устранение множественности нормат. актов и создание в структуре законодат. крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Используется там где отсутствует необходимость или возможность консолидации. В этом случае она выступает как эффективное средство для объединения однородного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

  • КОДИФИКАЦИЯ – это деятельность правотворческих органов о создании нового, сводного систематизированного нормативно-правового акта, которое осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства, и внесение в него новых существенных изменений.

В процессе кодификации проект создаваемого акта включаются действующие нормы не утратившие своего значения и вновь созданные номы которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений. Кодификация законодательства характеризуется след. признаками:

  1. Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы, на основании конституционных или других законных полномочий.
  2. В результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающие номы существенно отличающийся от ранее действующих.
  3. Кодификационный акт является сводным актом так как в нем сводятся во едино нормы находящиеся ранее в различных актах, но регулирующие одну и ту же область общественных отношений
  4. Кодификационный акт является основным среди актов которые действуют в определенной области общественной жизни. Такой акт регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отросли права ( например, семейный кодекс) в нем содержатся общие принципы для всех норм этой отросли права. Нормативно правовые акты созданные по системе кодификации рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни. и способны регулировать более совершенные общественные отношения которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация это наиболее сложная и совершенная система кодификации имеющая правотворческий характер, по средствам нее создается единый юр и логический цельный внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре как правило имеет общую часть в которой закрепляются, отраслевые подотраслевые принципы определяющие характер и содержание отрасли права в целом или подотрасли права.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на 5 основных видов:

  1. Конституция
  2. Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшее положение определенной отрасли права, подотрасли права или сферы гос управления (такая форма кодификации применялась в советском союзе) в настоящее время используется редко.
  3. Кодексы – наиболее распространенный вид кодифицированных актов, действующий в определенной области общественной жизни, требующий правовой упорядоченности. ГК, УК, ТК
  4. Уставы и положения – это кодифицированные акты специального действия, которые издаются не только законодательными но и другими правотворческими органами. ( например, правительством РФ) Наиболее известны: Устав железных дорого, устав автомобильного транспорта, дисциплинарный устав Вооруженных сил)
  5. Правила это кодификационный акт узкой специальной направленности, например, правила торговли продавцов на рынке города Кургана.

 

Это деление строится на различие всего процесса упорядочивания права.

 

 

Тема:

Которые приняны в законодательном порядке или утратевшые силу

Инкорпорацию производит систематизирующий орган, например министерство юстиции, не имеющий полномочий отменять изменяет или устанавливает правовые нормы . он может лишь отразить измнение доаолнний, которые уже сделан право творческий орган. Официальное и неофициальные корпорации. Официальные корпорации – упорядоченность правоых норм путем издания компетентными органами сборниа, действующих нормативно-правовых актах. Издаваемые этими оранами законодательства имеют официальных характер. Хот из этой. Однако на них можно ссфлвиься в процессе права творчества и применения права. Освоение юридической природы акта официальной инкорпорации являются формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие фициальных корпораций выражается уровень правовых акций.если индификация направлено на существенное различие права. Измеение правово регулирования. Не выполняется. Не изменяя содержания правового резулирования она признана привести строгую систему те нормативно правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации

Различвают 2 вида корпораций:

· Хронологическую - форма систематизации при которых упорядоченных нормативно-правовых актов производится по времени их опубликовании в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты закондательной и исполнительной власти в специальных изданиях. Например: собрание. Оказывается год месяц, день издания. Представляет собой упорядоченную нормативно правовых актов по предметному признаку. По отраслям. В систематизированных сборниках нормативный материал распределяется по областям и сферам правовго регулирования.(финансов) пользуется предметами инкорпарации для гражданам может быстро навести интересующегося.

· Предметную (систематическую)

Неофициальные корорации –внешняя обработка номативных актов, которая производится организациями или гражданами. Она не яляется спорного .

Практическое значение неофициальных инкорпораций- справочно информационная. М быть р озличные справочникИ, издаваемые организация

Консолидация – форма систематизации ,при которой происходит обединение. Нескольких нормативно-правоых актов действующих в одной и той же области общественных тоношений ва единый нормативно правовой акт без изменения содержания предыдущих

Особенности консалижационных нормиоосбенность о является нормативных актом и это формально сближент с его кодификацией. А тот факт, что он по существу не вносит ничег нового в регулировании отношений сблиэжает его с икорпорацией .

Цель консолидации- устранение многих нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных однороных актов .в этих случаях кносалидация выступает как эффективое средство для обединения однородного материала . сокращение числа акта и улучшения форм ы правового регулирования.

 



2015-12-04 405 Обсуждений (0)
ТЕМА: НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА: НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)