Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мусульманская прав. Сист



2015-12-04 491 Обсуждений (0)
Мусульманская прав. Сист 0.00 из 5.00 0 оценок




Мусульманское право – шариат (араб. шариа – прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. В этих предписаниях, прежде всего, затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие убеждения и религиозную совесть мусульманина, обязанности верующего по отношению к богу, правительству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищенным (бедным).

Мусульманское право – это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры. Оно является архаичным правом, окончательно сложившимися в Х в и не претерпевшем сколько-нибудь значительных изменений по настоящее время. Истоки мусульманского права связывают с пророком Мухаммедом (571–632 гг. нашей эры), который в своих публичных проповедях изложил систему религиозных и правовых взглядов, полученных им, якобы, непосредственно от Аллаха. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. «Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда».1 В случаи же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

Предмет исламского правоведения включает в себя изучение 2 категорий норм: 1) ибадат – нормы, определяющие отношение верующих с Аллахом (правила культа и исполнения религиозных обязанностей) и 2) муамалят – нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, государством и подданными. Отношения с другими конфессиями и государствами. Эволюция мусульманского права в суннитской среде ознаменовалась рождением 4 школ суннитского законоведения – мазхабов.

Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религий ислама.

К XIII в мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате национальное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву, периода кодификации, оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существующих в рамках того или иного толка, а также создание общих положений, принципов единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

 

Понятие и признаки правоотношений

Правоотношения – это центральная проблема права. Право в реальной жизни – это и есть правоотношения. Правоотношение – это особый вид общественных отношений, участники (субъекты) которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Правовое отношение всегда предполагает юридическую связь, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых является носителем субъективного права, а другой – носителем юридической обязанности. Существуют и многосторонние правоотношения.

Основные признаки правоотношений. Если мы определяем право как меру свободы и находим ее в самих общественных отношениях, а в качестве признаков права рассматриваем прежде всего правовую свободу и формальное равенство субъектов отношений, то в соответствии с этим попытаемся определить основные признаки правоотношений.

1. Правоотношения – есть общественные отношения, т. е. они имеют социальный характер.

2. Тут речь должна идти о характеристике правоотношений как общественных отношений..

3. Правоотношения – это такие отношения, которые осуществляются через субъективные права и субъективные юридические обязанности.

4. Правоотношение – это индивидуализированное общественное отношение.

5. Правоотношение – это волевое отношение. В этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей. В правоотношениях, во-первых, может требоваться воля всех участников (субъектов) отношений.

 

Состав правоотношений

Правоотношение как система имеет сложное строение. Его структура включает: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность.

Субъект правоотношений. В любом правоотношении, прежде всего, есть субъект правоотношений. Это лицо, участвующее в правоотношении, наделенное определенными субъективными правами и юридическими обязанностями. Различают индивидуальные и коллективные субъекты правоотношений. Индивидуальные субъекты правоотношений – это граждане, лица без гражданства (апатриды) и иностранные граждане.

Коллективные субъекты. Коллективными субъектами правоотношений являются предприятия, учреждения и организации, а именно: государственные органы, различные негосударственные организации (арендные, частные, религиозные, общественные, коммерческие, некоммерческие), международные организации и транснациональные корпорации, само государство тоже выступает субъектом правоотношений в гражданско-правовых, международно-правовых и уголовно-правовых отношениях. Организации могут вступать в различные правоотношения при осуществлении своих властных полномочий как участники социально-политической деятельности.

Чтобы стать субъектом правоотношений, надо быть субъектом права.

Но чтобы быть субъектом права, необязательно быть субъектом правоотношений. Например, при завещании лицо является субъектом права, но не является субъектом правоотношений. Субъектом правоотношений оно становится только после того, как открывается завещание. Тогда возникают эти правоотношения.

Юридическая обязанность может существовать и без соответствующего субъективного права и, следовательно, правоотношения никак нельзя выводить из правопритязаний и, наоборот, правопритязание невозможно без корреспондирующей юридической обязанности. Если никто не обязан считаться с нашим субъективным правом, если оно ни для кого не обязательно, то оно не имеет никакого значения. Следовательно, в правовых отношениях основную роль играет юридическая обязанность

 



2015-12-04 491 Обсуждений (0)
Мусульманская прав. Сист 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мусульманская прав. Сист

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)