Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность местного самоуправления



2015-12-04 398 Обсуждений (0)
Понятие и сущность местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Местное самоуправление согласно Европейской хартии о местном самоуправлении – одна из основ любого демократического строя. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 3, 12, 130–133 и др.). Исходя из ее положений Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. устанавливает: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации» (ст. 1)

Местное самоуправление – основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в преде-лах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно (т. е. путем референдума, выборов), через органы государственной власти и через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, форма народовластия.

Признание местного самоуправления предполагает:

Установление децентрализованной системы управления;

Закрепление иных (нежели в условиях централизации концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством;

Самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

Выделение особой сферы местных вопросов, где органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.

Европейская хартия, связывая местное самоуправление с правом его органов на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает в первую очередь на их роль в реализации местного самоуправления, а также на то, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и путем прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

Конституция РФ исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Развивая конституционные положения, ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г. закрепил: «Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (ст. 3).

1. Это право население может реализовать путем создания самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление.

2. Право населения на местное самоуправление предполагает его осуществление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

3. Государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для его осуществления:

 

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность – экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление;

Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления;

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается при наличии согласия населения соответствующих территорий;

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

11. Права граждан на осуществление местного самоуправления

Права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сущность местного самоуправления обусловливает его трех-аспектное конституционное значение. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя, важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.

 

1. Право граждан на осуществление местного самоуправления на территории Городского округа принадлежит его населению.

2. Граждане осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

3. Формами непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения являются:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • правотворческая инициатива граждан;
  • обращение граждан в органы местного самоуправления;
  • опрос граждан;
  • публичные слушания;
  • собрание граждан;
  • конференция граждан (собрание делегатов);
  • территориальное общественное самоуправление;
  • голосование по вопросам изменения границ территории Городского округа, преобразования Городского округа;
  • голосование по отзыву депутата, выборных должностных лиц местного самоуправления и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

12. Принципы местного самоуправления

Принципы представляют собой основополагающие подходы, задающие общие параметры местного самоуправления. Они обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах Российской Федерации.

Принципы местного самоуправления:

  1. местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ;
  2. принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления. Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории.

  1. принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  2. ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;
  3. недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления;
  4. принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

Этот принцип имеет еще одно более широкое толкование. Граждане, проживающие в муниципальном образовании, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления.

14. АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ


1.1 Понятия и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет право муниципальных образований в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов создавать объединения в форме ассоциаций и союзов.
Впервые право на объединение местных властей было уставлено в статье 2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., которая предусматривала возможность объединения городов, поселков, сельских населенных пунктов в ассоциации в целях более эффективного осуществления своих I прав и интересов. Однако порядок регистрации, правовой статус таких ассоциаций и союзов законодательство Российской Федерации не определяло.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в определенной мере восполняет этот пробел в правовом регулировании статуса ассоциаций и союзов муниципальных образований.
Согласно Закону ассоциации и союзы муниципальных образований подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Муниципальные образования объединяются в ассоциации и союзы в лице своих органов местного самоуправления. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Законом ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Таким образом, ассоциации и союзы муниципальных образований не осуществляют непосредственно функций местного самоуправления. Но вместе с тем их деятельность способствует более эффективному осуществлению задач и функций местного самоуправления.
Ассоциации и союзы муниципальных образований тесно взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отстаивая и защищая права местного самоуправления, добиваясь учета интересов муниципальных образований, местного самоуправления при проведении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Представители ассоциаций и союзов муниципальных образований входят в состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Общероссийские ассоциации и союзы муниципальных образований участвуют в формировании состава делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы.
Ассоциации и союзы муниципальных образований участвуют в разработке и реализации государственных программ. Так, Федеральная программа государственной поддёржки местного самоуправления, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г., предусматривает ее исполнение с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы» от 24 мая 1996 г. отмечает большую роль Союза малых городов России в разработке проекта данной Программы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 г. Министерству строительства Российской Федерации поручено решить вопрос о передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы.

Объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях. Они также обобщают и пропагандируют лучший опыт организации и деятельности местного самоуправления, оказывают методическую, организационно-техническую помощь муниципальным образованиям при решении вопросов местного значения, осуществления внешнеэкономической деятельности. Одним из направлений деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований является международное сотрудничество й сфере местного самоуправления (участие в международных реформы» от 24 мая 1996 г. отмечает большую роль Союза малых городов России в разработке проекта данной Программы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 г. Министерству строительства Российской Федерации поручено решить вопрос о передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы.
Объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях. Они также обобщают и пропагандируют лучший опыт организации и деятельности местного самоуправления, оказывают методическую, организационно-техническую помощь муниципальным образованиям при решении вопросов местного значения, осуществления внешнеэкономической деятельности. Одним из направлений деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований является международное сотрудничество и сфере местного самоуправления (участие в международных форумах по проблемам местного самоуправления, взаимодействие с: зарубежными ассоциациями и союзами местных властей и т.д.); форумах по проблемам местного самоуправления, взаимодействие с: зарубежными ассоциациями и союзами местных властей и т.д.).


1.2 Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
В Российской Федерации действуют различные ассоциации и союзы муниципальных образований: общероссийские (например, Союз малых городов России, Союз российских городов, объединяющий крупные города — региональные центры и др.); межрегиональные ассоциации и союзы (например, ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья, ассоциация городов Юга России и др.}; региональные ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, расположенные в границах субъекта Российской Федерации.
Объединения муниципальных образований имеют свои уставы, органы управления (президенты, председатели союзов и ассоциаций, правления, советы и т.п.).
Ассоциации и союзы муниципальных образований следует отличать от таких общественных объединений, как, например, Российское земское движение и других объединений, которые образуются гражданами, а не муниципальными образованиями в лице их органов местного самоуправления.
Следует также учитывать, что возможно образование ассоциаций экономического взаимодействия органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16 сентября 1993 г. утвердило «Временное положение о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».
Согласно этому Положению объединения (ассоциации) экономического взаимодействия образуются органами местного самоуправления для решения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.
Основными задачами и функциями объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия являются координация деятельности органов местного самоуправления в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей; проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения; принятие совместных решений по разработке и реализации местных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, и создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счет использования возможностей учредителей объединений (ассоциаций), а также предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в других целях; подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления; подготовка рекомендаций и осуществление органами местного самоуправления организационных мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также местных соглашений и программ.
Объединения (ассоциации) в соответствии с принятыми на себя задачами предлагают оптимальные варианты учета местных интересов; содействуют центральным органам федеральной исполнительной власти в случае возникновения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях совместно с органами местного самоуправления в реализации мер по стабилизации обстановки; оказывают содействие этническим общностям, находящимся на территории учредителей объединения (ассоциации), в создании культурных центров, обществ, землячеств, других общественных объединений.

Учредителями объединений (ассоциаций) являются органы местного самоуправления. Права объединений (ассоциаций) определяются в пределах полномочий, делегированных им учредителями. Объединения (ассоциации) обладают правами юридического лица. Руководство объединений от имени учредителей правомочно представлять их интересы в государственных и иных органах управления в пределах делегированных полномочий. Вид деятельности, долевое участие и право пользования конечными результатами в рамках объединения (ассоциации) устанавливаются учредительными договорами, в которых также определяются порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы объединения (ассоциации).
Организационные формы управления объединением (ассоциацией) определяются собранием учредителей. Высшим органом управления объединения (ассоциации) является совет, в который входят руководители органов местного самоуправления или их уполномоченные представители. Полномочия совета определяются учредительным договором.
Объединение (ассоциация) имеет право координировать в пределах своей компетенции работы по реализации социально-экономических программ и проектов; создавать в установленном порядке в городах и других населенных пунктах Российской Федерации координационные центры и представительства; привлекать на договорной основе научные учреждения и специалистов, создавать временные творческие и научные коллективы в целях разработки программ и проектов социально-экономического, производственного, культурно-просветительного и иного характера в пределах своей компетенции; получать в установленном порядке от органов государственной власти и управления, государственных научно-исследовательских учреждений и организаций информацию (включая статистические данные), необходимую для выполнения своих функций.

 



2015-12-04 398 Обсуждений (0)
Понятие и сущность местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)