Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.1.Рынки и отрасли



2015-12-04 366 Обсуждений (0)
Тема 2.1.Рынки и отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Сущность и значение отрасли и рынка, критерии выделения рынка

2. Соотношение рынка и отрасли, различия между рынком и отраслью

3. Функции рынка

1.Сущность и значение отрасли и рынка, критерии выделения рынка

Отрасль - группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий), которые характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и специфической функцией в национальном хозяйстве.

Все отрасли экономики объединены в две большие группы: отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары (материальные блага), относятся промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и прочие виды деятельности сферы материального производства. При этом каждая из перечисленных отраслей имеет ещё несколько ступеней деления.

Промышленность - представляет собой вид экономической деятельности, направленной на добычу и переработку природных ресурсов, переработку продуктов сельского и лесного хозяйства. Включает более 15 укрупнённых отраслей, в т. ч.: электроэнергетику; топливную промышленность; чёрную и цветную металлургию; химическую и нефтехимическую промышленность; машиностроение и металлообработку; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность; промышленность строительных материалов; стекольную и фарфорофаянсовую промышленность; лёгкую промышленность; текстильную промышленность и др.

Сельское хозяйство - отрасль, основной функцией которой является воспроизводство растительных продуктов, разведение и выращивание скота, птицы, рыбы, пчёл, производство сырых продуктов животноводства. К этой же отрасли относятся охотничий промысел и рыбоводство. Обслуживание сельского хозяйства (организации, оказывающие услуги по улучшению земель, зоотехническому и ветеринарному обслуживанию и др.) выделено в самостоятельную отрасль в сфере услуг.

 

К отраслям, оказывающим услуги, относятся отрасли государственного управления и обслуживания общественных и личных потребностей населения (жилищно-коммунальное хозяйство, банковская деятельность и пенсионное обеспечение, научная деятельность, народное образование, медицинское обслуживание, искусство и т.д.), а также транспорт, связь, материально-техническое снабжение.

Транспорт - очень разнообразная отрасль, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. Это даёт основание рассматривать транспорт как систему, а весь механизм формирования и развития её - в неразрывном единстве со всей экономикой страны.

Рынок – это совокупность существующих и потенциальных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения с целью купли, продажи и потребления товаров и услуг.

В такие взаимоотношения повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний); в) мировой рынки.

Для успеха в необходимо определить свою возможную долю рынка. Для чего следует составить прогноз сбыта и выстроить стратегию продаж, четко представлять себе нужды и запросы потребителей, знать, на кого в первую очередь рассчитана ваша продукция. Сегментация рынка — первый шаг в этом направлении. Сегментация рынка — важный элемент маркетинга. Этот способ разделения потенциального рынка на части (сегменты), т.е. на четкие группы потребителей, которые будут одинаковым или похожим образом реагировать на различные аспекты реализации продукции (одинаково реагировать на определенную рекламу, искать предлагаемый товар в определенного типа магазинах и т.п.), и называют сегментацией рынка.

При проведении сегментации необходимо учитывать, что в целом смысл сегментации состоит не просто в выделении групп потребителей (тем или иным образом) как таковых, а в поиске целевого сегмента рынка, для которого продукт конкретной компании в данном месте, в данное время и в данных условиях подходит наилучшим образом. Это позволит руководству предприятия или фирмы обратить внимание на конкретные нужды и запросы потребителей, соответствующим образом выстроить свою стратегию маркетинга, производства, продвижения и сбыта продукции на рынке. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависят успех предприятия или фирмы в конкурентной борьбе, степень использования своих сравнительных конкурентных преимуществ. Для этого и осуществляется сегментация рынка, в этом ее главная цель и назначение: оценить каждую часть рынка и учесть условия работы с каждой из групп потребителей, представленных на этой части рынка.

Временные границы рынка характеризуют значимость времени в процессе реализации товара. Чем больше товар утрачивает своё качество с течением времени, и чем больше складские издержки на его хранение, тем более интенсивным будет процесс конкуренции на товарном рынке и наоборот.

Продуктовые границы рынка - это совокупность потребительских свойств товаров-заменителей, образующих единый товарный рынок. Основой для определения границ служит мнение покупателей. При этом одна и та же продукция может обращаться на разных товарных рынках. Например, оптовые и розничные.

Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами. ерритория рынка определяется по принципу признания покупателями равной доступности товаров. При определении географических границ, учитываются следующие факторы:

  • доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительность транспортных расходов значимость дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю (различие рентабельности, стоимостных и потребительских качеств товаров на 5—10%);
  • сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
  • отсутствие на территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
  • - сопоставимость уровня цен на соответствующие товары внутри территории предполагаемого рынка.

2.Соотношение рынка и отрасли, различия между рынком и отраслью

Предприятия, функционирующие в отрасли, выступают субъектами предложения в рамках осуществляемых ими видов экономической деятельности. При этом продукция отраслей формирует предложение отраслевого рынка, а продукция предприятий, входящих в отрасль в рамках осуществляемых видов экономической деятельности, может рассматриваться как предложение на товарном рынке, или рынке услуг.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Если определить отрасль как совокупность предприятий, осуществляющих схожие виды экономической деятельности, то отраслевой рынок можно рассматривать как взаимодействие указанных предприятий с остальными рыночными агентами по поводу продажи своих товаров, с учетом сложившейся конъюнктуры и имеющегося рыночного спроса.

Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и подотрасль на основании производства близких товаров-заменителей.

3.Функции рынка

Функции рыночной экономики — это формы проявления ее сущности, направления воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро- и микроуровнях.

Рынку объективно присущи следующие функции: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая функция — В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство

Контролирующая функция выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Стр. 35-52

 



2015-12-04 366 Обсуждений (0)
Тема 2.1.Рынки и отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.1.Рынки и отрасли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)