Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях



2015-12-04 826 Обсуждений (0)
Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема №1

Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития на среднесрочную перспективу

 

1. Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалте­ров

2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в совре­менных условиях

 

«Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы не­управляем и люди не смогли бы пони­мать друг друга».

Б. де Солозано

 

 

1. Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалте­ров

 

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для реализации интеллектуального потенциала на­ции.

Роль знаний в экономическом развитии стремительно воз­растает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка:

· физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны,

· природный — 20%,

· а человеческий капитал — 64%.

В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т.е. применения знаний на практике.

Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного удовлетво­рения текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствие критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

Развитие бухгалтерского образования заключается в подготов­ке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила фор­мирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, вла­деющих навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и ау­дита бухгалтерской отчетности.

В Российской Федерации 263 вуза (из них 142 государственных) ежегодно выпускают около 30 000 бухгалтеров.

ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров «Разработка международной учебной программы в области бухгалтерского дела и других квалификационных требований», которая в целом учиты­вает все требования стандартов бухгалтерского образования.

Данная учебная программа - лишь одно из направлений уста­новления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев включает следующие компоненты:

· общие знания и навыки;

· профессиональное (техни­ческое) образование;

· квалификационные экзамены;

· необходимый практический опыт;

· непрерывность профессионального образова­ния;

· программа сертификации.

Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уров­не в любой стране мира.

 

Поэтому в области развития бухгалтерской профессии, подго­товки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу предусматривается:

 

1) осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных орга­низаций согласно международным стандартам финансовой отчет­ности, предусматривающий регулярное внесение изменений в со­ответствующие курсы высших и средних специальных учебных за­ведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

 

2) устанавливать квалификационные требования к специали­стам организаций, применяющих международные стандарты фи­нансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудитор­ским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;

 

3) обеспечивать необходимые условия для проведения допол­нительного (послевузовского) профессионального образования и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и ау­дита, связанного с внедрением МСФО;

 

4) проводить аттестацию главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.

 

Для профессионального бухгалтера высшее бухгалтерское об­разование в соответствии с международными стандартами бухгал­терского образования является предквалификационным образова­нием.

 

Поэтому при определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области со­гласно Концепции развития бухгалтерского учета на среднесроч­ную перспективу особое внимание обращено:

§ на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концеп­ций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохра­нения капитала, ценности денег и др.;

§ формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоратив­ного управления;

§ выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика, и т.п.;

§ формирование нового подхода к применению стандартов и новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной поста­новке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации прин­ципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нор­мативными правовыми актами;

§ выработку навыков профессионального суждения при ква­лификации, стоимостном измерении, классификации и оценке стоимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

§ обучение использованию финансовых показателей, сформи­рованных по МСФО, в системе национальных счетов;

§ формирование глубокого понимания норм профессиональ­ной этики.

 

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что вызвало необходимость разработки нового государственного обра­зовательного стандарта для двух ступеней образования - бакалав­ров и магистров, дало дополнительный импульс к модернизации отечественного образования и повышению его качества.

При этом:

ü бакалавриат должен обеспечить подготовку высоко­квалифицированных бухгалтеров,

ü а магистратура - высококомпе­тентных специалистов, не только хорошо выполняющих учетные функции, глубоко знающих как свое дело, так и смежные пробле­мы юриспруденции, микро- и макроэкономики.

С переходом на двухуровневую систему образования перерас­пределяется учебная нагрузка между курсами, изменяется режим работы студентов. Основой обучения останутся лекции и семинар­ские (практические) занятия, но наряду с ними все большее и большее значение будет приобретать самостоятельная работа сту­дента. В связи с этим повышенное внимание будет уделяться интерактивным методам обучения.

Одним из направлений достижения целей реформирования об­разования является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, разделяемых всем профессиональным сообществом.

Профессио­нальная сертификация должна осуществляться путем совмещения подготовки бухгалтеров через традиционную систему высшего и среднего специального образования и в системе дополнительной профессиональной подготовки.

При этом исходя из международ­ных образовательных стандартов подготовка профессиональных бухгалтеров должна включать курсы финансового менеджмента, бихевиоризма, этики бизнес-отношений, профессиональных цен­ностей и этики, международного бизнеса и проблем глобализации и др.

Также необходима координация программ высших учебных заведений (академической) и профессиональной подготовки бух­галтеров в России.

Несмотря на высокий уровень теоретической подготовки студентов в российских вузах, большинство выпускников не обладают достаточной профессиональной практикой, имеют пробелы в знании МСФО, профессионального английского языка и бизнес коммуникаций.

Существует необходимость существенного углуб­ления правовой и финансово-аналитической подготовки выпуск­ников, практической ориентированности отдельных курсов.

Ины­ми словами, подготовка профессиональных бухгалтеров возможна лишь при конструктивном взаимодействии академического и про­фессионального образования.

Поэтому необходима выработка российской (национальной) идеологии и техники формирования образовательного ценза профессионального бухгалтера с исполь­зованием западного опыта.

Внедрение МСФО в России потребовало существенных изменений в системе подготовки бухгалтеров и аудиторов. За последние годы реализован комплекс мер в рассмат­риваемой сфере:

· внесены концептуальные изменения в содержа­ние вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов;

· разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт выс­шего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

· созданы учебно-методические комплексы по дисциплине «Международные стандарты учета и фи­нансовой отчетности».

 

Результаты опроса респондентов показали, что система высшего образования положительно реагирует на внедрение МСФО. На «хорошо» и «отлично» (по пятибалльной систе­ме) эти преобразования не случайно оценили 66% респондентов.

Данный показатель был наиболее высоким в группах бухгалте­ров - 69%, студентов — 73% и преподавателей — 77%.

Существенную роль в подготовке бухгалтеров играет Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1978 г. Это крупнейшая в мире бухгалтерская организация, объединяющая более 2 млн. профессионалов, представляющих 156 организаций из 114 стран мира.

Это - единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования.

В идеологическом плане роль Федерации исключительно весома. Международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международ­ные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC.

Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по международным стандартам бухгалтерского учета.

Основными направлениями работы IFAC в ближайшие годы будут:

ü дальнейшее участие в разработке стандартов учета и аудита;

ü усиление значимости кодекса профессиональной этики;

ü внедре­ние системы международных стандартов подготовки профессио­нальных бухгалтеров.

При этом одним из условий достижения поставленных целей является разработка и реализация единых требований к образова­тельной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообще­ством, а с другой - не противоречили бы соответствующим на­циональным регуляторам стран - членов IFAC.

Поскольку абсо­лютной унификации подготовки бухгалтеров во всех странах дос­тичь невозможно, в стандартах IFAC содержатся наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональ­ному уровням специалиста, и рекомендации по набору знаний, ко­торыми должен владеть профессиональный бухгалтер.

 

Эти требования изложены в семи международных образовательных стандартах:

· IES 1 «Исходные требования к программе профессионально­го бухгалтерского образования»;

· IES 2 «Содержание программ профессионального образова­ния»;

· IES 3 «Профессиональные навыки»;

· IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

· IES 5 «Требования к практической подготовке»;

· IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компе­тентности»;

· IES 7 «Система непрерывного профессионального образо­вания».

 

 

Общая идея стандартов заключается в идентификации опреде­ленного минимума квалификационных требований в трех областях:

ü образовательные и профессиональные знания;

ü практический опыт;

ü система постоянного и непрерывного обновления знаний и навы­ков.

В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессио­нального бухгалтера, но не дается содержание наполнения предме­тов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специали­стами национальных институтов с учетом особенностей националь­ной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов.

Учебная программа подготовки является унифицированной, поскольку распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов.

При этом согласно концепции англо-американской бухгалтерской школы квалификация «бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая, чем квалификация «аудитор».

Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. Что касается России, то под определение профессионально­го бухгалтера, т.е. специалиста, имеющего отношение к междуна­родной практике учета и аудита, подпадают лишь члены ИПБ (института профессиональных бухгалтеров) Рос­сии.

Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе профессиональный бухгалтер) рассматривается как непре­менный и активный участник процесса управления хозяйствую­щим субъектом, особенно в области финансовой политики.

По­этому в программе международных стандартов сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естествен­но, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.

Основная задача Федерации состоит в создании единых правил для бухгалтеров во всем мире. Федерация имеет множество комитетов, таких, как:

ü Комитет по международным стандартам финансовой отчетности IASC, занимающийся разработкой международ­ных стандартов бухучета и аудита,

ü Комитет по этике, определяю­щий обязательные для бухгалтеров этические нормы и нормы корпоративного поведения, и др.

 

Эта Федерация является органи­затором всемирных бухгалтерских конгрессов. Всемирный конгресс бухгалтеров - это самое крупное мероприятие, касающееся бухгалтерского учета. Конгресс проходит каждые четыре года в разных странах мира.

В нем принимают участие ведущие представители бухгалтерской профессии, руководители предприятий, а также специалисты в области финансов. Конгресс предоставляет возможность обсудить проблемы финансов, экономики, бухгалтерского учета с зарубежными коллегами, поделиться опытом и узнать о современных тенденциях в мире финансов.

Международная федерация бухгалтеров выступила инициатором создания Форума развития бухгалтерской профессии, объединяющего различные банки и агентства развития. Кроме того, она предложила разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, которые удовлетворяли бы требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств.

Наряду с международными профессиональными организация­ми значительное место в формировании системы международной системы учета занимают национальные организации. Так, в апре­ле 1997 г. в Российской Федерации создан Институт профессио­нальных бухгалтеров России (ИПБР).

Учредителями некоммерческого партнерства «Институт про­фессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России) являются выс­шие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Мини­стерство финансов РФ.

ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб пред­приятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области учета, эконо­мического анализа и аудита различных учебных заведений, спе­циалистов финансового менеджмента.

В различных регионах России создаются территориальные ин­ституты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых является консолидация усилий всех заинтересованных организа­ций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона.

Уже создано 65 ТИПБ. Все они самостоя­тельные юридические лица, одним из учредителей которых явля­ется ИПБ России.

Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют около 200 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих практически во всех регионах страны. На сего­дняшний день ими подготовлено и аттестовано более 100 тыс. про­фессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являют­ся свыше 80 тыс. человек.

Осознание причастности к общему делу, законам и традици­ям выражается, в частности, в появлении символики, которая раскрывает основные правила существования сообщества.

У международного сообщества бухгалтеров-аудиторов таким символом является герб, включающий изображения в овале:

· солнца (бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятель­ность предприятия),

· весов (символизируют баланс),

· кривой Бернулли (символ того, что учет, однажды возникнув, будет сущест­вовать вечно),

· обрамленных девизом: «Наука, доверие (совесть), независимость».

Автором герба бухгалтеров является француз­ский ученый Жан Батист Дюмарше (1874—1946).

Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях

 

Определение понятия «бухгалтерское дело» в специальной литера­туре сегодня отсутствует, однако, изучая историю развития бухгал­терского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство».

Согласно определению, представленному в Большом бухгал­терском словаре, счетоводство - это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регист­рации хозяйственных операций и хранения учетной докумен­тации.

«Счетоводство», являясь синонимом терминов «бухгалтерия», книговодство», «книговедение», дает право считать ее наукой и техникой бухгалтерского дела одновременно.

Известно, что наука о бухгалтерском учете очень молодая, ей немногим более 100 лет. В основе методологии учета лежит анализ процедур по ис­числению финансовых результатов.

Ученые выделяют четыре тео­рии;

1) правовую (юридическую),

2) психологическую (биховеристическую),

3) информационную,

4) лингвистическую.

Все они дополняют друг друга, каждая преследует определенную цель. Это позволяет каждый объект бухгалтерского учета разбирать с необхо­димой подробностью и полнотой.

Объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономи­ческому признаку на счетах бухгалтерского учета.

 

 

К объектам бухгалтерского дела также можно отнести:

· учетную информацию,

· бухгалтерскую отчетность,

· документацию,

· инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях,

· циклы деятельности организации,

· различные показатели деловой активности.

 

В теории и практике в понятие «бухгалтерский учет» включают:

Ø первичное документирование и документооборот,

Ø совокупность учетных регистров,

Ø систему счетов аналитического и синтетического учета,

Ø проведение инвентаризации

Ø и определение порядка составления внутренней и внешней отчетности.

 

Бухгалтерское дело - это система измерения, обработки и представления информации об определенном хозяйствующем субъекте.

Эта работа представляет собой - целенаправленно организованный процесс получения, обработки и передачи документально обоснованной информации о наличии, движении и использовании средств, потребление части этой информации работниками бухгалтерии для контроля юриди­ческой обоснованности экономических актов, экономичности хо­зяйствования, планирования и прогнозирования результатов про­изводственной и коммерческой деятельности.

Умение организовать и осуществлять учет, использовать его данные — искусство, требующее профессиональных знаний.

Функционально практическим осуществлением бухгалтерско­го учета в большинстве организаций занимается особый экономи­ческий отдел, служба - бухгалтерия - во главе с главным бухгал­тером.

Ее деятельность регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими общими и специальными зако­нами и нормативными актами государства, определяющими нор­мы хозяйственного права, утверждающими необходимость учета, обязательность внешней отчетности, ее состав и общие принципы составления.

Действующее законодательство обязывает учрежде­ния и организации вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непре­рывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

Важными для практической реализации системы бухгалтер­ского учета являются

· единый план счетов,

· методические рекомен­дации и указания по первичному документированию,

· составу затрат,

· оценке активов и пассивов,

· начислению амортизации ос­новных средств,

· расчету налогооблагаемых показателей и т.п., ут­верждаемые финансовыми и статистическими органами, Цен­тральным банком РФ и др.

 

Таким образом, бухгалтерское дело предполагает не только ве­дение бухгалтерского учета на предприятии, но и организацию системы его функционирования в стране и мире.

Общее методологическое и организационное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством Российской Федерации.

Основными требованиями по организации и осуществлению бухгалтерского дела в общегосударственном масштабе являются:

· обязательность ведения бухгалтерского учета для всех орга­низаций, имеющих статус юридического лица;

· обеспечение единообразия в методике учета имущества, обя­зательств и финансовых результатов деятельности, а также хозяй­ственных операций по их формированию и изменению;

· необходимость ведения бухгалтерского учета в валюте Рос­сийской Федерации;

· документальная обоснованность всех хозяйственных опера­ций, отражаемых в бухгалтерском учете;

· необходимость ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бух­галтерского учета;

· непрерывность ведения бухгалтерского дела с момента реги­страции организации в качестве юридического лица до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· своевременная регистрация на счетах и в регистрах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации без каких-либо пропусков и изъятий;

· составление и представление сопоставимой и достоверной Финансовой отчетности.

 

Органы, которым федеральными законами предоставлено пра­во регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь действую­щим законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организа­циями на территории Российской Федерации:

1) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавли­вающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

3) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

 

В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, изложенных в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Необходимость регламентации и регулирования бухгалтерского дела с общегосударственных позиций обусловлена рядом причин, среди которых главными являются обеспечение, защита и гарантия соблюдения интересов собственников хозяйствующего субъекта, его инвесторов, кредиторов и других третьих лиц.

Важны также налоговые соображения и требования единой государственной международной статистики. В большинстве своем это конституционные требования к органам государственной власти, при­званным обеспечить экономический порядок во взаимоотношени­ях хозяйствующих субъектов между собой, с государством и его налоговыми органами, собственниками и наемным персоналом. Частично в этом проявляется экономическая роль государства в регулировании рыночной экономики каждой страны.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей внешних потребителей данных финансовой отчетности. Для целей внутреннего управления используют систему управленческого учета, для налоговых целей - показатели и регистры налогового учета.

Сопоставляя различные аспекты необходимости государствен­ного регулирования бухгалтерского дела, главным из них следует признать защиту прав собственников, кредиторов и инвесторов. Этой же цели служит внешний аудит, основной задачей которого является проверка достоверности финансовой отчетности, позво­ляющий делать объективные выводы о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и прини­мать основанные на этих выводах экономические решения.

Главным содержанием функций и назначением бухгалтерского дела является его служение самому предприятию, а бухгалтера - своему работодателю. С позиций содержания выполняемой учет­ным персоналом работы бухгалтерское дело на предприятии вклю­чает финансовый учет, управленческий учет, налоговый учет и входящий составной частью в каждый из перечисленных видов учета анализ хозяйственной деятельности.

В современном понимании финансовый учет в любой органи­зации представляет собой систему, ориентированную главным об­разом на составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, и контроль показателей, ее формирую­щих. Он отражает состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйствен­ной жизни и деятельности.

Ведение финансового учета обязатель­но для каждой организации. Он регламентируется государством, охватывает все аспекты функционирования предприятия, его ак­тивы и пассивы, финансовые результаты деятельности. Финансо­вый учет ведется в денежном выражении с использованием прин­ципа двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета и завершается составлением единой отчетности с месячной, квартальной и годовой периодизацией.

При любом толковании — это учет факта, того, что было и есть.

Современный бухгалтерский учет согласно концепции его развития на среднесрочную перспек­тиву представляет собой информационную базу, на основе ко­торой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую от­четность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтер­ском учете, используется для составления управленческой, нало­говой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.

Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета устанавливаются с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хо­зяйствующие субъекты имели возможность формировать инфор­мацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО.

Ин­дивидуальная бухгалтерская отчетность (отчетность юридического лица) как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции:

· информационную

· и контрольную.

 

Она предназначена для:

ü выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распреде­ления ее между собственниками;

ü представления в надзорные орга­ны;

ü выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов;

ü формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

ü использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении.

 

Главная задача индивидуальной бухгалтерской отчетности — обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользо­вателям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристи­ки финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.

Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется за­интересованным внешним пользователям для принятия экономи­ческих решений этими пользователями.

Для данной отчетности обязательны ее составление по стан­дартам МСФО, а также аудит и публикация.

В финансовом учете появляются все новые направления разви­тия бухгалтерской мысли, формирующие различные виды учета (креативного, социального, учета человеческих ресурсов, работы с инсайдерами, экологического).

Важнейшей задачей учета стано­вится ориентация на будущее, т.е. внимание бухгалтера должно быть направлено не столько на фиксацию произошедших фактов хозяйственной деятельности и их оценку, сколько на определение возможностей субъекта хозяйствования к дальнейшему развитию, на оценку его будущего финансового состояния.

Такой подход ор­ганически увязывает бухгалтерский учет и отчетность с бизнес- планированием, инвестиционной деятельностью, финансовым планированием и финансовым менеджментом.

Реализация перспективных возможностей развития организа­ции предполагает соответствующий подход к организации бухгал­терского учета, экономического анализа и аудита.

В:

§ бухгалтерском учете - это отражение резервов производственных мощностей и затрат по их обслуживанию,

§ в экономическом анализе - новые подходы к оценке целесообразности затрат и уровня использова­ния ресурсов,

§ в аудите - большее внимание к выражению мнения об устойчивости развития (реализация принципа непрерывности функционирования субъекта хозяйствования).

 

 

Управленческий учет ориентирован на формирование инфор­мации для внутрифирменного, внутризаводского, внутрифабричного управления.

Это учет для всех уровней менеджмента компа­нии, для ее руководителей - от мастера, начальника группы, отде­ла до управляющих высшего звена.

 

Он охватывает, главным образом, измерение и оценку затрат и результатов деятельности по местам формирования и центрам от­ветственности, включая их:

§ прогнозирование, планирование на ос­нове нормативов,

§ учет фактических величин,

§ выявление и анализ отклонений от заданных значений.

 

Управленческий учет органи­зуется и ведется по инициативе руководства компании и всегда принимает во внимание особенности ее функционирования.

Управленческая отчетность предназначена для использования и управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом).

В связи с этим содержание, перио­дичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом.

Вместе с тем она основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчет­ность.

Налоговый учет можно рассматривать как информационную базу для исчисления всех видов налогов. Порядок ведения налогового учета регламентируется государством, а его соблюдение — налоговыми органами.

Налоговая отчетность (налоговые деклара­ции) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами.

Налоговая отчетность составляется на основе информации, формируемой в бухгалтер­иям учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. При этом требуется существенное приближение правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

 

Внутренний аудит производственно-финансовой деятельности как составная часть бухгалтерского дела на предприятии — это система самоконтроля со стороны руководства организации сохранности имущества, рациональности хозяйственных операций и соответствующих трат, проверка соблюдения законов и других нормативных актов, положений учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников.

Вопрос об организации систем внутреннего контроля органически связан с управленческой структурой субъекта хозяйствования, его стратегией и постановкой управленческого и финансового учета, порядком составления внутрипроизводственной (управленческой) отчетности.

Экономический анализ является необходимым элементом и важнейшей составной частью любого участка или сферы бухгалтерского дела.

В зависимости от вида учета и его функций различают финансовый анализ, управленческий анализ, анализ налоговых показателей и анализ, используемый в ходе бухгалтерской ревизии и экспертизы.

Многие ученые считают, что анализ составляет смысл учета, а без анализа не существует учета. Учет, не завершен­ный анализом, теряет смысл и становится бесцельным.

 

Последние годы в финансовом анализе возникли новые тема­тические направления: анализ и управление денежными потока­ми, анализ платежеспособности и ликвидности баланса предпри­ятия, анализ ценных бумаг и т.д. Значительное место в экономиче­ском анализе стал занимать прогнозный анализ: анализ рисков, анализ безубыточности, анализ инвестиционных проектов. Анали­тические расчеты стали выполняться с помощью соответствующе­го программного обеспечения на компьютерах.

Но, несмотря на многие новшества, экономический анализ ос­тался комплексным. При этом больше внимания стало уделяться аналитической интерпретации отчетности. Интерпретация данных основных форм отчетности вызывает необходимость актуализации методов факторного анализа, динамического и стохастического моделирования. Все более востребованными становятся методы имитационного моделирования, позволяющего сопоставить аль­тернативные подходы к решению поставленных задач. Таким об­разом, экономический анализ наполняет бухгалтерский уче<



2015-12-04 826 Обсуждений (0)
Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)