Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маржинальный (предельный) анализ



2015-12-04 720 Обсуждений (0)
Маржинальный (предельный) анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

1. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ...... 3

1.1. Планирование и необходимость планирования............................................................................................. 3

1.2. Сущность планирования, его функции и задачи........................................................................................... 6

1.3. Принципы планирования........................................................................................................................................... 7

2. методологические основы планирования....................................................................................... 9

2.1. Виды планирования (классификация планов)................................................................................................ 9

2.2. Процесс планирования............................................................................................................................................. 13

2.3. Координация планов предприятия и отраслевые особенности планирования............................ 19

2.4. Методы, способы и приемы планирования.................................................................................................... 22

2.4.1. Традиционные методы планирования............................................................................................................... 22

2.4.2. Новые методы обоснования рациональных решений................................................................................... 27

2.5. Нормы, нормативы в планировании и их разработка............................................................................... 30

2.5.1.Сущность, классификация норм и нормативов и их методы разработки............................................. 30

2.5.2. Нормы и нормативы использования средств труда.................................................................................... 33

2.5.3. Нормы и нормативы материальных затрат.................................................................................................. 34

2.5.4. Нормы и нормативы затрат живого труда.................................................................................................. 35

2.5.5. Нормы и нормативы оборотных средств....................................................................................................... 36

3.Индикативное и директивное планирование.................................................................................. 38

3.1.Сущность и содержание индикативного планирования.......................................................................... 38

3.2. Планирование на предприятии в аспекте индикативного планирования...................................... 40

4. Стратегическое планирование.................................................................................................................... 42

5. ПЛАНЫ ПО горизонту планирования (СРОКАМ ИСПОЛНЕНИЯ)................................................. 43

5.1. Программирование и бюджетирование............................................................................................................ 43

5.2. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное (оперативное) планирование............................. 43

6. ПЛАНЫ ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................................................. 47

4.1. Внутрипроизводственное планирование........................................................................................................ 47

7. Тэхнико-экономическое планирование (ПЛАНЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ) 49

7.5.7. Формирование минимально допустимой цены........................................................................................ 50

7.5.8. Планирование издержек производства........................................................................................................... 52

7.5.9. Методы калькуляции............................................................................................................................................. 53

8. Бизнес-планирование............................................................................................................................................ 62

8.1. Содержание и порядок разработки бизнес-плана........................................................................................ 62

8.2. Практика обоснования проектов......................................................................................................................... 64

Список рекомендуемой литературы........................................................................................................... 65


1. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1.1. Планирование и необходимость планирования

Планирование является важнейшей частью предпринима­тельской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: "Планировать или быть планируемым". Смысл высказы­вания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не счи­тает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла: общеэкономический и конкретно-управленческий.

1. Общеэкономический - с точки зрения общей теории предприятия, ее природы. Планирование в этом случае выступает как антипод механизма цен (противоположность рыночному ценообразованию), т.е. механизм, который заменяет цены и рынок.

В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребле­ния товаров. Предприятие как участник рыночной системы также вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, по­скольку не имеет возможности отменить их действие. Предприятием подобно клеткой большого организма не осознается общая роль мира рынка.

Во внутренней среде предприятия, наоборот, механизм цен вытесняется сознательными действиями предпринимателей и менеджеров, то есть она основывается на принятии плановых решений.

Так, например, работник Завода микролитражных автомобилей (к примеру): а) занят производством корпуса, а не двигателя автомобиля; б) окрашивает этот корпус в зеленый, а не в красный цвет: не потому, что такой выбор действий ему подсказала система цен, не в силу личной выгоды, а потому, что та­ково волевое решение руководства завода.

Таким образом, участники внутрифирменной деятельности те­ряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не за­висимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

Планирование как система волевых, сознательно при­нимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности предприятия. Это объясняется следующими высказываниями:

· ограниченные размеры предприятия позволяют контролировать действия, происходящие внутри его, и тем самым сводить к мини­муму неопределенность рыночной среды;

· предприятие, применяя планирование, устраняет те издержки, которые он мог бы иметь, если бы все действия внутри предприятия совершались на основе купли-продажи: издержки, связанные со сбытом продукции; трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, и т.п.).

 

2. Конкретно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента или видов управленческой деятельности, которое заключается в умение предвидеть будущее пред­приятия (цели предприятия, его результаты и ресурсы, необходимые для достижения этих результатов) и использовать это предвидение.

Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.

1. Какова экономическая позиция предприятия на сегодняшний день, каковы итоги и условия ее деятельности?

2. Как и при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели предприятия?

Планирование – второй, после формирования целей предприятия, вид управленческой деятельности и является наиболее значимым. Один из "отцов" современного менеджмента А. Файоль отме­чал: "Управлять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почти действовать".

 

Применение планирования создает следующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации.

• создает предпосылки для повышения образовательной под­готовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходи­мой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• улучшает контроль в организации.

 

Некоторые связывают с планированием достижения высоких величин оборота, прибыли, других финансовых показателей, но опыт показывает, что большой успех и быстрый рост показателей очень часто не связан с планированием (скорее всего это следствие предпринимательского таланта, решительного руководства предприятия).

Исследование, про­веденное английским специалистом по планированию Р. Фин­ном, подтверждает тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением планирования. Он исследовал целый ряд английских фирм: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Результаты исследова­ния приведены в табл. 1.

 

 

Таблица 1.1 – Принципы планирования

Таблица показывает:

Последствия применения планирования Продолжительность опыта планирования в годах Число фирм ( случаев )
<2 2 -5 6 - 10 >10
Крупный успех
Успех
Ограниченный успех
Неудача
Число фирм (случаев)

- успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к применению планирования;

- планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100);

- в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицаетльные эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу, положительные последствия относятся к отрицательным как 60 к 40 случаям.

 

Провалы советской экономики в прошлом обусловлены не принципом плановости и не централизацией управления, а полнейшим застоем некогда неплохо функционировавшей плановой системы, что вызвано догматизмом государственного и политического аппарата, не допускавшего отступлений от застывших доктрин (догматизм – мышление, опирающееся на установленные мнения (догмы), на положения, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития). Для предприятия не имеет значения, какой орган планирует его работу: собственный плановый отдел или отдел министерства. Важными являются лишь критерии, по которым оценивается работа предприятия.

Тезис «Рынок исключает планирование» ничем не обос­новано. В конкурентной борьбе во избежание потери потре­бителей рынок вынуждает производителей и продавцов тщательно пла­нировать свою деятельность. Причем управлением деятельностью предприятия (в том числе и планированием) должны заниматься не собственники имущества, а квалифицированные специалисты – менеджеры..

Эффективность функционирования планирования в развитых странах подтверждается следующим примером. Менеджеры концерна «ФИАТ» используют непрерывное, сквозное планирование деятельности всех связанных с ним подразделений, причем план составляется сроком на 5 лет. При этом менеджеры концерна "Фиат" добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех связанных с ним подразделе­ний, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплекту­ющих частей. Пятилетние планы концерна "Фиат" непосредственно увязывают­ся с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он коррек­тируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов рабо­ты концерна в прошедшем году. Второй год становится первым, а пятый - четвертым. К последнему дополняется еще один плановый год, дополняя «пятилетку». Таким образом, непрерывно корректируя долгосроч­ные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку.

Метод «точно в срок», заключающийся в планировании поставки потребителю сырья, материалов и комплектующих изделий по точно установленному графику прямо на линии обработки зародился и функционирует в Японии – в развитой стране с рыночной экономикой. Работа «с колес», которая в России является работой в аварийном режиме, там считается передовым методом.

Итак, основной путь развития современного производственного менеджмента – использование новаторских методов планирования.

1.2. Сущность планирования, его функции и задачи

 

Планирование – это непрерывный процесс установления или уточнения целей развития предприятия и его структурных подразделений (процесс практического воплощения стратегии предприятия). А также это:

· это процесс выявления ресурсов и установления пропорций между ресурсами и производством, между отдельными участками, цехами, производствами;

· это программирование, основанное на детальных расчетах;

· это разработка плана и его корректировка, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Сущность планирования проявляется в следующих аспектах:

1. Исходная базисная предпосылка планирования – необходимость рентабельного функционирования предприятия, т.е. возможность обеспечить поступление прибыли, достаточной для удовлетворения заинтересованных в результатах работы предприятия группы лиц.

2. Планирование – это деятельность, которая осуществляется сегодня. Поэтому существует вероятность ошибки из-за неопределенности внешней среды. Тем не менее планирование позволяет уменьшить неопределенность будущего и обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.

План – это официальный документ, который представляет собой:

· промежуточные и конечные цели и задачи;

· стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств

· прогноз развития предприятия;

· координационные механизмы;

· приоритеты распределения ресурсов.

Цель планирования – быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей.

Задача планирования – это средство достижения цели планирования. Функция планирования – это преобразование назначения планирования в действие, то есть преобразование его задач в реальность или решение задач. Эти понятия по смыслу на качественном уровне сливаются воедино.

Функции и задачи планирования отражены в вышеуказанных определениях планирования. Следует к ним также добавить:

· координация деятельности структурных подразделений и работников предприятия

· создание объективной базы для эффективного контроля

· мотивация трудовой активности трудящихся

· информационное обеспечение работников предприятия

А самое главная функция и задача планирования – это предостеречь предприятие от становления «объектом планирования», средством достижения целей предприятий-конкурентов.

1.3. Принципы планирования

 

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрица­тельных результатов (разработчики ключевых принципов - А. Файоль, Р. Акофф. и др.).

Таблица 1.2

Принцип Характеристика принципа
Системности (единства) Этот принцип предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Система – совокупность элементов, имеющих строго упорядоченное взаимодействие элементов, как в пространстве, так и во времени и характеризуется единым направлением и поведением, ориентированным на общие цели. Все составляемые планы являются элементами единого комплексного плана развития предприятия.
Участия Означает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Такое планирование есть партисипативное планирование. Тесно связано с принципом единства. Преимущества: 1. Облегчается процесс обмена внутрифирменной информацией, так как каждый участник получает более глубокое понимание предприятия и его целей. 2. Планы предприятия – личные планы участников. Укрепляется командный дух. Удовлетворяются собственные потребности работников. 3. Способствует развитию работников, появляются новые навыки и знания. 4. Объединяет оперативное руководство и планирование, которые часто вступают в противоречие. План и руководители – взаимосвязанные понятия. Организуется: · На непосредственных контактах между руководителями и работниками, если предприятие невелико. · В форме кружков качества. Кружок качества – небольшая группа работников (6 –10 человек) одного производственного уровня, которые осуществляют анализ проблем, осуществляют внутренний контрольза качеством.
Непрерывности Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в двух аспектах: 1. В рамках установленного цикла (оперативный – в течении года; тактический – в течении 3 лет; стратегический – в течении 5 лет). 2. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Прошел один год. Разрабатывается заново оперативный план. Составляется новый тактический и стратегические планы по принципу сквозного планирования (принципу концерна ФИАТ). Предпосылки непрерывного планирования: 1. Неопределенность внешней среды предприятия. 2. Изменение представления предприятия о своих внутренних ценностях и возможностях.
Гибкости Характеризует способность менять направленность в процессе планирования в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения (запасы прочности; резервы). Связан с принципом непрерывности. Гибкость планирования уменьшается по направлению от стратегического к оперативному плану.
Точности Характеризует, то, что планы должны быть конкретизированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия. Резервы, запасы прочности не должны быть слишком большими (для того или иного плана соответственно).
Научной обоснованности Данный принцип обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов плановой деятельности. Характеризуется тем, что процесс планирования должен являться творческим и с использованием имеющихся научных методов.
Коммуникативности (холизма) Характеризует координацию и интеграцию усилий участников планирования как по «горизонтали» так и по «вертикали».
Адекватности Характеризует отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования
Многовариантности Характеризует планирование с позиции возможности выбора лучшего варианта решения из совокупности существующих альтернатив.
Итеративности Характеризует планирование с позиции неоднократной проработки уже составленных разделов плана (итерации)

 

Данные принципы являются ключевыми, т.е. базовыми, которые могут быть со временем дополнены другими или сами качественно измениться. Использование их необходимо для успешной плодотворной плановой деятельности предприятия.


2. методологические основы планирования

2.1. Виды планирования (классификация планов)

 

Планы классифицируются по следующим признакам:

1. Степени неопределенности в планировании

2. Временной ориентации планирования

3. Срокам исполнения (горизонту планирования)

4. По степени детализации направления развития

5. Предмету планирования (функциональному назначению)

6. Уровню планирования

7. Содержанию планирования

 

По степени неопределенности системы планирования можно разделить на два типа:

ü Детерминированные системы. Системы, которые действуют в полно предсказуемой среде. События в этой системе имеют полную определенность. Наиболее редкий случай.

ü Вероятностные (стохастические) системы. Наиболее распространенная система планирования. Не дает полной предсказуемости результатов. Система планирования на уровне предприятия является вероятностной.

В общем, планы по степени неопределенности можно подразделить на планы высокой степени неопределенности, средней и низкой.

 

По временной ориентации идей планирования планы подразделяются на:

· Реактивное планирование. Характеризует возврат к прошлому. Представители реактивного планирования отрицают все достижения сегодняшнего дня, негативно относятся к технике и технологическому обществу (Ж.Ж.Руссо – «назад к природе»). Всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Недостатки такого планирования:

- рассматривается не как система, а как простая единица или совокупность элементов, не имеющих структуру;

- не соблюдается принцип гибкости; отсутствует учет объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений; уступает по технологическим качествам;

- не соблюдается принцип участия; функция высшего руководства (игнорируется возможность молодых участников).

Достоинства:

- постоянное обращение к истории, к прошлому опыту;

- ощущение преемственности и сохранение традиций, охраняющее от необдуманных решений.

· Инактивное планирование. Характеризует ориентацию на настоящее. При данном виде планирования не считается нужным возвращаться к прошлому и вместе с тем стремиться к будущему. Достоинство: осторожность в планировании. Девиз: «Планировать минимум необходимого, что бы не изменить естественного хода вещей». Недостатки:

- неспособность приспосабливаться к изменениям;

- слабое использование принципа участия (ограничение творческого потенциала персонала).

· Преактивное планирование (упреждение). Характеризует ориентацию на будущие изменения. Преактивисты стремятся ускорить изменения (в противовес инактивистам). Они стремятся угадать вероятное изменение событий и оседлать их «первую волну» для того, чтобы достичь своей цели. Достоинство: положительно относятся к технике и к научным методам планирования, в том числе к экономико-математическим. Недостатки:

- увлечение новыми методами (слабое использование накопленного опыта);

- недостаточное внимание оказывается текущим нуждам предприятия.

· Интерактивное планирование. Основывается на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности. Девиз: «Будущее – это продукт созидательных сил участников предприятия». Вбирает в себя самое лучшее предыдущих видов планирования. Данное планирование похоже на идеальную модель, чем на практическую. Р.Акофф проводит следующую аналогию:

- инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;

- реактивисты пытаются плыть против него;

- преактивисты стараются оседлать его первую волну;

- интерактивисты намерены поменять течение реки.

 

Планы по горизонту планирования (сроку исполнения) подразделяются на:

ü Долгосрочные (горизонт планирования – 5 лет и более);

ü Среднесрочные (горизонт планирования – 3 года);

ü Краткосрочные (горизонт планирования – 1 год).

Указанные числовые сроки здесь и далее по тексту не могут отражать специфику той или иной отрасли, поэтому их стоит считать как условные ориентиры, выбранные с учетом общих современных тенденций развития всего хозяйства в целом.

Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование - это простая функция времени, срока исполнения действий. Не являются функцией направления развития.

 

Планы по степени детализации направлений развития подразделяются на:

1. Стратегические. Стратегическое планирование – это управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия [2]. И это верно. Стратегическое планирование – это функция направления действий предприятия (функция вектора действий). Меняя степень детализации выбранного направления, меняется и вид планирования. Стратегический план – это система стратегий, характеризующаяся укрупненной проработкой (низкой степенью детализации). Стратегия – общая идея достижения в будущем. Стратегии могут быть высокой, средней и низкой степени неопределенности, и рассчитаны, могут быть на долгосрочную (5 лет), среднесрочную (3 года) и краткосрочную (1 год) перспективу. Автор вполне согласен с мнением авторского коллектива под руководством А.К.Казанцева [3]. Стратегический план ориентирован на качественные слабоструктурированные проблемы, на инновации, характеризуется качественными показателями. Например, завоевание нового рынка или переход на производство новой продукции (диверсификация производства). Сущность планирования: «делать правильные вещи». Целевой критерий – создание потенциала успеха. Исходная информация – политика предприятия. Степень детализации – укрупненная проработка. Единица планирования – стратегические хозяйственные единицы (СХЕ) и стратегические зоны хозяйствования (СЗХ). Обычная форма организации планирования – централизованная. Широкий спектр альтернатив.

2. Тактические. Тактический план – это система действий (мероприятий) предприятия, соответствующие более конкретной обстановке (средняя степень детализации). Тактика – методы, способы и средства достижения намеченной цели в будущем, соответствующие более конкретной обстановке (составляющая стратегии, ей подчиненная). Тактика может быть средней и низкой степени неопределенности, и может быть рассчитана на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

3. Оперативные. Оперативный план – это система конкретных детально проработанных действий (мероприятий) предприятия. Операция – законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Оперативный план рассчитан только на краткосрочную перспективу (до 1 года) и может быть лишь низкой степени неопределенности. Характеризуются детальной проработкой разделов стратегического и тактического планов. Период планирования – год, квартал, месяц, сутки, смена, час. Целевой критерий – реализация потенциала успеха. Сущность планирования: «правильно делать вещи». Вид проблем – хорошо структурированные, количественные. Форма организации планирования – децентрализованная. Единица планирования – все функциональные области и все сотрудники. Узкий спектр альтернатив [3]. В связи с тем, что в нем четко определены календарные сроки исполнения, его еще называют оперативно-календарным планом или текущим планом.


С переходом от стратегического планирования к тактическому, от тактического к оперативному все больше возникает необходимость осуществления планирования по функциям, то есть осуществления технико-экономического планирования (ТЭП). Схематично данная необходимость отражена на рисунке 2.1. ТЭП осуществляется на период до 3 лет (в основном на 1 год с разбивкой по кварталам) и отражает планы функционального назначения. Автор вполне согласен с мнением Любановой Т.П., Мясоедовой Л.В., Олейниковой Ю.А., что к ним следует отнести [2]:

1. План производства и реализации продукции

2. План организационно-технического развития, в который должны входить:

ü План освоения новой и повышения качества выпускаемых видов продукции

ü План НИОКР

ü План организационно-технических мероприятий (совершенствования управления в целом и его функций в отдельности; мероприятий по экономии материалов; капитального ремонта и модернизации фондов)

ü Технико-экономические нормы и нормативы

ü План капитального строительства

ü План обеспечения безопасности жизнедеятельности

3. План материально-технического обеспечения (МТО)

4. План по труду и его оплате

5. План по издержкам и результатам производства

6. План маркетинга

7. Финансовый план

Иногда в состав плана технико-экономического развития предприятия не включают план финансовый и маркетинга [Любанова], т.к. они являются средством связи внутренней среды предприятия с внешней, т.е. их выделяют отдельно. Это можно понять. Но с моей точки зрения, план технико-экономического развития предприятия (ТЭРП) должен отражать предприятие как систему, т.е. не разделять его на отдельные подсистемы (внутренняя среда и внешняя среда). План ТЭРП должен в большей степени отражать функциональную принадлежность входящих в его состав планов.

Данный перечень планов функционального назначения может быть дополнен или откорректирован в зависимости от специфики той или иной отрасли деятельности. В последнее время актуальность экологического и социального вопроса предприятия возрастает. В связи с этим можно, а скорее всего нужно ввести план социального или эколого-социального развития предприятия (т.е. план социального развития и план по обеспечению природоохранных мероприятий).


 

По уровню планирования планы подразделяются на:

· Предприятия в целом

· Подразделения (цеха, лаборатории, отдела) – внутрипроизводственные планы

· Проекта (бизнес-план, бизнес-проект)

· Отдельного исполнителя

 

По содержанию процесса планирования планы подразделяется на:

· Продуктово-тематическое. Заключается в формировании плана развития предприятия, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства (план НИОКР, план диверсификации производства, план социально-экономического развития; план ликвидации фондов или предприятия)

· Ресурсное. Включает расчеты всех ресурсов (материальных, энергетических, трудовых, финансовых и информационных), а также результатов деятельности и оценку эффективности деятельности предприятия (планы материально-технического обеспечения, по труду и зарплате, планы издержек и результатов и т.п.).

· Объемно-календарное. Заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделения, проектам и всей совокупности планируемых работ (план производства и реализации продукции; планы по оказанию услуг и производству полуфабрикатов подразделений и т.д.).

Выше рассмотрена типовая классификация видов планирования. Состав и сочетания видов плана на отдельно взятом предприятии формируются на основе принятой в ней концепции планирования.

 

2.2. Процесс планирования

Планирование есть необходимый и очень важный процесс принятия управленческих решений на предприятии. Данный процесс в общем виде состоит из следующих отдельных этапов:

· Формирование цели планирования и постановка задач для достижения поставленной цели

· Разработка планов

· Реализация планового решения. Данный этап планирования по своей сути является уже выполнением следующих функций менеджмента (организация, контроль и регулирование) в самых общих чертах. Процесс планирования органический и системно сливается во едино с остальными видами управленческой деятельности., поэтому иначе рассмотреть нельзя было.


                       
 
 
   
Рис.1. Матичная схема взаимосвязи планов, классифицированных по 4 признакам – Векторная модель планирования на предприятии.
 
   
   
     
   
 
 
   
Рис.2. Взаимосвязь между планами по степени детализации направления развития и технико-экономическим планированием


Схематически организация процесса планирования и сам процесс планирования указаны на рисунках 2.2 и 2.3..

 

 

 
 

 

 


 


 

1 этап

 

 

2 этап

 

3 этап

 

Ниже на рис. 2.4. представлены подходы к планированию.

 

 

 

 


В зависимости о централизации управления или степени игнорирования принципа участия в процессе планирования органы планирования решают определенные задачи, которые указаны на рис.2.5.

 
 

 

 


Для осуществления процесса планирования участникам планирования (руководителю, специалистам, прочим инициативным работникам) необходима:

· Внешняя информация: прогнозные маркетинговые данные

· Внутренняя информация: структура производственных мощностей; численность кадров их профессиональный состав; основные и оборотные средства, наличие научно-технических разработок и т.д.

Составление плана деятельности начинается с подготовки проекта ее отдельных частей (2 этап), т.е. планов входящих в состав плана технико-экономического развития предприятия.

План производства и реализации продукции является базовым, на основе содержания которого разрабатываются все остальные (см. рис 2.6.)

 

 

 


Количество и название планов предприятия различаются в зависимости от размера предприятия, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций. Двухсторонняя стрелка характеризует взаимодействие соответствующих планов с основным планом производства и реализации продукции. Штрих-пунктирные линии, являющиеся продолжением этих стрелок и проведенные внутри прямоугольника, характеризуют взаимосвязь всех планов между собой.

После разработки проектов планов в отдельности производится их взаимная корректировка до полной сбалансированности, как ресурсам, так и по времени.


2.3. Координация планов предприятия и отраслевые особенности планирования

 

Среднее, а тем более крупное предприятие имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода подразделений: десятки цехов разнообразного профиля; десятки отделов, лабораторий; сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Например, участок плавки, участок формовочно-заливочных операций (ФЗО); участок термофинишной обработки (ТФО); фабрика обогащения песка; шихтовый двор; модельный цех; химическая лаборатория; ремонтно-механическое хозяйство; ремонтно-энергетическое хозяйство; бухгалтерия; экономический отде



2015-12-04 720 Обсуждений (0)
Маржинальный (предельный) анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маржинальный (предельный) анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)