Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Посылки определения МДЦ (факторы, влияющие на определение МДЦ)



2015-12-04 576 Обсуждений (0)
Посылки определения МДЦ (факторы, влияющие на определение МДЦ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Минимально допустимая цена — показатель расчетный, планируемый. Для каждого предпринимателя этот показатель имеет свою оценку, отличную от оценок других предпринимателей, поэтому и посылки, которыми руководствуется предприниматель при расчете такого показателя, имеют индивидуализирующую окраску:

1.Фактор нормы прибыли. Предприниматель в качестве посылки использует такой показатель, как норма прибыли. В его представлении минимум его прибыли закрепляется на уровне средней прибыли, характерной для сферы производства вообще или для той отрасли, к которой относится его предприятие. В таком случае, если издержки производства у данного предпринимателя составляют 100 денежных единиц на одну товарную единицу, минимально допустимая цена будет определена на уровне 112 денежных единиц на одну товарную единицу (100 +12%).

2. Фактор достаточности. В этом случае предприниматель использует фактор достаточ­ности в качестве основной посылки. "...Мои издержки производства, — рассуждает он, — составляют 65 денежных единиц в расчете на одну товарную единицу. Если бы мне удалось обеспечить минимум прибыли на уровне 15 денежных единиц, то я был бы доволен". В таком случае предприниматель определяет этот показатель (МДЦ) на уровне 80 денежных единиц.

3. Фактор массы общей прибыли. Третий предприниматель может исходить из посылки возможной массы общей прибыли. "...Если я начну производить зубные щетки, — как откровенничал когда-то один из американ­ских бизнесменов — зная, что объем производства может составить 1 млрд. штук, то я согласен начать производство даже в том случае, если знаю, что прибыль составит всего 1 цент на одну зубную щетку". То есть при издержках производства, предположим, 15 центов минимально допустимая цена закрепляется на уровне 16 центов. В этом случае срабатывает фактор общей прибыли, которая могла бы составить 10 млн. долл. (1 цент * 1 млрд.).

МДЦ высту­пает для предпринимателя в качестве страховочного показателя при фиксации им цены реализации на товар в каких-то конкретных ситуациях (например, во время переговоров о заключении кон­тракта). Такие ситуации (по степени снижения интереса предпринимателя) можно было бы классифицировать следующим образом:

1.Стремление к максимально большому разрыву между реальной ценой реализации товара и минимально допустимой ценой. В этом случае прибыль будет складываться из двух компонентов:

• нормативной прибыли, т. е. прибыли на минимально до­пустимом уровне (с точки зрения конкретного предпринимателя);

• излишней прибыли, т. е. прибыли, размер которой будет равен разнице между ценой реализации и минимально допустимой ценой.

2. Предприниматель стремится реализовать то­вар по МДЦ (если невозможно реализовать вариант 1). В этом случае он обеспечивает себе норматив прибыли, зафиксированный им в структуре минимально допустимой цены. Возникновение такой ситуации служит для предпринимателя сигналом к размышлению: стоит ли продолжать производство такого товара, есть ли возможность минимизировать издержки производства или же нужно подумать о переходе на производ­ство другого — более прибыльного — товара.

3. Предприниматель продает товар по цене ниже МДЦ, но выше уровня издержек производства (в случае невозможности реализации варианта 2). Такая ситуация классифицируется как рисковая: срочно необходи­мо принимать какое-то решение для ее исправления (переход к производству другого товара, смена регионального рынка и т. д.).

4. Предпринимателю продает товар по цене, равной издержкам производства (при невозможности реализации варианта 3). Ситуация на таких условиях бессмысленна с экономической точки зрения: сколько трачу, столько и получаю взамен. Производство такого товара требует полной остановки, если не просматриваются в перспективе улучшения.

5. Предприниматель продает товар по цене ниже издержек производства (в случае невозможности реализации варианта 4). Убыточный тип производства. Производство в таком случае продолжается лишь потому, что бы вернуть частично свой вложенный капитал.

Все перечисленные ситуации можно наглядно представить в виде таблицы (табл. 5.6).

Таблица 5.6

Таблица зависимостей цены и прибыли

Ценовая ситуация Издержки производства Нормативная прибыль Реальная прибыль Убыток Цена
Товар продается по цене выше минимально допустимой -
Товар продается по минимально допустимой цене -
Товар продается по цене ниже минимально допустимой, но выше уровня издержек производства -
Товар продается по цене, равной издержкам производства - -
Товар продается по цене ниже издержек производства -

 

Предприниматель не может управлять рыночной ценой. Он вынужден подстраиваться под спрос и покупательскую способность (может воздействовать, поставляя больше или меньше товаров).

Но предприниматель может и должен управлять минимально допустимой ценой:

· должен сокращать или стремиться к минимизации издержек производства;

· изменять прибыль на минимально допустимом уровне.

 

Управление минимально допустимой ценой осуществляется предпринимателем при помощи калькуляции.( калькуляция от лат. сalculatio – счисление 1.Исчисление всех элементов себестоимости и продажной цены продукта, товара , услуг).

Планирование издержек производства

Показателем уровня квалификации предпринимателя, его подготовленности к эффективной деятельности выступает степень гибкости и маневренности в принятии решений. Планирование издержек производства дает достаточный простор для проявления гибкости в отношениях с партнером. Предприниматель должен использовать в зависимости от ситуации как стандартный, так и дифференцированный подход к принятию решения.

Внешними проявлениями гибкости предпринимателя в принятии решений чаще всего выступают его возможности и способности ведения эффективной ценовой игры. Эффективная ценовая игра как раз и сводится к определению конкретного ценового показателя для каждого партнера. За счет чего предприниматель может обеспечить возможность проведения эффективной ценовой игры или осуществления политики ценовой дискриминации.

Под ценовой дискриминацией илипод эффективной ценовой игрой подразумевают установление различных цен реализации на один и тот же товар для различных категорий потребителей. Это обеспечивается как раз за счет планирования издержек производства.

В российских условиях весьма часто используется данный подход. Возьмем хотя бы такой — не совсем обычный для деловой практики — пример. Вы являетесь, скажем, директором Дома культуры и специализируетесь на проведении массовых мероприятий. Вы знаете, что содержание Дома культуры (поддержание его в нормальном состоянии) обходится в 100 000 денежных единиц. Поскольку основная Ваша деятельность — это проведение дискотек, а дискотеки проводятся 50 раз в год, то для компенсации издержек Вы заключаете, что плату за вход на дискотеку необходимо установить на уровне 2000 денежных единиц. Зная также о том, что каждый раз на дискотеку может прийти как минимум 50 человек, Вы устанавливаете плату за вход в размере 40 денежных единиц. В случае оправдания Ваших прогнозов Вы обеспечиваете полное возмещение затрат на содержание Дома культуры. В то же время Вы сознаете, что каждый человек, приходящий на дискотеку сверх 50 человек, будет "работать" на Вашу прибыль. Если вдруг к Вам обращаются по поводу проведения, скажем, конференции, съезда и т. п., то зная, что содержание Дома культуры обходится (в расчете на день) в сумму в 274 (100000 / 365)денежные единицы, в случае необходимости Вы можете за предоставление помещений запросить не 274, а даже 200 денежных единиц (без учета дополнительных издержек, которые Вы приплюсовываете к указанной сумме). И все равно в этом случае Вы не будете в убытке — вся эта сумма будет отнесена Вами на прибыль, поскольку затраты в полном объеме возмещаются за счет проведения дискотек.

Методы калькуляции

На практике используется три метода калькуляции:

· метод общей калькуляции;

· метод величины покрытия;

· комбинированный метод калькуляции.

Различают также плановую калькуляцию и каль­куляцию итоговую (при той и другой калькуляции можно пользоваться как первым, так и вторым методом).

Калькуляция осуществляется, как известно, для определения минимально допустимой цены товара, а также оценки прибыльности (или убыточности) производства в расчете на единицу товарной продукции. Калькуляцию по этой причине является важнейшим методом в планировании на предприятии. Действительно, ведь если Вы знаете, какую прибыль можно получить от производства единицы товарной продукции, то можно управлять величиной общего дохода.

Предположим, Вы рассчитали, что прибыль на единицу производимого Вами товара составляет 10 д.е. Значит, Вы можете запланировать получение 100 д.е. в качестве прибыли: для этого Вы должны произвести 10 товарных единиц. Но Вы также можете запланировать получение 200 денежных единиц в качестве прибыли: для этого необходимо произвести уже 20 товарных единиц.

То же самое относится и к валовой выручке. Предположим, Вы производите (как и запланировали) 20 товарных единиц, реализую их по цене 10 д.е. за товарную единицу, при этом прибыль составляет 2 д.е. на одну товарную единицу (поскольку постоянные издержки равны 5 д.е., а переменные —3 д.е.). В таком случае Вы можете увеличить валовую выручку с 200 до 250 денежных единиц, если Вам удастся найти дополнительный заказ на производство 5 товарных единиц. При этом Вы увеличиваете общую прибыль с 40 до 75 д.е., поскольку при наличии дополнительного заказа у Вас нет необходимости компенсировать постоянные издержки (так как они уже компенсированы за счет производства плановой продукции; (2 д.е./шт + 5 д.е./шт) * 5 шт = 35 д.е.).

Все перечисленные нами выше рассуждения и действия относятся к плановой калькуляции.

Итоговая калькуляция (по сравнению с плановой) исполь­зуется реже:

· как средство сопоставления плановых расчетов и фактических затрат для коррекции фактически по­несенных издержек и полученной прибыли;

· как форма подведения итогов деятельности за определенный пе­риод, если не применяется данный метод внутрифирменного планирования.

Обращение к итоговой калькуляции неизбежно с точки зрения бухгалтерского учета и финансового анализа.

Метод общей калькуляции. Под общей калькуляцией понимается метод определения МДЦ (с точки зрения конкретной фирмы, осуществляющей такие расчеты) на основе учета постоянных, переменных и сбытовых издержек и минимально планируемой прибыли в расчете на единицу товарной продукции или неделимую партию товаров.Под неделимой партией товаров понимается обычно заказная товарная партия, в отношении которой нет необходимости и возможности осуществлять ценовую дискриминацию.

При проведении калькуляции обычно используют какие-то конкретные базисные условия поставки. Обычно это: франко-склад продавца и франко-склад покупателя (товар переходит в собственность покупателя на складе у продавца или покупателя соответственно). Во втором случае производитель (продавец) берет на себя обязанности (а следовательно, и расходы) по транспортировке товаров покупателю, а также (по договоренности) издержки по страхованию товаров на период транспортировки.

Сбытовые и прочие накладные расходы
Схематично метод общей калькуляции представляет собой суммирование нескольких компонентов (рис. 5.11):

               
 
Переменные издержки
 
Постоянные издержки
     
Прибыль на МДУ
 
 
   

 

 


Рис.5.11.

 

К постоянным издержкам относятся:

амортизация всех технических элементов производства (на основе устанавливаемых фирмой нормативов);

К примеру, станок стоит 720 денежных единиц, нормативный срок службы станка — 3 года, число рабочих дней в году — 240, в день производится при помощи этого станка 2 товарные единицы. На основе этих данных определяем норматив:

720 : 3 : 240 : 2 = 0,5 [руб / изделие]

Это и есть норматив амортизационных отчислений по этому компоненту технических элементов производства;

• стоимость малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений, которая сразу же относится на издержки производства;

К примеру. Вы приобрели молоток. Расходы на его приобретение Вы сразу же включаете в постоянные издержки.

стоимость всех потребляемых фирмой ресурсов на основе усредненных (по прошлым временным периодам) данных — электроэнергия, вода, отопление, коммунальные услуги и т. д. (также на основе нормативов);

заработная плата управленческого и административного персонала (не зависит от объема производимой продукции);

обязательные платежи и налоговые отчисления — налог на имущество, например (в эту статью включаются те налоги и платежи, размер которых не зависит от объема производства).

К переменным издержкамотносятся:

• заработная плата работников, непосредственно занятых производством товара (зависит от количества произведенных товаров);

валовая сумма премиальных выплат всем категориям работающих, если такие выплаты зависят от количества произведенных товаров и осуществляются не из прибыли.

Например, заработная плата мастера цеха может состоять из двух компонентов — постоянного оклада и премии за произведенное количество товаров. В таком случае премия включается в переменные издержки;

стоимость ресурсов, потребленных (потребляемых) в процессе производства, нормируемых в зависимости от количества производимых товаров (сырье, электроэнергия, приобретаемые фирмой компоненты производства, полуфабрикаты, упаковка и т. п.);

расходы на рекламу (например, в виде рекламных буклетов, вкладываемых в каждую коробку пар обуви);

• налоги и платежи, которые вносятся в федеральный и местный бюджеты и размер которых зависит от объема производства (например, налог на добавленную стоимость).

На этой стадии калькуляция будет сводиться к суммированию постоянных и переменных издержек, в результате чего выводится показатель себестоимости производства (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Плановая калькуляция издержек на единицу товарной продукции: товар А (в д.е.)

Категория издержек Сумма
1. Постоянные издержки (AFC):  
амортизация производственных помещений
амортизация оборудования
Инструменты (МБП)
плата за коммунальные услуги
содержание административного аппарата
налог на имущество
другие налоги
2. Переменные издержки (AVC):  
заработная плата
премиальные выплаты
сырье
приобретенные полуфабрикаты (включая  
упаковочный материал)
реклама
налоги и платежи
3. Себестоимость производства

Приплюсовывая к величине себестоимости производства размер таких расходов, как сбытовые и прочие накладные (связанные со складированием и хранением, складским обслуживанием, транспортировкой и т.д.) получают полную себестоимость товара (табл. 5.8).

 

Таблица 5.8 (продолжение таблицы 5.7)

Таблица 8.3 (продолжение таблицы 8.2)

Плановая калькуляция издержек на единицу товарной продукции: товар А (в д.е.)

Категория издержек Сумма
3. Себестоимость производства 4. Сбытовые и прочие накладные расходы: складирование и обслуживание 5. Полная себестоимость    

Российская практика традиционно трактует понятие себестоимости по-иному. Величина себестоимости у российских производителей включает в себя наряду с издержками и прибыль на нормативном или минимально допустимом уровне. Такое понимание себестоимости (т. е. та ее величина, которая включает и издержки, и нормативную прибыль) соответствует категории минимально допустимой цены (МДЦ).

Учитывая все это, при калькуляции к величине полной себестоимости добавляют норматив прибыли и получают величину МДЦ производимого товара (табл. 5.9).

 

Таблица 5.9 (продолжение таблиц 5.7 и 5.8)

Плановая калькуляция издержек на единицу товарной продукции: товар А (в д.е.)

Категория издержек Сумма
5. Полная себестоимость 6. Прибыль на МДУ (норматив прибыли 10%) 7. Минимально допустимая цена  

 

Рассчитанная таким образом цена есть МДЦ на условиях франко-склад продавца (производителя).,т. е. минимум цены при условии, что сам производитель не берет на себя обязательств (а следовательно, и расходов) по транспортировке товара к потребителю, страхованию товара на период транспортировки и необходимому обслуживанию товара в период транспортировки.

В случае реализации условий франко-склад покупателя процесс калькуляции должен иметь продолжение (табл. 5.10).

Таблица. 5.10 (продолжение таблиц 5.7,5.8 и 5.9)

Плановая калькуляция издержек на единицу товарной продукции: товар А (в д.е.)

Категория издержек Сумма
7. Минимально допустимая цена (франко-склад продавца) 8. Транспортировка 9. Погрузка-разгрузка 10. Страхование 11. Минимально допустимая цена (франко-склад покупателя)

 

Процесс калькуляции зависит также и от типа товара, по которому составляется калькуляция. Существует категория рисковых товаров, т. е. товаров, кото­рым свойственна естественная убыль (усушка, утруска, неизбежная порча в период транспортировки). Применительно к такого рода товарам устанавливаются общепринятые нормативы естественной убыли.

Ответственность и расходы (т. е. убытки) по величине такой убыли несет обычно продавец (либо в соответствии с условиями договора). Предприниматель (продавец) стремится предусмотреть компенсацию возможных убытков.

Он поступает следующим образом. Покупателю отгружено, скажем, 100 т пшеницы (а норматив естественной убыли по пшенице составляет 3%). Покупатель фактически получает 97 т пшеницы и оплатит только их. Цена «потерянных» трех тонн снижает объем выручки и общую прибыль предпринимателя. Предприниматель цену того количества товара, которое соответствует нормативу естественной убыли, разносит по цене основной части товарной массы (продаваемое количество товара минус норматив естественной убыли).

На практике компенсация убытков осуществляется путем определения коэффициента ценовой поправки (по нормативу естественной убыли — в данном случае). Такой коэффициент выводится посредством деления 100% на 100% минус норматив есте­ственной убыли. В нашем примере коэффициент определяется таким образом:

 

Кцп = 100 / ( 100 - 3 ) = 1,031

 

где Кцп — коэффициент ценовой поправки (97 т * х= 100 т).

При возникновении такой ситуации предприниматель, про­водя калькуляцию, вносит рассчитанный им коэффициент в схе­му калькуляции (табл. 5.6).

 

Таблица.5.11

(элементы корректировки таблиц 5.9, 5.10)

Плановая калькуляция издержек на единицу товарной продукции: товар А (в д.е.)

Категория издержек Сумма
7. Минимально допустимая цена (франко-склад продавца. 11. Расчетная минимально допустимая цена (франко-склад покупателя) 12. Коэффициент ценовой поправки 13. Базисная минимально допустимая цена (франко-склад покупателя)   1,031

В результате реально поступающая валовая выручка с учетом утраты части товара (3%) по своей величине равна ожидавшейся валовой выручке без учета возможности такой утраты.

Если покупатель соглашается нести солидарную с продавцом ответственность (и расходы) в данной ситуации, т. е. их ответственность распределяется поровну, то продавец может снизить размер МДЦ. Тогда применительно к нашему примеру, коэффициент ценовой поправки будет не 1,031, а всего лишь 1,0152 (100% : 98,5%), что позволит определить МДЦ на уровне 1015,2 д.е. за тонну, а величина ожидаемой общей выручки будет также на уровне 100 000 д.е.

Также поступает и предприниматель, который производит, например, сезонный товар и опасается, что он не сможет полностью реализовать этот товар по устанавливаемой цене, а лишь, скажем, 75% производимого объема (никто, конечно, не стремится произвести больше, чем могут потребить потенциальные покупатели, но такой риск существует). В данной ситуации предприниматель также вводит в калькуляцию коэффициент ценовой поправки, равный 1,333 (100 / 75). Таким образом, минимально допустимая цена на условиях франко-склад покупателя составит 1333 денежные единицы, а на условиях франко-склад продавца — 1026,4 денежной единицы.

Калькуляция по методу величины покрытия (по методу безубыточности). Этот метод калькуляции основан на учете лишь переменных издержек на единицу товарной продукции. При этом исходят из необходимости выведения на основе калькуляции величины покрытия, т. е. того дохода, который будет получен при реализации товара и использован для компенсации (покры­тия) постоянных издержек, а по достижении полной компенсации будет зачисляться в прибыль.

Величина покрытия - это разницу между реальной ценой, по которой продается товар, и размером переменных издержек (планируемых или средних фактически понесенных). Чаще всего такой метод калькуляции используется:

· когда у предпринимателя нет уверенности в точности прогнозов цены;

· когда он намеревается использовать метод дискриминационных цен;

· когда величина постоянных издержек планируется в зависимости от фактической величины покрытия.

К примеру, этот метод калькуляции используется, когда размер заработной платы управленческого и административного персонала ставится в зависимость от размера валовой выручки от реализации товара. При этом подходе наши действия будут отличаться последовательностью, основанной на определенных суждениях.

Если предприниматель продает 100 единиц товара по цене 1000 д.е. при условии, что средние переменные издержки (AVC) составляют 600 д.е., то он сможет установить заработную плату каждому из двух работающих в аппарате управления в размере 20000 д.е. [(1000 * 100—600 * 100) / 2]. Если у него никаких других постоянных издержек (FC) нет и ему удастся произвести 150 единиц товара и реализовать их по цене 1000 д.е. при тех же средних переменных издержках, то мы сможем выплатить каждому заработную плату в размере 45000 д.е. (на уровне безубыточности производства). Та же самая логика рассуждений используется в случае, если предприниматель планирует приобрести дополнительное оборудование — компьютеры, к примеру.

Данный метод калькуляции позволяет определить критический объем продаж (точку безубыточности) ниже которого предприниматель не должен опускаться, если он не желает нести убытки. Последовательность действий предпринимателя в этом случае такова:

1. Рассчитывают величину средних переменных издержек (AVC), т. е. переменных издержек, приходящихся на единицу продукции.

2. Определяют величину покрытия: из величины прогнозируемой или фактической цены вычитают средние переменные издержки.

3. Определяют валовые постоянные издержки (FC) и, соотнося их с величиной покрытия (путем деления валовых постоянных издержек на величину покрытия), определяют минимально допустимое количество товарной продукции, которое необходимо произвести для достижения предприятием уровня безубыточности.

К примеру, наши валовые постоянные издержки —12000 денежных единиц, средние переменные издержки — 50 денежных единиц, цена составляет 100 денежных единиц. Из приведенных данных следует, что нам необходимо произвести 240 товарных единиц, чтобы у нас не было убытков: 12 000 : (100—50) = 240. При этом каждая единица товара, произведенная сверх 240 товарных единиц, будет приносить прибыль, равную величине покрытия, а каждая недостающая единица товара (при объеме производ­ства, меньшем 240 товарных единиц) будет приносить убыток, равный величине покрытия.

Калькуляция по методу величины покрытия в основном исполь­зуется при выборе ассортимента производимой продукции или при отказе от производства того или иного проукта.

Предположим, Вы производите три типа товаров — А, Б и В.

Таблица 5.12

Таблица 8.7

  Товар А Товар Б Товар В
Цена реализации 1700 1900 1500
Сырье и материалы 800 400 500
Заработная плата 500 600 700
Прочие переменные издержки 200 100 100
Средние переменные издержки 1000 1100 1300
Средняя величина покрытия*

Объем производимых товаров при этом характеризуется такими данными: Товар А—10 000 шт;Товар Б —5000 шт; Товар В—20 000 шт.

Если гипотетически предположить, что постоянные издержки отсутствуют, то вся величина покрытия зачисляется в прибыль (для большей наглядности), то окажется, что валовая прибыль составит 15 млн. д.е. (700 * 10 000+800 * 5000 +200 *20 000).

Вывод: отказ от производства товара В нежелателен, т.к. его производство (при величине покрытия 200 д.е.) дает прибыль в размере 4 млн. д.е. (26,7% от общей массы получаемой прибыли), что достаточно весомо.

 

Комбинированный метод калькуляции. Данный вид калькуляции заключается в одновременном использованеии метода общей калькуляции и величины покрытия (обычно метод общей калькуляции применяется при расчете цены франко-склад продавца, а для расчета цены франко-склад покупателя – метод величины покрытия).

Рассмотрим конкретный пример, обосновывающий необходимость использования комбинированного подхода (табл. 5.12).

Таблица 5.12



2015-12-04 576 Обсуждений (0)
Посылки определения МДЦ (факторы, влияющие на определение МДЦ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Посылки определения МДЦ (факторы, влияющие на определение МДЦ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)