Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране



2015-12-04 883 Обсуждений (0)
Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране 0.00 из 5.00 0 оценок




Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом, к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

§ дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;

§ ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;

§ филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций заключается в следующем:

· являются отличным дополнительным источником денежных средств для расширения и обновления основного капитала, реализации инвес­тиционных программ и проектов, которые обеспечивают подъем и оживление экономики, а также насыщение внутреннего рынка конкуренто­способными услугами и товарами;

· позволяют внедрять про­грессивные технологии, современные методы маркетинга и управления, а также ноу-хау;

· так как их обычно направляют на конкретные цели и объекты, это все сопровождается повышением квалификации персонала, который эффективно использует разные новые технологии, международные контракты, рыночные механизмы и т.п.;

· позволяет закреплять и осваивать опыт функционирования предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, которой присущи другие «правила игры», что увеличивает приток прямых иностранных инвестиций, а также дает иностранному инвестору больше уверенности возврата вложенных им средств с хорошей прибылью. Также это позволяет ускорить формирование в национальной экономике благоприятного инвестиционного климата, который благоприятен как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;

· делает быстрее процесс интеграции экономики в мировое хозяйство, развивает эффективные процессы интеграции, улучшает использование различных преимуществ международной кооперации труда и его разделения;

· позволяют избежать дополнительное бремя на внешний долг, в отличие от разных займов и кредитов, а также способствует новому получению денежных средств для погашения внешнего долга.

 

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику любой страны зависит от ее экономического состояния и прогнозов стабильности ее экономики на среднесрочную перспективу, т.к. данные инвестиции в основном направляются на развитие производства, то и отдачи от них ожидается не раньше, чем через несколько лет, а по некоторым проектам она может достигать и 5-8 лет, особенно по социально значимым, например, строительство перерабатывающих заводов.

Поэтому, если страна находится в плохом экономическом состоянии, а в перспективах еще большее ухудшение этого состояния, то ни о каком притоке прямых иностранных инвестиций и говорить не приходится, т.к. слишком высоки риски невозврата инвестиций.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Прямые Зарубежные Инвестиции позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инф­раструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи техно­логий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой мате­ринской компании и др. У государства, принимающего ПЗИ, нет явных при­чин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных ин­вестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.

При разработке национальной политики регулирования инвестици­онных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:

1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезен­ного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако дале­ко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стиму­лировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, не­обходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,

2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вклады­вается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию нацио­нальной экономики, если государство не будет регулировать направле­ния капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически гряз­ным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное от­ношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан при­нимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на опреде­ление стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвести­ций для:

- содействия экономическому росту страны;

- обеспечения экономического суверенитета и/или получения мак­симально возможных экономических преимуществ.

Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в при­нимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инве­сторами.

Государственная политика принимающей страны в отношении ино­странного капитала включает в себя:

- политику регулирования инвестиций с целью получения макси­мума прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольный камень этой политики — наиболее эффективная отдача вложен­ного иностранного капитала;

- политику стимулирования для привлечения максимально возможно­го объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наиболь­ший приток инвестиций, а не их эффективность.

Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирова­ния иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направ­лений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоб­бирования правительства интересами соответствующих групп населения.

 

Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики:

1. Импорт прямых иностранных инвестиций увеличивается при повышении уровня таможенной защиты внутреннего товарного рынка страны и введения нетарифных барьеров.

 

2. Объем привлечения иностранного капитала возрастает в страны с высокой емкостью внутреннего рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).

 

3. Импорт зарубежного капитала увеличивается в страны с более благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).

 

4. Транснациональные корпорации осуществляют прямые инвестиции, перемещают в страну-реципиент капитала новые технологии, ноу-хау, менеджмент, корпоративную культуру и благодаря этому меняют отраслевую структуру экономики в стране-реципиенте капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.

 

5. Динамика иностранных инвестиций объективно базируется на фазах жизненного цикла товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем – экспортером капитала.

 

6. Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается привлечением иностранного капитала в экспортно-ориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг.

 

7. Принцип экономической безопасности предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.

 

8. Эффективная государственная политика привлечения инвесторов основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages); б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages); в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.

 

9. Принцип зависимости иностранных и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

Отдельно про Россию:

Согласно ФЗ «об иностранных инвестициях»: прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

Наибольшее значение имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые можно определить как инвестиции компаний одной страны в создание или приобретение фирм в другой стране в целях усиления своего конкурентного преимущества путем переноса в принимающую страну знаний, технологий, других нематериальных активов и (или) части материального производства. Именно такие инвестиции способны привнести, кроме финансовых средств, новые технологии и интеллектуальные ресурсы, управленческие навыки, всемирно известные торговые марки. Изначальной целью таких инвестиций является повышение эффективности создаваемых или приобретаемых предприятий по сравнению с конкурентами, т.е. повышение конкурентоспособности. Кроме того, такие инвестиции обычно носят долгосрочный характер.

В принимающей стране ПИИ оказывают стимулирующее воздействие. Наконец, такие инвестиции открывают возможности для выхода на международные рынки благодаря их транснациональности, т.е. вливанию объекта инвестиций в производственные и сбытовые сети инвестирующих компаний.

Элементы повышения международной конкурентоспособности России благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:

· - производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т.е. практически находится на мировом уровне;

· - наблюдается тенденция импорто-замещения в отраслях, привлекших наиболее значительный объем ПИИ;

· - отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ демонстрируют высокий темп роста;

· - в отдельных случаях экспортируется продукция предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия): пока что такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо, будет поставляться и на более требовательные западные рынки.

2. Теория Хекшера-Олина: теория факторных преимуществ: сущностное содержание и ее роль в реальной оценке конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Шведские экономисты Эли Хекшер (1879-1952) и Бертил Олин (1899-1979) трансформировали принцип сравнительных издержек Д. Рикардо. Принцип Рикардо в общем справедлив, но не исчерпывает всех особенностей сопоставления условий внешней торговли. Во внешнеторговом обмене растет доля товаров обрабатывающих отраслей, услуг. В формировании мировых цен все значительнее роль не столько природных, сколько иных факторов.

В трактовке шведских экономистов издержки во внешней торговле определяются ценами на факторы (труд, капитал, природные ресурсы, технологию), которыми участники торговли наделены по-разному. Одни факторы имеются в избытке, других не хватает. А цены факторов определяются их редкостью. Стране выгодно специализироваться на торговле тем ресурсом, которым она обладает в избытке. Например, если страна располагает избытком капитала, ей выгоднее экспортировать капиталоемкую продукцию (машины, станки, транспортные средства, оборудование).

Таким образом, модель внешней торговли Хекшера - Олина выдвигает в качестве определяющего принцип специализации на экспорте той продукции, в структуре издержек которой преобладают затраты на факторы, имеющиеся в изобилии. Торговля на основе факторных преимуществ обеспечивает максимум выгоды. В торговой стратегии фирм и государства целесообразно строить расчет на усиление факторных преимуществ, стимулировании экспорта.

Концепция факторов производства в известной мере является лишь общей схемой. Она не способна учесть все многообразие факторов. Влияние факторов на торговлю отдельных стран неоднозначно, порой противоречиво. Факторный "выигрыш" при определенных условиях может обернуться и негативной стороной. Например, переключив ресурсы на добычу и экспорт нефти, Англия отвлекла их из других отраслей, притормозила развитие точного машиностроения. Под влиянием научно-технического прогресса происходит модификация факторов, определяющих величину сравнительных издержек.

Cмысл теории Хекшера-Олина состоит в следующем:

· страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов;

· импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов.

Центральные понятия, используемые в теории Хекшера-Олина, – это избыточный фактор и фактороемкий (трудоемкий, капиталоемкий, наукоемкий) продукт. Страна считается в избытке наделенной фактором производства (например, рабочей силой), если соотношение между его количеством и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире. Продукт является фактороемким (трудоемким), если доля затрат на фактор (рабочую силу) в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов. Итак, причина сравнительных преимуществ – в факторных пропорциях.

Так, в соответствии с теорией Хекшера-Олина страна (h) экспортирует капиталоемкий товар (интенсивного использования капитала, k) и импортирует трудоемкий товар (интенсивного использования труда, l), если выполняется соотношение:

где:k – капитал; l – труд; S – предложение; h – рассматриваемая страна; w –остальной мир.

В таких условиях при прочих равных предпосылках в стране (h) ставка капитала должна быть более дешевой, а труд должен быть более дорогим, чем где-либо. Поэтому дешевый капитал уменьшает издержки производства капиталоемкого товара, а относительный недостаток труда должен увеличить издержки трудоемкого товара в рассматриваемой стране. Вот почему цены отличны в разных странах до установления торговых отношений.

Про оценку странные вещи какие-то, вот что нашла:

Анализ статистики США. До сих пор США представляли особый случай среди стран, участвующих во внешней торговле. Вплоть до недавнего времени США значительно превосходили другие страны по размерам капитала и имели большую капиталовооруженность в расчете на одного работника. И сегодня по этому показателю США занимают одно из ведущих мест в мире, хотя Япония и ряд стран Западной Европы смогли существенно сократить свое отставание. Можно было ожидать, что США станут экспортером капиталоемких и импортером трудоемких товаров. Однако данные за двадцать пять послевоенных лет не подтверждают этого. Ставшие знаменитыми исследования Василия Леонтьева (Нобелевского лауреата 1973 г.), опубликованные в 1953 г., показали, что американские экспортные товары были менее капиталоемкими, чем продукты импорта США. Этот результат получил название парадокса Леонтьева3 и стал важнейшим контраргументом против теории факторных пропорций. Табл. 4.2 иллюстрирует парадокс Леонтьева на базе статистики США за 1962 г. Здесь сравниваются факторные издержки на производство 1 млн. долл. экспортной продукции США и такого же по стоимости объема импорта. Как можно видеть по данным таблицы, парадокс Леонтьева подтверждается более низкой капиталоемкостью американского экспорта. По остальным позициям, кроме соотношения затрат труда и капитала, картина в целом соответствует тому, что следовало ожидать. США экспортируют продукцию более наукоемкую, требующую большей квалификации рабочих, чем у изготовителей импортных продуктов. Это подтверждает, что США с их научно-технической базой имеют сравнительные преимущества в производстве технологически сложных продуктов. Почему же тогда мы наблюдаем парадокс Леонтьева Здесь нет единого мнения. Одно из правдоподобных объяснений: США имеют сравнительные преимущества в новых высокотехнологичных продуктах. Последние могут быть менее капиталоемки, чем старые продукты, технология производства которых превратилась в технику массового производства. Поэтому США экспортируют продукты, которые превосходят импортные прежде всего по доле затрат на квалифицированный труд и технические новшества, импортируя изделия, требующие больших затрат капитала4. Анализ всемирной статистики. Ряд экономистов попытались проверить теорему Хекшера-Олина на базе статистики по большому числу стран. Важное исследование, проведенное Гарри Боуэном, Эдвардом Литером и Лео Свейкаускасом5 было основано на идее о том, что торговля есть косвенный способ обмена факторами производства. Отсюда, рассчитав сколько и каких факторов овеществлено в экспорте и импорте страны, можно определить, по отношению к каким факторам она является чистым экспортером или импортером (т.е. какие факторы в стране имеются в относительном изобилии, а какие в дефиците). Результаты исследований Боуэна и его коллег показаны в табл. 4.3. Для выборки из 27 стран и 12 факторов производства авторы подсчитали долю, которую предложение данного фактора в каждой стране составляет от общемирового предложения этого фактора. Затем полученные доли сравнили с долей данной страны в общемировом доходе от внешней торговли. Если теория факторных пропорций верна, страна должна экспортировать те факторы, доля которых во всемирном предложении выше доли страны в мировом доходе. Импортироваться же соответственно должны те факторы, доля которых во всемирном предложении ниже. Для двух третей факторов из выборки Боуэна предположения теории факторных пропорций оказались верны менее чем в 70% случаев. Это подтверждает парадокс Леонтьева на более широком уровне: теория Хекшера-Олина все-таки не лучшим образом описывает реальную внешнюю торговлю.



2015-12-04 883 Обсуждений (0)
Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)