Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объяснение учителя (с попутным тезированием учащимися основных положений)



2015-12-04 426 Обсуждений (0)
Объяснение учителя (с попутным тезированием учащимися основных положений) 0.00 из 5.00 0 оценок




Урок № 22

Тема.Сложноподчинённое предложение; его строение и средства связи. Место придаточной части по отношению к главной. Указательные слова в главной части. Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения

Цель:углубить знания о сложноподчинённом предложе­нии; повторить и закрепить сведения об их основ­ных признаках; формировать умения определять средства связи главной и придаточной частей; со­вершенствовать пунктуационные навыки.

Оборудование:таблица, учебные тексты.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое сложноподчинённое предложение?

Как связываются простые предложения в составе сложного?

Какие группы сложных предложений вы знаете?

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вы уже знаете об основном различии сложносочинённых и сложноподчинённых предложений: в составе сложносочинён­ных — простые предложения грамматически равноправны, а в со­ставе сложноподчинённых — неравноправны.

Сегодня на уроке мы убедимся в этом: углубим знания о слож­ноподчинённом предложении и его основных признаках, опреде­лим роль союзов и союзных слов.

IV.Изучение нового материала

Сопоставительная работа с языковым материалом (с комментариями учителя)

Как известно, сложноподчинённые предложения в большей сте­пени, чем сложносочиненные, располагают возможностями переда­чи разнообразных отношений между мыслями, суждениями. Поэто­му они широко используются в научной и публицистической речи, для которых характерна подчеркнутая логичность изложения.

Сравните сложносочиненные и сложноподчиненные предложе­ния в структурном и стилистическом отношении (обращение к за­писи на доске).

1) Солнце уже спряталось, и на цве­тущей ржи растянулись вечер­ние тени (А. Чехов). 2) В России XVIII века открылись двери для светской науки, и тот­час же в стране появился ученый мирового размаха — Ломоносов. 3) Большая часть гнездовой терри­тории оказалась занятой, и нача­лись драки с самцами, ищущими гнездовую территорию 1) Солнце уже спряталось, вслед­ствие чего на цветущей ржи рас­тянулись вечерние тени. 2) Едва в России XVIII века откры­лись двери для светской науки, как тотчас же в стране появился ученый мирового размаха — Ло­моносов. 3) Драки с самцами, ищущими гнездовую территорию, начина­ются после того, как большая часть гнездовой территории окажется занятой

Комментарий учителя

В сложноподчиненном предложении смысловые отношения выражаются с большей четкостью. В первом примере (из художе­ственной речи) более уместно сложносочиненное предложение, в котором более тонко, не так подчеркнуто выражены причинно-следственные отношения. Во втором и третьем случаях (примеры взяты из публицистической и научной речи) более уместным явля­ется сложноподчиненное предложение.

Объяснение учителя (с попутным тезированием учащимися основных положений)

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиня­ются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Прида­точное может стоять после главного, в середине его или перед ним:

Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков (М. Горький). Вет­ви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом (Г. Скребицкий). Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии (С. Маршак).

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[– = и, (когда = –), =].

(Если – =), [=].

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запя­тыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько прида­точных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга, например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чув­ствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (М. Горький). 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим (К. Паустовский).

когда? что?

1) (Когда –), [– =], (что = –).

чем? что?

2) [– =], (что – =), (чего – =).

В первом сложноподчинённом предложении главное предложе­ние поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинён­ном предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоиме­ниями), которые представлены в таблице (запись на доске):

Подчинительные союзы Союзные слова  
Простые составные  
что чтобы ибо когда пока как будто словно если и др. потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что и др. который какой кто что как где куда откуда когда и др.  


Подчинительные союзы не является членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному: Горько думать, что прой­дёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот (И. Бунин).

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложе­ния к главному (или другому придаточному), но и являются члена­ми придаточных предложений: Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе (Л. Толстой).

V.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1.Творческая работа: конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

Составьте сложноподчиненные предложения по данному нача­лу, объясните знаки препинания.

Образец.Я очень люблю читать сказки, потому что в них рас­сказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Мы живем в городе Харькове, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, … .

Практическая работа

Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.

1) Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые кры­лья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что дума­ла Травка глядя на маленького человека в елани можно легко дога­даться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Поле­вой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего силь­ней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).



2015-12-04 426 Обсуждений (0)
Объяснение учителя (с попутным тезированием учащимися основных положений) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объяснение учителя (с попутным тезированием учащимися основных положений)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)