Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гром. Молния. Шум. Крики



2015-12-04 306 Обсуждений (0)
Гром. Молния. Шум. Крики 0.00 из 5.00 0 оценок




Граф Калиостро

А.Н. Толстой

Действующие лица и исполнители:

Алексей Алексеевич Федящев – Лев Блюмин

Прасковья Павловна Тулупова – Александра Саламахина

Федосья Ивановна Федящева - Екатерина Муругова – Рося Курко – Александра Афонина

Граф Калиостро –Никита Овчинников

Мария – Августа – Ксения Шитова

Маргадон – Олег Гребенщиков

Фимка – Ярослава Курко

Федька - Всеволод Вдовин

Спиридон – Никита Субочев

Девушки - Елизавета Назина, Серафима Гиндина, Екатерина Муругова

 

 

Сцена 1

Хороводная

В Смоленском уезде, среди холмистых полей, покрытых полосами хлебов и березовыми лесками, на высоком берегу реки стояла усадьба Белый ключ, старинная вотчина князей Тулуповых. Дедовский деревянный дом, расположенный в овражке, был заколочен и запущен. Новый дом с колоннами, в греческом стиле, обращен на речку и на заречные поля. Задний фасад его уходил двумя крыльями в парк, где были и озерца, и островки, и фонтаны.

 

Кроме того, в различных уголках парка можно было наткнуться на каменную женщину со стрелой, или на урну с надписью на цоколе: "Присядь под нею и подумай - сколь быстротечно время", или на печальные руины, оплетенные плющом. Дом и парк были окончены постройкою лет пять тому назад, когда владелица Белого ключа, вдова и бригадирша, княгиня Прасковья Павловна Тулупова, внезапно скончалась в расцвете лет. Именье по наследству перешло к ее троюродному братцу, Алексею Алексеевичу Федяшеву, служившему в то время в Петербурге.

 

Алексей Алексеевич оставил военную службу и поселился, тихо и уединенно, в Белом ключе вместе со своей теткой, тоже Федяшевой. Нрава он был тихого и мечтательного и еще очень молод,- ему исполнилось девятнадцать лет. Военную службу он оставил с радостью, так как от шума дворцовых приемов, полковых попоек, от смеха красавиц на балах, от запаха пудры и шороха платьев у него болел висок и бывало колотье в сердце.

 

С тихой радостью Алексей Алексеевич предался уединению среди полей и лесов. Иногда он выезжал верхом смотреть на полевые работы, иногда сиживал с удочкой на берегу реки под дуплистой ветлой, иногда в праздник отдавал распоряжение водить деревенским девушкам хороводы в парке вокруг озера и сам смотрел из окна на живописную эту картину. В зимние вечера он усердно предавался чтению. В это время Федосья Ивановна раскладывала пасьянс; ветер завывал на высоких чердаках дома; по коридору, скрипя половицами, проходил старичок истопник и мешал печи.

 

Так жили они мирно и без волнений. Но скоро Федосья Ивановна стала замечать, что с Алексисом,- так она звала Алексея Алексеевича,- творится не совсем ладное. Стал он задумчив, рассеянный и с лица бледен. Федосья Ивановна намекнула было ему, что:

Сцена 2

Федосья Ивановна:Алексис! Не пора ли тебе, мой друг, собраться с мыслями, да и жениться, не век же в самом деле на меня, старого гриба, смотреть, так ведь может с тобой что-нибудь скверное сделаться...

Алексей Алексеевич: Довольно, тетушка... Нет у меня охоты и не будет погрязнуть в скуке житейской: весь день носить халат да играть в тресет с гостями... На ком же прикажете мне жениться, вот бы хотел послушать?

Федосья Ивановна: У Шахматова-князя пять дочерей, все девы отменные. Да у князя у Патрикеева четырнадцать дочерей... Да у Свиньиных Сашенька, Машенька, Варенька...

Алексей Алексеевич: Ах, тетушка, тетушка, отменными качествами обладают перечисленные вами девицы, но лишь подумать,- вот душа моя запылала страстью, мы соединяемся, и что же: особа, которой перчатка или подвязка должна приводить меня в трепет, особа эта бегает с ключами в амбар, хлопочет в кладовых, а то закажет лапшу и при мне ее будет кушать...

Федосья Ивановна:Зачем же она непременно лапшу при тебе будет есть, Алексис? Да и хотя бы лапшу,- что в ней плохого?..

Алексей Алексеевич: Лишь нечеловеческая страсть могла бы сокрушить мою печаль, тетушка... Но женщины, способной на это, нет на земле...

Сказав это, Алексей Алексеевич взглянул длинным и томным взором на стену, где висел большой, во весь рост, портрет красавицы, Прасковьи Павловны Тулуповой. Затем, со вздохом запахнув китайского рисунка шелковый халат, набил табаком трубку, сел в кресло у окна и принялся курить, пуская струйки дыма.

Федосья Ивановна: Если ты человек,- люби человека, а не мечту какую-то бессонную, прости господи...

СЛУГИ:

 

Алексей Алексеевич не ответил. За окном, куда он смотрел со скукой, на дворе, поросшем кудрявой травкой, стоял рыжий теленок и сосал у другого теленка ухо. Двор полого спускался к речке, на берегу ее в лопухах сидели гуси, белые, как комья снега; один поднялся, взмахнул крыльями и опять сел. Было знойно и тихо в этот полуденный час. За рекой над полосами хлебов колебались и дрожали прозрачные волны жара. По дороге, выбегающей из березового леска, ехал верхом мужик; вот он спустился к броду,- лошадь зашла по брюхо в речку и стала пить; потом он, распугав гусей, болтая локтями и пятками, поскакал в гору и крикнул что-то дворовой девке, тащившей охапку соломы, засмеялся, но, заметив в окошке барина, спрыгнул с лошади и снял шапку.

Спиридон:Барин, я почту привез! Письмо и книги!

Алексей Алексеевич: Тетушка – письмо вам!

Федосья Ивановна:Фимка! Очки принеси! Почитай мне пока, Алексис, какие новости в столице?

Развернув журнал, читает…

Алексей Алексеевич: "Первый несчастный источник ипохондрии есть жестокое и продолжительное любострастие и такие страсти, которые содержат дух в непрерывном печальном положении; человек, обеспокоенный такими пристрастиями, коим выхода он не чает, ищет уединения, погружается отчасу в глубочайшую печаль, покуда, наконец, нервы желудка и кишек его не придут в изнеможение..."

Итак, меня ожидает ипохондрия: страсти, сжигающей мою душу, нет выхода.

 

Сцена 3

РАЗГОВОРЫ СЛУГ

Полгода тому назад Алексей Алексеевич, заканчивая отделку некоторых комнат, посетил в поисках за вещами старый дом. Как сейчас он вспоминает эту минуту. Солнце садилось в морозный закат. По холодеющим полям уже закурилась поземка. Древняя ворона, каркая, снялась с убранной инеем березы и осыпала снегом Алексея Алексеевича, идущего в лисьем тулупчике по дорожке, только что расчищенной в снегу вдоль берега.

 

На речке, присев у проруби, деревенская девушка черпала воду; подняла ведра на коромысло и пошла, оглядываясь на барина, круглолицая и чернобровая. На деревне между сугробами зажигался кое-где свет по замерзшим окошечкам; слышался скрип ворот да ясные в морозном вечере голоса. Унылая и мирная картина.

 

Алексей Алексеевич, взойдя на крыльцо старого дома, велел отбить дверь и вошел в комнаты. Здесь все было покрыто пылью, ветхо и полуразрушено. Казачок, идущий впереди, освещал фонарем то позолоту на стене, то сваленные в углу обломки мебели. Большая крыса перебежала комнату. Все ценное, очевидно, было унесено из дома. Алексей Алексеевич уже хотел вернуться, но заглянул в низкое пустое зальце и на стене увидел висевший косо, большой, во весь рост, портрет молодой женщины. Казачок поднял фонарь. Полотно было подернуто пылью, но краски свежи, и Алексей Алексеевич разглядел дивной красоты лицо, гладко причесанные пудреные волосы, высокие дуги бровей, маленький и страстный рот с приподнятыми уголками и светлое платье, открывавшее до половины девственную грудь. Рука, спокойно лежащая ниже груди, держала указательным и большим пальцем розу.

 

Алексей Алексеевич догадался, что это портрет покойной княгини Прасковьи Павловны Тулуповой, его троюродной сестры, которую он видал только будучи ребенком. Портрет сейчас же был унесен в дом и повешен в библиотеке.

 

Много дней Алексей Алексеевич видел перед собой этот портрет. Читал ли книгу,- он очень любил описания путешествий по диким странам,- или делал заметки в тетради, куря трубку, или просто бродя в бисерных туфлях по навощенному паркету, Алексей Алексеевич подолгу останавливал взгляд на дивном портрете. Он понемногу наградил это изображение всеми прекрасными качествами доброты, ума и страстности. Он про себя стал называть Прасковью Павловну подругой одиноких часов и вдохновительницей своих мечтаний.

 

Однажды он увидел ее во сне такою же, как на портрете,- неподвижной и надменной, лишь роза в ее руке была живой, и он тянулся, чтобы вынуть цветок из пальцев, и не мог. Алексей Алексеевич проснулся с тревожно бьющимся сердцем и горячей головой. С этой ночи он не мог без волнения смотреть на портрет. Образ Прасковьи Павловны овладел его воображением.

 

Федосья Ивановна вернулась в комнату с письмом в руке, с очками на носу и, усевшись напротив Алексея Алексеевича, сказала:

 

Федосья Ивановна : Павел Петрович мне пишет...

Алексей Алексеевич: Какой Павел Петрович, тетушка?

Федосья Ивановна : - Да ты что, Алексис, батюшка мой,- Павел Петрович Федяшев, секунд-майор... Так он пишет разные разности, а вот - для тебя: "...Много у нас в Петербурге наделал шуму известный граф Феникс, или, как его называют,- Калиостро. У княгини Волконской вылечил больной жемчуг; у генерала Бибикова увеличил рубин в перстне на одиннадцать каратов и, кроме того, изничтожил внутри его пузырек воздуха; Костичу, игроку, показал в пуншевой чаше знаменитую талию, и Костич на другой же день выиграл свыше ста тысяч; камер-фрейлине Головиной вывел из медальона тень ее покойного мужа, и он с ней говорил и брал ее за руку, после чего бедная старушка совсем с ума стронулась... Словом, всех чудес не перечесть... Императрица даже склонилась, чтобы призвать его во дворец, но тут случилось препотешное приключение: князь Потемкин воспылал свирепой страстью к жене графа Феникса, родом чешке,- сам я ее не видел, но рассказывают - красотка. Потемкин передавал графу много денег, и ковров, и вещиц; увидав же, что деньгами от него не откупишься, замыслил красавицу похитить у себя на балу. Но в этот же день граф Феникс вместе с женой скрылся из Петербурга в неизвестном направлении, и полиция их понапрасну по сей день ищет..."

 

Алексей Алексеевич прослушал письмо с большим вниманием и перечел его сам. Легкий румянец выступил у него на скулах.

 

Алексей Алексеевич: Все эти чудеса - проявление непонятной магнетической силы,- сказал он.- Если бы мне встретиться с этим человеком... О, если бы только встретиться...- Он заходил по комнате, издавая восклицания.- Я бы нашел слова умолить его... Пусть бы он произвел на мне этот опыт... Пусть воплотил всю мечту мою... Пусть сновидения станут жизнью, а жизнь развеется, как туман. Не пожалею о ней.

Федосья Ивановна: Алешенька, голубчик! Да что ж это делается –то. Одумайся!

Сцена 4

Гром. Молния. Шум. Крики

Алексей Алексеевич задумавшись стоит у окна. К нему сквозь шум пытается прокричаться Федосья Ивановна. Гром резко прекращается.

Алексей Алексеевич: А что?

Федосья Ивановна: Алексис, говорю тебе: гости к нам приехали.

Алексей Алексеевич: Гости? Кто такие?

Федосья Ивановна: Сама не знаю. Карета у них поломалась, и грозы боятся, просятся переночевать.

Алексей Алексеевич: Просить, конечно.

Федосья Ивановна: Да уж я распорядилась. Они мокрое снимают. А ты сам-то пошел бы оделся.

Вбегает Фимка.

Фимка: Матушка, барыня, приезжие-то, провалиться мне,- один из них весь в в черном, как дьявол.

Входит Маргадон

Маргадон: Господин приветствует вас, сударь, и просит передать, что с отменным удовольствием принимает приглашение отужинать с вами.

Алексей Алексеевич: Скажи-ка мне, пожалуйста, как имя и звание твоему барину.

Маргадон: Не знаю.

Алексей Алексеевич: То есть как - не знаешь?

Маргадон: Его имя скрыто от меня.

Алексей Алексеевич: Э, братец, да ты, я вижу,- плут. Ну, а тебя по крайней мере как зовут?

Маргадон: - Маргадон.

Алексей Алексеевич: Ты что же - эфиоп?

Маргадон: Я был рожден в Нубии,при фараоне Аменхозирисе взят в плен и продан моему господину.

Алексей Алексеевич: Что ты мне рассказываешь?.. Сколько же тебе лет?

Маргадон: Более трех тысяч...

Алексей Алексеевич: А вот я скажу твоему барину, чтобы тебя высекли… Пошел вон! Фимка! Проводи…

Маргадон поклонился так же почтительно и вышел.

Алексей Алексеевич хрустнул пальцами, приводя себя в душевное равновесие, затем подумал и рассмеялся.

Федька в это время распахнул обе половинки резных дверей, и в комнату вошли под руку кавалер и дама. Начались поклоны и представление.

Калиостро:- Графиня,- наш хозяин. Сударь,- моя жена.

Алексей Алексеевич:Очень приятно, сударыня! Какая жалость, что погода так дурна,

Но она способствовала нашему с вами знакомству, чему я несказанно рад… (предложил ей руку и повел к столу)

Мария: У вас очень красиво!

Алексей Алексеевич:- Прошу великодушно простить меня, знакомясь, я не совсем расслышал ваше имя.

Калиостро: Граф Феникс.

Алексей Алексеевич.- Так вы и есть знаменитый Калиостро, о чудесах ваших говорит весь свет?

Калиостро: Да, я Калиостро. весь мир говорит о моих чудесах. Но происходит это от невежества. Чудес нет. Есть лишь знание стихий природы, а именно: огня, воды, земли и воздуха; субстанций природы, то есть - твердого, жидкого, мягкого и летучего; сил природы: притяжения, отталкивания, движения и покоя; элементов природы, коих тридцать шесть, и, наконец, энергий природы: электрической, магнетической, световой и чувственной. Все сие подчинено трем началам: знанию, логике и воле, кои заключены вот здесь.

Алексей Алексеевич - Я также не раз слыхал, ваше сиятельство, что хорошее пищеварение вселяет веселые мысли, а дурное повергает в скорбь и даже вызывает ипохондрию. Но есть и другие причины...

Калиостро: Несомненно.

Алексей Алексеевич: Осмелюсь взять хотя бы в пример себя... Расстройство моих чувств началось вот от этого портрета...

 

Калиостро обернул голову, оглядел портрет и опять закрыл бровями глаза.

 

Тогда Алексей Алексеевич рассказал историю портрета, написанного во Франции (об этом он узнал от тетушки), и то, как нашел его в старом дому, и, наконец, все свои чувства и несбыточные желания, какие привели его к ипохондрии.

 

Во время рассказа он взглядывал несколько раз на графиню. Она внимательно слушала. Наконец Алексей Алексеевич, поднявшись с кресла и указывая на портрет, воскликнул:

 

Алексей Алексеевич - Еще сегодня я говорил Федосье Ивановне: ах, если бы мне встретить графа Феникса, я бы умолил его воплотить мою мечту, оживить портрет, а там,- хотя бы это стоило мне жизни... (посмотрев на Марию)

Мария: Ах!

Калиостро: Материализация чувственных идей, одна из труднейших и опаснейших задач нашей науки... Во время материализации часто обнаруживаются роковые недочеты той идеи, которая материализуется, а иногда и совершенная ее непригодность к жизни... Однако я попросил бы у хозяина пораньше нас отпустить спать.



2015-12-04 306 Обсуждений (0)
Гром. Молния. Шум. Крики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гром. Молния. Шум. Крики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)