Темы для самостоятельного изучения.
Наименование
раздела дисциплины,
тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля.
| |
|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии.
Тема 1. Тифлопсихология как наука.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Становление тифлопсихологии как науки и современные тифлопсихологические исследования.
|
| Выступление с докладами
| |
Тема 2. Причины нарушений зрения. Классификация лиц с нарушенным зрением.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Роль зрения в познании окружающего мира. Особенности зрительного восприятия. Свойства восприятия.
|
| Тестирование
| |
Тема 3. Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с
нарушениями зрения.
| Вопросы для самостоятельного изучения: -Теории компенсации ( З.Фрейд, А.Адлер, Л.С.Выготский)
-Теоретические подходы к компенсации слепоты М.И. Земцовой.
|
| Выступление с докладами
| |
Тема 4. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением.
| Разработка модуля программы реабилитации
|
| Презентация модуля
| |
Раздел 2. Особенности познавательных процессов
при нарушениях зрения.
Тема 5. Особенности сенсорных процессов при нарушениях зрения. Осязание.
| Вопросы для самостоятельного изучения :
Сенсорная организация психики человека при нарушениях зрения.
|
| проект
| |
Тема 6. Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 7. Особенности формирования представлений у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 8. Ориентировка в пространстве лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 9. Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 10. Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 11. Развитие внимания у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 12. Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Раздел 3. Своеобразие личностного развития лиц с нарушениями зрения.
Тема 14. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 15. Специфика межличностных отношений у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 16. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.
| Не предусмотрено
| | | |
Раздел 4. Развитие деятельности лиц с нарушениями зрения.
Тема 17. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности.
| Не предусмотрено
| | | |
Тема 18. Особенности развития предметной и продуктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 19. Особенности развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
|
| Защита реферата
| |
Тема 20. Особенности формирования учебной деятельности у детей с нарушениями зрения.
| Разработка этапов работы по профилактике неуспеваемости
|
| Презентация разработки
| |
Тема 21. Трудовая деятельность лиц с нарушениями зрения.
| Вопросы для самостоятельного изучения
Профессионально-трудовая адаптация лиц с нарушениями зрения.
Разработка модуля адаптации
|
| Представление презентации модуля адаптации
| |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Занятие 1.
Тема:Тифлопсихология как отрасль специальной психологии
Форма проведения-ПР (4 ч.)
.
План:
- Предмет тифлопсхиологии.
- Задачи тифлопсихологии.
- Связь тифлопсихологии с другими научными дисциплинами.
Вопросы для обсуждения:
- Охарактеризуйте объект, предмет, задачи тифлопсихологии как науки.
- Проблемы тифлопсихологии на современном этапе.
- Биографии тифлопсихологов, общественных деятелей прошлого как способ познания предмета истории тифлопсихологии.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить глоссарий: тифлопсихология; детская тифлопсихология; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие.
Форма отчетности: терминологический словарь.
2. Составить блок-схему содержательных связей тифлопсихологии с другими науками.
Наука
| Предмет науки, ключевые теоретические позиции
|
Возрастная анатомия и физиология человека
| |
Анатомия, физиология и патология органов зрения детей
| |
Общая психология
Возрастная психология
Педагогическая психология
Специальная психология
Тифлопсихология
| |
Общая педагогика
Дошкольная педагогика
Специальная педагогика
Дошкольная тифлопедагогика
| |
Форма отчетности: таблица.
3.Подготовит конспект (2).
Список литературы:
Основная:
- Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.
- Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.- № 5.-С.57-63.
Дополнительная:
- Специальная психология / под ред. Лубовского. – М., 2003.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.
Занятие 2.