Выявить результаты эксперимента, дать объяснение
Диагностику лидерских способностей каждого проведём на следующем ПЗ. Задание. Выполнить письменно в тетради. Выявить результаты эксперимента, дать объяснение Социологический практикум (из "Социология" практикум. М., 1993, С. 103) В США был проведен эксперимент в бригадах плотников и каменщиков с изменившимся по мере производственной необходимости составом: 20 плотников и 16 каменщиков были распределены по бригадам на основе вза- имных симпатий, выявленных в результате социометрического опроса. В ка- честве контрольных групп были использованы бригады, состав которых оп- ределялся на случайной основе. По удовлетворенностью работой, текучес- ти кадров и др. показателям до начала эксперимента контрольные и экс- периментальные бригады не различались между собой. Но после экспери- мента между ними обнаружились существенные различия, представленные в таблице: ¦ Показатели ¦ Контрольные ¦ Экспериментальные ¦ ¦ эффективности работы ¦ группы ¦ группы ¦ ¦ ------------------------------------ ¦ ¦ до начала ¦ после ¦до начала ¦ после ¦ +---------------------------+----------+---------+----------+--------+ ¦Затраты рабочей силы ¦ 3,59 ¦ 3,49 ¦ 3,66 ¦ 2,87 ¦ ¦Материальные затраты ¦ 3,60 ¦ 3,32 ¦ 3,34 ¦ 3,14 ¦ ¦Текучесть кадров ¦ 2,30 ¦ 3,70 ¦ 2,70 ¦ 0,30 ¦ ¦Удовлетворенность работой ¦ 39,3 ¦ 39,3 ¦ 38,5 ¦ 44,8 ¦
Стили лидерства
Личностные качества лидера, конечно же, играют большую роль в его практической деятельности. Однако в конечном итоге важнее не то, что представляет собой лидер как личность, а то, что эта личность делает и как себя ведет. Поэтому исследователями лидерства было предложено несколько подходов к описанию поведения лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства. Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, вьделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами. Поэтому были предприняты попытки усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров. Позднее Р. Танненбаум и У. Шмидт предложили схему, получившую название континуума лидерского поведения (рис. 1.2), которая показывает, что лидер имеет широкий выбор форм поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера: формальная власть (т.е. власть, которой обладает лидер вследствие своего формального положения в организации) или личностные качества. Если власть лидера основывается преимущественно на его личностных качествах, то поведение лидера в большей степени демократическое и ориентировано на отношения; лидер при этом предоставляет последователям большую свободу действий. При движении к противоположному концу континуума поведение лидера становится более авторитарным и ориентированным на решение задачи, причем последователям предоставляется все меньше свободы действий.
Рис. 1.2. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту
Однако, пожалуй, наибольшую популярность среди практиков получила система описания стилей лидерства, получившая название «управленческой решетки», предложенная Р. Блейком и Дж. Моутон. «Управленческая решетка» — это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная — его ориентацию на отношения между людьми. Оси шкалированы (от 1 до 9). На рис. 1.3 показана «управленческая решетка» и даны описания пяти стилей с указанием соответствующих координат.
Рис. 1.3. Управленческая решетка Блейка-Моутон
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |