Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНДРОНИК I КОМНИН (ок. 1120–1185)



2015-12-06 479 Обсуждений (0)
АНДРОНИК I КОМНИН (ок. 1120–1185) 0.00 из 5.00 0 оценок




Византийский император с 1183 года. Добившись демагогией поддержки народа, захватил престол. Проводил политику террора по отношению к аристократии. Свергнут знатью Константинополя и казнен.

После смерти Мануила Комнина 24 сентября 1180 года Византией стали править вдова императора Мария и ее фаворит, племянник Мануила протосеваст Алексей Комнин. Номинальным же императором был 11-летний сын Мануила Алексей. В своей внутренней политике регентша Мария и протосеваст опирались преимущественно на иностранцев-«латинян», которые к тому времени стали влиятельной силой не только в экономической, но и в военной и административной сфере.

Привилегированное положение латинян вызывало резкое недовольство как в народе, так и среди знати. В высших придворных кругах созрел заговор. Дочь Мануила Комнина кесариса Мария, эпарх города Иоанн Каматир, сыновья Андроника Комнина и другие подготавливали убийство протосеваста. Покушение было назначено на 17 февраля 1181 года, но в силу случайных обстоятельств его осуществить не удалось, а в марте «заговор двенадцати» был раскры. Заговорщики попали в темницу, только Мария вместе с мужем, кесарем Райнером Монферратским, нашла убежище в храме св. Софии. Отсюда она начала призывать народ к восстанию. В Константинополе вспыхнуло возмущение, народ кинулся громить дома тех богачей, кто пользовался расположением императрицы и протосеваста.

За развитием событий внимательно следил Андроник Комнин. Он принадлежит к числу наиболее колоритных фигур в истории Византии. Его безрассудная смелость, авантюрные похождения, энергия и настойчивость в достижении цели снискали ему среди современников широкую популярность.

Отлично знавший Андроника историк Никита Хониат рассказывает, что тот был искусен во всех забавах и рыцарских потехах, неотразим для женщин, соблюдал умеренность в еде и питье, чтобы поддерживать физическую форму. Война была его любимым занятием. Это был чернобородый византийский лев, созданный эпохой и страной и безнадежно испорченный властью и изменами. У Андроника было еще одно важное в Византии качество: он был талантливым актером, который мог играть роль светского льва, демократа, пекущегося о народе, и благородного воина, проливающего слезы над гробницей врага. Неизвестно, когда он был искренен. Может быть, никогда. Но умел находить друзей и союзников, потому что никто лучше его не умел одурачивать людей.

Андроник был очень начитан, знал несколько языков, был автором ряда философских сочинений и остроумных эпиграмм, не верил ни в бога, ни в черта и стремился лишь к власти и наслаждениям.

Андроник и его брат Иоанн были сыновьями Исаака Комнина, младшего брата покойного императора Иоанна. Исаак Комнин, хотя и хранил верность старшему брату, доверием его не пользовался, и вся жизнь его прошла в странствиях, а порой и в бегстве от брата. Сыновья сопровождали отца. Еще мальчиком Андроник повидал немало стран, научился разбираться в интригах, бояться собственных родственников и никому не верить. Исаак умер в изгнании Старший его сын, Иоанн, отказался вернуться в Константинополь, остался у конийского султана и даже перешел в мусульманство Младший, Андроник, был взят в императорский дворец, где его воспитывали вместе с наследником престола Мануилом.

Двоюродные братья были ровесниками, оба родились в 1120 году. Братья дружили, оба стремились к приключениям и могли удовлетворять самые невероятные капризы. Очевидно, этой дружбой можно объяснить несвойственную для византийских нравов снисходительность Мануила к кузену в последующие годы.

Соперничество с двоюродным братом, вражда с родственниками, часто страдавшими от острого языка Андроника, любовные истории, в которых влюбчивый принц никогда не думал о последствиях, рыцарские эскапады — все это увеличивало и популярность Андроника, и ненависть к нему. Особенно обострились отношения с двором, когда у Андроника завязался роман с его двоюродной сестрой Евдокией. Ее родные возмутились, в чем была доля ханжества. Родная сестра Евдокии Феодора была официальной любовницей императора, и это возмущения не вызывало. Но разница в положении привела к тому, что все обвинения и упреки, которым должен был бы подвергнуться император, обрушились на Андроника.

Осторожный Мануил решил отправить кузена в почетную ссылку. В 1152 году Андроник был послан в Киликию, чтобы возглавить войска, воевавшие с сельджуками.

Андроник кампанию провалил. Он выиграл несколько сражений, отважно гарцуя впереди войска и размахивая мечом, но в конце концов вынужден был отступить и отдать важные малоазиатские области. К тому же Мануилу донесли, что Андроник завязал подозрительные отношения с конийским султаном и королем Иерусалима.

Мануил, прежде чем кузен успел сколотить антивизантийскую коалицию, направил его в другой конец империи, на границу с Венгрией. Там, вместо того чтобы блюсти интересы Византии, Андроник вступил в сношения с венгерским королем, выясняя, поможет ли тот ему захватить трон в Константинополе. Однако и тут шпионы Мануила не дремали. Тайная переписка Андроника была перехвачена и доставлена Мануилу. И на этот раз Мануил ограничился семейным выговором.

Наконец родственники сообщили императору, что Андроник готовит на него покушение.

Была ли в том доля истины, неизвестно, но Андроник был немедленно арестован, закован в кандалы и отвезен в Константинополь. Андроник провел в тюремной башне, в условиях, которые убили бы менее выносливого узника, девять лет, до 1164 года.

Он вошел в нее 35-летним бравым рыцарем, а вышел пожилым, поседевшим, озлобленным и много передумавшим человеком. И если раньше Мануил имел в его лице ненадежного подданного, то теперь получил непримиримого врага.

Сбежав из темницы, Андроник искал убежища сначала на Руси у галицкого князя Ярослава Владимировича (около 1164 года), а с 1166 года начал жизнь скитальческую, переходя из одной страны в другую. Был в Антиохии, Палестине, Дамаске, Багдаде, наконец, в Грузии. Можно полагать, что он провел около 15 лет при дворах различных государей Востока.

Незадолго до смерти царь Мануил пригласил его в Константинополь, взяв с него слово не искать власти при малолетнем Алексее II, и определил ему местом жительства один из черноморских городов. Здесь Андроник и услышал о смерти Мануила. Андроник, обуреваемый жаждой мести, но не нашедший еще надежного способа обрести корону, писал письма императору, патриарху Константинополя и самым видным людям государства, высказывая им свою боль по поводу излишеств и недостатков двора, и утверждал, что совершенно необходимо положить предел не в меру выросшему влиянию регентши и первого министра. Письма эти были написаны с большим искусством, и казалось, что Андроник исполнен одним чувством — любовью к общественному благу, и думает лишь о том, как уврачевать зло, опустошающее империю.

Народное восстание сразу же вылилось в широкое социальное движение, в котором потонула вражда к латинянам. Примечательно, что к восстанию примкнули итальянские воины. Движение приняло столь радикальный характер, что Мария с мужем и сочувствующий им патриарх Феодосии пошли на примирение с правительством.

И тут пришла пора выйти на сцену Андронику. Когда он двинулся из своего города к Константинополю, правительственные отряды немедленно стали переходить на его сторону, отовсюду к нему спешили войска провинциальных правителей, и армия его росла как снежный ком. Разрозненное сопротивление верных правительству войск не могло задержать его продвижение. Лишь в некоторых местах (Никея, Фракисийская фема) ему было оказано сопротивление — Малая Азия приветствовала его («Каждый в это время призывал Андроника», — утверждает Евстафий Солунский). Накануне вступления в столицу Андроник спровоцировал избиение «латинян» — приближенных протосеваста Алексея, привилегированных воинов, итальянских купцов. В уличных боях в первую очередь принял участие «городской демос», простой люд. Начались сражения с французами и немцами. Андроник не спешил — он стоял лагерем в Халкедоне, принимал сторонников и ждал момента, чтобы ударить наверняка.

Весной 1182 года, исчерпав все возможности сопротивления, правительство было вынуждено открыть ворота Константинополя перед Андроником. Его торжественно встречали как освободителя не только толпы народа, но и патриарх Феодосии и кесарисса Мария.

Вступив в столицу, Андроник обратился к народу с речью, в которой не пожалел пафоса и слез. Он клялся всеми святыми, что пришел исключительно для того, чтобы освободить обожаемого юного императора Алексея от господства безнравственных людей, что его интересует лишь благоденствие империи, что власть ему не нужна и он верный сын отечества. У него лишь одно желание — оградить императора от вредного влияния его распутной матери и ее фаворита, которых он просит добровольно отказаться от власти. Началось его трехлетнее правление сначала в качестве регента при Алексее II, а с 1183 года — единодержавного василевса.

Андроник выступил в тот момент, когда давно сдерживаемое недовольство политикой Мануила I прорвалось наружу. Он оказался центром, объединявшим самые различные круги. Возможно, что на первых порах его поддерживали известные слои мелкой и средней провинциальной знати и даже свободное крестьянство. Зато провинциальные города (особенно города Малой Азии) не симпатизировали узурпатору Андронику пришлось подавлять восстания в Филадельфии, Лопадии, Никее, Прусе. Во главе восставших малоазийских городов стояли обычно представители местной феодальной аристократии.

Наиболее энергичную поддержку Андронику оказал Константинополь. Если верить Евстафию, Андроника боготворили константинопольские горожане, городская толпа; его поддерживала также и определенная часть столичной знати — «малочисленные отбросы синклита». Действительно, антилатинские тенденции Андроника могли привлечь на его сторону различные круги населения столицы, ненавидевшего западных советников и воинов Мануила.

Две черты отличали политическую деятельность Андроника — демагогия и безжалостный террор. Без малейшего затруднения он проливал потоки слез, он целовал колени патриарха Феодосия, твердо решив, что добьется его смещения; он лил слезы на могиле Мануила I и просил не уводить его прочь, дать побыть еще у гробницы покойного императора, которого он ненавидел и против которого постоянно затевал заговоры. Он приказал выставить в одной из столичных церквей свое изображение: василевс представлен был там в простой крестьянской одежде, с косой в руках — словно настоящий крестьянский царь.

Изображая себя народолюбцем, Андроник стремился уничтожить всех, кто стоял на его пути к власти, всех, кто мог быть его соперником. Жертвами репрессий пали многие представители константинопольской знати. Никита Хониат вспоминает тех, кто кончил жизнь в темнице, лишился глаз, был изгнан из своего дома.

К жестокости Андроника прибавилась и самая черная неблагодарность. Кесарису Марию он тайно извел ядом. Способ этот был обычен для тех, кто хотел избавиться от соперника или неугодного соратника, не прибегая к услугам палача. В отношении матери Алексея он действовал еще откровеннее Она была обвинена в заговоре против государства, и судьи тирана охотно приговорили ее к смерти, а император, ее сын, подписал этот гнусный приговор. Евнух, уже прославленный тем, что отравил Марию, своими руками задушил императрицу и сбросил ее труп в море.

Все конкуренты были принесены в жертву. Оставался один лишь император, и в 1183 году Андроник умертвил Алексея II, а его вдову, юную Агнесу, сделал своей наложницей.

Голова Алексея была доставлена Андронику, который сказал, с презрением его разглядывая: «Отец твой был лжецом, мать — развратницей, а сам ты — трусом». В течение нескольких дней он не расставался с головой Алексея, дабы досыта усладить взгляд столь приятным ему зрелищем. Потом ее выбросили в море вместе с прочими останками. Такова была судьба молодого правителя, который в течение трех лет своего властвования был рабом своей матери, своего первого министра, своего опекуна и своих удовольствий.

Беспощадно истребляя своих действительных и мнимых врагов, Андроник обеспечил себе в столице безраздельную власть.

Верный себе, Андроник и этим расправам придал демагогический характер. Он редко прибегал к тайным убийствам, предпочитая создавать судебные дела и добиваться формального осуждения. Официально выставлялись проскрипционные списки «предателей родины» с указанием того рода казни, которая их ждала. Сам он не подписывал приговоров, а поручал это судьям. Впрочем, нашлось немало охотников воплощать в судебных решениях неясный намек или жест императора.

По-прежнему практиковались земельные пожалования крупным землевладельцам, и если при Алексее II действительно было принято решение о снижении налогов с афинян, то затем Андроник отправил в Афины податного чиновника Хумна, который провел перераспределение податных ставок таким образом, что от этого выиграли только крупные собственники.

Большое внимание уделялось деятельности государственного аппарата. Андроник предоставил видимость политической роли синклиту, который третировали первые Комнины; было повышено жалование наместникам провинций, запрещалась продажа должностей, усиливался контроль за сборщиками налогов. Тогда даже говорили, что податные чиновники разбегаются от одного имени Андроника. Значительные перемены были произведены и в высшей церковной иерархии. Непокорного патриарха Феодосия сместили и заменили видным дипломатом Василием Каматиром, находившимся в опале в последние годы правления Мануила I. Новый патриарх тут же приступил к чистке клира и в соответствии с программой Андроника стал демагогически заигрывать с народными массами. Вместе с тем, по-видимому, правительство Андроника провело конфискацию части церковного имущества.

Еще при жизни Алексея II, в декабре 1182 года, были отменены распоряжения Мануила I, запретившего перепродавать пожалованную императором землю лицам, не принадлежащим к знати или к числу стратиотов. Вслед за тем Андроник провел через синклит постановление, отменявшее так называемое береговое право — обычай, разрешавший прибрежным жителям грабить выброшенные бурей корабли. Таким образом он попытался сбросить путы, наложенные на византийскую торговлю Алексеем I и его преемниками. Но вместе с тем Андроник нанес смертельный удар византийской торговле, капитулировав перед Венецией, он обещал освободить арестованных при Мануиле купцов, возместить убытки, понесенные венецианцами в 1171 году. Венецианские фактории вскоре стали вновь возникать в различных городах империи.

После триумфального въезда в Константинополь Андроник перестал скрывать сущность своей политики и, по признанию современника, откровенно издевался над простодушием восторженно встречавших его столичных жителей. В целом же преобразования Андроника не затрагивали сложившейся системы эксплуатации, не меняли устоявшихся классовых отношений. Кровавые репрессии, направленные против столичной знати, были обусловлены в первую очередь стремлением узурпатора обеспечить себе безраздельную власть.

Но Андроник недолго удерживал власть. В 1185 году он оказался неспособным отразить нашествие сицилийских норманнов. В том же году отпал Кипр, где утвердился другой родственник Мануила — Исаак Комнин. Андроник терял популярность в народе, у него оставалось все меньше и меньше сторонников.

В то время как он продолжал защищать себя против действительных и мнимых врагов жестокими казнями и заточениями, его приверженцы посоветовали ему попытаться открыть тайных врагов посредством магии, при помощи лиц, искусных в отгадывании будущего. Злой гений царя Стефан Агиохристофорит донес Андронику, что от 11 до 14 сентября самым опасным оказывается имя, начинающееся на «Ис». Андроник только посмеялся над оракулом, ибо подумал о «кипрском» Исааке. Но Агиохристофорит имел в виду Исаака Ангела.

Вечером 11 сентября Андроник повелел захватить этого Исаака и заключить под стражу. Но Исаак, оборояясь, нанес смертельный удар Агиохристофориту и в поисках защиты скрылся в храме св. Софии. К счастью для него, в городе не было царя и у ворот храма вскоре собралась большая толпа сочувствующих ему людей. К утру следующего дня стали высказываться пожелания, чтобы Исаак возложил на себя корону.

В городе начались беспорядки, были открыты темницы и выпущены из них заключенные.

Вооруженная толпа окружила храм св. Софии и потребовала провозглашения Исаака царем. Патриарх Василий Каматир совершил коронацию и сопровождал нового царя по улицам города в торжественной процессии. Поэтому, когда 12 сентября 1185 года Исаак Ангел призвал народ к восстанию, константинопольский плебс немедленно откликнулся на этот призыв. Андроник, видя из окон своего дворца наступающие отряды вооруженных людей, пытался бежать. Он сбросил знаки императорского достоинства и тайно укрылся на галере. Разыгравшийся шторм помешал галере выйти в море, тирана схватили и в цепях привели во дворец, где привязали к столбу. Андроника вывели на площадь, отрубили ему правую руку и бросили в темницу. Любой другой умер бы от таких мучений, но могучий организм Андроника перенес и это. Через несколько дней, в течение которых его не кормили и не поили, его вновь вытащили на солнце и выкололи глаза. Затем на верблюде провезли по улицам Константинополя. Наконец страшная процессия достигла ипподрома. Императора повесили вниз головой на перекладине, укрепленной между двумя колоннами. Говорят, что Андроник повторял разбитыми губами «За что вы так яритесь на сломанный тростник?»

Прибежали и франки, которые не забыли погром в их квартале, устроенный по наущению Андроника. Они начали пробовать остроту своих мечей на теле Андроника и спорили, чей удар сильнее. Эти удары и прекратили его страдания.

В те дни, когда изуродованный труп Андроника валялся на ипподроме, в столице отыскивали и предавали мучительной смерти всех, кто был ему верен. Были арестованы и сыновья императора. Сдержанному и умному Мануилу выкололи глаза, отчего он скончался.

Исаак Ангел, который хотя и считался императором тихим, незлобным, проведшим десять лет своего правления (пока не был свергнут и ослеплен собственным братом) в забавах, охоте и иных развлечениях, старался как можно быстрее уничтожить всех родственников Андроника, чтобы избавиться от возможных мстителей.

Уже через несколько дней после его прихода к власти эта задача была выполнена. За одним исключением таинственно исчезли Алексей и Давид, маленькие внуки Андроника, дети Мануила. Был отдан строжайший приказ отыскать и убить мальчиков, старшему из которых было в то время только четыре года. Были допрошены и подвергнуты пытке все, кто имел к ним отношение слуги, няньки и придворные Мануила. Но след малышей простыл.

ЧИНГИСХАН (ок. 1155–1227)

Основатель и Великий хан Монгольской империи (с 1206 года), организатор завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы. Походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению татаро-монгольского ига в завоеванных странах.

Будущий завоеватель родился в 1155 году в местности Дэлюн Болдог на реке Ононе. Отец Темучина (Тэмуджина) Есугэй-батор командовал воинами племени тайджиутов. Он окружил себя многочисленными нукерами, владел огромными стадами. Первенец Есугэя родился, когда тот вернулся из похода на татар, захватив в плен знаменитого татарского богатыря Темучина. И потому мальчика назвали в его честь. Всех поразило то, что, когда Темучин родился, в кулачке он сжимал сгусток крови. Все поняли это однозначно он станет жестоким и кровожадным.

В 1166 году Есугэй был отравлен враждовавшими с ним татарами. После смерти Есугэй-батора нукеры покинули его семью, и вскоре улус Есугэй распался. Жена и дети Есугэя недолго оставались в нужде. Старший сын Темучин установил союз с андой (другом) отца, влиятельным кэрэитским ханом Тогорилом, и своим андой Джамухои и начал собирать бывших подданных своего отца. Темучин вместе с Тогорилом и Джамухои напали на маркитов, разбили их и поделили между собой военную добычу.

Однако союз этих троих продолжался недолго из-за вражды между Темучином и Джамухои, претендовавшими на власть в улусе. В бою у Далан Балжута Джамуха разбил соперника, но использовать победу для укрепления своего положения не сумел. Темучин с помощью щедрых наград привлек на свою сторону большинство племен, подвластных Джамухе. В 1190 году при ахтивной поддержке нукеров и нойонства он захватил власть в улусе.

Темучин с целью сплочения вокруг себя нойонства и нукеров предоставлял им различные привилегии, в частности, он учредил привилигированное сословие дарханов. Дарханы были освобождены от всяких налогов, могли не делиться своей добычью, не наказывались за первые девять проступков. Темучин занялся организацией своих войск по десятичной системе. Он назначил верных ему нойонов во главе каждой тысячи, а также начальников сотен и десятков.

Была организована гвардия кэшик, состоявшая из двух частей: «80 человек кэбтэулов — ночной охраны и 70 человек турхаудов — дневной гвардейской стражи». Как указывает «Сокровенное сказание», в кэшик зачислялись главным образом сыновья и братья нойонов, тысячников и сотников.

Укрепило положение Темучина и участие его в организованном Алтан-ханом (цзиньским императором) походе против татарского племени. Темучин вовлек в поход и кэрэитского хана Тогорила. Поход закончился успешно, захваченную добычу, в том числе и пленников, Темучин и Тогорил поделили между собой. Цзиньское государство, отмечая их заслуги в деле усмирения татар, наградило титулом «ван» Тогорила и титулом «джаутхори» Темучина. С тех пор Тогорил стал именоваться Ван-ханом. Указанные события произошли, по-видимому, в 1200 году. Пока Темучин участвовал в походе против татар, Джамухе удалось укрепить свои связи с некоторыми родоплеменными группами. Теперь к Джамухе примкнули татары и тайчжиуты, хатагины, салджеуты, хунгираты, мэркиты, ойраты и др. Они решили провозгласить его своим ханом. Джамуха возобновил вооруженную борьбу с Темучином, но потерпел поражение.

В 1202 году Темучин договорился с Ван-ханом о совместных военных действиях против мэркитов и татар. Ван-хан должен был вести борьбу с мэркитами, а Темучин — с татарами. Осенью Темучин выступил против татар. Поход этот закончился почти полным разгромом последних.

Ван-хан в это время сражался с мэркитами, часть которых была разбита и взята в плен, а остальные бежали в сторону Баргуджин-Токум — на территорию нынешнего Прибайкалья. По окончании этих походов отряды Темучина и Ван-хана двинулись к Алтаю против найманов и покорили их. Однако вскоре между Темучином и Ван-ханом вспыхнула борьба за власть над покоренными племенами. Ван-хан вступил в союз с Джамухой, но победителем из этой борьбы вышел Темучин.

В 1204–1205 годах Темучин, покорив найманов и мэркитов, завершил объединение всех основных племен Монголии под своей властью. На многотысячном курултае, созванном в 1206 году на реке Ононе, монгольское нойонство провозгласило Темучина Чингисханом (от тюркского «тенгиз» — океан, море), т. е. великим ханом монгольских, тюркских и маньчжурских племен.

Наконец он пришел к цели своего восхождения — неограниченной власти.

Провозглашенный во второй раз «Чингисханом силою Тенгри», то есть «государь государей всемогущей властью Вечного Неба», он мог поздравить себя с удачей. Если верить авторам хроник, коронование Темучина было окружено большой пышностью. К небу был поднят тук, незапятнанное знамя с девятью развевающимися на ветру хвостами гнедых лошадей, и шаман Кэкчу, «Небеснейший», лично утвердил права Темучина во время грандиозной церемонии инвеституры. По окончании курултая Чингисхан отпраздновал свой звездный час, раздавая в благодарность награды и высокие посты с поистине монаршей расточительностью. Люди, преданные хану, заслуженные полководцы, получили роскошные подарки, выделенные из трофейных запасов. У хана были сторонники. Отныне у него появятся и придворные. Тем, кто его поддерживал, кто ему льстил, Чингисхан раздает должности и подарки.

Чтобы распоряжаться и управлять своим улусом, он обнародует ясу, кодекс законов. Яса — запрет, правило, смысл которого можно резюмировать одной формулировкой: «Запрещается неповиновение закону и хану!», утверждает нерушимое понятие права.

Теоретически, по крайней мере, это уже не торжество права более сильного. Так, любое преступление должно было быть подтверждено свидетелями, мелкие проступки наказывались только штрафом, существовала градация наказаний. Яса подчеркивала главные добродетели, такие как честность, гостеприимство, верность, родительский долг, сдержанность. Их нарушение влекло за собой наказание. Принятый в 1206 году, этот кодекс законов, освященных традицией, подчинял общество строгой дисциплине.

На заре XIII века дисциплинированность монголов, установленный в их обществе порядок вызывали удивление и восхищение путешественников.

«Татары — самый послушный своим вождям народ в мире, даже в большей степени, чем наши монахи своим настоятелям, — писал несколько наивно Плано Карпини. — Они их бесконечно почитают и никогда не говорят им неправды. Между ними не бывает пререканий, распрей или убийств. Случаются только мелкие кражи. Если один из них теряет каких-нибудь животных, нашедший остерегается присвоить их себе и часто даже приводит их владельцу».

В основу нового государства было положено военно-административное устройство Чингисхан разделил население Монголии на два крыла: правое (барун гар) и левое (джун гар). Крылья состояли из тем (тумэн). «Тьма» включала 10 000 человек, «тысяча» — десять «сотен», «сотня» же, в свою очередь, состояла из десяти «десятков». Таким образом, наименьшей военно-административной единицей в Монголии была группа айлов, обязанная выставлять десять воинов, а самой крупной — владение, дававшее хану возможность мобилизовать 10 000 человек Чингисхан образовал 95 отрядов по тысяче человек.

Тысячниками — военно-административными чинами — были назначены нукеры — вооруженные дружинники Чингисхана. Они управляли аратскими семьями своих тысяч со всех их территорией. Тысячники и сотники получали от хагана долю (хуби) — вознаграждение за службу. Так бывшие нукеры стали вассалами монгольского хана. В мирное время все кочевники обязаны были выполнять разные повинности в пользу хана и нойонов, а во время войны все годные к военной службе призывались в ряды войска, которое, как указывалось, было организовано по десятичной системе.

Войско собиралось не только для походов, но и для облавных охот, которые преследовали не одни хозяйственные цели, но и задачи военной тренировки.

После курултая 1206 года Чингисхан увеличил состав своей личной гвардии — кэшика до 10 000 человек. За нарушение дисциплины гвардейцы (кэ-шиктэны) несли тяжелые наказания. Однако как бы ни была сурова дисциплина в кэшике, состоять в ней считалось большой честью.

Кэшик был не только личной охраной Чингисхана, но и основной силой, с помощью которой он удерживал власть ноионства над рядовыми кочевниками-скотоводами и лесными звероловами и рыболовами.

Чингисхан для укрепления положения правящей династии и централизации страны выделил отдельные улусы своей матери, сыновьям и младшим братьям. Он издал закон с целью прикрепления аратов к нойонам. Согласно Ясе Чингисхана, аратам запрещалось самовольно переходить из одного «десятка» в другой, из одной сотни в другую и т. д.

Чингисхан также учредил должность государственного судьи-заргучи.

Наряду с эксплуатацией монгольских аратов, ограбление покоренных народов стало главной целью захватившего власть Чингисхана, нойонской знати и их дружинников — нукеров.

Монгольские феодалы во главе с Чингисханом видели источник своего обогащения прежде всего в завоевании земледельческих стран. Успеху походов способствовали хорошо организованная монгольская конница и применение сравнительно высокой для того времени военной техники, а также искусство ведения войн монгольскими военачальниками. Одной из главных причин успехов завоевательных походов было и то, что страны Азии и Европы, подвергшиеся нашествию, были значительно ослаблены феодальной раздробленностью и внутренними распрями между феодалами.

В 1211 году Чингисхан начал свои военные действия против Северного Китая под предлогом освобождения монгольских племен от гнета Цзиньского государства, которое в течение многих лет проводило политику раздора и вражды среди кочевников и заставляло их платить дань. После ряда сражений войска Чингисхана проникли далеко в глубь страны ив 1215 году захватили Пекин (Чжунду). Несмотря на капитуляцию города, победители не сдерживали своих инстинктов насильников.

Монголы зарубили тысячи пекинцев Старикам, пытавшимся защитить своих родственников, перерезали горло, женщин швыряли на повозки, полные награбленного добра. В течение месяца целые районы были объяты пожаром. Этот поход еще не привел к захвату территории Китая. Взяв огромную добычу и много пленных, чингисхановские полчища ушли из Китая. Весть о китайском походе Чингисхана и о взятии им Пекина породила массу тревожных слухов в Средней Азии.

Чтобы проверить слухи и составить подлинное представление о возможном своем противнике, глава Хорезмского государства хорезмшах Мухаммед отправил в Монголию одно за другим два посольства. Через некоторое время Чингисхан направил ответное посольство, во главе которого был поставлен хорезмский купец Махмуд Ялавач, находившийся на службе у Чингисхана. Посольство Чингисхана застало хорезмшаха в Бухаре, где и было им принято.

В 1218 году Чингисхан направил в столицу Хорезмского государства Ургенч новый посольский караван с дипломатическими и торговыми целями. Однако в дальнейшем отношения между Чингисханом и хорезмшахом обострились и вылились в вооруженную борьбу.

В 1218 году монгольские войска заняли Восточный Туркестан и Семиречье. Техническое оснащение войска Чингисхана для своего времени было довольно совершенным. Наряду с конницей и пехотой в монгольском войске имелось много осадных стенобитных и камнеметных машин. У Чингисхана были также метательные снаряды, бросавшие глиняные сосуды с горючей жидкостью, в состав которой входила нефть.

Вместе с тем Чингисхан проводил в Средней Азии испытанную им в войне с Китаем политику истребления мирного населения городов и селений в ответ на малейшую попытку дать отпор и обращал в рабство ремесленников.

Зимой 1219/1220 года Чингисхан во главе основных сил двинулся в глубь Мавераннахра к Бухаре. Захватив Бухару, Чингисхан отдал этот богатый и культурный город на разграбление своим воинам.

Все персидские хроники пишут, что разграбление Бухары было чудовищным святотатством, в котором проявилось ужасающее презрение монголов к побежденным, их религии и культуре. Они рассказывают, что монгольские всадники оскверняли святые места, выбрасывали в нечистоты священные книги корана, и что хан ворвался в главную мечеть, приняв ее за дворец шаха. Перед повергнутыми в ужас верующими он верхом на коне бросил своим офицерам, что пора кормить лошадей. Сотни горожан предпочли покончить с собой, чем терпеть издевательства захватчиков. Мужчины убивали своих жен, чтобы над ними не глумился враг. Кади Садр-ад-дин, имам Рох-ад-дин и другие высокопоставленные лица Бухары покончили с собой.

Джувейни обессмертил эту резню, заставив Чингисхана произнести следующие слова: «Я скажу вам, что я — бич Аллаха, и если бы вы не были великими грешниками, Аллах не послал бы меня на ваши головы».

В марте 1220 года монгольскими войсками был занят древний и богатый город Средней Азии Самарканд. После завоевания монголами Самарканд обезлюдел так же сильно, как и Бухара.

Затем Чингисхан начал поход на столицу Хорезма Ургенч. Осада города началась в самом конце 1220 года или в начале 1221-го. Жители проявили подлинную любовь к родному городу, упорно и героически, обороняя его от захватчиков. Только потеряв много тысяч своих воинов, после четырех-пяти-месячной осады войска Чингисхана смогли овладеть столицей Хорезмского государства. Разъяренные победители перебили огромное число горожан, а ремесленников отослали на работы в тыл монгольского войска.

Последним из крупных городов Средней Азии, чье население оказало героическое сопротивление монгольским войскам, был Мерв. Он был взят в 1221 году. В течение четырех суток жители должны были оставить свой город. Монголы выбрали среди них 400 ремесленников и некоторое количество детей, чтобы сделать из них рабов. Остальные были казнены: для этого их распределили по всем воинским частям: каждый воин, принимавший участие в осаде, должен был зарубить мечом от 300 до 400 человек! В окрестностях города десятки тысяч крестьян спрятались в глубине пещер, пытаясь спастись от гигантской бойни, устроенной монголами. Ибн-аль-Асир говорит о 700 000 убитых, в то время как Джувейни, превосходя его в этом страшном подсчете, сообщает, что некий Из-ад-Дин Нассаба «в сопровождении нескольких других провел тринадцать дней и тринадцать ночей, считая людей, убитых в городе. Учитывая только тех, чьи тела были в самом деле найдены, и не считая тех, кто был убит в гротах и пещерах, в деревнях и в пустынных местах, насчитали более 1,3 миллиона убитых».

Еще недавно цветущая, культурная страна теперь обезлюдела. Большинство городов лежало в развалинах. Весть о нашествии Чингисхана на Среднюю Азию широко распространилась по всему Ближнему Востоку.

В 1221 году монголы (татары в русских летописях) вторглись в Азербайджан, а затем и в земли Грузии. Захватив город Шемаху, монголы проникли через горы на Северный Кавказ и оттуда дошли до Крыма, где захватили Судак.

В 1223 году на берегу реки Калки монголы разбили войско, русских князей. Причина поражения русского войска заключалась в том, что русские князья в самый опасный момент не смогли отрешиться от внутренней разобщенности. Монголы, однако, не задержались в южнорусских степях, а двинулись в сторону Средней Волги, к устью Камы, в направлении к булгарскому княжеству. Дальнейшее продвижение не принесло им успеха. Булгары устроили засаду, нанесли монгольским войскам чувствительное поражение и прекратили их дальнейшее наступление.

Осенью 1225 года Чингисхан вернулся на родину и последние полтора года жизни провел в походе против государства тангутов. Тангуты потерпели поражение.

Тангутские города были ограблены и сожжены. Храмы, дворцы и библиотеки были обращены в развалины.

Чингисхану было 64 года, когда он в 1219 году выступил в поход на Запад.

Прошагав к своей славе по горам трупов в Монголии, тангутском государстве, Северном Китае, он не мог не думать о жизни и смерти. Он видел, как легко обрывается человеческая жизнь, и хотел найти способ продлить собственную, а то и познать тайну бессмертия. Еще в Северном Китае он слышал, что этой тайной, возможно, владеют даосы. Даосы проповедовали культ бессмертия различными способами с использованием магии, алхимии и в какой-то мере средств китайской медицины. Большой славой при Чингисхане пользовался даосский монах Чан Чунь (Цю Чуцзи). Чингисхан слышал о Чан Чуне и, находясь в западном походе, с берегов Иртыша вызвал его к себе, чтобы воспользоваться секретами даосов и узнать тайну бессмертия Чан Чунь согласился прибыть в ставку Чингисхана, с одной стороны, безусловно, подчиняясь силе, с другой — возможно, надеясь повлиять на грозного хана и уменьшить кровопролитие.

16 мая 1222 года Чан Чунь прибыл к Чингисхану, преодолев громадный путь через Северный Китай, Монголию, Восточный Туркестан и Семиречье к берегам Аму-Дарьи. После обычного обмена приветствиями Чан Чуню было позволено сесть, ему подали еду, и Чингис задал ему тот вопрос, на который страстно желал получить ответ: «Святой муж! Ты пришел издалека, какое у тебя есть лекарство для вечной жизни, чтобы снабдить меня им?»



2015-12-06 479 Обсуждений (0)
АНДРОНИК I КОМНИН (ок. 1120–1185) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНДРОНИК I КОМНИН (ок. 1120–1185)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)