Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренция на транспортном рынке



2015-12-06 3614 Обсуждений (0)
Конкуренция на транспортном рынке 4.67 из 5.00 3 оценки




Конкуренция – свойственная товарному производству, основанная на частной или корпоративной собственности на средства производства борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция является элементом рыночного механизма, обеспечивающим взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил, имеющая в своей основе государственное регулирование и рыночные методы функционирования структурных элементов национального хозяйства.

Конкуренция является некой средой, куда погружается производство или отрасль и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое все хозяйствующие субъекты, конкурирующие межу собой, навязывая им одну и туже игру по единым правилам.

Конкуренция на транспорте – это соперничество транспортных предприятий за лучшие методы хозяйствования, т.е. за более выгодные осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды. Кроме того это конкуренция за грузовладельцев и пассажиров.

Конкуренция транспортных услуг определяется как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.

В соответствии с результатами действия конкуренции при использовании так называемых базовых конкурентных преимуществ и, как следствие, с размерами получаемой прибыли на вложенный капитал между различными видами транспорта перераспределяются и ресурсы, а это значит, что между ними есть элементы межвидовой конкуренции.

Выбор вида транспорта
При выборе средств и способов транспортировки товаров прежде всего должны учитываться цели и задачи, стоящие перед продавцом и покупателем товара: во-первых, сведение к минимуму расходов на перевозку товаров; во-вторых, обоюдное стремление сторон в обеспечении качественной и своевременной доставки товара; в-третьих, согласованные условия перевозки, которые устраивают обе стороны контракта. В таблице 3 приведены общие характеристики сильных и слабых сторон отдельных видов транспорта. Таблица 3 Сильные и слабые стороны видов транспорта на рынке транспортных услуг
Вид транспорта Сильные стороны Слабые стороны
Железнодорожный Возможность массовых перевозок грузов и пассажиров; Высокая пропускная способность Регулярность перевозок независимо от климата; Более высокая скорость в т.ч. по коридорам; Большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния на маршрутах; Невысокая с/с; Безопасность Высокая стоимость инфраструктуры и сроков ее окупаемости; Большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок
Автомобильный Высокая маневренность и подвижность; Высокая скорость на короткие расстояния; Широкая сфера применения по видам сообщений, родам грузов и расстояниям небольшими партиями; Необходимость меньших КВ на развитие инфраструктуры     Высокая стоимость перевозки; Высокий уровень загрязнения окружающей среды; Большая трудоемкость и низкая производительность; Низкая безопасность и высокий уровень аварийности
Нефтепроводный Высокий уровень автоматизации и герметизации транспортировки (низкая трудоемкость и почти отсутствие потерь); Самая низкая с\с и тарифная ставка перекачки нефти (в 4 раза); Наименьшие удельные кВ на единицу перевозок; Высокая экологичность и безопасность Узкая специализация
Морской Возможность осуществления массовых, в т.ч межконтинентальных, межбассейновых, каботажных грузов и пассажиров; Неограниченная линейная провозная и пропускная способность, что позволяет строить транспортные суда до сотен тыс. тонн; Низкая с/с на дальние расстояния; Меньший удельный расход топлива и энергии на единицу перевозок (меньшее удельное сопротивление движению, чем на сухопутном транспорте); Меньшие кВ при массовых перевозках на большие расстояния. Ограниченность обслуживания территорий; Зависимость от метео и климатических условий; Значительные кВ в портовое хозяйство; Большая экологическая опасность при перевозке нефти  
Внутренний водный Высокая провозная и пропускная способность на глубоководных реках; Возможность массовых перевозок в навигационный период; Относительно невысокая стоимость с/с перевозок массовых грузов; Небольшие размеры КВ, расхода металла и топлива ввиду малого удельного сопротивления движению Зависимость от географических условий размещения судоходных рек; Нерегулярность работы и сезонную зависимость (навигационный период 145-240 суток) Низкая скорость
Авиационный Высокая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров;   Малая грузоподъемность; Высокая себестоимость

 

Однако отдельные требования являются взаимоисключающими, например стоимость перевозки и скорость транспортировки. Кроме того, есть внешние ограничения, препятствующие выбору определенного вида транспорта, например, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Поэтому при решении вопроса о транспортировке груза прежде всего необходимо определиться с главными целями, стоящими перед грузоотправителем, по одному из основных критериев:

За счет четкого определения главной цели из приведенных в левой колонке соответствующий выбор транспорта упрощается. В зависимости от приоритетов грузоотправителя – дешевизна перевозки в первую очередь или быстрота и надежность доставки, собственная организация погрузки и перегрузки или включение их в услуги транспортной компании – делается выбор оптимальных транспортных средств и транспортных путей.

Важно также правильно выбрать транспортную или иную логистическую компанию, опыт которой поможет клиентам выбрать наиболее соответствующие их целям способы перевозки грузов. Помогая в выборе путей и средств доставки конкретного товара, транспортно-экспедиторские фирмы, как правило, ориентируются на оценки крупных грузоотправителей, которые оптимизируют свой выбор исходя из шести факторов:

Таблица 4

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
а б в г д е
Железнодорожный
Водный
Автомобильный
Трубопроводный
Воздушный

 

Примечания: Наиболее благоприятный показатель – 1.

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта:

а – скорость (время доставки “от двери до двери”);

б – частота отправок (по плану в сутки);

в – надежность (соблюдение графиков доставки);

г – перевозочная способность (способность перевозить разные грузы);

д – доступность (число обслуживаемых географических точек);

е – стоимость (за тонно-милю).

Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются при использовании смешанных перевозок с одновременным участием двух и более видов транспорта, например: рельсовый контейнер, то есть перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта; судовой контейнер – с использованием водного и автомобильного транспорта; “рельсы – судно” – с использованием водного и железнодорожного транспорта; “воздух – шоссе” – с использованием воздушного и автомобильного транспорта.

 

Экономическая эффективность канала товародвижения (Этв) может быть выражена следующим образом:

Этв=(F-Rтв) / Rтв,

где F – доход от продажи товаров; Rтв – издержки товародвижения.

В качестве варьируемых слагаемых по перемещению товарной массы для определения оптимального варианта товародвижения обычно рассматриваются: транспортная схема доставки, перевозка транзитом или накопление складских запасов в промежуточных пунктах, использование различных видов транспорта и т.д.

С помощью критерия эффективности по показателю транспортных издержек можно обосновать наиболее выгодные рынки при различных рыночных ценах, как на товары, так и на основные и сопутствующие транспортные услуги.

 

Глоссарий

Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Единая транспортная система – совокупность взаимодействующих или конкурирующих (независимо от формы собственности) видов транспорта и их предприятий при организации перевозок пассажиров и грузов в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспортные услуги населения и грузовладельцев и получения необходимой экономической выгоды или социального эффекта.

Интермодальные перевозки – от inter – между и model -вид, форма – последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта;

Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку- выдает различные виды транспортных документов».

Инфраструктура в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную или социальную сферу национального хозяйства.
Каждый сектор рынка транспортных услуг имеет собственную инфраструктуру, ремонтное производство, капитальное строительство и т.д., а также систему финансовых отношений, обеспечивающих функционирование и развитие транспортной деятельности.

Конкуренция – свойственная товарному производству, основанная на частной или корпоративной собственности на средства производства борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция на транспорте – это соперничество транспортных организаций за лучшие методы хозяйствования, т.е. за более выгодные осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды. Кроме того это конкуренция за грузовладельцев и пассажиров.

Конкуренция транспортных услуг определяется как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.

Маркетинговое исследование транспортного рынка – изучение конъюнктуры транспортного рынка и возможностей транспортных предприятий по организации транспортных услуг. Конечной целью обследования является изучение экономики района тяготения ж.д., определение поля конкуренции и возможных объемов и качества работ и услуг, которые транспортные предприятия смогут произвести и реализовать, получая достаточную деятельность.

Мультимодальные перевозки – от multi - много, и model -вид, форма – перевозка, связанная с совместным технологическим использованием нескольких (многих) разновидностей технических модулей (транспортных средств), принадлежащим различным видам транспорта;

Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «мультимодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда лицо, организующее перевозку, несет за неё ответственность на всем пути следования- независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый транспортный документ»

Пассажирооборот - число пассажиров, перевозимое по дороге на определенное расстояние за единицу времени.

Продукт/услуга - результат процесса деятельности, обладающий экономической, политической, социальной, управленческой ценностью для потребителей.

Рыночная структура – совокупность признаков рыночной организации, отражающих отраслевые особенности, и определяющих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь.

Региональные рынки – рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.

Рынок транспортных услуг - сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа всех видов транспорта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, финансирования, страхования, логистического обслуживания и других работ (услуг), связанных с перевозками. (ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 20 июля 1995 г.). Рынок транспортных услуг как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой, встроенной в международное пространство обращения товаров и перемещения людей.

Рыночная структура (структура Рынка) - это основные характерные черты рынка, к числу которых относится: количество и размеры предприятий (организаций), степень сходства или отличий их продукции или услуг, легкость "входа на" и "выхода с" конкретного рынка, доступность рыночной информации, объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Сегментация транспортного рынка – разделение транспортного рынка на рыночные сегменты, к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия. Основными критериями сегментации транспортного рынка являются виды перевозок (грузовые, пассажирские), виды сообщений, род груза и подвижного состава, условия и качество транспортного обслуживания.

Спрос на транспортные услуги – потребность пользователей (клиентов) транспорта в перевозках и других видах услуг. Выражается в потребных объемах перевозок грузов и пассажиров с указанием корреспондирующих пунктов, расстояний и времени перевозки, а также необходимых условий доставки и дополнительных услуг, связанных с погрузочно-выгрузочными, перевалочными, таможенными и другими операциями.

Субъекты транспортного рынка: потребители транспортных услуг: владельцы груза и пассажиры, производители транспортных услуг: транспортные компании различных видов транспорта, ОАО «РЖД» - сетевой перевозчик-владелец инфраструктуры, операторы: подвижного железнодорожного состава, владельцы подвижного состава, производители железнодорожной техники, экспедиторы, финансовые организации: лизинговые компании, страховые компании, банки, консалтинговые, маркетинговые, аудиторские компании и т.п., которые предоставляют в совокупности весь спектр услуг, на которые может быть спрос в процессе перевозки грузов и пассажиров, а также другие организации, участвующие в строительстве и ремонте путей сообщения и создании транспортных средств, в организации различных видов сервиса.

Транспортная система - единая непрерывная сеть операторов перевозок, непосредственно отвечающих за перемещение пассажиров и грузов, и объектов транспортной инфраструктуры

Транспортная услуга - деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемая по предварительному согласию производителя услуги и его потребителя. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» (статья 38 (п.5) НК РФ)

Транспортные коридоры – условное название совокупности магистральных транспортных коммуникаций с соответствующими обустройствами различных видов транспорта, согласованно функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня.

Транспортный фактор характеризует уровень общественно необходимых затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оцениваются эффективность и качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте.

Трейлерные перевозки –представляют собой систему передвижения железнодорожных вагонов на трейлерных тележках (автомобильных прицепах) по автомобильным дорогам от железнодороной станции до склада получателя и отправителя груза;


Пресс-блок.



2015-12-06 3614 Обсуждений (0)
Конкуренция на транспортном рынке 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Конкуренция на транспортном рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)