Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 9. Методика подготовки речи



2015-12-06 1884 Обсуждений (0)
Лекция 9. Методика подготовки речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные фазы ораторского искусства.

Определение темы и цели ораторской речи.

Правила цитирования.

Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Действительно, цель любого выступления состоит в том, чтобы убедить аудиторию в правильности тех или иных положений, достичь этого можно влияя на обе сферы человеческой психики – рациональную и эмоциональную. Эти сферы неразрывно связаны.

Кроме того, каждая речь – это поступок. Всякий поступок имеет ближайшие и отдаленные последствия. К этому сводятся и два важных риторических понятия: эффективность и влиятельность речи. Эффективность означает умение выиграть речь, добиться цели, которую оратор ставит перед собой: например, информировать о чем-либо, объяснить что-либо, добиться чего-либо и т.д. Влиятельность речи состоит в завоевании доверия и авторитета оратора на будущее. В принципе эффективная речь рождает влиятельность. Влиятельным называют того оратора, сама личность которого уже склоняет аудиторию в пользу его речи. Влиятельным оратором может быть только такой, речи которого принесли аудитории пользу и аудитория об этом хорошо знает.

Однако можно выиграть в эффективности и проиграть во влиятельности. Чтобы добиться влиятельности как отдаленного результата речи, надо его предвидеть.

Изменился ли сам процесс разработки речи за прошедшие века? Нисколько! Только сложнее стало ориентироваться буквально в океане литературы, находить новое, устанавливать связи с уже имеющимися знаниями.

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен научиться правильно строить речь, а для этого надо четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти три вопроса давал классический риторический канон, разработанный Аристотелем: изобретение содержания (инвенцио), расположение ( диспозицио), словесное выражение (элокуцио), запоминание (мемориа), произнесение речи ( акцио). Эти этапы и их последовательность обусловлены теми операциями, которые производит человек, создавая различные виды выступлений. Выступление убедительно, когда выполнены два условия: 1) Уровень культуры речи убеждающего достаточно высок; 2) Оратор хорошо подготовился к выступлению. Постоянная работа над собой – залог обретения высокой культуры и профессионализма.

Рассмотрим подробнее этапы работы над речью от формулирования темы до размышления над ошибками и недостатками после произнесения речи.

Ораторская речь – речь подготовленная, что определяет ее стилистические особенности, которые проявляются в зависимости от аспектов подготовки. Существуют три основные фазы ораторского искусства: докоммуникативная (подготовка речи); коммуникативная (произнесение речи); посткоммуникативная (оценка речи).

Докоммуникативная фаза включает выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материалов к речи; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем выступления.

Коммуникативная фаза состоит из: поведения на трибуне, управления аудиторией; техники произнесения речи; ведения спора и ответа на вопросы.

В посткоммуникативную фазу входят: анализ проведенного выступления; совершенствование подбора материалов к выступлению; прогнозирование вопросов аудитории.

Всякое устное выступление строится по законам мышления и законам ораторского искусства. Необходимо, прежде чем произнести речь, ответить на вопросы: о чем я буду говорить? Зачем выступаю? Чего хочу добиться?

О чем говорить – это тема речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда тему выступления задают, в этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Нередко тему выступления выбирает сам оратор. Из чего следует исходить, выбирая тему? Из своего личного опыта, знаний по выбранной теме, учитывать интерес темы для слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие неизвестные слова, отталкивают слушателей. Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию темы. Следует избегать слишком общих названий. Когда известному своими атеистическими выступлениями И.А.Крывелеву предложили прочесть лекцию на тему: «Классовая сущность христианства», он сказал: « Я против названия. Потому что, если оно останется таким, никто не придет. Пусть тема называется: «Споры о личности Христа», а говорить я буду приблизительно то же…».Уже в формулировке должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи.

Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутимым, он может проявиться в будущем. Все в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и примеры, иллюстрации, и стиль, и средства выразительности.

Как говорил К.С.Станиславский, следует определить «Сверхзадачу» – центральную мысль, главную идею, основную целевую установку. Сверхзадача – это ваша точка зрения на материал темы. В короткой речи задача чаще всего представлена в самом начале. Целевая установка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи, направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи, имеющей эмотивно-побудительный характер. Формулируя задачу речи, оратор отвечает на вопрос, зачем он выходит на трибуну. Всегда следует стремиться, чтобы задача речи была понятна слушателям уже с первых слов. Едва ли речь окажет побуждающее воздействие на человека, если его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерения оратора. Задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача скрыта от прямого воздействия и действует подспудно. Это – скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Представим такую ситуацию: скоро выборы, некто собирается баллотироваться в депутаты, но официально предвыборная компания не началась, и вдруг его приглашают выступить на заводе и рассказать об экономической политике правительства. Человек помнит, что перед ним его будущие избиратели и, рассказывая о политике правительства, ему необходимо продемонстрировать свою эрудицию, хорошую экономическую подготовку, способность защищать интересы народа и т.д. Значит, сверхзадачей его речи будет стремление завоевать сердца слушателей, расположить их к себе.

В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Разумеется, часто бывает так, что мы ставим несколько целей, но каждый раз одна цель будет самой важной, а другие – вспомогательными.

Информационная речь имеет целью передачи сведений, она дает новые знания, новые представления о предмете. Такая речь должна соответствовать запросам аудитории, будит пытливость и любознательность слушателей.

Агитационная речь имеет целью повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы речей: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь наиболее близка к информационной, однако она должна не только апеллировать к любознательности, но и содержать прямой призыв к чувствам. Такая речь затрагивает личные интересы слушателей, а потому вызывает либо гнев, либо ненависть, либо любовь к ближнему, либо патриотические чувства, либо восторг, либо благодарность и т.п. Так, большинство речей на политических митингах с оценкой положения в стране, речи на юбилеях и при подписании важных документов являются воодушевляющими. Убеждающая речь имеет своей целью различными методами склонить аудиторию к тому, чтобы согласится с оратором в спорном вопросе. Она должна повлиять на образ мышления и поведения человека, но не содержит непосредственного призыва к действию. С такой речью оратор выступает в критически настроенной аудитории. Чем более критически настроена аудитория к идеям оратора, тем больше искусства требуется, чтобы переубедить ее. Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия слушателями. Призыв бывает прямым либо косвенным. Фактически это одна из наиболее часто встречающихся разновидностей агитационной речи. Наиболее успешной такая речь бывает в том случае, когда аудитория еще не знакома с проблемой, не имеет собственного мнения.

Развлекательная речь имеет целью поддержать внимание и интерес слушателей, доставить им удовольствие. В ней должны быть юмор, анекдоты, веселые истории и т.п. К такого рода речам относятся тост, выступление по случаю юбилея, праздника и т.д.

В зависимости от цели на одну и ту же тему может быть произнесено несколько разных речей.

Теперь вернемся к замыслу, к «изображению» речи. П.Сопер рекомендует ораторам для контроля ставить перед собой следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить кого-либо в чем-либо, убежден ли я сам?

5. Будет ли соответствовать моя тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

С чего начинается размышление над темой? Многие думают, что с изучения соответствующей литературы. Однако такой подход, как правило, неплодотворен, поскольку скорее всего приведет к компиляции. Здесь необходимо вначале сформулировать свое отношение, свою точку зрения на проблему. Потом – продумать те вопросы темы, которые волнуют данную аудиторию. Постепенно вопросы, соединенные между собой причинно-следственными связями, систематизируются, объединяются в предмет речи (что говорить – ядро всей речи) – становится ясно, о чем говорить. Но что говорить и как - это в значительной мере будет определяться той аудиторией, на которую ориентирован оратор. Следует составить предварительный, рабочий план будущей речи, нужный только в процессе работы по подбору материала, Этот план будет меняться по мере работы над речью.

Следующий этап подготовки публичного выступления – подбор материалов для речи. Существует четыре основных источника накопления информации: личный опыт; размышления и наблюдения; беседы с другими людьми; чтение литературы. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один, а несколько источников. При подготовке к выступлению нельзя забывать и о т.н. «местном» материале, имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка:

1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления;

2. Просмотр личной библиотеки или каталога;

3. Просмотр каталогов в библиотеке;

4. Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год (три-четыре предыдущих года) статей;

5. Просмотр библиографических изданий летописей книг, журналов и т.п.

6. Просмотр справочников, энциклопедий, словарей по различным отраслям знаний.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном итоге позволит ускорить сам процесс подготовки.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Важнейший этап – изучение отобранной литературы. Необходимо определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает проанализировать и систематизировать материал, сделать необходимые выводы.

Обязательно нужно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И.Менделеев говорил: «Найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи – выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными впоследствии. Выписки следует делать только на одной стороне листа, обязательно указывая автора книги, ее название, год и место издания, страница. Полезно создавать свой собственный архив, где вы записываете интересные факты, пословицы, поговорки, афоризмы, анекдоты и т.п.

Возможен беглый просмотр книги, чтобы узнать, что можно взять для себя из этого источника; далее возможно выборочное чтение, когда читаются отдельные фрагменты, главы, относящиеся к теме выступления.

Используя цитаты, следует помнить о том, что нельзя их искажать, необходимо стремиться к их точному пониманию, так как неправильное разъяснение чужих высказываний, искажение их подрывает авторитет оратора. В каких случаях следует прибегать к цитатам? Чаще всего это делают для подтверждения каких-либо своих мыслей или положений; используют как объект критики для опровержения высказываний оппонентов; для заключения, делая вывод из речи и т.п.

Пользоваться цитатами следует умеренно; обилие цитат часто свидетельствует о бессилии собственной мысли. Спрятался человек за «цитатный забор» и спокоен, но на «цитатных ходулях» далеко не уйдешь.

Недопустим догматический подход к цитатам, когда их рассматривают в отрыве от контекста, от исторических условий, в которых та или иная мысль была высказана.

Используя цитаты, оратор не должен забывать об их понятности и доступности. Если в них есть иностранные слова, их следует перевести, объяснить.

Приводя цитаты, полезно разнообразить форму введения их в речь, пользуясь разными синонимичными выражениями. Например, Платон сказал, говорил, заметил, упомянул, подчеркнул, высказался по вопросу, Аристотель считает, так рассуждает, полагает; послушаем Цицерона; Ломоносова не перескажешь, предоставим слово ему и т.д.

Даже, если вы помните цитату наизусть, лучше брать листок и прочитывать ее по записи, тогда она приобретает необходимую весомость.

Сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в публичном выступлении, наиболее целесообразно и эффективно использовать в речи. Конечно, не всегда и не везде цитаты уместны. А.Ф.Кони отмечал, что «лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…».

Заготавливать следует значительно больше материала, чем требуется для конкретного выступления. Это связано с тем, что иногда у оратора оказывается дополнительное время и ему может понадобиться запасной материал. Бывают случаи, когда в процессе речи приходится исключать какой-то фрагмент речи и заменять его запасным.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными цитатами, примерами, статистическими данными и т.п. – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления.

Когда вы увидели, что собрали достаточное количество материала, переходите к следующему этапу работы – этапу отбора и оформления материалов. Следует разложить на столе (или на полу) все выписки и провести их классификацию (разложить по отдельным папкам ). Затем вы берете каждую папку и просматриваете материал: достаточно его по тому или иному вопросу или нет. Если необходимо, то следует – добрать материал по тому или иному вопросу. Итак, материалы к выступлению собраны, отобраны. Возникает вопрос: писать или нет полный текст речи?

Некоторые ораторы на этот вопрос отвечают однозначно – писать. Цицерон, например, утверждал, что нужно как можно больше писать: «Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писанному, а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли». Пороховщиков П.С. (Сергеич П.) в книге «Искусство речи на суде» высказался по этому вопросу так: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руках.». Он приводит такую аналогию: «…Вы идете в бой. Заглянем с вами в Московскую окружную палату или в арсеналы Петербургского Эрмитажа: мечи, копья, ружья, пистолеты. К вам подошел кто-то и говорит: всё это в вашем распоряжении, выбирайте что хотите, сколько хотите; но времени у вас одна минута; противник уже вышел в поле… Как разобраться в бесчисленном множестве оружия? Все хорошо на вид, но ведь немало негодного, заржавленного, притупившегося… Ваше слово. – И вы наскоро хватаетесь за то, что попадет под руку. Остерегайтесь импровизации. – Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее. Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе. Импровизаторы, говорит Квинтиллиан, хотят казаться умными перед дураками, но вместо того оказываются дураками перед умными людьми. Наконец, имейте в виду, что и крылатый конь может изменить». А.Ф.Кони в «Советах лекторам» писал: необходимо « составить сжатый, по возможности полный план и пройтись по нему несколько раз. Еще лучше – написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух…Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи».

Однако, как уже отмечалось, есть и другая точка зрения: писать речь не нужно, ибо это только трата времени, причем непроизводительная трата, так как во всех руководствах читать записанную речь не следует. Кони в рецензии на книгу Сергеича «Искусство речи на суде» дает следующий совет, вопреки более поздней рекомендации: «Не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу, а изучайте внимательно материал, запоминайте его, вдумайтесь в него – и затем следуйте совету Фауста:»Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой»». А может быть, здесь нет противоречия? – Подумайте. Может, он говорит здесь о несколько разных ораторах? О разных проблемах?

Подготовка письменного текста имеет ряд преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать товарищам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если держать речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, делает речь более уверенной. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать следует на отдельных листах и на одной стороне листа.

Альтернативой полному тексту речи являются конспекты, тезисы или план речи. При достаточном навыке выступлений и хорошем знании темы этого бывает достаточно для убедительного выступления.

Лекция 10. Планы и композиции речи.

1. Композиция и план речи.

2. Вступление, основная часть, заключение и приемы возбуждения внимания.



2015-12-06 1884 Обсуждений (0)
Лекция 9. Методика подготовки речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 9. Методика подготовки речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)