Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 14. Общение и его основные виды. Деловое общение



2015-12-06 1280 Обсуждений (0)
Лекция 14. Общение и его основные виды. Деловое общение 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие общения и его основные виды.

Различные стратегии общения.

Основные трудности общения.

Деловое общение.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения и развития индивидов.Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, дает возможность раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о своих радостях и горестях, информировать, убеждать и т.д. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие; невозможно организовать совместную работу. Овладение искусством общения необходимо для любого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Общение – сложный, многогранный процесс взаимодействия людей. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других.

Рассмотрим более подробно эти стороны общения. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Информация, составляющая основу коммуникации, не просто передается в ходе общения, но и формируется, уточняется, развивается. Коммуникативное общение связано с взаимодействием активных, общающихся людей, причем это взаимодействие проводится с определенной целью – изменять поведение участников общения. Как вы знаете, передача информации возможна с помощью вербальной и невербальной коммуникации. При этом выделяются два основных вида взаимодействия: кооперация (или согласие, приспособление в процессе общения) и конкуренция (или конфликтное общение), а для того, чтобы определить вид взаимодействия, необходимо учитывать перцептивную сторону общения, то есть учитывать есть ли взаимопонимание между участниками общения и, если оно есть, то как истолковывается участниками: или как понимание целей, желаний партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие этих целей, мотивов, что в свою очередь позволяет устанавливать различные отношения: близости, дружбы и т.п. Само понимание одним человеком другого происходит на основании следующих механизмов познания другого человека: идентификации, т.е. на основании попытки поставить себя на его место; эмпатии, т.е. эмоционального, чувственного понимания другого, сочувствия ему; рефлексии, т.е. размышления, самонаблюдения, осознания субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Это межличностное восприятие зависит как от характеристик субъекта, так и от объекта восприятия, ибо всякое восприятие является взаимодействием участников общения, оценивающих друг друга и изменяющихся в результате этих оценок. Особое внимание уделяется способам воздействия партнеров друг на друга. Изучаются такие явления, как заражение (процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому), суггестия (внушение, воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности), убеждение (интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению), подражание (копирование чужих действий или осознанное воспроизведение личностью демонстрируемого поведения).

По характеру ситуации выделяют бытовое и деловое общение, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умение общаться в кругу семьи, друзей является хорошей опорой для делового общения и наоборот. Общение можно разделить на следующие виды:

1. контактное – дистантное (по положению общающихся в пространстве и времени);

2. непосредственное – опосредованное ;

3. устное – письменное.

В зависимости от характера деятельности, в процессе которой осуществляется общение, на первый план выступают различные приемы общения. Существуют универсальные приемы общения - приветливость, благожелательность, вежливость, тактичность, уместное использование юмора. В любой ситуации общения эти приемы можно использовать для создания доверительного, эмоционально-положительного контакта. Начало любой беседы облегчает использование таких приемов, как улыбка, радушное обращение, соответствующая мимика, ориентация корпуса в сторону собеседника. При этом поддерживается контакт взглядов при обращении к собеседнику, демонстрируется эмпатия (сочувственное понимание), но без нажима, без усилия, чтобы не вызвать раздраженного: «Не лезьте ко мне в душу!». Следует добиваться положительных ответов: в начале беседы рассматриваются нейтральные темы, вопросы, на которые можно получить положительные ответы и это также создает благоприятную обстановку общения. Если в процессе беседы говорить будете только вы, то это затрудняет контакт: необходимо дать высказаться собеседнику, втягивать его в диалог, проявляя уважение и внимание к его взглядам, позиции. Очень внимательным, критичным надо быть к своему поведению: следить за реакцией собеседников на свое поведение и при необходимости изменять его, не проявляя при этом заискивания и неуверенности.

В общении есть крупные проблемы. Одна из них – люди говорят так, чтобы не быть понятыми, стремятся просто произвести впечатление на окружающих и не заботятся о подлинном общении, взаимопонимании. Причем это может произойти на различных уровнях: возможен фонетический барьер (невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством слов-паразитов), стилистический барьер(несоответствие стиля речи общающихся или несоответствие стиля общения и психологического состояния партнера по общению), логический барьер (сложна и непонятна логика рассуждений, доказательств). Другая - даже если вы говорите ясно и понятно, вас могут не услышать: «противная сторона» как бы «вся в себе», обдумывает свои мысли, свое поведение, свою реакцию на ваши высказывания – а вас «не слышит».Это может быть связано и социально-политическими, религиозными, профессиональными и культурными различиями, приводящими к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения. Отсюда и следующая проблема – недопонимание, нередко люди формулируют свои мысли таким образом, чтобы в случае чего иметь возможность легко от них отказаться. Эти проблемы усложняют общение и для того, чтобы их решить используются различные стратегии общения.

По разным основаниям эти стратегии можно разделить на:

1. Открытое – закрытое;

2. Монологическое – диалогическое;

3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение так сказать «по душам»);

4. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» вежливости, строгости, участия, безразличия и т.п.

5. Примитивное общение – общение, в результате которого рассматривают человека не как партнера, а как объекта, нужного или мешающего, лишь с точки зрения его пользы или бесполезности для вашего дела, а получив желаемое, теряют интерес к нему и не скрывают этого – «мавр сделал свое дело – мавр может уходить»;

6. Формально-ролевое общение, в котором вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; Мы живем в обществе и каждый из нас выполняет множество социальных ролей: начальник, подчиненный, покупатель, гость, хозяин, родитель, родственник, сын, муж и т.п. Выполнять роль – означает делать то, что «положено» на данном месте и в данных обстоятельствах. Действуя согласно этим ожиданиям, партнер и исполняет свою социальную роль. Но понимание этого с одной стороны может расходиться с пониманием с другой стороны. Это обстоятельство может вызывать конфликты в общении.

7. Манипулятивное общение, направленное на получение выгоды от общения с помощью различных приемов (лести, запугивания, обмана и т.п.); для такого общения партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает материальную, житейскую или психологическую выгоду, а для этого хороши любые приемы;

8. Светское общение, когда люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в данном обществе о данном предмете или ситуации;

9. Духовное межличностное общение друзей; здесь происходит взаимонаправленность партнеров на духовное общение, на стремление оторваться от обыденной работы сознания, вера и возможность общения, связанного с постижением подлинных ценностей существования; духовное общение не может быть односторонним: либо его нет, либо в него вовлечены оба партнера, что создает особую доверительно-воодушевленную, «трепетную» атмосферу контакта;

10. Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но лишь для дела; когда более значимы интересы дела, чем возможные личностные настроения.

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением служебных и должностных обязанностей, заключением различного рода договоров, сделок, принятием решений, оформлением документов и т.д. Деловое общение играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех. Как показывают исследования в области менеджмента, на деловое общение расходуется до 80% рабочего времени руководителей всех уровне. Как отмечал известный менеджер Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера»: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними… я стремлюсь говорить предельно четко и откровенно. Мне представляется лучшим способом создать у них деловой настрой, если раскрыть перед ними план действий и сделать их таким образом сознательными участниками его выработки и реализации». Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д. Здесь подчеркивается основная цель делового общения – организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что она связана с самыми различными сферами деятельности людей Деловое общение может быть необходимым, желательным, нейтральным и нежелательным, представляя собой таким образом довольно сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. Деловым людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, а также с коллегами, сотрудниками одного уровня. Субординационные отношения обусловлены социальными статусами сотрудников и административно-правовыми нормами (например, руководитель – подчиненный). Эти отношения характеризуются подчинением младших по положению или чину старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Субординационные отношения нередко приводят к искажению нравственных принципов в общении: порой можно наблюдать высокомерие, чванство начальства перед подчиненными и, наоборот, раболепие, угодничество работника перед начальством. Подобную ситуацию великолепно описал Н.В.Гоголь в «Мертвых душах». Такие отношения не способствуют успеху дела, они сковывают инициативу, подавляют обратную связь, принижают человеческое достоинство, убивают интерес к делу.

Иной характер носят горизонтальные отношения – партнерские. Они предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества и взаимопонимания, с учетом общих интересов и потребностей его участников. Недаром американские знатоки менеджмента М.Х.Мескон,М.Альберт, Ф.Худоури говорят о продуктивности демократизированных сотруднических («партисипативных») форм управления. Умение найти оптимальный вариант деловых взаимоотношений как по вертикали, так и по горизонтали, является большим искусством. Типы отношений между участниками делового общения определяют и формы их речевого поведения.

Рассмотрим основные характеристики делового общения.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

Существуют т.н. «писанные» и «неписанные» правила поведения. Часто приходится слышать такие выражения, как «согласно протоколу», « в соответствии с протоколом» и т.п. Протокол существует в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения. Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д.

Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять положительными и отрицательными эмоциями, манере разговаривать. Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам наладить взаимопонимание, установить контакт, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями участников общения.

Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Деловые люди знают цену времени, стараются использовать его рационально и обычно расписывают свой рабочий день буквально по минутам. Поэтому деловые встречи имеют строгий регламент, а чтобы время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно готовиться к встрече.

Специфика делового общения заключается и в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно, как уже отмечалось, играем какие-то роли (жены, мужа, дочери, начальника, продавца, покупателя и т.д.), в течение дня наши роли могут несколько раз меняться, то же происходит и в деловом общении . В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т.д. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Неэффективный результат может привести к провалу дела, а его участников может ожидать расторжение контракта, финансовые убытки, увольнение с работы и т.п. Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускается ненормативная лексика, просторечие, нежелательно использование жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др. От его участников требуется хорошее знание языка, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.

В практической деятельности существуют разнообразные формы делового общения – различные виды деловых бесед, переговоры, совещания, собрания, пресс-конференции, брифинги, деловая переписка, телефонное общение и т.п. Деловому человеку необходимо знать специфические особенности этих форм, владеть методикой их подготовки и проведения.

Наиболее распространенной формой деловых контактов являются деловые беседы, в процессе которых завязываются партнерские отношения, устанавливаются деловые связи, выясняются точки зрения, принимаются решения. Деловая беседа – это устный контакт между партнерами, собеседниками , которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и решения конкретных проблем. Умение вести деловую беседу не приходит экспромтом, этому надо учиться постоянно, критически контролируя себя. Для успеха деловой беседы необходимо во-1-х, заинтересовать собеседника в полезности встречи; во-2-х, создать в процессе встречи атмосферу взаимного доверия; в-3-х, искусное использование методов внушения и убеждения при передаче информации во время беседы.

Уважительное отношение к собеседнику – аксиома ведения деловой беседы даже тогда, когда собеседник допускает бестактность. Интенсивность протекания деловой беседы обуславливается тем, насколько активно осуществляется вербальный и невербальный обмен информацией. Активная включенность обоих этих языков -–наглядная демонстрация характера деловой беседы, профессиональной подготовленности к участию в ней партнеров, их общей культуры.

Деловую беседу, с кем бы она ни проводилась, целесообразно рассматривать в следующих ракурсах:

· достижение положительного сальдо для бизнеса;

· презентация своих профессиональных характеристик, их проверка в ходе делового общения и оценка иной стороной;

· утверждение своего имиджа посредством эффекта «личного обаяния», вызова к себе симпатии присутствующих на беседе;

· сбор сведений о сопредельной стороне как делового, так и личного плана;

· актуализация делового интереса и человеческого взаиморасположения к фирме или к ее представителям у сопредельной стороны.

Системность, содержательность и исполнительское мастерство воплощения в жизнь названных ракурсов – гарант высокой результативности деловой беседы.

«Золотым правилом» проведения деловых бесед является известная фраза – «не жечь мостов». Другими словами, как бы ни складывалась деловая беседа, не забывайте, что мир тесен, что возможны эффекты «бумеранга» и «молвы». Сохранение доброжелательных отношений (деловых и личных) всегда желательнее для бизнесмена и менеджера, чем обретение недружелюбия к себе, окружения себя «частоколом» худой славы.

Одними из важных риторических методов коммуникационного воздействия в деловой беседе являются убеждение, внушение и подражание.

Метод убеждения воздействует на обыденное и теоретическое сознание: на уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном процессе присутствует представление о чем-либо, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только когда личность поднимется до основательного содержательного познания какого-либо явления или идеи, в ее сознании начинают складываться убеждения, т.е. собственная позиция, закрепленная волевым ее признанием. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Если убеждение предполагает достижение сознательного понимания и усвоения людьми адресуемой им информации, то подражание и внушение рассчитаны на некритическое восприятие ими этой информации в силу либо авторитета выступающего, либо общего настроя аудитории, либо под давлением общественного мнения и т.п.

Применение метода подражания основано на склонности людей к групповым психическим состояниям. Образно это выразил Аристотель, говоря, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей мере склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Подражание, как сознательное и бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике.

Более сложным является метод внушения. По мнению В.М.Бехтерева, это искусственное привитие путем слова или каким-то другим способом различных психических состояний (настроения, впечатления, действия) другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

В коммуникационном общении убеждение, внушение и подражание применяются как взаимосвязанная система риторических методов. Как бы ни был профессионально подготовлен менеджер, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми как на аудиторном, так и на индивидуальном уровне. В этой связи найти свой «ключ» в общении с людьми – важное условие успеха. Условно существуют четыре ключа коммуникационного общения: «менторский» – поучительный, назидательный; «одухотворяющий» – возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; «конфронтационный» – вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; «информационный» – ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний. При всей дискуссионности такой типологии общения нецелесообразно ее отвергать, не видеть в ней практического смысла. Например, надо освободиться от «менторского» тона общения. Остерегаться, чтобы с профессиональными успехами у бизнесмена и менеджера не появились «нотки поучающего» общения. Никакой позы, какого-либо проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирование их реакций на излагаемую информацию. "Конфронтационная » манера общения используется как прием активизации внимания людей, втягивания их в обсуждаемую проблему, эта манера общения располагает к противоборству различных точек зрения, к дискуссии. Наиболее популярно «одухотворяющее» общение, интеллектуальное, в процессе которого усиливается потребность в совершенствовании своего духовного мира.

Можно говорить о «технологическом инструментарии риторики». Но прежде рассмотрим основные принципы речевого воздействия.

А.П.Чехов в 1884 году в «Петербургской газете» писал: «Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка и искренна… Образных выражений, хороших мыслей и других красот множество…Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь… Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно…» В этой небольшой зарисовке об известном русском адвокате Ф.Н.Плевако, ораторское мастерство которого приравнивали к славе А.С.Пушкина в русской поэзии, как в фокусе представлены основополагающие характеристики риторического построения речи. И прежде всего то, что оратор силен не фразой, а духовностью своего образа, безусловной убежденностью в правоте своих мыслей. Не случайно другой блестящий российский адвокат А.Ф.Кони подчеркивал, что ведущим критерием для оценки выступления является внутреннее убеждение.

Основные принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность (наглядность), экспрессивность и интенсивность.

1. Доступность или взвешенность содержания речи, подчиненность раскрытию замысла речи. Доступность речи требует учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и нравственный опыт. При этом не следует забывать, что многие люди слышат лишь то, что хотят слышать: отсюда принятие во внимание социально-психологического расслоения каждой аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.п.). Весьма эффективен прием актуализации, новизны и оригинальности содержания.

2. Ассоциативность связана с сопереживаниями и соразмышлениями в процессе рассуждений. Подобного можно достичь, апеллируя к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

3. Наглядность (сенсорность) рассуждений. Следует чаще обращаться к формуле Яна Коменского: «Наглядность – золотое правило дидактики». Все, что можно, нужно продемонстрировать, шире использовать цвет, свет, звук, рисунок в коммуникационном общении.

4. Экспрессивность – понимается как эмоциональная напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, эмоциональная выразительность мимики, жестов, позы. Конкретными формами экспрессивности являются, например, радость, грусть, тактичное сострадание, страстность.

5. Интенсивность речевого воздействия характеризует темп подачи информации. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темпераменты людей (холерик и меланхолик по-разному воспринимают информацию), их подготовленность к принятию конкретного вида информации, их личную заинтересованность в ней.

Все эти принципы (правила, подлежащие неукоснительному выполнению) необходимо соблюдать в риторике и практическое освоение этих правил посильно каждому, кто проявит внимательное отношение к ним и настойчиво будет упражняться в их применении.

Все эти принципы коммуникационного общения приобретают наибольшую выразительность при умелом использовании «риторического инструментария». Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникационных эффектов:

1. «Эффект визуального имиджа».

2. «Эффект первых фраз».

3. «Эффект аргументации».

4. «Эффект квантового выброса информации».

5. «Эффект интонации и паузы».

6. «Эффект художественной выразительности».

7. «Эффект релаксации».

Кратко рассмотрим их основное содержание.

Подготовка к деловой беседе начинается с тщательной разработки плана действия. Устанавливается цель и задачи беседы. Определяется стратегия и тактика поведения в ней. Особое внимание уделяется содержательной стороне выступления. Постановке вопросов, ответам на возможные вопросы. «Эффект аргументации» в деловой беседе имеет приоритетное значение, что делает необходимым продумывание и отбор аргументов с профессиональной точки зрения, их совместимости с ситуацией в стране, на мировом рынке.

Затем сбор и обобщение информации о сопредельной стороне. Все, что можно собрать о ее деловых и личностных характеристиках, имеет прямое отношение к подбору рассуждений (риторического инструментария) и тактике его использования во время беседы. Такие сведения можно собрать по различным публикациям представителей сопредельной стороны, из бесед с теми, кто уже имел деловые или личностные отношения с ними. Рассматривают обычно: интеллектуальный потенциал, профессиональный уровень, склад характера, семейное положение, хобби, состояние здоровья и т.п.

Логика построения деловой беседы – это своеобразное русло ее протекания и ее составными компонентами являются: начало беседы, ее основная часть и завершение беседы. С чего и как начать деловую беседу имеет важное значение для успешного ее осуществления. Нередко на практике многие беседы заканчивались, так и не успев начаться. Почему? Во-1-х, не был обеспечен «эффект первых фраз», призванный установить контакт с аудиторией. Во-2-х, не установлен или не закреплен контакт с собеседником. В-3-х, не выдержаны сроки коммуникационной адаптации обеих сторон к визуальному имиджу участников беседы, манере говорить и слушать. В-4-х, не соблюдены риторические приемы «правильных дебютов»: визуальная презентация своего доверия и симпатии сопредельной стороне, ясное и четкое изложение сути проблемы, жесткое соблюдение временного режима обмена информацией.

Основная стадия включает непосредственный деловой разговор по существу проблемы. Здесь полезно использовать «квантовый выброс информации» как аргументации для обоснования своей позиции, для ее развития. Следует строго соблюдать уже упоминавшиеся «правила слушания». Следует помнить совет Цицерона: разговор – это не собственная вотчина, из которой позволительно выгонять других. Постоянное наблюдение за поведением сопредельной стороны, прежде всего за ее эмоциональной реакцией. Стимулятором ведения беседы являются хорошо (по форме и содержанию) продуманные вопросы. Никаких императивов, назидательности, раздражительности и небрежных манер. Мимика должны быть лояльной и выражать готовность совместно работать над решением вопросов. Вопросы лучше задавать открытые, способствующие обсуждению точек зрения.

«Конец – делу венец» – логически на данной стадии осуществляется обобщение итогов обсуждения, происходит состыковка точек зрения каждой стороны, выявление вариантов взаимоприемлемой позиции.

В литературе по риторике имеются советы по упреждению попыток затянуть переговоры, придать им неделовой характер или просто провоцирование срыва переговоров. Об этом подробнее можно посмотреть в работах П.Мицича «Как проводить деловые беседы»; Фишер Р., Юри У. «Путь к согласию или переговоры без поражения», их же работа «Преодолевая «нет» или переговоры со сложными людьми».

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. В борьбе за внимание аудитории важна роль и визуального облика оратора. Жесты в речи являются одним из средств передачи информации, они призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции в речи заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Восприимчивость к жестикуляции глубоко заложена в сознании слушателей. Жесты должны быть адекватны содержанию речи, подчеркивая некоторые ее смысловые элементы. Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

1. Жесты должны быть непроизвольными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем;

2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Для оратора большое значение имеет «техника говорения», т.е. техника речи, составными частями которой являются: постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия.



2015-12-06 1280 Обсуждений (0)
Лекция 14. Общение и его основные виды. Деловое общение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 14. Общение и его основные виды. Деловое общение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)