Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Бизнес-процесс как основа функционирования предприятия



2015-12-06 316 Обсуждений (0)
Тема 1. Бизнес-процесс как основа функционирования предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация и управление бизнес-процессами

Предмет курса

Предмет курса – бизнес-процесс, как в единственном, так и множественном числе, а также его/их организация и управление. Нам предстоит ознакомиться с тем, что мы будем понимать:

под бизнес-процессом/процессами;

под тем, что такое организация бизнес-процесса/процессов;

под тем, что такое управление бизнес-процессом/процессами;

Бизнес-процессы как организационно-правовая форма бизнеса или как субъекты экономической деятельности в экономической среде не существуют.

Субъектами экономической деятельности могут выступать частные лица, домохозяйства, социальные группы, предприятия, органы власти и управления секторами экономики, отраслями, регионами и экономикой в целом, как национальной, так и мировой.

Основной субъект экономической деятельности, который допускает наличие в своём функционировании бизнес-процессы – это предприятие.

В рамках предприятия организуются бизнес процессы, происходит регулирование и управление ими.

Структура курса включает в себя ряд тем.

В теме 1 – дается характеристика бизнес-процессов, рассматриваются их виды, описывается их структура. Здесь же рассматривается производственный процесс, как важнейшая составная часть бизнес-процесса, а, следовательно, и основа функционирования производственного предприятия.

Во второй теме рассматриваются современные представления об эффективном предприятии, которое является формой реализации бизнес-процессов, а также о процессном подходе к функционированию предприятия.

Третья тема рассматривает основы организации бизнес-процессов в пространстве и их инженерном проектировании.

В четвертой теме мы познакомимся с основами экономики приборостроения;

В пятой теме отражены вопросы временной организации бизнес-процессов и основы управления ими.

В шестой теме рассмотрены основы оценки эффективности производственного процесса малого предприятия;

 


 

Тема 1. Бизнес-процесс как основа функционирования предприятия

1.1.Характеристика бизнес-процесса

Бизнес- процесс это структурированная последовательность действий (операций) создающих товарные объекты (товар - продукт, услугу, результат), которые включают действия по определению потребительского спроса, по созданию и реализации указанных объектов с получением выручки (дохода) руководителем бизнес-процесса.

 

Рис. 1 Контуры бизнес-процесса

 

Начнём анализ определения определения бизнес-процесса.

Выделим то, что относится к началу и к окончанию бизнес-процесса, т.е. внешние контуры бизнес-процесса.

Исходная точка бизнес-процесса – это действия по определению потребительского спроса, а финальная точка – действия по реализации товара, произведенного действиями во внутреннем контуре бизнес-процесса.

Отметим, что действия (операции) внешнего контура имеют иную природу, чем действия (операции) внутреннего контура и, видимо, могут классифицироваться по разным критериям.

Признаками внешнего контура по определению являются:

А) Наличие действий по определению потребительского спроса;

Б) Наличие руководителя бизнес-процесса;

В) Реализации товара с получением выручки руководителем бизнес-процесса;

В современных терминах бизнес-процесс является сочетанием трёх компонентов:

- рынка (наличие платежеспособного спроса);

- бизнес-процесса (включая форму, в которой осуществляется этот процесс);

- товара (товарного объекта, продукта, изделия, призванного удовлетворить потребительский спрос). Этот вывод нам потребуется для оценки эффективно работающих предприятий.

Договоримся, что мы расширим до современного представления (по сравнению с классическим) определение термина товар, под которым мы будем понимать право на что либо, передаваемое от одного владельца другому, которое может сопровождаться передачей объекта права.

Объектом права могут быть разнообразные объекты, например:

- продукта труда, обладающего потребительной стоимостью, т.е. способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности. Это может быть материальный объект или нематериальный объект (строго говоря, не в физическом, а в бытовом представлении), например, электроэнергия, информация;

- услуга – вид нематериального объекта, который производится, передаётся и может потребляться одновременно;

- рабочая сила, т.е. способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности;

- квоты, например на парниковые газы;

- деньги, ценные бумаги, как бумажные, так и электронные, и многое другое.

Исторически, при изготовлении вещи сразу же возникали различные права на неё, а сама вещь была носителем всех прав, которые передавались вместе с передачей вещи и отдельно не вычленялись.

Аренда, видимо, явилась первым правом, которое отделилось от вещи.

Организация (как глагол) это совокупность процессов или действий, ведущих к формированию и совершенствованию внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействиюболее или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением, для эффективной реализации комплекса взаимосвязанных функций, обеспечивающих достижение цели целого.

Обратим внимание на то, что термин организация дан безотносительно к организуемому объекту. Так можно говорить об организации материального объекта, процесса, людей и их групп, объединений и т.д.

Организацией (как отглагольным существительным) может являться:

- продукт, результат организации (глагола), например, предприятие, именуемое организацией, групп людей – Организация Объединенных Наций – ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО и т.д.

- процесс, организованный из ряда работ, действий, операций (производственный процесс), видов деятельности (бизнес) и т.п.

Продолжим разбирать определение термина организация.

Понятно, что это совокупность процессов или действий - почти синонимы – процесс это сложное действие.

Далее говорится о некоем целом, у которого есть внутреннее строение, состоящее из частей, более или менее дифференцированных (дифференциация - разделение, расчленение чего-нибудь на отдельные разнородные элементы) и автономных.

И указанные действия ведут к формированию, совершенствованию внутренней упорядоченности, согласованности и взаимодействию указанных частей, образуя целое.

При этом критерием упорядоченности, согласованности и взаимодействия является обеспечение достижение цели целого.

Не достижение, а обеспечение достижения цели, т.е. создания соответствующего потенциала достижения, возможности достижения.

Путь обеспечения достижения – эффективная реализация комплекса взаимосвязанных функций.

Применим термин организация к предмету – бизнес-процессу.

Бизнес-процесс – совокупность процессов и действий. Очевидно, что бизнес-процесс имеет сложное внутреннее строение, состоящее из частей – действий.

При этом каждое действие автономно и дифференцировано, т.е. его можно отделить от других действий. Например, действия могут отличаться от других исполнителем, рабочим местом, инструментом, оснасткой, содержанием, назначением и т.д.

Организация призвана формировать или усовершенствовать уже сформированную внутреннюю упорядоченность, согласованность и взаимодействие указанных действий.

При этом сохраняется целостность всей совокупности действий.

Целостность означает то, что эта совокупность может быть отделена от другой совокупности или действия и не относящейся к данному бизнес-процессу.

Это выполняется для того, чтобы согласованное и упорядоченное взаимодействие обеспечивало достижение цели бизнес-процесса – создание и реализация продукта.

Причем не просто создание и реализация продукта, а создание эффективное, т.е. с рациональными затратами ресурсов (материалов, энергии, труда, оборудования, инструментов, оснастки и т.д.).

Очевидно, что если мы включим в бизнес-процесс действия, не обеспечивающие достижение цели бизнес-процесса, то это увеличит затраты ресурсов и снизит эффективность.

Управление - это совокупность процессов или действий управляющего субъекта, направленного на изменение состояния управляемых объектов (ими могут быть и субъекты, в том числе и сам управляющий субъект) по заранее продуманному планудействий для достижения поставленной цели управляемым объектом.

Попробуем разобрать это определение.

Во-первых, в нем выделяется два субстанции – управляющий субъект и управляемый объекта, т.е. тот, кто управляет и то, чем управляют.

Перед нами бизнес-процесс и в нём есть совокупность действий, уже организованная, т.е. объект управления.

Но в бизнес-процессе есть и управляющий субъект – руководитель.

И этот руководитель обеспечивает организацию – т.е. упорядочивает внутреннюю структуру, создавая потенциал, и управляет, придавая динамику всей этой конструкции для достижения цели – создания и реализации продукции с получением дохода.

Нужно понимать то, что руководитель может быть единоличным, а может быть сложным, возглавляя управляющий аппарат. И этот аппарат организует бизнес-процесс и управляет им.

Важным является то, что должен быть план, заранее продуманный. И этот план должен быть разработан до начала функционирования бизнес-процесса и включать распределение задач и функций по всем частям бизнес-процесс, включая и действия и процессы.

При функционирования все процессы и действия должны реализовывать распределенные на них задачи и функции, обеспечивая совместно достижение цели всего бизнес-процесса.

Интегрируя все сказанное ранее, мы получаем в качестве организации бизнес-процесса следующий комплекс процессов и действий:

- Исследовав рынок и получив представление о платежеспособном спросе, мы определяем, какое изделие может удовлетворить спрос.

- Для этого мы должны разработать в соответствии с потребностями техническое задание (ТЗ), в котором должны быть перечислены тактико-технические параметры необходимого изделия.

- В простых случаях параметры изделия могут быть зафиксированы у инициатора в памяти, без оформления каких либо документов.

- Затем мы выясняем, можем ли мы закупить данное изделие у какого-либо производителя национального или интернационального или у оптового продавца.

- Если да, то мы организуем торговое предприятие, закупая у производителя или оптовика изделие, и продаем его в розницу. Естественно, что изделие должно соответствовать ТЗ.

- Если нет, то нам нужно организовать производство этого изделия.

- Для организации производства нам необходимо выяснить, существует ли техдокументация для производства изделия, в первую очередь конструкторская.

- Параметры проектируемого изделия должны соответствовать ТЗ. Если да, то мы должны приобрести техдокументацию и её владельца (калькодержателя) по устраивающей нас цене.

- Если техдокументации нет, или нас не устраивает высокая цена, то мы должны создать техдокументацию собственную. Для этого мы либо заказываем техдокументацию у стороннего исполнителя (например, у инжиниринговой компании), либо создаём конструкторское подразделение.

- Этому конструкторскому подразделению ставится задача (приписывается функция) по созданию комплекта техдокументации.

- При этом необходимо предусмотреть некую мастерскую, которая создаст опытный образец по эскизам (первоначальным чертежам) и испытает прототип изделия.

- Эта работа может носить итеративный характер, т.е. работы выполняются параллельно с непрерывным анализом полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов работы.

- Соответственно, инжиниринговая компания, кроме комплекта техдокументации должна представить опытный образец с протоколами испытаний, включая соответствие их ТЗ.

- Мы либо верим этим протоколам, либо нет.

- Если не верим, то мы верифицируем эти протоколы. Верификация - это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.

- Если подтверждено, что полученный и испытанный головной образец соответствует ТЗ, то конструкторская техдокументация передаётся технологическому подразделению, которое будет готовить технологическую документацию, включая заготовительные, механообрабатывающие, механосборочные, сборочные, контрольные операции, юстировку, комплектацию и упаковка.

- Нужно себе представлять, что разработка технологической документации ориентируется,

во-первых, на то будет ли создано новое производство (и предприятие) или производство будет организовано на уже имеющемся предприятии.

Во-вторых, технологическая документация должна ориентироваться на планируемый тип производства, связанный с объемом выпуска. Очевидно, что выпуск малых партий изделий и массовый их выпуск имеют разные технологии.

- Определив номенклатуру оборудования, инструмент, спроектировав оснастку, мерительный инструмент и т.д. можно приступать к организационным мероприятиям.

- Например, определяется, какие заготовки будут изготавливаться собственным производством, а какие будут закупаться на стороне.

- При закупке заготовок на стороне необходима организация входного контроля.

- Аналогично, часть деталей, сборочных единиц, также можно передать на изготовление сторонним предприятием. Это кстати, одна из основ для создания малых предприятий. Здесь также нужен входной контроль, но если существуют длительные кооперационные связи и есть доверие к поставщику, оформленное юридически, контроль может быть ослаблен.

- Параллельно определяется номенклатура сырья и материалов, которую необходимо закупать и создаётся служба снабжения с элементами маркетингового мониторирования рынка.

- Оставшиеся технологические операции, включая сборку, юстировку и т.д. размещают в арендованном или построенном производственном помещении (помещениях), сначала в виде планировок.

- Затем производится закупка, транспортировка и установка оборудования, закупка инструмента, в том числе измерительного, изготовление оснастки.

- Организуется вспомогательные и обслуживающие службы, позволяющие организовать бесперебойное производство.

- Организуется аппарат руководителя бизнес-процесса, который разрабатывает планы функционирования всех процессов и бизнес-процесса в целом, служба учета и финансов и т.п.

- Далее организуется подбор, расстановка рабочих и специалистов необходимой квалификации, организуется их обучение.

- Особое внимание необходимо уделить специалистам по продажам, работа которых подводит итоги работы.

- До всех участников процесса доводятся планы.

- После этого возможно начало производства.

И это только краткое изложение, как организуется бизнес-процесс.

На рис. 1.1. представлена блок-схема (а бизнес-процессы часто представляются в форме блок-схем) последовательности действий, изложенная выше.

Организуем производство изделия соответствующее разработанному ТЗ
Создаем торговой предприятие
End
  Исследование рынка
Разработка ТЗ изделия, позволяющего удовлетворить потребности
Имеется ли изделие соответствующее ТЗ у производителей (отечественных или иностранных) или у оптового продавца
Да
Нет
В простых случаях ТЗ находится в сознании инициатора производства без оформления каких либо документов
Приобретаем техдокументацию
Имеется ли техническая документация на изделие, соответствующее разработанному ТЗ по устраивающей цене?
Нет

 

 

Создаем собственную техдокументацию
Заказываем техдокументацию
Получаем комплект разработанной техдокументации
Создаем лабораторию для испытаний головного образца, созданного в соответствии с разработанной техдокументацией
Нет
Да
Создаем или нет собственную инжиниринговую службу?
Соответствуют ли результаты испытания головного образца ТЗ?
Нет
Да
Разрабатываем технологическую документацию
Создаем или нет собственное технологическое подразделение?
Заказываем технологическую документацию
Нет
Да
Получение разработанной технологической документации
Выдача заданий и проектирование оснастки, инструмента, нестандартного оборудования и т.п.
Организация заказов на сырьё, материалы и т.п.
Организация логистики поставок сырья, материалов, инструмента, мерительного инструмента и т.д., включая входной контроль
Определение собственной номенклатуры деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий
Заключение договоров со сторонними организациями на поставку деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий  
Решение вопроса по производственным помещениям (строительство, покупка, аренда и т.д.)
Размещение оборудования, оснастки, инструмента и т.д.
Планирование вспомогательных и обслуживающих служб, служб управления, учета и т.д.
Подбор и расстановка персонала (производственного, управленческого, инженерного, МОП и т.д.)
Разработка производственных планов, заданий и т.п.
НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА
Рис.1.1. Блок-схема организации бизнес-пороцесса

 


Весь это комплекс работ можно назвать организацией бизнес-процесса, теперь нужно решать, как будет функционировать бизнес-процесс.

Принципиальная схема бизнес-процесса усложнится до схемы, приведенной на рис. 1.2, на котором отражена связь частей бизнес-процесса с различными смежными дисциплинами.

 

Маркетинг
Инжиниринг
Менеджмент
Менеджмент (маркетинг, финансы, инжиниринг и т.п.)
Изучение рыночного спроса  
Проектирование товара и технологии его производства
Организация и управление производством товара
Сбыт объекта и его эксплуатация
Рис.1.2. Принципиальная схема бизнес-процесса

 


На рис. 1.2. появились новые детали:

1. Обозначены некоторые учебные дисциплины и виды профессиональной деятельности, связанные с нашим курсом.

2. Процесс производства товара разделился на непосредственно процесс производства и процесс проектирования товара и проектирования технологии его производства. Это комплекс инжиниринговых и дисциплин и видов деятельности.

3. Появились стрелочки сплошные и пунктирные. Сплошные стрелочки обозначают прямую связь между этапами, пунктирные – обратную связь. Прямая связь носит материальный характер и связанный с ним информационный. Обратная связь, как правило, информационная, по которой передаются управляющие сигналы на исполнительный механизм соответствующего этапа бизнес-процесса. Контуром прямой и обратной связи достигается целостность структурированной последовательности операций, составляющих бизнес-процесс или иначе, достигается право называть структурированную последовательность операций единым бизнес-процессом. Контур прямой и обратной связи является атрибутом организации и управления бизнес-процессом.

В нашем примере и организатором и управленцем является руководитель бизнес-процесса.

Начнём анализ внутреннего контура бизнес-процесса.

Признаками внутреннего контура бизнес-процесса служат:

Г) - Наличие действия или последовательности действий (операций);

Д) - Наличие результата последовательности действий – материального или нематериального объекта, обладающего способностью удовлетворения потребностей определенного или неопределенного круга людей; Определенный круг людей означает работу по заказу, когда мы знаем конкретного потребителя, неопределенный круг людейозначает работу на рынок.

Б) Наличие руководителя бизнес-процесса;

Отметим, что наличие руководителя бизнес-процесса необходимо и для внешнего и для внутреннего контуров бизнес-процесса.

Более того, именно руководитель бизнес-процесса является связующим звеном бизнес-процесса в целом, обеспечивающим целостностьдвух его контуров.

Теоретически возможны два руководителя для двух контуров процесса создания и реализации продукции.

Однако в этом случае каждый из двух руководителей будут иметь собственные интересы (т.е. цели), отличные или хотя бы частично несовпадающие с целью всего комплекса работ, разработанного для создания и реализации продукции.

Наличие не полностью совпадающих интересов создают так называемые барьеры, которые снижают эффективность всего комплекса работ.

Именно поэтому наличие единого руководителя для внешнего и внутреннего комплекса работ является одним из важнейших признаков бизнес-процесса.

Исторически руководитель и собственник (владелец) бизнес-процесса были едины, кроме тех случаев, когда основателем и владельцем какого либо бизнес-процесса становились лица, относящиеся к политической элите древнего общества, например светские или духовные князья.

Под светскими князьями будем понимать родовых, племенных, удельных, великих и иных князей, под духовными – князей церкви – митрополитов, епископов и т.п.

Политическая элита в силу своего положения в обществе имела возможность принуждать (внеэкономически) часть населения к труду в свою пользу (т.е. имело место то, что называется феодальным обществом).

В лучшем случае, представители этой элиты, владея крупными финансовыми возможностями, нанимали, например, ремесленников, для работы, присваивая её результаты себе.

В последних случаях руководство и владение бизнес-процессом были отделены друг от друга.

В условиях развития капиталистических отношений, владение и руководство бизнес-процессом всё чаще отделялись друг от друга.

Рассмотрим ряд примеров.

Поскольку мы будем говорить об организации и управлении, для лучшего понимания вопросов будем использовать графические отображения бизнес-процессов и их комплексов.

На рис. 1.3. отображен некий бизнес-процесс в форме планировки производственного помещения. Эта часть организации производственного прооцесса называется пространственной организацией или организации производственного процесса в пространстве.

В списке комплекса операций, выполняемых в рабочем помещении предложены два варианта перечня операций. Причем первый (слева) отражает только внутренний контур и, строго говоря не является полноценным бизнес-процессом. Справа предложен перечень операций состовляющих бизнес-процесс.

Обратим внимание на следующее.

1. Руковолитель (мастер) имел точное представление о том продукте, относительно которого он принимал заказ на изготовление. Т.е. конструкция была ему известна или он имел возможность этот продукт спроектировать.

2. Руководитель имел возможность спроектировать технологию изготовления продукта, как последовательность операций, начиная с заготовительной операции. Он имел также представление о расходных материалах, которые будут использованы в техпроцессе. Он

 

Пример 1.

Рабочее место №1
Рабочее место №2
Место складирования расходных материалов  
Место складирования готовой продукции
  Б
В
  Конторка
Рабочее место №3
А
Рис. 1.3. Рабочее помещение с оборудованием  
Условные обозначения: А – Устройство, обеспечивающее функционирование рабочего места №1; Б – Место складирования рабочих инструментов; В – Место складирование заготовок;
Комплекс операций, выполняемых в рабочем помещении:
1.Загрузить расходный материал на рабочее место №1, задействовать устройство А и привести в рабочее состояние раб место №1; 2. Взять инструментом №1 с места Б заготовку с места В и загрузить ее на раб. место №1, 3. Провести обработку заготовки на раб месте №1, получив полуфабрикат; 4. Взять инструментов №1 полуфабрикат, перенести его на раб. место №2; 5. Удерживая инструментом №1 полуфабрикат, произвести его обработку инструментами №№2, 3, 4 на раб. месте №2; 6. В случае необходимости переместить инструментом №1 полуфабрикат на рабочее место №1 и повторить операции со 2-й по 5-ю до получения чернового варианта готового продукта. 7. Черновой вариант готового продукта переместить инструментом №1 на рабочее место №1 и провести обработку; 8. Переместить обработанный черновой вариант готового продукта инструментом №1 на рабочее место №3 и провести его обработку; 9. Переместить инструментом №1 полученный продукт на раб. место №2 и довести его доводку, используя инструменты №№ 5, 6, 7; 10. Доведенное изделие переместить на место складирования готовой продукции;
1.Принять заказ на изготовление изделия; 2.Загрузить расходный материал на рабочее место №1, задействовать устройство А и привести в рабочее состояние раб место №1; 3. Взять инструментом №1 с места Б заготовку с места В и загрузить ее на раб. место №1, 4. Провести обработку заготовки на раб месте №1, получив полуфабрикат; 5. Взять инструментов №1 полуфабрикат, перенести его на раб. место №2; 6. Удерживая инструментом №1 полуфабрикат, произвести его обработку инструментами №№2, 3, 4 на раб. месте №2; 7. В случае необходимости переместить инструментом №1 полуфабрикат на рабочее место №1 и повторить операции со 2-й по 5-ю до получения чернового варианта готового продукта. 8. Черновой вариант готового продукта переместить инструментом №1 на рабочее место №1 и провести обработку; 9. Переместить обработанный черновой вариант готового продукта инструментом №1 на рабочее место №3 и провести его обработку; 10. Переместить инструментом №1 полученный продукт на раб. место №2 и довести его доводку, используя инструменты №№ 5, 6, 7; 11. Доведенное изделие переместить на место складирования готовой продукции; 12. Сдать работу заказчику и получить выручку за изделие;

 

 


должен был также эти расходные материалы, включая сырьё, топливо и т.д. создать или приобрести и доставить их к рабочим местам.

3. Ещё один немаловажный момент. Ответственность за качество реализованного продукта возлагалась на руководителя. Если в процессе эксплуатации продукт быстро выходил из строя, руководитель ремонтировал его за свой счет. Если продукт естественным образом в процессе длительной эксплуатации выходил из строя руководитель выполнял ремонтные работы за отдельную плату.

В реальной жизни, процессы проектирования продукта, технологии его изготовления, а также сервисного обслуживания продукта могут быть выделены в отдельные этапы бизнес-процесса.

Рассмотрим рис. 3 с точки зрения последовательности операций (рис. 1.4.). На планировку производственного помещения наложены траектории движения изделия в процессе его изготовления и продажи.

РасхМатер
№1
ГП
  Б
В
№2
Контор ка
№3
А
Рис.1.4. Траектория движения мастера по технологии варианта 2

 

 


Технология определяет номенклатуру оборудования, инструментов и последовательность операций.

Попробуем определить требования к размещению оборудования, т.е. к организации бизнес-процесса.

Вопрос: Удовлетворяет ли нас получившаяся траектория движения изделия?

Ответ: Видимо не очень.

Вопрос: Что именно в траектории движения нас не устраивает?

Ответ: Запутанность траектории, т.е. кроме прямых, многочисленные возвратные и встречные перемещения, а также длина траектории. И то и другое приводит к повышенным затратам труда, накоплению усталости и снижению производительности труда.

Вопрос: Как уменьшить затраты труда?

Ответ: Есть несколько вариантов:

- улучшить технологию, с тем, чтобы совместить некоторые операции. Например, пользоваться полуфабрикатами, а не сырьём.

- применить более совершенное оборудование и инструменты, возможно используя другие физические эффекты для обработки заготовок и полуфабрикатов;

- иначе расположить оборудование; Это так называемая пространственная организация бизнес-процесса (организация бизнес-процесса в пространстве) или его пространственная структуризация;

Очевидно, что наиболее доступной является пространственная организация бизнес-процесса. Более того, любые изменения и в технологии и в применении более производительного оборудования требует изменения в пространственной организации бизнес-процесса.

Существуют прикладные компьютерные программы разработки планировок, например Система LCAD (от Layout CAD — расстановка оборудования с помощью компьютера), Компас и т.п.

К сожалению, эти программы, учитывая технологические и частично экономические требования, не всегда учитывают требования по организации бизнес-процессов. Например, технология требует только предписанную последовательность операций, предписанных режимов обработки заготовок и полуфабрикатов, предписанных инструментов.

Экономика требует экономии производственных площадей, увеличения загрузки оборудования и.т.п.

Сформулируем часть организационных требований. Какими организационными принципами следует пользоваться.

На данном этапе изучения организации, таковых два:

1. Принцип прямоточности;

2. Принцип минимизации длины траектории движения предмета труда.

Принцип прямоточности и связанный с ним принцип минимизации длины траектории движения предмета труда при заданной технологии, предполагает такую расстановку оборудования, которая обеспечит кратчайшие пути движения предметов труда за счет устранения их возвратных и встречных перемещений.

Это не означает прямолинейности траектории, что отражено на рис. 1.5.

 
 
 
 
или
 
 
 
 
 
 
или
 
 
 
 
 
 
Рис. 1.5 Примеры прямоточности траекторий движения предметов труда

 

 


Попробуем изменить планировку с целью рационализации траектории движения мастера и предмета труда, реализуя приведенные принципы (рис. 1.6).

Рис.1.6. Новая траектория движения мастера по технологии варианта 2
№1
  ГП
Б   и
В зг
№2
Контор ка
№3
А
 
 

 


Очевидно, что достижение 100% выполнения этих принципов не всегда возможно.

Всё что мы рассмотрели - только первый шаг в изучении бизнес-процессов.

Развитие бизнес-процессов привело к тому, что выявилась потребность в совместном труде над отдельным изделием.

Возникает проблема согласования действий работников в случае, когда они одновременно претендуют на предмет труда, инструмент, рабочее место. В переводе на современный язык требуется согласованный график работы. Эта часть организации называется временной организацией бизнес-процессов или оперативным управлением бизнес-процесса.

Как мы сказали ранее, бизнес-процессов, как организационно-правовых форм субъектов экономической деятельности не существует. Поэтому, следует рассмотреть, какие организационно-правовые формы субъектов экономической деятельности наиболее подходят для организации бизнес-процессов.

Таковыми являются предприятия.



2015-12-06 316 Обсуждений (0)
Тема 1. Бизнес-процесс как основа функционирования предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Бизнес-процесс как основа функционирования предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)