Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические знания в жизни людей



2015-12-06 2652 Обсуждений (0)
Психологические знания в жизни людей 4.50 из 5.00 6 оценок




Где и как применяются психологические знания в сфе­ре образования.Образование явилось одной из первых обла­стей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при под­готовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогических заведениях России изучалось уже не менее четырех обязательных психологических дисциплин. Это — общая психология, психология развития, педагогиче­ская психология и социальная психология.

Приведем лишь некоторые иллюстрации к использова­нию психологических знаний в современном образовании. Для того, например, чтобы точно определить цели и содер­жание образования, надо знать не только задачи, которые общество ставит перед системой образования, но и возмож­ности человека по освоению соответствующих знаний. Ме­тоды обучения должны учитывать индивидуальные осо­бенности учащихся, позволять им не только успешно осва­ивать предлагаемые знания, но и психологически разви­ваться. Эти требования касаются и подбора учебной лите­ратуры.

Учителю психологические знания необходимы для того, чтобы он мог успешно обучать детей, а также, понимая их психологию, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, рассчитанный на то, чтобы максимально помочь ему в психологическом развитии.

Как используются психологические знания в медици­не.Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным об­разом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лече­ния прямо зависит от того, поверит ли больной в возможно­сти врача, в излечимость его заболевания.

На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу че­ловека лечили не только медики, но и представители различ­ного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов. Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздейст­вие на него, с тем, чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в. некоторые вра­чи стали добиваться даже официального признания в меди­цине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. доби­лись этого.

В XIX в. возникла и получила распространение психоте­рапия как практика использования психологических знаний и методов для лечения не только нервных и душевных, но также органических заболеваний. В XX в. получение науч­ных и практических психологических знаний стало обяза­тельным для врача, правда, несколько позднее, чем в сфере образования для учителя. Сейчас, например, во всех меди­цинских вузах России преподают такие психологические ди­сциплины, как клиническая психология1, нейропсихология, патопсихология и ряд других.

1 Клиническая психология — это отрасль психологических знаний, касаю­щихся нарушений психики при различных заболеваниях, способов их психоло­гической диагностики и лечения с помощью психологических средств.

Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой де­ятельности.Не в последнюю очередь профессия психолога стала привлекательной в последние годы благодаря тому, что она нашла применение в экономике, политике, области пра­ва. Рассмотрим соответствующие этому примеры из жизни.

Успех в экономике, как известно, зависит от спроса на тот или иной товар, спрос — от рекламы, а то и другое, вместе взятое, — от людей, то есть от потенциальных покупателей. Как более или менее точно определить, будет ли данный товар пользоваться спросом? Для этого необходимо знать не только потребности людей, но и психологию потребителей. Принимая решение о приобретении того или иного товара, люди далеко не всегда руководствуются исключительно ра­циональными мотивами. Чаще люди склонны к эмоциональ­ному поведению, поэтому вряд ли человек будет покупать то­вар у продавца, который ему несимпатичен, даже если этот товар необходим покупателю. Он скорее продолжит поиски и обратится к другому продавцу. Реклама должна учитывать многое, что касается обыденной психологии людей, а также их образование, культуру, настроение, отношение и многое другое. С середины XX в. психологическое обеспечение и обоснование рекламы стало ее неотъемлемой частью.

Значение психологических знаний в политике было осоз­нано еще раньше, в начале XX в., когда эти знания стали применять в пропаганде для целенаправленного изменения отношения людей к тем или иным политикам и политиче­ским событиям. Несколько позднее психологические знания нашли обязательное применение в избирательных кампани­ях, и мы являемся живыми свидетелями того, как активно эти знания использовались на выборах, проходивших в на­шей стране за последнее десятилетие (имеются в виду выбо­ры двух российских президентов).

Что касается юридической практики, то там так же, как в образовании и в медицине, психологические знания используются не только в практике, но и при учебной подготов­ке юристов. Для юристов, например, преподают такие пси­хологические дисциплины, как юридическая психология, пе­нитенциарная психология1.

Пенитенциарная (исправительная) психология — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений.

Психологические знания при­меняют в процессе дознания, в судопроизводстве, в местах отбывания наказания.

Научная психология

Что изучает психология как наука.Прежде чем отве­чать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее вре­мя словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психо­логические науки?

Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые вы­ше, в §1 этой главы, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставят­ся и решаются вопросы о сущности, происхождении и клас­сификации этих явлений, о тех законах, которым они под­чиняются в своем функционировании и развитии.

Психология как наука изучает, как изменяются психоло­гические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают при­рода и общество. В психологии, вернее, в ее областях, кото­рые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.

Для психологической науки познание психических явле­ний не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, - это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе — научное объяснение самого поведения че­ловека и животных.

Таково современное представление о предмете психоло­гии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середи­не. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой зада­чу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед пси­хологией как практически ориентированной наукой поста­вил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились. Тем не менее поучительно кратко проследить историю становле­ния предмета психологии в прошлом.

Когда и как возникла научная психология.Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией. Если под научной пси­хологией иметь в виду только ту науку, которая существует и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответству­ет современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникнове­ния научной психологии следует считать лишь середину XIX в., когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была про­демонстрирована возможность точной количественной оцен­ки, то есть измерения психических явлений.

Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда воз­никли научные знания вообще, когда знания о душе впер­вые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать сере­дину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.

Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения. Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникнове­ние науки, которая является признанной сегодня и отвеча­ет запросам нашего времени. Вместе с тем, несомненно, пер­воначально психология возникла, и долгое время разрабаты­валась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других облас­тей знаний, впоследствии ставших самостоятельными нау­ками.



2015-12-06 2652 Обсуждений (0)
Психологические знания в жизни людей 4.50 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Психологические знания в жизни людей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2652)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)