Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Углубленное землеустройство, Машинно-тракторные станции



2015-12-06 634 Обсуждений (0)
Углубленное землеустройство, Машинно-тракторные станции 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

Земельный вопрос в преддверии Октябрьской революции

Аграрные преобразования первых лет советской власти

Становление системы советских землеустроительных органов

Землеустроительные кадры.

Первый Земельный кодекс СССР

Коллективизация, организация землеустройства

Углубленное землеустройство, Машинно-тракторные станции

1. Земельный вопрос в преддверии Октябрьской революции

 

Политическая обстановка в России накануне Октября 1917г. характеризовалась наличием множества партий, боровшихся за власть и выступавших с разными программами, в частности, по земельному вопросу:

1) Конституционно-демократическая партия в качестве платформы выдвигала передачу земель за выкуп в полную собственность крестьянам.

2) Партия социал-революционеров имела программу так называемой социализации земли. Основным был лозунг: «Земля — ничья, земля — Божья»; землей должен владеть только тот, кто ее обрабатывает.

3) Эсэры угадали вековое желание крестьян об уравнительном распределении земли между ними. Но это было утопией, потому что одно уравнительное распределение без распределения средств производства (семян, инвентаря, рабочего скота) не создает равенства и это очень важно: земля не может не быть собственностью в условиях товарного производства.

4) Основной идеей программы партии меньшевиков было проведение конфискации церковных и монастырских земель при передаче частновладельческих помещичьих земель местным самоуправлениям.

5) Программа большевиков исходила из необходимости проведения земельной реформы путем национализации всех земель, отмены частной собственности и передачи земли в руки тех, кто ее обрабатывает.

Несмотря на многообразие, все платформы учитывали и прорабатывали основной вопрос — собственность на землю. Все партии сознавали, что мощным рычагом для поднятия народа служит именно земля, обещание распорядиться ею в пользу народа, поделиться с народом правом владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Не важно, что одни предлагали передать землю в полную собственность народу, а другие сулили немедленное распределение земли только между теми, кто на ней работает. Главное, что на протяжении веков российская земля кормила миллионы, служила источником раздоров, войн, несчастий и одновременно была некой объединяющей идеей. Земля была весомым аргументом в борьбе за достойную жизнь, и все политические силы не преминули этим воспользоваться.

После февральской революции постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917г. были учреждены земельные комитеты «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер». Поэтому не случайно образованное в мае 1917г. при Межевом институте отделение, предназначенное для подготовки кадров земельной реформы, было названо земельным.

Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный комитет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организаций, местной администрации. Существовали земельные комитеты недолго. Летом 1917г. «землеустройство» превратилось в массовый стихийный захват крестьянством помещичьих земель, скота и инвентаря.

 

 

2. Аграрные преобразования первых лет советской власти

 

Землеустройство после Октябрьской (1917 г.) революции приобрело новое содержание. Руководство нового государства понимало, что разрушить помещичье и церковное землевладение и создать опору в деревне, благодаря передаче земель малоимущим крестьянам, можно только с помощью землеустройства. В своей работе Землеустройство и деревенская беднота", говоря о классовом характере Столыпинского землеустройства, Ленин писал: "Землеустройство помогает только сильным, а голытьбу губит. Землеустройство, это — колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных"

Поэтому, начиная с 1917 г., землеустройство становится средством глубоких политических, экономических и аграрных преобразований в России. Его главной задачей являлось проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов '11 октября (8 ноября) 1917 г.

Перед землеустройством была поставлена задача практического осуществления передачи экспроприированных земель в пользование трудового крестьянства.

Одним из важнейших положений Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена в стране права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. По Декрету о земле Крестьянство получило более 150 млн. га угодий, а также помещичий инвентарь, скот, постройки. Крестьяне были освобождены от ежегодных арендных платежей, достигавших 700 млн. руб. Была ликвидирована огромная задолженность крестьян Крестьянскому поземельному банку, которая в 1914 г. исчислялась суммой 1 326 млн. руб. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

Важное значение имеет Декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., а также положение о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919г.

После уравнительного распределения земель, произошедшего в ходе революции 1917 г., значительно усилились неустроенность крестьянского хозяйства, были разрушены хозяйственные связи, усугубились недостатки землевладения (чересполосица, дальноземелье, и т. п.). Поэтому главное требование названных выше законов заключалось в сведении чересполосной земли к одному месту и ликвидации "распыленности" земельных массивов.

Согласно Инструкции от 11 марта 1919 г. по применению Положения о социалистическом землеустройстве отводы и выделы земель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться путем обмена соответствующих земель чересполосность, вклинивание или вкрапливание посторонних участков, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения земель. Основные землеустроительные силы были сосредоточены на волостных отводах, разверстаниях их и на уничтожении дальноземелья и чересполосицы.

В 1920 г., учтя опыт предыдущего года, силы были сосредоточены в районах с наиболее сложными и запутанными земельными отношениями и, в первую очередь, в основных земледельческих районах. При этом работы организовывались с расчетом окончания в том же 1920 г.

В Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию была поставлена задача способствовать обобществлению единоличного землепользования. В связи с решением этой задачи в России за период с 1918 по 1921 гг. число коммун возросло с 975 до 3 313, сельскохозяйственных артелей — с 604 до 10 185, товариществ по совместной обработке земли — с 622 (в 1919 году) до 2 514. В 1921 г. всего было коллективизировано 227,9 тыс. крестьянских дворов, (около 1%), а земельная площадь обобществленных хозяйств составляла 1 млн. 223,4 тыс. десятин. За период с 1918 по 1921 гг. возросло и число совхозов: с 3 101 до 4 391, их общая площадь превысила 2 млн. десятин. В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.

 

 

3. Становление системы советских землеустроительных органов

 

Дореволюционная организация землеустроительных учреждений была следующей. Межевая часть входила в состав Министерства юстиции. Заведование всеми межевыми учреждениями лежало на управляющем межевой частью, при котором состояло центральное управление.

Местными межевыми учреждениями являлись губернские чертежные, которые были отделениями губернских правлений. При губернских чертежных имелись межевые архивы, в которых хранились межевые дела данной губернии.

В 1905 г. было образовано Главное управление землеустройства и земледелия, а в 1906 г. — Комитет по землеустроительным делам в центре, губернские и уездные землеустроительные комиссии на местах. Непосредственное ведение всех землеустроительных дел было возложено на уездные комиссии и их непременных членов. При каждой губернской землеустроительной комиссии состоял технический штат производителей землеустроительных работ — старших землемеров и землемеров. Весь технический персонал подчинялся губернскому землемеру, который заведовал землеустроительными работами в губернии.

После Февральской революции Постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были учреждены земельные комитеты "для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер".

Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный комитет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организаций, местной администрации. Существовали земельные комитеты недолго. Летом 1917 г. "землеустройство" превратилось в массовый стихийный захват крестьянством помещичьих земель, скота и инвентаря.

В связи с предпринятой советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью Постановлением Народного комиссариата юстиции от 11 декабря 1917 г. было передано в ведение Народного комиссариата земледелия, созданного на базе бывшего Министерства земледелия.

Вместе с Управлением межевой частью в состав Наркомзема поступили и подчиненные управлению местные межевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губернские и областные чертежные (61), межевые комиссии для размежевания башкирских земель (в городах Уфе, Перми и Оренбурге), комиссии для ограничения земель забайкальского казачьего войска (в Чите) и закавказская межевая часть в составе межевых учреждений 5 губерний Закавказья .

Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения: Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ, — были при передаче управления в Наркомзем выделены и переданы в Народный комиссариат просвещения.

Из-за несоответствия устройства и порядка деятельности Управления Межевой частью новым условиям названное управление Приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вместо него для объединения и направления деятельности местных межевых учреждений и землемерных организаций образован Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО).

Функции и организационное устройство отдела были определены в Положении об отделе, утвержденном Наркомом земледелия Л. JI. Коллегаевым 20 января 1918 г. Возглавлял отдел Совет в составе: заведующего, двух представителей от общества межевых инженеров и четырех человек от Всероссийского Союза землемеров. Заведующим отделом в 1918-1927 гг. был Н. П. Рудин, который в начале марта 1918 г. вместе с несколькими сотрудниками переехал ИЗ Петрограда в Москву.

Подбор основного рабочего персонала отдела, преимущественно из межевых инженеров, был завершен во второй поло-мине февраля 1918 г. С этого времени предварительная разработка и последующее осуществление мер по организации землеустройства фактически сосредоточились в ЦЗТО под руководством коллегии Наркомзема и Главного земельного совета (ликвидированного 9 августа 1918 г. Постановлением коллегии Наркомзема).

На Наркомзем Правительство возложило задачи по осуществлению земельной реформы в связи с национализацией земли, поэтому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовал также отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимущественно проведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее возможности колонизации (переселения).

В декабре 1918 г. состоялся Первый всероссийский съезд земельных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и выработан Проект положения о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденный 14 февраля 1919 г.

Уже 3 мая 1919 г. для осуществления намеченного и организации социалистического землеустройства при Наркомземе образован Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). Во главе отдела стоял заведующий и коллегия в составе руководящих работников отдела. 10 мая 1919 г. Наркомземом было также утверждено Положение о земельных отделах губернских, уездных и волостных исполкомов, которое определило структуру землеустроительных органов на местах.

Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства.

Подотделы землеустройства разделялись на отделение землеустройства, землемерно-техническую часть, земельно-учетное и переселенческое отделение, открываемое по мере необходимости.

В уездах землеустройство осуществлялось уездными земельными отделами исполкомов со структурой, аналогичной губземотделам. Исполнительным органом уездного земельного отдела являлся подотдел землеустройства.

На волостные земельные отделы возлагалось исполнение распоряжений высших земельных органов и содействие им в проведении в пределах волости необходимых мероприятий. Работающие в волости специалисты, командированные уездным или губернским земотделами или центральными отделами Наркомзема, участвовали в заседаниях волостного земельного отдела по касающимся их вопросам с правом решающего голоса. И наконец, возлагаемые на сельские советы обязанности по проведению в жизнь земельной реформы и организации сельского хозяйства на социалистических началах исполнялись ими под непосредственным контролем и руководством волостных и уездных земотделов.

Губернские мелиоративные (гидротехнические) или другие подотделы временно передавались подотделам землеустройства.

Поддержание постоянной живой связи между центральными и местными землеустроительными органами возлагалось Особым наказом от 19 мая 1919 г. на инструкторов по землеустройству, представляющих о своей деятельности на местах отчеты Центральному отделу землеустройства.

Предполагалось, что заведующими отделами и отделениями губернских и уездных землеустроительных и земельно-технических подразделений и их заместителями (помощниками) должны быть межевые инженеры или техники с высшей подготовкой по межевой или геодезической специальностям. В исключительных случаях, при невозможности подыскать кандидата с означенной подготовкой, допускалось должность заведующего и его помощника замещать техником со средней землемерной подготовкой.

Заведующие геодезическими и картографическими работами в губерниях, их помощники и геодезисты должны были назначаться Паркомземом из лиц, имевших высшую геодезическую подготовку. Все прочие должности по губернской землемерно-технической части могли замещаться лицами, прошедшими специальную землеустроительную подготовку по решению Наркомзема.

26 ноября 1923 г. было утверждено новое Положение о Наркомземе РСФСР и его местных органах (Сб. Указов, 1923 г., № 91. — с. 903), в котором основной особенностью было приближение аппарата земельных органов к крестьянскому хозяйству. Структура земельных органов должна была соответствовать основным чертам крестьянского хозяйства и просуществовала почти без изменений до начала перехода к массовой коллективизации (49).

Центральный их аппарат в 1924 г. состоял из отдела землеустройства Управления землеустройства и мелиорации Наркомзема (Управмелиозема). Начальником Управмелиозема был И. А. Миртов, впоследствии назначенный на должность ректора Московского межевого института. При ВЦИК была образована Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам для рассмотрения земельных дел в порядке обжалования решений предыдущих инстанций.

Отдел землеустройства состоял из трех подотделов: планового, земельной регистрации и земельно-технического; имел управляющего, помощника, секретаря и 6 районных уполномоченных для непосредственной связи с местными землеустроительными учреждениями, их ревизии и инструктирования. Всего в отделе работало 30 сотрудников, в том числе 26 специалистов по землеустройству.

4. Землеустроительные кадры

 

Создание системы землеустроительных органов с целью претворения в жизнь Декрета о земле и централизованного выполнения политических установок государства в области землепользования и землеустройства потребовало большого числа землеустроительных кадров. В это время стала четко прослеживаться тенденция разделения межевиков на два направления: землеустроительное (для осуществления земельной реформы, перераспределения земель, рационального устройства территории, образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании и т. д.) и геодезическое (для гонографо-геодезического и картографического обеспечения землеустроительных работ).

В этой связи наряду с Центральным отделом землеустройства при Наркомземе с 1919 г. начало функционировать также Высшее геодезическое управление как самостоятельный государственный орган по изучению территории России в топографическом отношении. Постановлением коллегии Наркомзема РСФСР от 3 марта 1921 г.

Для осуществления положений Декрета о земле правительство сделало ставку на ускоренную подготовку землеустроителей. По данным Наркомзема, для проведения земельных преобразований в России в 1919-1921 гг. требовалось не менее 4,5-5 тыс. землеустроителей со специальным образованием, фактическое же их число в 1919 г. было чуть более 3 тыс. человек.

Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте в 1917-1919 гг. составил только 17 человек, поэтому был взят курс на развитие землеустроительного образования, центром которого стал Московский межевой институт (преемник Константиновского межевого института).

Губернский (областной) аппарат состоял из 7 специалистов: заведующих отделом землеустройства, подотделом землеустройства, техническим исполнением, специалистов по земельной регистрации, спорным земельным делам, инструментальной камере, заведующего плано- и актохранилищем (архивариуса). При губернских отделах землеустройства состояли губернские ревизоры землеустройства и оперативный состав землеустроителей, разделяемых в зависимости от квалификации, стажа и способностей на три разряда, а также : юмлемеров-практикантов.

По данным на 1 июня 1924 г., всего по РСФСР без автономных республик в составе губернских аппаратов землеустройства работали 510 специалистов, числились 200 губернских ревизоров, а оперативный персонал составлял 3 244 техника с учетом как работающих по землеустройству трудового землепользования, так и по землеустройству госземимуществ и колонизационного фонда.

Уездный аппарат включал одного уездного землеустроителя при каждом уездном земельном управлении и еще по одному специалисту в некоторых уездах, всего 490 человек.

Следует заметить, что в 1914 г. состав технического персонала по землеустройству и межеванию в России был доведен до 7 200 человек. Кроме того, по государственным земельным имуществам, Переселенческому управлению и Удельному ведомству, а также занимающихся частным землемерным трудом в это время числилось еще около 4 000 человек. Таким образом, общий состав землеустроительного персонала был равен примерно 11 тыс. человек.

В 1923-1924 гг. наличный состав слагался из губернского аппарата — 510 человек, уездных специалистов — 490, губернских ревизоров — 200, участковых землеустроителей — 221, оперативно-технического персонала, состоявшего на постоянной службе, 3 244 человека и привлеченных в качестве сезонных работников (из безработных) и техников полевых районов Высшего геодезического управления — 876. Всего технического персонала по землеустройству числилось 5 541 человек.

Для усиления этого состава уже в 1924-1925 гг. предполагалось привлечь на постоянную службу 1 000 безработных специалистов (из них 876 на сезонную работу) и, кроме того, ежегодно привлекать молодых специалистов из Московского межевого института — 75 человек, землеустроительных факультетов Воронежского и Омского сельскохозяйственных институтов — по 20, из 26 техникумов — 400.

С 15 по 21 декабря 1927 г. отдел техникумов Главпрофобра Наркомпроса в Совещание приняло решение укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовое обеспечение землеустроительных техникумов, сочло необходимым расширить подготовку преподавателей для этих техникумов при Межевом институте и в других высших землеустроительных учебных заведениях, ликвидировать переподготовку и повышение квалификации преподавателей техникумов при губернских центрах как малоэффективные и открыть центральные курсы в Москве. Нецелесообразной признали подготовку землеустроителей среднего звена на краткосрочных спецкурсах; готовить их было рекомендовано в техникумах.

В целях приближения землеустроительной помощи к населению была организована участковая землеустроительная служба. Участковые землемеры-землеустроители руководили земельным и землеустроительным делом в пределах своего участка. На 1 мая 1924 г. был открыт 221 такой землеустроительный участок, а к 1927-1928 гг. их планировалось иметь 850.

Таким образом, в 1924 г. весь технический состав по землеустройству без центрального отдела землеустройства состоял из 4655 специалистов. По квалификации 5% этого состава (230 человек) имели высшее специальное землеустроительное образование, 35% (1 655 человек) - среднее землеустроительное, остальные 60% составляли лица с низшей специальной подготовкой, окончившие землеустроительные курсы или имеющие некоторые познания, полученные практическим путем.

К 1930 г. предусматривалось выпустить 10—12 тыс. землеустроителей, в том числе из вузов — 1 723, техникумов — 4 227, окончивших курсы — 4 050.

Для подготовки землеустроителей Наркомзем и Наркомпрос наметили следующие основные пути:

— увеличение числа специальных высших и средних землеустроительных школ с постепенной заменой оканчивающими эти учебные заведения лицами специалистов землеустроительной службы низшей квалификации;

— увеличение приема и выпуска из этих учебных заведений;

— открытие временных курсов по программам средних специ-ii.iiьных землеустроительных учебных заведений (от 2 до 8 мес.) для обучения землеустроительного персонала без квалификации;

— обучение землеустроителей на других курсах, способствующих повышению политической сознательности и профессионального мастерства, ликвидации политической безграмотности.

К последним относились организованные в 1924-1925 гг.:

— краткосрочные курсы политграмоты и аграрной политики для землеустроителей в губернских и некоторых уездных (окружных) городах;

— нормальные повторительные курсы продолжительностью 2-3 мес. при землеустроительных вузах и техникумах;

— постоянные курсы усовершенствования работников по землеустройству для лиц, занимающих старшие административно-технические должности (заведующих губотделами землеустройства, подотделами, специалистов губернского масштаба).

В 1928 г. в состав землеустроителей входили уже примерно 7 500 человек, из них 8% были лица с высшим специальным образованием, 52% — со средним специальным (бывшие землемерные училища и современные землеустроительные техникумы), 32% — с низшим специальным образованием (курсы) и 8% — без специального образования [48, с. 108-109].

 

 

5. Первый Земельный кодекс СССР

 

В 1921-1927 гг. крен в сельскохозяйственном производстве России был вновь взят на поддержку мелких крестьянских хозяйств. На основании решений XIII съезда Коммунистической партии по индивидуальному сектору произведены: устранение недостатков землепользования на площади 83,4 млн. га, разделение землепользовании крупных селений на площади 30,5 млн. га, ликвидация узко-, много- и мелкополосицы с разверстанием земель на поля севооборотов на площади 29,6 млн. га.

В условиях экономических преобразований 20-х гг. XX в. сохранилась значительная роль землеустройства для сельского хозяйства. Формулируя основные задачи землеустройства в период восстановления народного хозяйства страны, Д. Зайцев писал: Большое значение имеет вопрос землеустройства сельскохозяйственных коллективов. На него нужно на местах обратить особенное внимание. Ибо землеустройство в их экономическом развитии играет решающую роль, а до тех пор, пока не землеустроен тот или иной коллектив, он не может фактически организовать монопольный севооборот и перейти к интенсификации всего хозяйства".

Раскрывая пути земельно-хозяйственного строительства, член Наркомзема, профессор П.А. Месяцев указывал: "Землеустроитель, агроном и партийный работник - вот три силы, которые, действуя одновременно и в контакте, смогут обеспечить нормальные условия для быстрого развития производительных сил земледелия".

Все признавали важность земельного вопроса, а также то, что для проведения земельных преобразований нужен основной закон — Земельный кодекс.

В 1921-1922 гг. вопросы регулирования земельных отношений и землеустройства в России трижды обсуждались на всероссийском уровне: в декабре 1921 г. — на I Всероссийском съезде земельных органов по вопросам земельной политики и землеустройства, в феврале 1922 г. — на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов, в марте 1922 г. — на Всероссийском съезде агрономов.

Наркомзему было поручено разработать новый земельный закон, учитывающий все необходимые изменения, вытекающие из условий новой экономической политики и требований ускоренного развития сельскохозяйственного производства. В соответствии с этим в мае 1922 г. III сессией ВЦИК был утвержден Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК принят и с 1 декабря 1922 г. введен в действие Земельный кодекс РСФСР.

Уже в этом Земельном кодексе имеется специальная частьI о землеустройстве и переселении и самостоятельный раздел о землеустройстве.

В соответствии с этим Законом Российской Федерации землеустройство имело задачей упорядочение существующих землепользований и образование новых, соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности.

Кодексом установлены следующие землеустроительные действия:

а) отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также на особых условиях аренды, концессии и пр.) иным учреждениям, обществам и лицам;

б) образование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и перечисление угодий из одного фонда в другой;

в) изъятие земель для государственных и общественных надобностей;

г) установление городской черты;

д) раздел земель, состоящих в пользовании земельных обществ; выдел земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; разверстание всех или некоторых угодий земельного общества на хуторские либо отрубные участки; раздел земель обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов);

е) устранение или уменьшение чересполосности отдельных землепользовании, вклинивания и вкрапливания их, дальноземелья, неправильности очертаний границ и других недостатков землепользования;

ж) проложение, перемещение или упразднение дорог, предоставление водопоев и перемещение землепользовании, в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиорации);

з) распланирование сельских мест поселения; и) установление и изменение границ волостей.

Принято, что землеустроительные действия выполняются под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных землемеров-землеустроителей.

Землеустроительные действия производились по инициативе землеустроительных учреждений в следующих случаях:

а) образования и изменения состава земельных фондов специального назначения;

б) признания землеустроительными учреждениями необходимости немедленно устранить в том или ином районе недостатки землепользования, особо вредные по их влиянию на хозяйство или обостряющие земельные отношения; во всех же прочих случаях названные действия производились лишь по ходатайствам о том заинтересованных сторон.

Начиная с Земельного кодекса РСФСР (1922 г.), предусматривалось все землеустроительные действия осуществлять только на основании проектов землеустройства. При этом статьей 179 предписывалось производить землеустроительные дела к следующим стадиям:

1) возбуждение землеустроительного дела;

2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства;

3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков;

4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.

 

 

6. Коллективизация, организация землеустройства

 

С 1923 г. землеустройство касалось в основном вопросов создания условий для развития крестьянского хозяйства. В 1921-1927 гг. в индивидуальном секторе были устранены недостатки землепользования На площади 83,4 млн. га, разделены землепользования крупных селений на площади 30,5 млн. га, ликвидированы узко-, много- и мелкополосица с разверстанием земель на поля севооборотов на площади 29,6 млн. га.

Несмотря на сокращение числа коллективных хозяйств, в этот период в общественном секторе произведено земельно-хозяйственное устройство объединений с товарищеской формой землепользования на площади 4,4 млн. га, землеустройство совхозов и государственных земельных имуществ на площади соответственно 4,7 и 7,1 млн. га [30, с. 8].

Кроме этого, в период с 1921 по 1925 гг. выполнялись работы по можселенному, внутриселенному землеустройству и устройству государственных земельных имуществ.

Землеустройство колхозов за 5 лет было выполнено на площади 1.638 млн. гектаров. Внутриселенное землеустройство направлялось на проведение таких форм землепользования, которые готовили к совместному ведению хозяйства и облегчали кооперирование крестьян для подъема культуры земледелия. В этом отношении наиболее широкое распространение получило образование поселков и выселков на дальних землях и отвод земель частям селений. Такие работы были проведены за весь период на площади 8 381 тыс. гектаров. Они в значительной мере уменьшили дальноземелье и приблизили поля к хозяйству. Хозяйствам, переходившим на поселки, государство выдавало ссуды, они часто объединялись в кооперативные товарищества по совместному использованию машин, по выполнению мелиоративных работ и т. д. Устройство поселков на отдаленных землях способствовало расширению посевной площади, вовлечению в сельскохозяйственный оборот бросовых и залежных земель, улучшении обработки полей

Для подъема культуры земледелия большое значение имело также внутриселенное землеустройство по переходу целых селений на многопольные севообороты и широкие полосы. По РСФСР оно началось в 1922 г., до 1926 г. оно было проведено на площади 5 170 тыс. гектаров, преимущественно в Центрально-промышленном, Северо-Западном и Западном районах.

При выполнении землеустроительных работ за счет средств населения были установлены следующие ставки подесятинной оплаты [7, с. 87]:

а) за отвод земель учреждениям и предприятиям, состоящим на госбюджете — 50 коп. (золотом);

б) за отвод земель учреждениям, организациям и предприятиям, состоящим на хозрасчете, а также за исполнение землеустроительных работ группового характера (выдел земли селениям и частям селений; образование поселков и выселков и разбивка на поля — 75 коп. (золотом);

в) за исполнение работ по переходу к широкополосице — 1 руб. (золотом),

г) за исполнение работ по разверстанию целых селений на хутора и отруба — 1 руб. (золотом);

д) за исполнение работ по выделам участков отдельным домохозяевам, числом не более пяти, а также при единоличном землеустройстве в пригородных районах с огородной и садовой культурой — 1 руб. 90 коп. (золотом);

е) за оформление существующих землепользовании, не требующих землеустройства, в порядке регистрации с производством лишь необходимых землемерных действий — 40 коп. (золотом);

ж) за исполнение всякого рода земельных экспертиз — 1 руб. 50 коп. (золотом), за каждый рабочий день.

Сверх вышеуказанной платы с заинтересованных сторон взимались прогонные деньги для исполнителя работ по действительной стоимости из расчета в оба конца.

Указанные ставки включали также плату за изготовление землеотводных документов для выдачи их землепользователям Все работы в натуре население также должно было выполнять за свои средства.

Такие расходы населению были не по силам, в связи с чем землеустройство стало постепенно снижать свои темпы.

После образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства. В этот период важнейшим нормативно-правовым документом по землеустройству явились «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В инструкции 1928 г. по производству землеустроительных работ названы две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное. Последнее в свою очередь, разделено на четыре группы: а) землеустройство коллективных хозяйств; б) землеустройство групповое; в) землеустройство внутрихозяйственное; г) землеустройство обособленных хозяйств. В конце 20-х годов термин "внутрихозяйственное землеустройство" начал прочно входить в производственную, научную и учебную литературу по землеустройству.

Межселенное землеустройство одновременно охватывало по два или несколько селений и являлось прообразом современного межхозяйственного землеустройства. В процессе межселенного землеустройства производилось разграничение земель между смежными землепользователями, устанавливались их твердые площади и производилось, в случае необходимости, перераспределение земель.

Оно осуществлялось обычно по инициативе государства и за счет госбюджета. После завершения межселенного землеустройства и отвода земель пользователям, производилась государственная запись землепользования (земельная регистрация) с оформлением документов на отведенные земли для отдельных земельных обществ и хозяйств.

В ходе межселенного землеустройства устранялись также недостатки в размещении границ, производилось их спрямление, ликвидировались изломанность границ, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, чересполосица и др.

Внутриселенное землеустройство имело цель упорядочить использование земель внутри земельного общества или хозяйства. Его условно можно разделить на две категории: групповое и индивидуальное (по хозяйствам: коллективным, обособленным и другим).

Впоследствии групповое внутриселенное землеустройство стадо разновидностью межхозяйственного, а индивидуальное внутриселенное землеустройство объединено под одним наименованием внутрихозяйственное землеустройство".

Внутриселенное групповое землеустройство в России было связано также с наличием большого числа крестьянских хозяйств тяготевших к селам, а также обусловливалось необходимостью разбивки общинных земель для перехода к многопольному хозяйству и устранения внутриселенных недостатков в ис



2015-12-06 634 Обсуждений (0)
Углубленное землеустройство, Машинно-тракторные станции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Углубленное землеустройство, Машинно-тракторные станции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)