Структура, виды, сегментация рынка
Тема 4/1. Рынок: функции, структура 1. Рынок и условия его развития. 2. Функции рынка 3. Структура, виды, сегментация рынка 4. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка Рынок и условия его развития. Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки, как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером. К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. В современной неоклассической литературе используется определение, сформулированное франц. экономистом А. Курно и англ. экономистом А. Маршаллом: Рынок – это не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: Рынок– это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления). Рынок – это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: ОРТ и экономическая обособленность товаропроизводителей. К условиям существования (функционирования) рынка относятся: - экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами; - наличие конкуренции; - достоверная информация о рынке; - право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги; - определенный избыток предложения над спросом; - свободный вход и выход; - наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг Функции рынка Рынок выполняет следующие функции: - ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения; - информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке; - посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. - регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке; - стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП; - санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны. Структура, виды, сегментация рынка Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру. Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка: - по объектам (экономическому содержанию) следует выделять: 1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок); 2. рынок рабочей силы; 3. финансовый рынок; 4. валютный рынок; 5. рынок информации; 6. рынок средств производства; 7. рынок патентов и лицензий. - по субъектам различают: 1. рынок покупателей; 2. рынок продавцов; 3. рынок гос. учреждений; 4. рынок посредников. - по географическому (территориальному) положению различают: 1. местный (локальный); 2. межрегиональный; 3. республиканский; 4. международный. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок; - по степени зрелости: 1. развитый; 2. формирующийся; 3. монопольный; 4. олигопольный. - по правовому признаку: 1. легальный (официальный); 2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый». - по отраслевому признаку: 1. автомобильный; 2. сельскохозяйственный; 3. нефтяной; 4. компьютерный; - по характеру продаж: 1. оптовый; 2. розничный. Из структуры можно выделить следующие виды рынков: * Рынок товаров и услуг. В эту группу входят: - рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); - рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных); - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения; * Рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки капиталов; - рынки труда (рабочей силы); - рынки земли; * Финансовые рынки. К ним относятся: - кредитные рынки; - инвестиционные рынки; - фондовые рынки (РЦБ); - валютно – денежные рынки; * Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии). В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях. Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов). Основными из них являются: * географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям; * демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу; * психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам; * поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |