Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Герберт Спенсер (1820-1903) – представитель натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом», «Социология как предмет изучения»



2015-12-06 514 Обсуждений (0)
Герберт Спенсер (1820-1903) – представитель натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом», «Социология как предмет изучения» 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные направления в истории социологии

1. О.Конт – родоначальник социологии.

2. Социологические взгляды Г.Спенсера.

3. Социально-экономические взгляды К.Маркса.

4. Социологизм Э.Дюркгейма.

5. Социология Г.Тарда.

6. Социология Дж.Мида.

7. Социологическая теория П.Сорокина.

8. Социология М.Вебера.

9. Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс и Р.Мертон).

10. Развитие социологической мысли в России.

Огюст Конт (1798-1857), основной труд «Курс позитивной философии».

На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. Ф.Энгельс считал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы подчеркивают оригинальность концепции Конта.

Создавая новую науку, О. Конт рассуждал примерно так: для того, чтобы познать общество во всем многообразии его проявлений, философии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая занималась бы обществом не наряду с другими вопросами, а специально, посвятив все внимание только им. Для того чтобы состоялась новая наука об обществе как самостоятельное знание, ей нужно отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный. Но вначале, пока своих методов нет, социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.

О. Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание.

Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому, по сложности предмета исследования, по характеру связи с практикой. В результате науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химии, биология, социология.

О.Конт подразделял социологию на две части – социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика – это анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии.

Социальная динамика – это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль других факторов (климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным факторам – духовным, умственным.

 

Герберт Спенсер (1820-1903) – представитель натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом», «Социология как предмет изучения».

Спенсер высоко ценил «Происхождение видов» Ч.Дарвина.

Спенсер впервые использовал понятия «структура», «функция», «система», «социальный институт».

Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический (изменения космических систем), органический (возникновение растительного и животного мира) и надорганический (появление человека). Все они подчиняются общим законам.

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество как и биологический организм наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы).

2. Рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.

4. Происходит постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций.

Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляющих структуру социальной системы. Так, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров, транспорт – сосудистая система.

 

Э.Дюркгейм (1858-1917),«Правила социологического метода».

Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется по сей день, провел глубокий анализ проблемы самоубийства, который и сегодня служит классическим примером того, каким должно быть социологическое исследование, заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей актуальной ценности. Его учение о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошло в золотой фонд мировой социологии.

По мнению Э.Дюркгейма, социология должна быть просто социологией, отказавшись от эпитетов «позитивная», «эволюционная», «спиритуалистическая». Ей не нужно принимать сторону какой-нибудь метафизической гипотезы. «Она требует только признания, что социальные явления подчинены закону причинности». В исследованиях Э.Дюркгейм признавал только социологический способ объяснения социальных явлений, исключая все другие («социологизм»).

В социально-философской концепции Э.Дюркгеймасоциология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией.

Э.Дюркгейм вводит новое понятие «социальный факт».

Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.

В своем труде «Самоубийство» (1879) Э.Дюркгейм доказал, что самоубийство у разных социальных групп, представителей различных религиозных течений неодинаково. Чем выше уровень интеграции, тем ниже уровень самоубийств. По этой причине, считал Э.Дюркгейм, у протестантов выше уровень самоубийств, чем у католиков.

Э.Дюркгейму удалось раскрыть сущность понятия «разделение труда». Понятие разделение труда, данное Э.Дюркгеймом, не совпадает с определением, данным экономистами. Какой смысл в это понятие вкладывал ученый? «Суть такого явления, как разделение труда, - писал Э.Дюркгейм,- заключается в разделении функций, бывших ранее общими».

 



2015-12-06 514 Обсуждений (0)
Герберт Спенсер (1820-1903) – представитель натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом», «Социология как предмет изучения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Герберт Спенсер (1820-1903) – представитель натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом», «Социология как предмет изучения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)